Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Собиновский. Старт для искушенных гурманов

  • 05:12, 24 мая 2011
  • Комментариев[0]
В саратовском театре оперы и балета 22 мая, в день открытия 24-го Собиновского фестиваля, не было аншлага. Но все понимали, что свободные кресла непременно займут в скором будущем — когда на этой же сцене пойдут знаменитая оперетта "Веселая вдова" или столь же классический и беспроигрышный балет "Лебединое озеро" с участием приезжих солистов. В программе же значились произведения малоизвестные и редко исполняемые, интересные преимущественно искушенному слушателю.
Собиновский. Старт для искушенных гурманов

Действительно, было заметно, что на открытии Собиновского собрались в основном завсегдатаи подобных мероприятий и ценители классической музыки. Здоровались, обнимались, расспрашивали о новостях, охотно позировали шнырявшим по залу фотографам и видеооператорам. Начало концертной программы слегка запоздало, поэтому все эти хлопоты и манипуляции к третьему звонку благополучно успели завершиться.

Сюита Густава Холста "Планеты" — изначально восьмичастная, по числу известных в годы жизни автора планет Солнечной системы. Позже, уже после смерти Холста, к списку добавился Плутон, а к сюите — девятая часть, написанная исследователем творчества композитора Колином Мэтьюзом. Ввиду масштабности произведения для исполнения на открытии Собиновского выбрали только три части сюиты — "Марс, вестник войны", "Венера, вестник мира" и "Юпитер, приносящий радость".

"Марс" стартовал с места в карьер в предсказуемом маршевом ритме. Струнники решительно ощетинивались смычками, дирижер совершал руками замысловатые движения, точно играл на терменвоксе. Мелодия была боевой и ритмичной — и вместе с тем в ней отсутствовала окончательная упорядоченность: проскальзывающие то там, то тут диссонансы вносили в музыку некоторые элементы хаоса, напоминая, что война, как ни крути — не парад.

Практически всю "Венеру" медные духовые заслуженно отдыхали после "Марса", а лидерство забрали себе флейты и скрипки. Как и положено вестнику мира, Венера была лирична, плавна и среднетемпова... и в силу этого всего — несколько однообразна. Впрочем, нужно отдать должное автору — он очень точно рассчитал, когда нужно закончить, чтобы однообразие не начало утомлять слушателя.

При звуках "Юпитера" сразу вспомнился карнавал. Однако не в безобидно-бразильском его воплощении, а в классическом культурологическом, где оборотной стороной веселья и разнузданной свободы является жестокость и вседозволенность. Плясовые мотивы сменялись лирическими вставками, подобно тому как в кино в разгар действия камера внезапно переключается на величественную панораму, не смягчая этим эффект от конфликта, а лишь возводя его в степень. В целом музыка "Юпитера", действительно, удивительно подошла бы Дионису — но, к сожалению, Дионис фатально не вписался в авторскую концепцию: человечество не догадалось назвать именем этого двуличного божества какую-нибудь планету Солнечной системы.

В антракте мужчина неформально-богемного вида — красная узорчатая рубаха, залихватская бандана, художественно выбритая бородка — счастливо-удивленно и громогласно убеждал свою спутницу, что его "прямо проняло". Что уж там, проняло и вашу покорную слугу — несмотря на то, что на сцене не было ни Тобиаса Заммета, ни Анди Дериса, да и вообще наблюдался возмутительный дефицит электрогитар и педалек-дисторшен.
Завсегдатаи оживленно обсуждали свежеуслышанное. Доносилась французская речь — что-то про "тре бьен" и "се манифик". Вовсе не потому, что завсегдатаи были светскими и рафинированными настолько, что их слух коробила грубая русская фонетика — просто в зале присутствовали несколько французов.

Перед исполнением второго произведения со сцены представили автора — композитора Александра Чайковского. Тот ощутимо волновался — в Саратове его "Русский реквием" исполнялся впервые, - но все же нашел нужные слова, чтобы представить свое детище и даже похвалить город, после чего сел в десятом ряду и продолжил волноваться уже там.

Переживал он зря — "Русский реквием" приняли хорошо. В зале отчетливо всхлипывали, расчувствовавшись, на балконе мужчина постоянно порывался начать дирижировать и не мог удержаться от этой инициативы, даже несмотря на неудовольствие соседей.

Свой вариант католической заупокойной мессы автор посвятил жертвам и героям войн ХХ века — Первой Мировой, русско-японской, Великой Отечественной. Вместо классического латинского текста на музыку легли стихи русских поэтов — Тютчева, Заболоцкого, Бродского, Есенина. Исполнительский состав был сложен и разнообразен: смешанный хор, две солистки — меццо-сопрано Марина Демидова и сопрано Татьяна Соболева, - при инструментальной поддержке симфонического оркестра оперного театра.

В целом "Реквием" был логично для данного жанра выдержан в душещипательных минорных тонах и темпе от среднего к медленному. Однако боевая середина недвусмысленно отсылала к основной теме, заявленной автором — в его объектив попали не только печальные последствия войн и переживание оных, но все явление в целом, начиная от причин конфликтов, подчас не самых достойных, и заканчивая боевыми действиями, подчас не самыми честными.

К концу произведения автор в десятом ряду уже не бледнел, а скромно и сдержанно сиял. Видел, что премьера определенно имела успех.

Дослушав последние звуки "Реквиема" и проводив цветами и аплодисментами исполнителей, уходили из зала словно в открытые ворота. И в самом деле, ворота в Собиновский распахнулись, и впереди — еще целых две недели оперы, балета, инструментальной музыки и произведений "легкого жанра".

Автор: Иванна Орлова
Похожие материалы
  • 16.10.2024, 12:10 Захарин VS Захаров. В ТЮЗе представили свою версию "Обыкновенного чуда"

    Драматург Евгений Шварц писал пьесу "Обыкновенное чудо" целых 10 лет. Он постоянно в ней что-то шлифовал, переделывал и признавался, что "прикасался к тексту только в те дни, когда чувствовал себя человеком". Изначально она называлась "Медведь". Известное всем названием сказочная история получила, когда представители Театра-студии киноактера готовили по ней премьеру и предложили Шварцу как-то иначе озаглавить свое произведение. С тех пор необыкновенную историю "Обыкновенное чудо" множество раз ставили в театрах, а в 1978 году Марк Захаров увековечил ее в своей киноновелле. Саратовский ТЮЗ имени Киселева спектаклем с одноименным названием открыл парад премьер нового сезона. Шаг это был рискованный, ведь зрители гарантированно сравнивали ли бы захаринское "Чудо" с захаровским.

  • 02.07.2024, 13:20 Ущипните Лопахина. Молодёжь разыграла "Вишнёвый сад" в Саратовской драме по классическим нотам

    Саратовский театр драмы имени Ивана Слонова завершил сезон самой что ни на есть классической премьерой. Студенты консерватории под руководством Юрия Кудинова воплотили на сцене "Вишнёвый сад" Чехова. Бессмертная пьеса получилась у дипломников по-домашнему тёплой и ностальгической. И даже фирменная тоска Антона Палыча в исполнении молодых артистов не кажется такой уж безвыходной и всепоглощающей. С такой энергией сыгран спектакль, что, кажется, что эта молодёжь сейчас стряхнёт с себя напускную грусть, улыбнётся и умчит, как Лопахин, навстречу будущему.

  • 30.12.2023, 13:29 "Аленький цветочек" 70 лет спустя. ТЮЗ представил новую версию истории про Чудище и Аленушку

    Спектакль "Аленький цветочек" - легендарная история для саратовского ТЮЗа имени Киселева. За более чем 70 лет театр показал, подумайте только, 1496 постановок. История нашего "Аленького цветочка" началась в 1940-х годах. Спектакль несколько раз менялся, его ставили лучшие режиссеры, в том числе сам Юрий Ошеров. На сцену выходили самые известные актеры. К примеру, Чудище какое-то время играл знаменитый в последствии Сергей Пускепалис. Постановка шла в ТЮЗе практически нон-стоп, последний спектакль прошел в декабре прошлого года. И вот под новый год театр представил свежую редакцию "Аленького цветочка", который стал первым спектаклем нового главного режиссера Сергея Захарина.

  • 12.09.2023, 13:52 "Гроза" в тотал блэк. В ТЮЗе - современный взгляд на школьную классику

    Вряд ли найдется хоть один театр в России, в репертуаре которого не было бы спектакля по произведению Александра Островского. Иногда вообще кажется, что наш театр - это Чехов, Островский, ну и что-нибудь современное, чтобы классику разбавить. А уж когда для постановки есть реальный повод, читай, 200-летие гения, то и придумывать особо ничего не надо. Поэтому не удивительно, что саратовские театры с удовольствием в очередной раз обратились к творчеству Александра Николаевича. Первым свое посвящение показал ТЮЗ имени Киселева, где решили осовременить знакомую всем со школы "Грозу". В постановке режиссера Мурата Абулкатинова вышло это хотя и стильно, но все-таки очень спорно.

  • 06.09.2023, 16:28 "Сын" не для всех. ТЮЗ открыл сезон постановкой по модной пьесе

    Трилогия драматурга Флориана Зеллера "Мама", "Папа", "Сын" - один из самых популярных материалов сегодня для режиссеров театров и кино. В фильмах по этим историям сыграли такие голливудские звезды как Энтони Хопкинс, Оливия Колман, Хью Джекман, Ванесса Кирби. Эти психологические драмы покорили и театральный мир, они с успехом идут как в именитых московских , так и в скромных провинциальных театрах. Наконец, зеллеромания добралась и до Саратова - в театре драмы весной показали эскиз "Мамы", а ТЮЗ имени Киселева в качестве первой премьеры сезона сезона недавно представил "Сына". Поставил спектакль бывший главреж театра и любимый саратовцами Алексей Логачев.

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 24 мая 2011
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x