Свежепривезенные из дальневосточных регионов треска, лосось, минтай должны были заполнить местный рыбный рынок к началу этого года. Больше двух лет назад ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" (ННР) выступило с решительными планами о строительстве в Саратове холодильного терминала мощностью 10 тыс. т. Государственное предприятие предполагало направить на объект собственные средства и привлечь кредитные ресурсы. Громкие и многообещающие заявления словно хотели казаться неправдоподобными.
В Лондоне дешевле
Очень и очень непростым назвал Президент Дмитрий Медведев инвестиционный климат в стране. Основную долю инвестиций составляют бюджетные средства, часть банковского кредитования здесь намного меньше, чем хотелось бы, да и общий рост вложений в развитие отечественной экономики нельзя назвать стремительным. Совершенно очевидно, что в России не работают инвестиционные шаблоны благополучной мировой практики, а те схемы, которые здесь применяются, имеют неповторимый, искореженный национальной действительностью рисунок. Местные особенности также влияют на этот самый климат. Широко известная фраза крупного бизнесмена, высказанная во время диалога с саратовским чиновником стала афоризмом: "Построить объект в Лондоне гораздо дешевле, чем в Саратове". Печальная инвестиционная история Саратовской области имеет перечень мировых брендов, которые приняли решение строить заводы и фабрики в соседних регионах. Потому утонувшие заявления о строительстве холодильного терминала в Саратове не удивили. И все же, этот проект несколько отличался от других заявлений. Хотя бы тем, что инвестором выступало федеральное унитарное государственное предприятие. "Национальные рыбные ресурсы" планировало направить на объект 1 млрд собственных рублей и 8,5 млрд привлеченных, заимствованных под 15% годовых с учетом возможного субсидирования части процентной ставки из бюджета РФ. Речь шла о том, что затраты должны окупиться в течение 3-4 лет. Так называемый, прогнозируемый индекс рентабельности проекта был оценен в 1,1, что, по мнению специалистов, весьма неплохой показатель. Директор "НРР" Олег Миронов убеждал, что сеть холодильных терминалов позволит создать в стране интегрированную систему доставки продукции до потребителя. То есть из тех регионов, где идет рыбодобыча, на "внутренние" территории страны.
В апреле 2009 года эта информация активно комментировалась. Руководитель центра общественных связей Федерального агентства по рыболовству Александр Савельев говорил о высоком спросе на современные холодильные емкости. "Около 90% действующих в России хладокомбинатов построены 30-50 лет назад. Они давно не соответствуют современным требованиям: износ оборудования составляет 50-70%". Как водится, обращалось внимание на удачное географическое расположение города - на пересечении торговых путей в Юго-Восточную Азию. Напомним, что ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" создавалось при участии Росрыболовства.
Проект одобрил Кирилл Семенов, на тот момент министр инвестиционной политики. Он рассчитывал на дополнительные инвестиции, налоги, рабочие места.
Пока гремит гром
Напомним, что холодильный терминал для хранения рыбы планировалось построить к 2011 году. То есть, сегодня с полной уверенностью можно говорить о том, что проект не состоялся. И, видимо, холодильная стройка замерзла еще на этапе намерений. Потому как в реестре проектов областного министерства инвестиций никакого упоминания о терминале нет. В ведомстве вообще не имеют никакой информации об этих планах.
Можно предположить, что шум по поводу создания логистической сети возник после небывалого "урожая" горбуши. В 2009 году большой улов сильно обострил проблемы транспортировки и хранения партий рыбы. Трудности пережили и успокоились. То есть несколько упростили национальную традицию - крестились исключительно в тот период, пока гром гремел. Впрочем, и тогда не сильно утруждались. Есть повод думать, что потребность в Саратов". Вот например, представитель Росрыболовства в комментариях в 2009 году утверждал о необходимости новых холодильных установок. А в наступившем году в агентстве сообщили, что информация о необходимом объеме холодильных установок для приема и хранения рыбной продукции в Саратовской области отсутствует. Причем связано это с тем, что промысел осуществляется частными предпринимателями.
Вот и в программу "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах" холодильный терминал в Саратове не вошел. Между тем, в рамках программы запланированы строительство и реконструкция 58 рыбоводных объектов в 27-ми регионах страны. Финансирование ФЦП - около 62 млрд руб.
Руководитель центра общественных связей агентства Александр Савельев пояснил, что громкие заявления в 2009 году звучали для того, чтобы привлечь бизнес к строительству объекта. Собеседник подчеркнул, что Росрыболовство заинтересовано в развитии инфраструктурных проектов, поэтому агентство создает условия для развития различных секторов отрасли. "Однако, эти громкие заявления не были услышаны ни саратовским бизнесом, ни каким то бы ни было еще. И об этом можно только сожалеть".
Если Александр Савельев не лукавит, то это очень невнятный способ привлечения инвестора. В нем отсутствует основное требование к содержанию проектов - это четкие условия для участия бизнеса. Надо ли удивляться, что подобное иносказательное приглашение инвесторов не сработало. В областном мининвесте подтвердили, что подобная практика как минимум вызывает вопросы.
Столичный чиновник все-таки сделал некоторый акцент на неблагополучном инвестиционной имидже Саратовской области. Он отметил, что в Воронеже идею приняли и начали строить холодильный терминал. В Калининграде же крупнейшее холодильное хранилище уже сдано в эксплуатацию.
Есть мнение, что инвестиционная картина на рынке рыбы и рыбных изделий, при его несомненной финансовой привлекательности, осложняется значительной долей теневого сегмента, слабыми мерами контроля, размытыми границами полномочий курирующих структур, несовершенство нормативной базы. В Саратовской области, к примеру, отсутствует информация об имеющемся объеме холодильных мощностей. Ни одно ведомство не имеет таких сведений. Кроме того, не совпадают оценки общего объема вылова рыбы на территории области.
За и против
При твердом убеждении столичных функционеров в необходимости сети холодильных терминалов, местные эксперты высказывают в этом определенные сомнения.
Глава гильдии оптовой торговли при ТПП Сергей Жуков объясняет: "Особой необходимости в строительстве терминала нет. Дело в том, что в сфере оптовых поставок рыбы работают лишь одна-две крупные компании и только через Москву. Потому что возможности выходить на прямые поставки у наших предпринимателей нет - там надо подтверждать большие объемы. Ведь столичные компании делают предоплату непосредственно на траловый флот. При такой схеме в Саратове достаточно емкостей для хранения рыбы. Если не ошибаюсь, 2 тыс. т. вмещают установки предприятия "Саратоврыба", есть холодильные мощности на Сокурском тракте. При появлении же терминала возникнут вопросы - что в них закладывать, кто будет осуществлять эти поставки и как закладывать, то есть омертвлять деньги".
Такое же мнение высказал начальник отдела использования водных биоресурсов областного комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Павел Колпаков. "Мы живем не на морях - у нас в целом по области вылавливается от силы 2 тыс. т. При этом рынок рыбы не пустует, значит, имеющихся холодильных емкостей достаточно".
Руководитель Саратовского межрайонного отдела рыбоохраны Александр Бутов: "Я считаю, что смысла в таких больших терминалах нет. У нас не будет столь крупных объемов потребления мороженной рыбы потому, что есть свежая. До 1 тыс. т. добывается рыбаками-любителями. Определенный круг потребителей обеспечивается за счет рыборазведения. Наш рынок до терминала еще не дорос".
Директор предприятия "Путь рыбака" Сергей Просолов говорит: "Я бы не стал пользоваться услугами терминала. У меня есть холодильники на 3 и 20 т. Холодильные мощности есть у всех крупных участников рынка. Доступна и аренда холодильных установок на рынках. Но обычно мы продаем свежую рыбу - она наиболее востребована населением. Замораживаем лишь то, что не продали".
Однако, руководитель предприятия "Новый путь" Андрей Терентьев отдал свой голос за расширение холодильных мощностей. "Эти мощности стали бы полезными для крупных рыбодобытчиков. Те коммерсанты, которые занимаются переработкой морской рыбы, обеспечены холодильными установками. А для рыбаков их не достаточно. Поэтому продаем только свежую рыбу и чтобы реализовать ее - отдаем за копейки. А если бы грамотно заморозили часть крупных уловов, получили бы приличную прибыль от продажи в межсезонье. У меня холодильник рассчитан на 12 кубов, а суточный вылов - до тонны рыбы".
Охлажденной рыбы в Саратове не будет
По мнению экспертов, пустующим сегментом на региональном рыбном рынке являются продажи речной охлажденной рыбы. Причем эта проблема не обещает быть решена в ближайшее время. В отделе рыбоохраны утверждают, что местных ресурсов для заполнения этой ниши не достаточно. А поставки из Астрахани не выдерживают допустимого временного интервала (4-6 час.). Поставщиком этого вида продукции могли бы стать рыбоводческие хозяйства, но это опять же вопрос времени.
Оптимальную насыщенность рынка, считают в рыбоохране, демонстрируют низкие цены. "Если бы предложение было ограничено, цена рыбы была бы высокой. Сейчас же рыба в Саратове самая дешевая в Приволжском округе. В Волгограде, где уровень жизни не выше, чем в Саратове, цены выше на 30%".
Собеседники считают неперспективным расширение рыбных прилавков в супермаркетах. Андрей Терентьев: "Сетевые магазины с местными рыбаками не работают. Они выдвигают огромные требования. Надо доставлять рыбу определенного вида, веса и к определенному часу. За нарушение этих пунктов накладывается штраф. А деньги супермаркеты перечисляют через 20 дней по безналичному расчету".
Александр Бутов: "Для супермаркетов торговля речной рыбой является затратной и малоприбыльной. Для нее нужен отдельный холодильник".
В разряде спорных стоит и идея о создании сети рыбных магазинов океан. Сергей Жуков считает: "Дальше разговоров этот проект не пойдет. Для специализированного магазина нужен широкий ассортимент - свежая, консервированная, вяленая, копченая. А торговать в рамках узкого направления трудно. Нужно время и деньги. К тому же будет достаточно трудно конкурировать с имеющимися рыбными магазинами".
Сергей Просолов: "Создание сети магазинов "Океан" реально. Но нас - поставщиков надо будет заинтересовать выгодными условиями".
Несмотря на то, что мнение потребителей о низком качестве рыбной продукции стало дежурным, специалисты областного управления "Роспотребнадзора" показывают достаточно благополучную статистику. За прошлый год было проведено 77 проверок. Из 136-ти взятых проб неудовлетворительными оказались 3. В одном из образцов была превышена допустимая доля глазури.
По мнению санитарных врачей, грубейшие нарушения правил и норм реализации рыбы допускались на стихийном рыбном рынке в Мирном переулке. Сейчас уличная торговля с прилавков ликвидирована. Теперь торговцы торгуют украдкой с машин.
При категоричной оценке участников рынка по поводу строительства терминала в Саратове нельзя отрицать, что внешний вид, сохранность питательных веществ доставленной в центральные регионы морской рыбы была бы выше при исключительных условиях заморозки и хранения. Но они не создаются "на глазок". Грамотное же выстраивание сети инфраструктурных объектов с изучением всех тонкостей схем поставки, спроса значительно бы улучшило и многострадальный инвестиционный климат.
Справка
По данным Саратовского межрайонного отдела рыбоохраны, в правобережье области и в Волгоградском водохранилище вылавливается 3 тыс. тонн рыбы в год. В правобережье - 1,5-2 тыс. т. Около 5 тыс. т. вылавливают производители в частных прудах и в местных водоемах.
Из Астраханской области ввозится около 5 тыс. т. рыбы. Партии рыбы поступают и из Ростовской области.
Татьяна Гордеева
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....