Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Новый контракт Кремля с народом. Жалкий и неаппетитный

  • 07:57, 17 октября 2012
  • Комментариев[1]
Зигзаги кремлевской политики не должны создавать впечатление, будто там размышляют только о мести рассерженным хипстерам и хомячкам. Поиски новой формулы отношений с широкими массами тоже идут полным ходом.
Новый контракт Кремля с народом. Жалкий и неаппетитный

Ведь только сейчас ее необходимость более или менее прочувствована. Хотя легендарный путинский "контракт с народом" (подъем зажиточности в обмен на невмешательство в дела начальства) исчерпал себя еще кризисной осенью 2008-го, о составлении нового контракта долго не задумывались, воображая, что прекращение хозяйственного роста – явление сиюминутное.

То, что застой в экономике если и не навсегда, то уж точно надолго, более или менее осознали лишь теперь.

А поскольку у власти команда Путина тоже собирается остаться надолго, а по возможности и навсегда, то ясно, что без великого контракта № 2 просто не обойтись.

Чтобы представить, что в нем может быть записано, вспомним подробности контракта № 1. Он вовсе не был всеобъемлющим, хотя за десяток лет его действия жизненный уровень вырос, видимо, больше, чем за любое другое десятилетие во всей российской истории.

Вот главные позиции этого контракта с народом: стремительный рост зарплат (с 1999-го до 2008-го ежегодно на 10% и более в реальном исчислении); быстрый рост пенсий (в среднем более скромными, но тоже высокими темпами); полную занятость в зонах процветания, вроде столиц, и сравнительно высокую во многих других, хотя и не всех, частях страны; всеобщее высшее образование (пусть и не отвечающее в половине случаев даже скромным стандартам качества).

Были там и многочисленные обманные пункты, т.е. такие, которые торжественно провозглашались, но никогда не выполнялись. Скажем, рост доступности жилья или обновление государственной медицины. Однако размах реальных улучшений был действительно велик, и народ мог думать, что продал свободу и достоинство по вполне приличной цене.

Поскольку нефть перестала дорожать, в связи с чем перестали расти доходы казны и государственные инвестиции, новый контракт Кремля с народом заведомо не может быть таким же выгодным, как прежний. Но если он окажется слишком уж невыгодным, то народ просто разнесет систему. Поэтому коридор возможного для верхов и одновременно приемлемого для низов драматически сузился.

Скажем, "пенсионный" пункт старого контракта в принципе может быть заменен обещанием, что реальные пенсии останутся примерно такими, как есть сейчас. Но уж не хуже того. Разглагольствования о пенсионной реформе, разумеется, продолжатся, но вряд ли власти рискнут всерьез урезать реально существующие пенсионные права, т.е. ухудшить их так, чтобы люди это заметили. Слишком уж дорого это начальству обойдется.

Возможно, массы примирятся и со стагнацией заработков. Но они не потерпят существенного их снижения. За усилиями президента свалить на правительство вину за невыполнение его предвыборных зарплатных обещаний стоит инстинктивное понимание этого простого факта. Но якобы найденный бюджетный компромисс, согласно которому повышение зарплат перекладывается на регионы, говорит лишь о том, что решение так и не придумано. Ведь в большинстве регионов денег на это не найдется.

Не согласятся низы и с крупным всплеском безработицы. Сегодняшний уровень занятости довольно высок и вроде бы не вызывает тревоги. Но путинские планы в разы увеличить производительность труда и создавать ежегодно по нескольку миллионов рабочих мест современного типа подразумевают массовое превращение в безработных тех, кто сейчас дислоцирован на бесчисленных устаревших рабочих местах. Следовательно, все эти прожекты автоматически переходят в разряд неосуществимых фантазий.

Не потерпит народ и отмену принципа всеобщности высшего образования, даже если качество образования при этом вырастет. Новый, радикально мыслящий шеф Минобрнауки может сколько угодно рассуждать о закрытии лишних вузов, но сколько-нибудь ощутимо уменьшить число выдаваемых дипломов явно не в его компетенции.

Если сложить все сказанное, то получится, что какое-либо экономическое или социальное обновление на каком бы то ни было серьезном участке просто не вписывается в новый контракт Кремля с народом.

Не потому, что у нас нечего обновлять, а потому, что система Путина, по-прежнему претендующая на абсолютный контроль над всем, а значит и несущая абсолютную ответственность за все, просто вынуждена будет выторговывать себе народную поддержку путем уклонения от любых шагов, хотя бы и самых назревших, но ударяющих по интересам сколько-нибудь крупных слоев. Отказ от свободы в обмен на гарантии всеобщей стагнации – вот воодушевляющая формула социального контракта № 2.

Ее неаппетитность смущает даже Кремль, который поэтому пытается дополнить ее чем-то более заманчивым. Не только традиционным модернизаторским пустословием, но даже и делами. Точнее, управленческими экспериментами. Чему самый яркий пример – бьющие в глаза различия в моделях управления столицами.

В Москве – клокочущий административной энергией режим Собянина, с его не лишенными конкретности краткосрочными программами развития, явно нацеленными на предъявление каких-то достижений к выборам градоначальника.

А в Петербурге – принципиально бездействующая администрация Полтавченко, который публично аттестует Путина с Медведевым как своих начальников, а местных жителей-петербуржцев – как "жлобов".

У системы оформляются свой полюс прогрессизма и свой полюс архаизма. Она даже собирается инсценировать перенос какой-то частицы политической ответственности на места, ведь хотя губернаторские выборы на сегодня сугубая липа, но перекладывание на глав регионов вины за местные неурядицы станет теперь куда более энергичным.

Система готова на кое-какие эксперименты, при условии, что она останется сама собой. Но пока она остается сама собой, новый контракт, который она может предложить народу, одновременно и жалок, и труден в осуществлении.

Автор: Сергей Шелин, "Газета.RU"
Похожие материалы
  • 21.05.2021, 21:32 Темы недели: проводы Телегина, недовыборы, новое лицо СЭПО, срок для ректора

    После майских праздников жизнь в Саратовской области забурлила. По крайней мере, на этой неделе было чему удивиться. Например, уходу из правительства министра Вадима Ойкина, а также предполагаемой отставке председателя областного суда Федора Телегина. Как снег на голову, возник приговор бывшему ректору СГТУ Игорю Плеве - ему дали реальный срок. А вот бывший председатель комитета по образованию Саратова Татьяна Тынкова освобождена от подозрений в коррупции на самом начальном этапе следствия. Впрочем, в преддверии выборов общественно-политическая обстановка всегда немного активизируется. Хотя этого не скажешь про довыборы в областную думу, которые стали абсолютно проходными - и для избирателей, которые их проигнорировали, и для самой власти.

  • 13.11.2020, 12:22 "Суд над чикагской семеркой". Заметки киномана

    Кто-то наверху, кажется, сильно любит сценариста, шоураннера и с недавних пор режиссера Аарона Соркина. Мало того, что суд над протестующими в Чикаго в 1968 году просто создан для его стиля, как его знают фанаты "Социальной сети", "Отдела новостей" и "Западного крыла". (Ну, или он создан для такого). Так ещё и фильм вышел осенью 2020, после и во время политических протестов везде, где плохо лежало. Совпадение? Представьте себе, да!

  • 06.11.2020, 12:06 "Борат 2". Заметки киномана

    В настоящих кинотеатрах затишье, зато онлайн происходит много всего интересного. Например, Amazon Prime выпустил сиквел комедии про "казахстанского" журналиста с Сашей Бароном Коэном. И в этот раз дураками выглядят действительно американцы, а не казахи.

  • 03.07.2020, 18:58 Темы недели: общепит вышел на улицу, победа поправок, трудовая доблесть

    Скептики, которые не верили, что после внесения поправок в Конституцию мы станем жить лучше, посрамлены. Саратов поддержал нововведения (уровень одобрения выше 82%), и жизнь сразу стала налаживаться. В регионе открыли летние кафе. На СЭПО восстановилось производство холодильников "Саратов". В городе появился первый муниципальный приют для собак и скоро, как выразился мэр, будет организован цивилизованный "оборот собак". Саратов получил звание Город трудовой доблести, и это событие было отмечено третьим за последние 2 месяца салютом. Даже заболеваемость коронавирусной заразой пошла на едва заметный, но все же спад.

  • 25.01.2019, 11:17 Дмитрий Аяцков: "Регион настолько глубоко в яме, что нужны очень энергичные меры" "Реальное время" опубликовал вторую часть интервью экс-губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова. Он рассказывает о своем отношении к пенсионной реформе, преемниках на посту главы региона, скандальных высказываниях чиновников и справедливом разрыве между обычными зарплатами и доходами топ-менеджеров госкорпораций.
Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 17 октября 2012
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x