- A
- +A
- +A
Блогер о "Марше миллионов": "Полиция провоцировала людей"
- 07:21, 12 мая 2012
- Комментариев[3]
События, произошедшие в Москве 6 мая, очевидцем которых я стал, заставляют задуматься, ставят вопросы, на которых у меня сейчас нет ответов. Но об этих событиях и вопросах стоит написать, чтобы и проинформировать, и попытаться вместе найти ответы.
Что я знал об акции до поездки в Москву?
Напр., на сайте rbc я прочитал о месте
Московские власти согласовали проведение "Марша миллионов" 6 мая, накануне инаугурации новоизбранного президента, по Якиманке и митинг на Болотной площади.
о времени
Сбор состоится на Калужской площади в 15:00 мск, старт шествия - в 16:00. Митинг на Болотной площади продлится до 20:00.
и о целях (далее слова Сергея Удальцова):
"Выйдут люди, которые не признают честными прошедшие выборы и легитимной избранную власть, настаивают на коренных политических реформах, а не той имитации, которую мы сегодня видим, и на досрочных перевыборах. В принципе, это те же требования, что были зимой, но они не реализованы, к сожалению"
И 4 мая копировал из этого сообщения rbc важную мысль. Повторю ее и сейчас (это тоже слова Удальцова):
"Это будет проверка для всего нашего гражданского движения: если мы хотим, чтобы власть к нам прислушивалась, нас должно быть много. Как только протестная активность пошла на спад, власти сразу же пошли на попятную и по политической реформе, и по другим вопросам. Все будет зависеть от нас"
Разделяю этот посыл и у меня много своих требований к власти. В общем поехал на шествие и митинг. Опять-таки из этого же сообщения rbc знал, позицию организаторов по поводу того, что они не призывают к несанкционированным акциям: Удальцов:
"На мой взгляд, это немножко несерьезная позиция. Большинство людей под полицейские дубинки выходить не готовы, нам нужно было законное решение. Мы его получили, это хороший результат. Будет достаточное количество людей - акция не останется незамеченной"
Еще слова Удальцова:
"Дальше инициатива за гражданами. Мы как организаторы не можем делать таких призывов (разбивать палатки - прим. РБК), мы действуем в рамках правового поля. Если граждане посчитают нужным ставить палатки, значит, они их поставят, а не будут спрашивать Сергея Удальцова или еще кого"
Немцов:
"Я могу призывать людей идти только на акции, где они дубинками по физиономии и в спину получать не будут. Я никогда никого не призывал идти 31-го на Триумфальную, хотя сам ходил. Это не в моих правилах. Надо людям прямо говорить, какие перспективы их там ждут. На Болотную и марш по Якиманке могу открыто и честно призывать, а по поводу Манежки каждый для себя сам решает"
Что произошло по факту?
С двумя товарищами пришел на Калужскую площадь. Прошли по Большой Якиманке, шли справа по тротуару, обогнали большинство колонн. На Малом Каменном мосту пройти было сложно, там был затор. Человек, который шел обратно с Болотной площади, сказал, что дальше свободно. Мы пошли по краю дороги, увидели сцену справа на Болотной площади. Прошли немного на Болотную. Там мои товарищи решили уходить домой, а я пошел к сцене.
Ближе чем 20 метров к сцене было подойти затруднительно, но до этого расстояния людей было не много. На сцене "Рабфак" пел "Правда выше кремлевских стен". Потом еще несколько песен. Затем выступил депутат из Воронежа. В завершении своего выступления он сообщил, что выступающие и ведущий не могут прийти к сцене, они находятся у кинотеатра "Ударник", что их не пускают и им нужно помочь. Примерно 10% людей, которые стояли у сцены пошли в сторону "Ударника", т.е. в сторону Малого Каменного моста. Включили фонограмму какой-то песни. После нее мужчина со сцены объявил, что Немцов, Удальцов и другие организаторы не могут пройти к сцене, поэтому они устроили сидячую акцию протеста у кинотеатра "Ударник". Он призвал им помочь - пойти к ним. Несколько человек крикнули "Почему [не могут пройти]?" и "Кто [не пускает]?". Может выступающий не слышал, но так или иначе он не ответил. Примерно 80% человек, которые стояли у сцены пошли к "Ударнику", в том числе и я. Вместе с тем, было не понятно, и не понятно сейчас, почему все смогли пройти, а кто-то не смог.
По словам моего товарища, который раньше ушел с Болотной, он видел, как Немцов, Удальцов и еще примерно 20 человек сели на спуске с моста перегородил половину проезжей части. Это затрудняло проход людей на площадь.
Дошел до поворота к мосту. Ближе к "Ударнику" пройти было нельзя - там стояла полиция. Спустя примерно 5 минут полиция начала теснить людей, которые находились там же где и я, теснить к каналу и в сторону сцены. Они шли шеренгой, били тех, кто не отступал. В ответ некоторые защищались, некоторые делали свою шеренгу, сцепляя руки. Большинство стало сдавать назад. Пройдя метров 10 полиция остановилась и вскоре вернулась на прежнюю позицию. Потом это повторилось, но сначала в людей распылили перцевый газ. С каждым разом столкновения с обоих сторон были все ожесточеннее, была эскалация. Полиция била уже всех подряд, т.е. женщин и пожилых людей. В ответ летели камни. Плюс был как минимум один фаер. Полиция применяла излишнюю силу.
Люди кричали "Позор", "Фашисты". В одну из атак полиция дошла, почти до кустов, до газона у спуска к каналу. Точнее говоря, полиция не шла, а бежала на людей, размахивая дубинками. Я выхватил из толпы какую-то женщину лет 60-ти, которая медленно шла, увел ее к этим кустам и деревьям. Сам остался на верху и уже хотел встать в первый ряд. Но остановился. Тех, кто был в первом ряду полиция била и кого могла, кого успевала - захватывала и уволакивала к себе. Видел как один парень шел сам, не сопротивлялся, но полицейский стал его душить. В общем, смысла лезть под дубинки не было. Главное - не было цели. Цель - митинг - пропала. На моих глазах началось какое-то бессмысленное садистское избиение безоружных граждан.
Потом опять был газ. Атаки полиции, попытки некоторых гражданских встать цепью. Тех, кто был в первых рядах и дрался с полицией уже забрали раньше. Я стоял на газоне. Стоять на пятачке, бегать от полиции, а потом возвращаться на место, когда она отступала - странное занятие, бессмысленное.
И тогда метров в двух от меня оказался милиционер. Он то ли подскользнулся на траве, то ли его кто-то сверху сбил. Мент упал. Упал рядом со мной. На него накинулись человек семь. Может быть 10. Сорвали шлем, жилет. Он лежал вниз головой. Его били в основном руками. Это долго продолжалось. Секунд 15-20. Другие полицейские его не видели. Какой-то парень сказал хватит, и жестом показал отойти. Удивительно, но все остановились. А спустя 2-3 секунды сверху прибежали 5 ментов. Стали бить людей, которые стояли около лежащего мента, хотя они даже не видели, что те били. Окружили лежащего, убедились, что никто не нападает и оттащили раненного к себе. У них был ужас и злость в глазах. Они были на чужой территории.
Еще больше ужаса в глазах было у другого милиционера, который тоже отбился от остальных. Он пытался размахивать дубинкой по кругу, но все равно к кому-нибудь да оказывался спиной и получал удары, да, и спереди его били. Он растерялся и хаотично пытался защищаться. Это не было похоже на выверенные блоки и удары. Он был растерян и действовал инстинктивно. Но он не упал и его было видно другим полицейским. За ним прибежала группа и отбила. Интересно, что в обоих случаях они только отбивали своего и никого сами не захватывали.
Во всех этих случаях с полицией дрались обычного телосложения люди, которые просто находились рядом. Я в этом случае не говорю о тех, кто сам шел сопротивляться в первый ряд. Этих уже давно забрали. Но был один парень довольно крупный, с которым не могли сладить четверо. Только несколько ударов дубинками по спине его сбили с ног. Полицейские взяли его за руки и ноги и унесли.
Т.е. в рядах манифестантов были обычные люди, которые не шли специально драться с полицией, но некоторые были вынуждены это делать защищаясь или в силу своих принципов. Один мужчина пытался отломать кусок асфальта, чтобы кинуть в полицию, но его отговорила его жена. Он пытался аргументировать, что полиция бьет женщин и нужно дать отпор. В общем она его уговорила. Это были супруги лет 40-ка - 50-ти. Худощавый мужчина, одетый как будто в театр. Еще я был свидетелем как бабушка осуждала избиение милиционера, потому что "Мы не как они".
Я того полицейского, который упал рядом, не бил, но и других не останавливал. И не останавливал тех, кто кидал камни. Это была ответная реакция от безысходности, а не нападение. Но видел одного парня в темных очках и в капюшоне. Который хотел кинуть камень из далека, из-за толпы. Его отговаривали это сделать парень и девушка. И если предполагать, что были провокаторы, то он в числе подозреваемых.
Потом полиция стала делить людей на части. Отсекала метров 5, била тех кто оказывался в отсеченной группе, примерно полминуты, иногда минуту, потом гнала к выходу, некоторых уводила к себе.
Все это время выйти с Болотной было не возможно. Потом полиция погнала дубинками людей с Малого Каменного моста и с того моста, где деревья с замками. Они выстраивались в шеренгу, шли вперед и били людей. Им кричали "Позор". Я ни разу не слышал, чтобы полиция требовала разойтись, требовала прекратить кидать камни, вообще что-нибудь требовала. Потом, на следующий день, прочитал в "Газете.ру", что где-то были требования через мегафон. Но не там где был я.
Согнав людей с мостов, полиция погнала людей с Кадашевской набережной. Трое или четверо спасаясь от полиции прыгнули с подъема на мост на дорожку, которая идет под мост - с высоты 1,5-2 метра. То это все происходило на другом берегу. Люди там просто стояли. Они иногда кричали "Позор" и еще что-то, когда видели, что происходит у нас на Болотной.
Там где был я люди поставили две палатки, призывали сесть в нее. Еще человек 20 сели перед палатками и когда полиция наступала кричали другим "Садитесь!". Но полиции было явно все-равно бить стоящих, сидящих, лежащих, в палатке, без палатки.
На Болотной на проезжей части осталось примерно 50 человек. Примерно 100-200 человек стояли на тротуаре, некоторые сидели на туалетах. Судя по тому, по сколько человек отсекает полиция было понятно осталась последняя группа манифестантов и теперь придут за нами. Девушки стали скандировать "Дайте людям выйти!" Кто-то из них предложил скандировать, чтобы выпустили хотя бы женщин и детей, но это никто не поддержал, сказали, что не нужно унижаться. Все это похоже на ситуации с захватом заложников террористами - такие же идеи - отпустить женщин.
Полиция не начинала атаку и минут через 5 несколько человек пошли на них, наверно, попросили пропустить. Полиция немного расступилась. "Газета.ру" писала, что кто-то свалил туалеты. Я этого не видел. Дошел до ступенек моста и несколько минут стоял там пока оттуда не погнали.
Потом на мосту видел как парень просил полицейских вызвать скорую, потому что девушке рядом было плохо. У нее сбило дыхание, потому что ее ударили дубинкой по спине. На уговоры потребовалось несколько минут.
Резюме.
На данный момент, не знаю почему организаторы не дошли до сцены, действительно ли они сели и перегородили спуск с мост. По слухам, они требовали прохода на Манежную площадь. Пока не читал новости об этом и блоги.
Я видел, как люди, которые успели прийти к сцене оказались в западне, их окружила и избивала полиция не давая уйти с площади. Полиция сдавливала большую группу людей к перилам канала. В стороны уйти было нельзя. Затем были деления гражданских на группы и избиения. Никаких объявлений со стороны полиции не слышал.
Считаю, что полиция не должна была отвечать на летящие камни избиением всех подряд, избиением безоружных граждан, среди которых были пожилые женщины. Это выглядело как садизм. Людей загнали в загон и били. Не важно кто первый начал. Полиция не должна воевать с людьми.
Что делать в этой ситуации? Бить полицию в ответ или подставляться под удары? Полиция фактически провоцировала людей на ответную агрессию.
Бить полицейского - это статья. Он встанет, оклемается и будет бить снова, потом будет дело. Опять же на данный момент не знаю, есть ли дела против полицейских и тех кто отдал приказ бить гражданских, бить всех подряд. Сейчас вернулся с вокзала и не слышал новостей. Но обычная практика известна.
Сегодня на станции Мичуринск на платформе мимо меня, других пассажиров и проводников трое полицейских сопровождали задержанного мужчину. Они вели его в конец перрона. Примерно через 15 минут они прошли назад. Полицейские держали мужчину под руки, ему тяжело было идти самому. Левой рукой мужчина закрывал грудь, как будто это место у него болит. Когда они прошли проводники стали обсуждать: "Наверно избили. Наверно уводили бить".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
- 22.05.2019, 12:08 Социолог: "Люди хотят лишь одного — чтобы сменилась власть" Группа социологов под руководством Сергея Белановского недавно завершила социологическое исследование в ряде городов. Оно проходило с марта по май. В фокус-группах были опрошены жители Москвы, Екатеринбурга, Владивостока, Магадана, Калининграда, Якутска и Красноярска. В ближайшие дни будет опубликован отчет по данному исследованию. Его целью было понять, как изменилось сознание жителей регионов, их отношение к социально-политической обстановке в стране.
- 14.05.2018, 11:52 Н@блюдатель. Задержание в прямом эфире Саратовский координатор штаба оппозиционера Алексея Навального Михаил Мурыгин то ли повел себя крайне необдуманно, посетив прямой эфир "Открытого канала", то ли это был прагматичный пиар-ход, но его задержали прямо в эфире.
- 14.08.2013, 09:49 За фальсификации на выборах хотят сажать на 15 лет. Мнение "ЕР" Коммунисты предлагают в разы повысить ответственность за фальсификации на выборах. Для этого они подготовили поправки в Уголовный кодекс, которые переводят такие преступления в разряд особо тяжких и предусматривают наказание до 15 лет лишения свободы.
- 08.05.2013, 11:42 "Свободу Шаповалову". Или арест за 3 буквы В ночь на 8 мая во Фрунзенском районном суде Саратова завершилось дело о мелком хулиганстве, фигурантом которого стал экс-координатор "Саратовского объединения избирателей", юрист, преподаватель Михаил Шаповалов. На митинге 6 мая в поддержку "узников Болотной" он принес плакат с надписью: "Путин, подсчитай оставшиеся свободы дни", в котором слово "подсчитай" было написано на украинском. Это и смутило сотрудников администрации и полицейских, которым в окончании глагола померещилось нецензурное слово из трех букв на "х", его еще принято писать на заборах, а потом удивляться: "А там дрова". "А там дрова" - это примерно и пытался объяснить Михаил Шаповалов судье Александру Негласону вместе со своими защитниками.
- 08.02.2013, 07:04 Писатель Дмитрий Быков в Саратове: "Дети, можно ли натянуть презерватив на глобус?" 7 февраля в Саратове побывал писатель, поэт, журналист, радиоведущий, учитель русского языка и литературы, участник митингов и шествий, член Координационного Совета Дмитрий Быков. Прежде, чем выступить перед посетителями стейк-хауса, автор бессмертного "Не раскачивайте лодку — нашу крысу тошнит" пообщался со слушателями Центра коммуникационных технологий медиа-индустрии.
-
04.01.2025, 11:19
"Волшебник Изумрудного города". Заметки киномана
Для тех, кого травмировали "Бременские музыканты" на прошлых новогодних каникулах: это значительно лучше! Но есть нюанс - книгу разбили на части, и это первая из многих.
-
27.12.2024, 11:15
"Баба Яга спасает Новый год". Заметки киномана
Можно было бы сказать, что это также уныло, как ёлка для дошкольников. Но это было бы незаслуженно оскорбительно по отношению к актерам на таких представлениях - некоторые там стараются.
- Сегодня
- Неделя
- Месяц