Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Даешь сдачу! Лидеры по мелочи

  • 07:00, 23 мая 2011
  • Комментариев[0]
Например, мне она обошлась в 20 руб. за неделю. Именно на столько обогатились за мой счет сетевые магазины, путем округления — сдачи и дурочки, то бишь меня. Кассиры как будто и сами не рады этакой оказии - "в регионе отмечается дефицит мелочи", вздыхают они. Центробанкт отрицает: мелочи достаточно, только оседает она не в кассах, а в копилках бережливых граждан; и просят вернуть медяки в оборот. А некоторые наиболее предприимчивые компании уже давно придумали способы, как обходиться без железных рубликов и обогащаться на этом.
Даешь сдачу! Лидеры по мелочи

Буду должна
Копейка рубль бережет — неактуальная в наши дни истина. Особенно, если покупаешь продукты в сетевых магазинах. Особенно, если много и в разных. И когда коммунальные услуги через терминал оплачиваешь. И если хочешь кофейком побаловаться из автомата. Они все — кассиры и компьютеры — "съедают" наши денежки почище любой инфляции. И остановить этот "жор", как показывает практика, не в состоянии ни юристы, ни суд, ни честное слово.

Те, кто покупает продукты в супермаркетах, знают, о чем я говорю. Вот сгибаешься ты под тяжестью свертков, сбрасываешь их на ленту. Цена, положим, 593 руб. 60 коп. «А 40 копеек у вас есть, а то у меня мелочи нет?.. Ну, буду вам должна».
Если верить собственным познаниям в арифметике, с десяток саратовских магазинов должны мне выдавать продукты бесплатно — только за 8 дней я им "подарила" почти 20 руб. А если быть предельно точным, 19 руб.23 коп. Тут прощаешь 20 коп. за весовой сахар, там — 50 за гречку, которая и так стоит, как чугунный мост, а уж как мастерски наши кассиры умеют округлять..
А что такое 19,23 за восемь дней? Это с точностью до сотых 877, 37 руб. в год — сумма, если так подумать, немаленькая.

В общество по защите прав потребителей нередко обращаются с такими претензиями — недодали сдачу, округлили в пользу магазина, а не покупателя, а на просьбу сдать 3 коп. послали куда подальше. Стоит ли устраивать скандал и тратить нервы из-за 3-5 коп.? С другой стороны, 3-5 коп. с каждой покупки — за день магазин таким образом может «заработать» десятки, а то и сотни рублей. Как правило, мы не занимаемся такими претензиями. Хотя дело, если подать в суд, на 100% выигрышное. Дело в том, что результат — каких-нибудь 100 руб. компенсации за моральный вред и потраченные время и нервы — вряд ли кого-то удовлетворит.

Представители сетевых магазинов разводят руками — в городе дефицит с мелкими монетами, вот и приходится просить на сдачу у покупателей. Все, что они смогут сделать со своей стороны, это "подкрутить" весы, чтобы те сами округляли копейки. Таким образом, переплата (или недоплата, кому как повезет) станет официальной.

"На фасованный товар цены как правило округлены до 10, 20 и т.д. коп., а вот с весовым действительно нередко возникают проблемы,- делится начальник отдела продаж сети магазинов "Пятерочка" Светлана Ковалева. - Например, весовой товар стоит 37 руб.23 коп. - а как дать сдачу, если выпуск копеечных монет уже давно прекращен? Решением проблемы должно стать перепрограммирование весовых аппаратов с тем, чтобы они сами округляли полученные суммы: если меньше 5 коп., то в сторону уменьшения, если больше, то увеличения. Из-за мелочи возникают сложности в общении с покупателями: кому-то эти копейки вообще не нужны, а кто-то начинает ругаться — скорее из принципа. Могу сказать, что сейчас у нас действительно существуют серьезные проблемы с мелочью — ее просто нет. Кассиры вынуждены спрашивать 20,30, 40 коп. у покупателей, хотя это и незаконно. С чем это связано, мы не знаем. В банках нам отвечают: «вся мелочь в обороте». Мы вынуждены искать частные варианты размена, но сейчас и с этим возникают сложности. Самые "проблемные" у нас монеты: 10 и 5 руб. и копейки. Почему-то очень много "двушек"». Приходится давать сдачу «двухрублевками», а покупатели обижаются — не нужно нам это "железо". Но что же мы можем поделать, если появился дефицит?"

По данным проведенного ГУ Банка России по Саратовской области анализа, "на руках у населения и в карманах каждого жителя Саратовской области сосредоточилось значительное количество монет различных номиналов, а отсутствие или недостаточное количество монет в обращении может вызвать затруднения при проведении наличных расчетов".

По официальным сведениям, в Саратовской области в 2010 году по сравнению с 2009 годом выпуск монеты номиналом 1 копейка сократился в 38 раз, а монеты номиналом 5 копеек в 2 раза. Выпуск монеты номиналом 10 копеек увеличился на 13%, а монеты номиналом 50 копеек на 30%.

Вообще, Россия является лидером по количеству медяков на душу населения.
На 1 января 2011 года количество монет в обращении на душу населения, по предварительным данным, составило 337 штук, что выше мировых показателей. В общем количестве монет 15% приходится на копейку, 12% - на пять копеек.
Выпускать монеты низких номиналов 1, 5, 10 копеек, в настоящее время экономически нерентабельно, поскольку затраты на чеканку такой монеты существенно превышают ее номинал. К тому же эти монеты по разным причинам практически не возвращаются в кассы кредитных учреждений из наличного денежного оборота и соответственно их выпуск в обращение постоянно уменьшается.

К слову, некоторые компании уже "узаконили" округление сумм, килограммов, метров, услуг. Причем, однозначно в свою пользу. Например, в договоре одной из фирм по установке кондиционеров значится: "Округление происходит кратно пяти, в большую сторону". Не нравится? Устанавливай агрегат собственноручно. Средняя цена этой услуги сейчас, кстати, составляет 3 - 5 тыс руб. Округляют, так сказать.

Почувствуй себя Ди Каприо
Оплата услуг ЖКХ через терминалы — казалось бы, что может быть удобней? Отсутствие очереди, работа практически в любое время, исключение общения с неприветливым кассиром и т.д. Если бы не одно но. Цифра в "жировках" - это практически ювелирная точность, вплоть до копейки. Получить сдачу при таком способе оплаты практически невозможно. Терминалы даже не оборудованы отверстием, через которое она теоретически могла бы сыпаться. Официально "сдача" переходит в счет следующего платежа. Но большинство граждан пока не особо доверяют таким сложным механизмам, которые пытаются внедрить в столь животрепещущую сферу. А автоматическое округление (в пользу феминисток Ивантеевки, если такие есть? На борьбу с бабочками-капустницами? В фонд защиты уссурийских тигров "Почувствуй себя Ди Каприо"?) популярности им явно не прибавит.

В Управлении Центробанка по Саратовской области подтвердили, что в настоящее время осуществить платеж монетой Банка России через платежный терминал на территории Саратовской области не представляется возможным, так как программно-технические средства кредитных организаций не оборудованы монетоприемниками. "Вместе с тем, кредитными организациями ведется последовательная работа по оснащению информационно-платежных терминалов монетоприемниками, завершение которой планируется к концу текущего года".

Читайте инструкцию
Горячий кофе с пенкой, шоколад, леденцы, презервативы, одним словом, "джентельменский набор" — вендинг-аппараты, завоевав полмира, добрались и до Саратова. И почти сразу же бездушная техника переняла манеры заправских продавцов-кассиров. Более или менее "честная" машина пренебрежительно выплевывает банкноту, если в ее недрах нет сдачи или денежка мятая, другая поступает куда как более коварно. Вы узнаете, что аппарат «на мели», когда купюра (50 или 100 руб.) исчезает в ее прожорливой пасти. И все бы ничего — в крайнем случае, можно обпиться кофе на год вперед, переесть шоколада, применение изделию №2 тоже, думаю, найдется... Однако в правилах пользования некоторыми аппаратами читаем "При надписи "Нет сдачи" вносите сумму, соответствующую стоимости продукта". А как, если продукта стоимостью 100 и 50 руб. в ассортименте нет?

А сдача куда? Пожертвования пострадавшим в результате землетрясения на Гаити? Финансовая помощь детям Либерии? Страховой взнос в счет будущей пенсии, в конце концов?

Читайте внимательно инструкцию — что еще могут посоветовать представители вендэкс-компаний.
"Да, такие факты случаются, но они достаточно редки, - подтвердил менеджер по распространению ООО "Вендэкс-Волга". - Если аппарат не выдал сдачу, мы возвращаем деньги. Нам чужого не надо. Если вы сотрудник какой-то организации, и аппарат установлен у вас в компании, мы найдем вас и вернем сдачу. Если же сбой произошел с аппаратурой в торговом центре, вы же не будете стоять и ждать, когда сотрудник приедет, мы можем положить сдачу на телефон. Конечно, перед этим бухгалтерия проведет проверку и подсчитает, действительно ли мы вам что-то должны".

При проведении оплаты наличными деньгами через терминалы самообслуживания, в зависимости от установленного на нем программного обеспечения, оставшиеся от платежа денежные средства могут быть направлены плательщиком либо в качестве авансового платежа получателю средств, либо на пополнение счета оператора мобильной связи, либо по заявлению плательщика получены в кассе кредитной организации, которой принадлежит платежный терминал. Перед проведением платежа через платежный терминал плательщику необходимо уточнить в кредитной организации – владельце платежного терминала способ возврата оставшихся от платежа средств.

Однако по собственному опыту знаю — деньги возвращаются не всегда. Иной раз в фирму дозвониться невозможно ни по одному из телефонов. Выход один — караулить представителя компании или настройщика под прикрытием кофе-машины и требовать деньги не отходя от агрегата. А пока будешь томиться в ожидании, можешь осушить не один картонный стаканчик с кофе. Правда, удобно?

В качестве полезного совета в Управлении Центробанка по Саратовской области порекомендовали пользоваться платежными банковскими картами — на них и ориентирована вся техника по приему платежей, погашения кредитов. "Использование платежных банковских карт имеет несомненное преимущество по сравнению с использованием наличных денежных средств, т.к. сумма платежа списывается кредитной организацией в полном объеме со счета плательщика".

Автор: Ольга Берес
Похожие материалы
  • 02.06.2022, 12:27 Из кризиса в "сухой закон". Эксперты — о предложенных алкогольных запретах

    На днях стало известно, что Саратовская область может стать площадкой для внедрения новых ограничений по продаже алкоголя. Ранее они были предложены федеральным Минздравом в ответ на изменившуюся тенденцию потребления спиртного в стране: если за предыдущие 10 лет оно снизилось на 40%, то в 2021 году нисходящая кривая остановила свое движение. Зампред правительства региона Олег Костин предположил, что некоторые предложенные меры вызовут непонимание у бизнеса, но призвал их обсуждать. Правда, что конкретно обсуждается, пока непонятно даже многим экспертам. СарБК решил внести свои "пять копеек" в инициированную чиновниками дискуссию.

  • 31.05.2022, 09:54 Еще вкуснее и быстрее. Какой должна быть современная доставка товаров

    Объемы покупок с доставкой продолжают подтверждать правоту тех экспертов, которые еще два года назад увидели здесь не просто следствие пандемии, а долгосрочный тренд. Необходимость изоляции прошла, а сервисы доставки остаются востребованными. Особенно те, что предельно внимательны к клиенту и максимально для него удобны. Например, интернет-магазин торговой сети ВкусВилл предлагает бесплатную и быструю доставку (даже на дачу и даже ночью) без минимальной суммы, с промокодом на первый заказ, со скидками и по специальным ценам.

  • 20.04.2020, 11:07 Коронавирус меняет профессию. Что ждет саратовский рынок труда Негативные прогнозы о рынке труда, связанные с последствиями пандемии, будто бегут друг с другом наперегонки. В Международной организации труда ожидают, что рабочих мест лишатся 25 млн человек. По мнению председателя Счетной палаты РФ Алексея Кудрина, число безработных в России вырастет с 2,5 до 8 млн человек. Кто-то опасается, что общее их число составит 30% (в начале года уровень безработицы не превышал 5%), а кто-то уверяет, что уже к июню 20% офисных сотрудников будут уволены. Впрочем, находятся и те, кто спорит с пессимистическими прогнозами и напоминает, что российский бизнес накопил большой арсенал технологий для сохранения занятости в кризисные времена (сокращение рабочей недели или зарплаты, например).О том, как меняется саратовский рынок труда уже сегодня и о том, что ждут от него региональные эйчары - в обзоре "СарБК".
  • 28.11.2018, 12:48 Современная логистика. Ритейлер открыл в регионе новый распределительный центр Компания Х5 Group объявила о начале работы нового логистического объекта - распределительного центра в Саратовской области. Этот комплекс стал пилотным проектом для внедрения функциональной системы от мирового лидера среди разработчиков ИТ-решений для логистики.
  • 11.10.2018, 10:33 Новая эпоха ритейла. В продаже - качественный "потребительский опыт" В ответ на прогнозы экспертов о скором наступлении новой реальности в ритейле, аналитики заявляют об уже свершившихся кардинальных переменах в сфере розничной торговли. И хотя речь пока не идет о повсеместной смене традиционных торговых форматов, введение новой системы оценок работы торговых предприятий, по их мнению, ожидается в самое ближайшее время.
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 23 мая 2011
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x