Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Лиричные "пирожки" Рунета. "Бобры загрызли Буратино"

  • 12:35, 19 сентября 2014
  • Комментариев[0]
"Пирожки", "порошки" и другие формы сетевой поэзии: интервью создателей знаменитого сообщества четверостиший без рифмы, но со смыслом.
Лиричные "пирожки" Рунета. "Бобры загрызли Буратино"

Создатели стихотворного сообщества "Пирожки" рассказали "Газете.Ru" о бытовой стороне поэзии, "порошках", "дзене" и о том, как четверостишие может заменить собой психотерапевта.

"Пирожки" — это четверостишия, написанные четырехстопным ямбом, строчными буквами, без знаков препинания и с отсутствием явных рифм. Появились они в 2003-м благодаря блогеру alcogol. Пережив сообщество в "Живом журнале" на livejournal.com, создав свой сайт и прочно обосновавшись в соцсетях, за 11 лет "пирожки" стали настоящим фольклорным жанром. Основатели самого посещаемого "пирожкового" паблика во "ВКонтакте" — они представились как Костантин и Роман, — рассказали "Газете.Ru" о том, как сочинить хороший "пирожок", стоит ли писать пирожки про Украину и Путина, а также про цензуру и нецензурное.

— Как начинались "пирожки"?
Константин:
"Пирожки" придумали до нас, мы просто вовремя на них наткнулись. В соцсетях ничего крупного, посвященного "пирожкам", на тот момент не было, и мы оказались в числе первооткрывателей.

Роман: Как-то мне попались в сети с десяток довольно оригинальных четверостиший: рифмы в них не было, автора — тоже. Буквально за пару минут, не думая, создал публичную страницу без названия и покидал все, что смог найти, чтобы просто не забыть и поделиться с друзьями.

— Что случилось с конкурентами?
Константин:
Примерно в одно время с нами стартануло еще с пару-тройку "пирожковых" пабликов, но мы их заметили только к зиме, когда они, равно как и мы, подбирались к 20–30 тыс. подписчиков. К этому моменту мы уже ввели стандарты авторских подписей, конкурсов, много публиковали своего, создали из желающих целый коллектив, который помогал начинающим авторам. А посты публиковали буквально вручную.

Роман: До сих пор помню, как с Костей гордились второй тысячей. Да и до сих пор не устали радоваться за читателей (а их стало больше 380 тыс.), которых мы познакомили с "пирожками", не говоря уже об охвате в несколько миллионов в месяц.

— Как сложились взаимоотношения с теми, кто стоял у истока "пирожков" и затем пришел к вам?
Константин:
Мы сделали все, чтобы им было комфортно присоединиться к нам, и оказалось, что большинству из них этого более чем достаточно. Через некоторое время другая их часть потребовала у нас рекламу одного из своих сайтов — для голосов в конкурсе интернет-проектов.

Роман: У нас же ни разу не было рекламы: мы просто уважаем своих читателей и сразу договорились, что наш паблик будет оплотом творчества, а не рекламой поддельных часов и китайских кроссовок. Более того, мы периодически ищем проекты, вместе с которыми организуем конкурсы с ценными подарками для наших авторов и читателей. Недавно вот в членах жюри одного конкурса был композитор Максим Дунаевский.

Константин: При этом не стоит забывать, что помимо авторов у нас есть замечательные художники, которые делают иллюстрации к нашим четверостишиям. Так, недавно иллюстрацию нам нарисовал очень популярный в последнее время художник Gudim.

— Как вы сейчас работаете с вашими авторами?
Константин:
К нашему авторскому коллективу может присоединиться любой желающий — при наличии должного вкуса, естественно. Для этого нужно прислать два своих "пирожка" в этот аккаунт на наше рассмотрение.

Это, по-моему, самый сложный этап: как оказалось, не каждый может самостоятельно убедиться даже в правильном количестве слогов по строчкам.

Роман: Казалось бы, да? Четыре строки, ямб, а сколько нюансов. Да и что может быть приятней, чем когда твоя форма творчества не консервируется в столе, а находит такое количество отзывчивых читателей.

— Как отличить старого автора "пирожков" от новичка?
Константин:
Старые авторы намного жестче придираются к текстам, на основе чего возникают жаркие дискуссии. У опытных авторов уже сложился свой собственный вкус и стандарты качества. Так, например, подразумевается, что в "пирожках" должен быть "разрыв шаблона", "инсайт" или "дзен". А что это такое, объяснить очень трудно, почти невозможно – это приходит с опытом.

— Сами бы как охарактеризовали этот... "дзен"?
Роман:
"Дзен"? Понятия не имею. Никто, думаю, точно не скажет: это очень субъективно. Я бы назвал это послевкусием, когда "пирожок" тут же отражается в тебе тем или иным эмоциональным оттенком.

— А как вообще сочинить "пирожок"? Сможете прямо сейчас, например?

Константин: Сочинить хороший "пирожок" – это как написать картину: нужно и чувство вкуса, и хорошие творческие навыки, и муза, и куча всего. При этом столпом стоят неизменные правила – четырехстопный ямб, 9-8-9-8. Это, пожалуй, единственное ограничение, однако многим даже разобраться с ними не удается. Сочинить же хороший "пирожок" на ходу мне не под силу, да и мы с Ромой не авторы по большому счету, у нас другая функция. Так, иногда балуемся, но не более.

— A как вообще думаете, является ли "пирожок" поэзией? Или это холодный расчет: всегда один размер – ямб, девять-восемь слогов, четыре строчки?

Роман: Мне кажется, главное в поэзии, как и в "пирожке", – это пережитый личный опыт. Вспомнилась строка из "Лилички" Маяковского:

Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.

Если это не пережить, то я не верю, чтоб случайными словами можно было так выразительно передать порыв. Другое дело, что не каждый опыт однозначно считывается, но в этом и есть изюминка "пирожков".

— Все ли, кто пишут "пирожки", могут называть себя поэтами?

Константин: Я, как уже говорил, не поэт. Пишу "пирожки" только для забавы.

Роман: Я тоже себя поэтом не считаю. Но написание "пирожков" хорошо развивает чувство здоровой самоиронии, умение по-другому посмотреть на ситуацию, ведь "пирожок", по сути, чаще всего предлагает решение каких-то жизненных проблем, выход.

Пока ты не можешь обозначить какую-либо проблему, ты ее не решишь. Ее нужно проговорить, найти какое-то определение, чтобы она стала осязаемой. И я думаю, инструмент "пирожков" как раз помогает людям выразить эту проблему в словах, чтобы дальше понимать, как ее ухватить, за что.

— "Пирожок" вместо сеанса у психотерапевта?

Константин: Хороший слоган. Действительно, самоирония, сатира, признание каких-либо проблем даже через поэзию способны помочь человеку в их решении. Да и хорошее настроение еще никому не мешало. При этом бывают весьма жесткие "пирожки" об очень серьезных вещах. Но они же ведь тоже помогают людям увидеть проблему, а признание проблемы – это уже половина ее решения.

— Есть ли какая-то эволюция тем за те годы, которые существует ваш паблик? Меняется ли содержание "пирожков"?

Роман: Мне кажется, темы еще не менялись. Иногда мы можем запостить что-то хорошее из 2011 года, что я бы и сегодня с удовольствием прочитал. Вообще "пирожки" даже внутри одного дня очень разные. Что касается тем, то здесь всё вместе: говоря о животных, можно сказать о Путине. Упомянув Путина, можно обрисовать бытовую ситуацию с детской игрой. Сразу вспомнил из первого:

вот улечу владимир думал
переодевшись журавлем
кто ж поведет лосось на нерест
цикад научит стрекотать (Вадим Ковалев)

— А конфликт на Украине?

Роман: Стараемся не отставать от последних событий. Есть какие-то вечные темы, а есть насущные. Был очень хороший "порошок" (соседний жанр с усеченной последней строкой, которая рифмуется со второй) про Майдан, в мае опубликовали:

не для несчастья и раздора
не для стрельбы огня и ран
а для любви всем нам всевышним
май дан
© Михаил Гаевский

Здесь стоит напомнить один момент: у нас система публикации такова, что мы сами выбор тем практически не контролируем, весь отбор происходит по количеству откликов самих авторов.

Роман: Нет, вообще никакой. Мат мы не приветствуем, и авторы с нами солидарны, но без него в каких-то случаях не обойтись. Но все же чем тоньше ирония, тем она сильней.

Константин: Если мат используется вследствие ограниченного словарного запаса – это одно. Когда же мат добавляет искры, выполняет экспрессивную функцию, тут никто возражать не станет.

— Никогда не находили подобные "пирожкам" белые стихи у классических поэтов?

Роман: Да, мне однажды стало интересно, когда был написан первый "пирожок". Посмотрел много литературы, нашел в балладе Карамзина «Раиса» четверостишие:

С ее открытой белой груди,
Язвимой ветвями дерев,
Текут ручьи кипящей крови
На зелень влажныя земли.

1791 год, по форме – чистый "пирожок", а содержание – оно диктуется временем, и "дзен" вчера – уже "не дзен" сегодня.

— Смогли бы сформулировать литературную ценность "пирожка", некий его культурный код?

Роман: Мне кажется, "пирожок" как форма поэзии – самая содержательная. Каждый "пирожок" — целая история. Строгие рамки (всего четыре строчки) заставляют рассказать эту историю от начала до конца парой фраз – это концентрирует впечатление.

Именно из-за этой краткости и рождается послевкусие, когда ты прочитал быстрее, чем осознал, которое порой нельзя извлечь из большого рассказа на сотню страниц. "Пирожки" соединяют в себе два качества: они, по сути, знакомят читателя с бессчетным множеством жизненных опытов, которыми хочется поделиться; кроме того, они емкие, поэтому делиться ими очень удобно. Думаю, это самая мобильная форма поэзии на сегодняшний день.

Как-то мы установили, может быть немного высокопарно, статус «пирожков» – поэзия современности. Мне кажется, современность по сути своей не поэтична. И такая форма, как "пирожок", — очень точное отражение современной жизни. В каком другом жанре люди напишут о том, как они отправляют смс, загружают вещи в стиральную машину, ходят на выборы или влюбляются, так, чтобы это было действительно красиво, выразительно, остроумно, цепко, иронично и актуально? "Пирожки»"с этим хорошо справляются

Константин: По сути своей, все "пирожки" – это есть одна большая история, объединяющая жизни сотен людей воедино.

Роман: При этом четверостишия зачастую связывают несколько имен, переходящих из одного "пирожка" в другой. Самые популярные – Олег, Зухра и Оксана: они очень хорошо ложатся на ямб. Но на деле за этими именами может стоять каждый из нас.

— Кроме классического "пирожка", есть "порошок" и другие короткие формы. Не боитесь, что "пирожок" может умереть как форма, видоизмениться окончательно?
Константин:
Нет, вот уж за что, а за "пирожок" мы не боимся, ибо все эти формы не взаимозаменяемы. Все эти жанры гармонично сосуществуют сами по себе, и каждый имеет свою черту, непохожую на другие. Так, "пирожки" более основательны и лиричны, в то время как "порошки" резкие и хлесткие.

— Какое будущее у "пирожка"?

Константин: Мне представляется, что технологии будут как-то отражаться на поэзии в целом. Творчество как форма самовыражения сейчас все больше и больше размывается, теряются рамки и границы. Даже сейчас уже есть множество различных мобильных приложений и технологий, которые помогают что-то творить без особых на то талантов. Но, надеюсь, что "пирожок" при этом не изменит хотя бы свою форму.

Роман: Что касается будущего нашего проекта, прямо сейчас мы делаем интернет-издание — думаю, проект будет готов в начале следующего года; до этого интервью никто, к слову сказать, о нем пока не знал. Оно не столько связанно с "пирожками", сколько с нашей аудиторией, одной из самых пишущих и читающих в соцсетях. Издание будет устроено по этому же нами успешно освоенному принципу: любой желающий сможет написать материал о том, что в данный момент его волнует, или о том, в чем хорошо разбирается, а статья займет место в соответствии с оценкой читателей. Более того, на качественных статьях и толковых материалах там можно будет хорошо зарабатывать. Думаю, такой инструмент самовыражения оценят не только наши авторы — более того, не только пишущие на русском.

 "Пирожки"

андрей любил немного выпить
а много выпить не любил
но заставлял себя надраться
железной воли человек
© ЛС

я не прошу от вас заботы
лишь уходя гасите свет
который вы во мне включили
с ним очень трудно засыпать
© Цай

я женщинам не доверяю
они коварны и хитры
они на ногти клеят ногти
рисуют брови на бровях
© О-ё & Шел

то нету силы есть работа
то нет работы сила есть
то есть и сила и работа
а нужен косинус угла
© broad

олег с оксаной жили вместе
сто долгих и счастливых лет
в прекрасном домике у моря
что у оксаны в голове
© Цай

Автор: Полина Щербакова, "Газета.Ru"
Похожие материалы
  • 29.03.2024, 13:54 Мужчины в саратовских деревнях тратят вдвое больше трафика по вечерам, чем женщины - билайн

    Жители небольших сел и деревень Саратовской области чаще всего пользуются интернетом в будни, а особенно активно - по средам и пятницам. В выходные же они предпочитают отдыхать от глобальной сети.

  • 15.09.2020, 10:46 Травля XXI века. Психологи дали советы жертвам школьного буллинга

    Цифровой век изменил наш образ жизни, ускорил ее ритм, заставил забыть о многих проблемах "докомпьютерной эры". Но некоторые явления, увы, адаптировались к новым условиям и даже получили современное звучание. Например, агрессивное давление на человека в коллективе раньше было травлей, а теперь есть термин "буллинг". Травля XXI века может перемещаться из реальной среды в виртуальную и обратно, делая жизнь человека невыносимой почти круглосуточно. От этого особенно страдают школьники. Но и возможностей справиться с ситуацией в наши дни стало немного больше, чем, скажем, у родителей нынешних старшеклассников (опять же благодаря информационным технологиям). Как сегодня выглядит буллинг и как с ним бороться - в обзоре "СарБК".

  • 08.09.2020, 13:06 Сергей Эмдин: "Мы создаем альтернативу существующим решениям на рынке"

    Генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин провел встречу с журналистами макрорегиона "Черноземье". К традиционной пресс-конференции в Орле по видеосвязи присоединились представители ведущих СМИ Саратова и Белгорода. Встреча началась с просьбы журналистов подвести итоги работы компании и телекоммуникационной отрасли в целом во время пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений. Приводим наиболее яркие фрагменты ответов Сергея Эмдина на этот и другие вопросы.

  • 20.07.2020, 16:15 Tele2 подвела промежуточные итоги работы в Саратовской области

    Пять лет назад Саратовская область стала первым регионом, в котором Tele2 запустила сеть в коммерческую эксплуатацию под своим брендом после интеграции с "Ростелекомом". На видеоконференции директор саратовского филиала Tele2 Дмитрий Бобаков рассказал журналистам о реализуемых проектах компании и планах на ближайшее будущее.

  • 25.06.2020, 08:22 Дмитрий Лебедев (Билайн): Мобильную связь и интернет надо использовать в качестве точки роста экономики

    Саратовские компании постепенно возвращают сотрудников с режима удаленного доступа и подводят итоги беспрецедентного опыта. И к этому разбору полетов интересно привлечь экспертов, которые испытали процесс перевода сотрудников на дистанционный режим работы на себе еще несколько лет назад, причем по собственной инициативе. В компании "ВымпелКом" (торговая марка Билайн) система удаленной работы "BeeFREE"1 поэтапно вводилась с 2016 года. Именно этот опыт, который был представлен как пакет решений, стал востребован отечественным бизнесом с началом эпидемии коронавируса в стране. О цифровизации рабочих процессов во время самоизоляции и о выходе из кризиса с помощью новейших технологий мы разговаривали с руководителем по развитию корпоративного бизнеса в Саратовском кластере компании Дмитрием Лебедевым.

Новые материалы
  • 17.05.2024, 14:35 Заметки киномана. Гай Ричи и "Министерство неджентльменских дел"

    Новый фильм Гая Ричи - это "Бесславные ублюдки", только с кораблями и в более экзотических локациях. Что не отменяет того, что это очень развлекательное шоу. Так что любителям авантюрных историй стоит посмотреть его хоть в кинотеатре, хоть на стриминге.

  • 13.05.2024, 15:48 Глава минцифры Саратовской области Владимир Старков: Карта жителя обойдется региону в один рубль

    Сфера информационных технологий продолжает отвечать на череду вызовов, возникших в связи с пандемией, дефицитом кадров, антироссийскими санкциями. При этом, образно выражаясь, коней (импортное программное обеспечение) меняют прямо на переправе, так как прогресс движется вперед. Его развивают наука, бизнес, госструктуры. Территории страны ведут негласную борьбу за титул лидера цифрового развития. К слову, не часто можно услышать, что Саратовская область имеет самую высокую (если не считать Дальний Восток с его расстояниями) протяженность оптоволоконных каналов связи и стала второй по охвату населенных пунктов мобильной связью и интернетом во втором этапе проекта устранения цифрового неравенства. О том, как в регионе развиваются остальные процессы, в том числе появление новых сервисов, мы беседовали с министром цифрового развития и связи Саратовской области Владимиром Старковым.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 19 сентября 2014
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x