- A
- +A
- +A
Ущипните Лопахина. Молодёжь разыграла "Вишнёвый сад" в Саратовской драме по классическим нотам
- 13:20, 2 июля 2024
- Комментариев[0]
Саратовский театр драмы имени Ивана Слонова завершил сезон самой что ни на есть классической премьерой. Студенты консерватории под руководством Юрия Кудинова воплотили на сцене "Вишнёвый сад" Чехова. Бессмертная пьеса получилась у дипломников по-домашнему тёплой и ностальгической. И даже фирменная тоска Антона Палыча в исполнении молодых артистов не кажется такой уж безвыходной и всепоглощающей. С такой энергией сыгран спектакль, что, кажется, что эта молодёжь сейчас стряхнёт с себя напускную грусть, улыбнётся и умчит, как Лопахин, навстречу будущему.
Сразу скажем, что в этом спектакле зритель, который за прошедший сезон устал от режиссёрских поисков и игр с текстом, сможет наконец-то вздохнуть спокойно. Чехов воспроизведён тут добросовестно и точно от первого до последнего слова. И хотя артисты иногда сбиваются и с ошибками интонируют фразы, в целом это именно тот "Вишнёвый сад", которого все ждут. Пусть вас не смущают нарочно упрощённые декорации, перед началом действия напоминающие потустороннюю станцию Кингс-Кросс из подсознания Гарри Поттера.
Экзальтированная Раневская, напористый Лопахин, рассеянный Гаев, нелепый Епиходов и все прочие чудаки — всё это так узнаваемо и предсказуемо, что интрига остаётся только в одном — как с этими ролями справятся начинающие исполнители.
Нет, тут нет сомнений в качестве подготовки студентов. Речь о другом: большинство действующих лиц пьесы старше, иногда гораздо старше, чем актёрский состав. И если Ане, Варе или Дуняше веришь без проблем, то вот остальным явно приходится преодолевать возрастной барьер. Одни справляются с этим лучше, другие хуже. Большую работу проделала в роли Раневской Яна Максимова. Плавный выговор явно позаимствован у хрестоматийной хозяйки сада. Но сквозь статную даму всё-таки то и дело просвечивает девическая легкость: это, кстати, вполне в логике образа женщины, вернувшейся (или впавшей?) в детство. Третье её состояние — это когда в минуты истерики она переходит на едва слышный сдавленный писк — в эти моменты и жалко, и грустно, и смешно.
Очень старается выглядеть органично в роли Гаева Марк Данилов, однако всё-таки видно, что изображать 50-летнего компульсивного оратора ему не просто. Ну и совсем уж пародией выглядит Алексей Курбасов в образе 87-летнего Фирса. Его старческий грим весьма условен, поэтому происходящее на сцене периодически начинает напоминать капустник. Именно поэтому финальной душераздирающей сцены с забытым стариком зритель не увидит — эффект не тот.
Главное отличие нынешнего спектакля от многочисленных предшествующих постановок — то, что фокус здесь смещён с Раневской на Лопахина. Представление имеет подзаголовок "сон Лопахина". "Сон" тут — цитата из текста, но как метафора на сцене он почти не развит. Стерильная декорация как бы намекает на нереальность происходящего, но на этом игра со смыслом заканчивается. Интересной находкой можно считать театр теней на белом заднике, хотя, кажется, и тут символические возможности этого приёма использованы не в полную силу.
Ермолай Лопахин в исполнении Павла Кангина темпераментен, энергичен, он буквально не может усидеть на одном месте, передвигается стремительно, рывками, а иногда бегом. Степенного купца, будущего миллионера, твёрдо стоящего на ногах, он не напоминает. Зато у помолодевшего Лопахина чётче проступают лирические ноты. И уже начинает казаться, что причина покупки вишнёвого сада — не столько натренированный хватательный рефлекс, сколько несогласие с пассивностью, иллюзиями и пороками окружающих.
Функция эмоциональной разрядки в спектакле переходит от сцены с Фирсом к моменту прощания Лопахина с Варей. Лопахин в студенческой версии более экспрессивен и в выражении любовных чувств. На секунду даже почти веришь, что Чехова ты подзабыл и что вот-вот герой произнесёт нужные слова, ведущие его к хеппи-энду. Но нет, что-то вновь останавливает его, и он опять куда-то бежит, так и не выдавив из себя признания. Зрителю придётся поломать голову над тем, что же его остановило, потому что притяжение между ними очевидно, а Варя (Маргарита Медведева/Александра Шишацкая) не имеет отталкивающих черт, а напротив, изящна, женственна и обаятельна. Чего же ему ещё надо?
Другие персонажи пьесы как будто живьём сошли с чеховских страниц: вечный студент Петя Трофимов (Михаил Тетеныка), побирающийся помещик Симеонов-Пищик (Егор Мишин), разбалованный лакей Яша (Алексей Давид) точно такие, к каким мы привыкли. Разве что Епиходов (Иван Солдатов) — не меланхоличный неудачник, а истеричный невротик.
Спектакль щедро отвешивает поклоны Антону Палычу, находя место для всех его излюбленных мотивов — рассыпающейся по мелочам жизни, статичности человеческого характера, концу прекрасной эпохи и т.д. На месте и стук топоров, и звук лопнувшей струны. Разве что задумчивая меланхолия отступает под напором актёрского азарта, с которым артисты бросаются в материал. Отсутствие привычных для классической постановки декораций с громоздкой мебелью и утварью идёт только на пользу динамике действа, артистам есть где разбежаться, показать свою пластику и умение работать телом.
Про что эта постановка? Про то, какую великую пьесу написал на рассвете 20-го века писатель Чехов. Параллели с современностью если и есть, то неочевидны. Наоборот, нас сразу погружают в черно-белый архивный мир беззаботных обитателей усадьб и дач, среди которых затесался и сам Антон Палыч. Большинству там и невдомёк, что их ждёт в веке 20-м, а потом в 21-м. Разве что у Чехова прищур уж очень проницательный — он точно о чём-то таком догадывается.
Стоит ли смотреть спектакль? Да, если вы любите Чехова и готовы его перечесть. И да, если хотите порадоваться талантливой молодёжи, зарядиться её энергией и поддержать её аплодисментом.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
19.05.2023, 16:05
Студенты для поклонников. В ТЮЗе дипломники сыграли пьесу о закулисных страстях
Театр, может быть, и начинается с вешалки, но живет он страстями, интригами и скандалами. Здесь всегда кто-то дружит против кого-то, есть те, кому завидуют, есть те, кого даже ненавидят, при этом мило улыбаясь ему при встрече. Меняются эпохи, века, политические строи, но любой театр, даже самый скромный, никогда не пребывает в спокойствии, тиши и благодати. Александр Островский умел писать изящно и суперактуально, и пьеса "Таланты и поклонники" не стала исключением. Показать на Большой сцене саратовского ТЮЗа из чего же, из чего же, из чего же сделаны актеры, решились дипломники Игоря и Любови Баголей.
-
18.01.2023, 16:03
"Пятерку им, пятерку!". Студенты сыграли в театре драмы "Горе от ума"
Студенческие спектакли - это особая атмосфера. На них собираются родственники, друзья, коллеги юных артистов непременно с цветами и подарками. В начале напряжение такое, что хоть ножом воздух режь - экзамен все-таки. Но потом оно сходит на нет, и в зале уже вовсю смеются и аплодируют. Особенно, если играют комедию, а еще лучше, если это неплохо поставленная классика, знакомая с детства. На этот раз все сошлось в дипломной постановке "Горе от ума", которую студенты курса Риммы Беляковой представили в саратовском театре драмы имени Слонова.
-
26.01.2022, 17:37
Первая древнейшая в ТЮЗе. Дипломники Риммы Беляковой попытались выбраться из "Ямы"
Повесть Александра Куприна "Яма" в свое время произвела эффект разорвавшейся бомбы. Официальный цензор назвал ее безнравственной и неприличной, Корней Чуковский посчитал "Яму" пощечиной всему обществу, а Лев Толстой, прочитав повесть, сказал только "Грязно это!". От автора мелодраматичной и мистической "Олеси" и бравого и элегантного "Поединка" никто не ожидал произведения, главными героинями которого станут проститутки. Но Александр Иванович стоически перенес весь обрушившийся на него гнев и заявил, что просто сделал свое дело. В саратовском ТЮЗе за постановку "Ямы" взялись дипломники Риммы Беляковой.
-
06.04.2021, 14:48
Любовь и развод в драме. Советская классика под хиты 70-х
Саратовский драмтеатр знает и любит творчество драматурга Александра Володина. Пронзительные "Пять вечеров" по его пьесе идут здесь больше десяти лет и не собираются уступать свое место в репертуаре. В этом сезоне для дипломников Григория Аредакова выбрали не менее искреннее произведение советского классика "С любимыми не расставайтесь". Это одновременно удача, потому что с таким материалом трудно облажаться, но еще и большая ответственность, ведь надо не посрамить имя советского классика. Впрочем, режиссерский дуэт Аредакова и Виктора Мамонова постарался максимально облегчить задачу юным актерам.
- 31.01.2020, 11:54 Про "дураков" и "ихних младенцев". В ТЮЗе – спектакль по пьесе Андрея Платонова, пролежавшей в столе почти 80 лет В списке творений писателя Андрея Платонова значатся почти полсотни рассказов, пьес, романов, повестей и еще несколько сборников. Наибольшую популярность у читателей и критики приобрели его "Котлован" и "Чевенгур". Но часть рукописей ждала незавидная судьба: одни не были закончены, другие утеряны, третьи не опубликованы. В число последних попала пьеса "Дураки на периферии". Написал ее Платонов в 1928 году, а издали "Дураков" только в 2006-м. Артем Кузин выбрал этот свежий и незаезженный материал для дипломного спектакля своего курса.
-
15.11.2024, 14:15
"Субстанция": Деми Мур против старения. Заметки киномана
Официально это боди-хоррор, но вам будет настолько страшно, насколько вас пугает старость и ненужность. Если это не ваши ночные кошмары, это скорее смешно. А если вы будете думать над сюжетом, уже самому фильму придётся несладко.
-
15.11.2024, 11:14
Современный стэк и высокая репутация. Как IТ-компания привлекает ценные кадры
В уходящем году на отечественном IT-рынке сохранялся дефицит кадров, особенно в сегменте квалифицированных специалистов. Впрочем, анализ ситуации показывает, что острота вопроса варьируется в каждом конкретном случае и заметно снижается в крупных компаниях с амбициозными задачами и высокой культурой разработки. Это подтверждают и в компании Bell Integrator (в Саратове работает ее региональный офис), которая уже год является частью группы компаний Softline.
- Неделя
- Месяц