Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Немецкая премьера в ТЮЗе. "Святая Иоанна"

  • 09:02, 13 апреля 2013
  • Комментариев[1]
Немецкий драматург и поэт Бертольд Брехт закончил свою пьесу "Святая Иоанна скотобоен" в 1931 году. В тот же год католическая церковь отмечала 500-летие Жанны д`Арк. У Брехта получилась своя Жанна, вернее, Иоанна. На этот раз юная французская освободительница предстала в роли американки, что спасает обездоленных в период тяжелейшего экономического кризиса. 10 апреля саратовский ТЮЗ представил на суд зрителей спектакль по этому произведению.
Немецкая премьера в ТЮЗе. "Святая Иоанна"

Пьесу для постановки выбирал приглашенный режиссер, соотечественник драматурга Андреас Мерц. Брехт писал об Америке, однако делал это в истинно немецкой манере — сухо, динамично и с минимумом сантиментов.

Крупные бизнесмены, процветающие на ниве мясной промышленности, спят и видят как бы обвести друг друга вокруг пальца. Самый изворотливый Маулер (Валерий Емельянов) получает сообщение о том, что рынок до пределов затоварен консервами. Он продает свой пай в компании конкуренту Крайдлю (Алексей Карабанов), объясняя свое решение тем, что устал от "кровавого" бизнеса и впал в меланхолию. Пока Маулер обогащается, его друг мясозаводчик Леннокс (Алексей Чернышев) разоряется. Без работы остаются больше 70 тысяч человек.

На защиту обездоленных встает девушка Иоанна (Анна Карельских). В голове у Иоанны порядка не наблюдается — мечты о всеобщей справедливости, свободе, равенстве и братстве перемешаны с благочестивыми религиозными порывами. Она раздает рабочим горячий суп и пытается убедить их, что все беды происходят от недостаточно сильной любви к Богу. Но несчастным некогда думать о высоком, они захвачены лукавым популизмом из серии "Экспроприация экспроприаторов".

Мятежники бунтуют и попадают под раздачу полиции. Новая сцена ТЮЗа оказалась идеальной для демонстрации сцен забастовки. В постановке даже имеется элегантная композиция на барабанах, в подготовке которой участвовал известный саратовский мастер игры на ударных, солист симфонического оркестра филармонии Ярослав Болдырев. Интересным было и решение с "живыми" камерами, которые следуют за героями по пятам, а зрители видят происходящее на огромных экранах.

Однако в целом "Святая Иоанна" - спектакль, что называется, на любителя. И дело тут не в игре актеров, они как раз оказались на высоте. Хрупкая и беззащитная Анна Карельских идеально вписалась в роль пылающий, но еще не разобравшейся в себе «революционерки», а Валерий Емельянов с холодным проницательным взглядом и «железным» тембром голоса как нельзя лучше воплощал образ героя-коммерсанта, который ради приличной выгоды мать родную продаст.

Дело, скорее в подаче, в характере произведения и постмодернистском взгляде на театр режиссера. В постмодерне, для которого характерно недоверия к реальности, публике невозможно оставаться безучастной. Происходящее требуется или принять на веру, или отвергнуть напрочь. Третьего не дано. Но сложность в том, что провинциальные театралы в большинстве своем все еще рассчитывают на легкое и увлекательное зрелище, хотят отвлечься и отдохнуть. Заставить себя напрячься и на протяжении трех часов выслушать предметную лекцию по политэкономии, обряженную смачным символизмом в оформлении, сможет не каждый. Прибавьте к этому изначально сложные тексты Брехта, сквозь которые не легко пробиться к сути. Работать, работать и еще раз работать. "Святая Иоанна" не даст вам расслабиться, возьмет в железные тиски постдраматического искусства, заставит ерзать на стуле и нервно смотреть на часы.

Полная опустошенность наступает в самом финале, когда герои, собравшись возле огромной коровы, принимаются исполнять песню о дружбе, призывая зрителей подпевать и раскачиваться в такт произведению, положив руку на плечо соседу. Тоталитарная секта - ни дать, ни взять. Хотя, с другой стороны, секта, созданная под влиянием искусства, не такая уж и плохая организация. Главное, чтобы "адепты" не увлекались агрессивным миссионерством среди неверующих и не потребовали "десятину" с уже поверивших.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 23.12.2022, 17:26 Иван-Дурак VS Змея Подколодная. В ТЮЗе - музыкальная премьера по пьесе Юлия Кима

    Детские спектакли - это такой же обязательный элемент программы в Новый год, как "Оливье" и "Ирония судьбы". Раньше театры старались выпустить перед праздниками непременно премьеру, но после нескольких сорвавшихся из-за пандемии "ёлок", многие показывают то, что уже было с успехом выпущено и обкатано. Саратовский ТЮЗ имени Киселева стал единственным, кто по традиции решил порадовать маленьких зрителей абсолютно новой постановкой. На этот раз в качестве материала взяли сказку Юлия Кима "Кто принцессу поцелует".

  • 05.07.2013, 09:54 Дело о гибели заключенного. Однажды, 15 лет назад В Саратовской области начался сложный, долгий, мучительный процесс. Пятеро бывших сотрудников исправительной колонии N13 обвиняются в превышении должностных полномочий и причинении тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего. В числе потерпевших — мать погибшего заключенного и еще двое сидельцев того же исправительного учреждения. По версии следствия, от подсудимых достались "горячие" (так на местном жаргоне называются удары по "пятой точке" деревянным молотком) и им. На первом заседании, где зачитывалось обвинительное заключение, зал был забит слушателями — общественниками, правозащитниками, журналистами. Эти, последние, казалось бы, должны относиться к делу без эмоций — сухая информация, комментарии и ничего больше, по крайней мере, до решения суда. Но как можно быть беспристрастным, когда на скамье потерпевших потерявшая сына мать, а на скамье подсудимых — человек, с которым ты учился в одной школе и жил в соседних домах.
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 13 апреля 2013
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x