Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Как я провел этим Саратовом. Почему Сергей Пускепалис отказывается сниматься на Западе и какие мечты осуществляет в местном ТЮЗе

  • 12:23, 30 декабря 2019
  • Комментариев[2]
Сергей Пускепалис совершенно не собирался становиться звездой. Он стал известным театральным режиссером, но о кино и не задумывался. В итоге судьба распорядилась так, что начав кинокарьеру в 37, за несколько лет он стал звездой экрана. Спокойный, уверенный в себе, со статной фигурой, умными глазами и незабываемым голосом - такой главный герой нужен каждому постановщику и абсолютно любому зрителю. Для многих может быть удивительно, что актер, получивший "Серебряного медведя", "Нику" и "Золотого орла" целых 10 лет проработал в саратовском ТЮЗе, и в нашем городе ему так нравилось, что он не собирался уезжать.
Как я провел этим Саратовом. Почему Сергей Пускепалис отказывается сниматься на Западе и какие мечты осуществляет в местном ТЮЗе

Билибино-Железноводск-Саратов

Сергей Пускепалис родился 15 апреля 1966 года в Курске. Своему необычному отчеству, Сергей Витауто, он обязан отцу литовцу Витаутасу Пускепалису. Он был геологом и работал на Чукотке в маленьком городке Билибино, куда перебралась семья. Трудился Пускепалис-старший на аэродроме, маленький сын часто приходил к нему, и уже с детства мечтал стать военным летчиком.

В Билибино столбик термометра даже летом редко показывал выше десяти градусов по Цельсию, и дети часто предпочитали прогулкам домашние развлечения. Пускепалис запоем читал. Особенно ему нравился Чехов, которого он начал осваивать со второго класса.

Позже родители переехали в Железноводск, и уже там Сергей Витауто записался в драматический кружок. В своих воспоминаниях он никогда не говорил, что в детстве не мыслил себя без сцены и жить без театра не мог, но после 8 класса все же решил поступать в театральное училище и вместе с друзьями отправился в Саратов. Он попал на курс к Юрию Киселеву.

"Я первый раз в настоящий театр попал, когда поступил  в театральное училище, - вспоминал он. - Первым спектаклем, который я посмотрел в саратовском ТЮЗе был "Колбаска, боцман и другие". Это спектакль Юрия Петровича Киселева. Он меня просто потряс. Мне было тогда всего 15 лет, и эта его правдивость, внятность, сострадательность, нужность оставили навсегда след в моей жизни".

Однокурсник звезды, известный актер Игорь Яцко рассказывал, что высокий, улыбчивый, добродушный Сергей Пускепалис быстро обаял всех студентов и преподавателей. Так же он вспомнил об одном забавном эпизоде, произошедшем во время дипломного спектакля: "Постановку тогда нам делали по "Месяцу в деревне" Тургенева. И вот на этот спектакль приехала мама Сережи. Она была простой женщиной, работала маляром-штукатуром, и видимо, так переживала за сына, что моментально включилась в то, что происходило на сцене. Сергей играл студента, и по ходу пьесы его спрашивают "Кто твои родители?", а он отвечает "Я - сирота". Его мама сидела в первом ряду, и, услышав такое, принялась шепотом ему подсказывать "Неправда, Сереженька! Есть у тебя мама, вот же я в зале сижу!".

"Нельзя скучать и делать скуку"

Учеба в училище длилась дольше обычного из-за службы в армии. Будущая звезда отслужил 3 года во флоте в Североморске и вернулся в Саратов доучиваться. В 1988-м Сергей Пускепалис поступил на работу в саратовский ТЮЗ. Под руководством своего мастера он проработал здесь 10 лет. Именно Киселев заметил в Пускепалисе задатки хорошего театрального режиссера и поддержал его. "Знаете, как бывает, он уже пожилой, ему ничего не интересно, утрата работоспособности, любознательности какой-то, - рассказывал актер. - Но это все было не про Киселева. У Юрия Петровича всегда был нос по ветру. Это особое его качество. Он одним из первых заметил и оценил мои первые режиссерские опусы".

В принципе жизнь в Саратове Сергея Пускепалиса полностью устраивала. Здесь он первый раз женился. Избранницей Сергея Витауто стала прима нашего драмтеатра Эльвира Данилина. Правда, супружеская жизнь не задалась, и они быстро развелись. А в остальном было грех жаловаться. В театре Пускепалиса любили, работы всегда было много. Он даже успел получить звание заслуженного артиста, работая в ТЮЗе. Но привязанность к Саратову во многом держалась на Киселеве, в 1996 году он умер, и Сергей Витауто остался без обожаемого мастера.

На курс в ГИТИС к знаменитому Петру Фоменко он попал благодаря режиссёру Леониду Эдлину. "Он в Саратове поставил спектакль "Бригадир", где я играл главную роль. Постановку посмотрел Фоменко. С ним я пообщался после спектакля, рассказал, что остался без мастера, но очень хотел бы продолжать актерскую карьеру. Он дал мне целый ряд заданий, в том числе подготовить праздничный концерт к 80-летию саратовского ТЮЗа", - поделился актер.

Судя по всему, Петр Фоменко остался всем доволен, 33-летний Сергей Пускепалис уехал в Москву и в виде исключения был зачислен на второй курс режиссерского факультета ГИТИСа.

О работе со своим вторым мастером Пускепалис может рассказывать бесконечно. Он так же, как и Киселев когда-то, сумел вселить уверенность в своего ученика. "Мне все время казалось, что я ставлю неправильно, - вспоминает Сергей Витауто. - Грубо говоря, не по-научному. А Петр Наумович освободил меня от всех этих страхов. Он сказал, что в работе позволяется всё. Нельзя только скучать и делать скуку, говорил он".

В 2001 году вышел его дипломный спектакль "Двадцать семь", поставленный по произведению саратовского драматурга Алексея Слаповского. Позже Пускепалис и Слаповский еще не раз успешно поработают в тандеме. "Двадцать семь" критика оценила настолько высоко, что постановку отправили на фестиваль "Балтийский дом".

Затем будут "Египетские ночи" в сотрудничестве с Фоменко, "Жизнь прекрасна", "ОБЭЖ", театральная версия "Клинча" Слаповского, его же "От красной крысы до зеленой звезды". Все это в разных театрах и в разных городах. Постановки Сергея Витауто неизменно собирали аншлаги, актерам и руководству театров было легко с ним работать, поэтому неудивительно, что карьера молодого режиссера развивалась по нарастающей. В 2003-м Пускепалиса приглашают на роль главного режиссера в магнитогорский драмтеатр имени Пушкина, в 2009-м – в театр имени Федора Волкова в Ярославле. Сам Олег Табаков позвал его в МХТ для постановок "Дом" и "Прошлым летом в Чулимске".

Триллер с европейским успехом

И опять повторяется знакомая история. Пускепалиса уже в статусе известного режиссера устраивает его жизнь, и, кажется, он ничего особо не хочет менять. Во всяком случае, о кинокарьере он точно не думал. Первая работа в кино ему досталась в 37 лет. В мелодраме Алексея Учителя "Прогулка" он сыграл небольшую роль участника автоаварии. А вот за свою вторую в жизни и первую главную роль в кино Сергей Витауто должен быть благодарен сыну Глебу. Он снимался в фильме Алексея Попогребского "Коктебель" и познакомил отца с режиссером. Попогребский пригласил Пускепалиса-старшего в свой новый фильм "Простые вещи". Драма о враче-анестезиологе, попавшем в водоворот испытаний, понравилась и критике, и зрителям, а еще больше им понравился появившийся как из неоткуда актер Сергей Пускепалис. Фильм получил главный приз фестиваля "Кинотавр", а Сергей Витауто - "Нику", "Белого слона", награды фестивалей во Владивостоке и Карловых Варах. Такому началу карьеры можно только позавидовать.

По-настоящему знаменитым он проснулся после выхода новой картины Попогребского "Как я провел этим летом". Триллер о взаимоотношениях начальника полярной станции и его стажера получил сразу трех "Серебряных медведей" Берлинского кинофестиваля, в том числе за лучшую мужскую роль.

Возможно, Пускепалис был настолько достоверен, потому что работать ему пришлось в знакомых с детства условиях. Фильм на протяжении нескольких месяцев снимали на труднодоступной полярной станции Валькаркай на севере Чукотки. "Для меня съемки были возвращением назад в детство, в юность, когда папа был жив, - объяснил он. - Фильм получился предельно реальным, потому что снимался именно в тех же экстремальных, диких условиях".

За последние 10 лет Пускепалис успел сняться в почти сорока фильмах и сериалах, и стал одним из востребованных актеров современности. Самые заметные картины последнего времени "Метро", "Ледокол", "Частица вселенной", сериалы "А у нас во дворе" и "Шифр". Пускепалиса много раз приглашали в западные проекты, но он всякий раз отказывался. Свою позицию объяснял тем, что в западном кинематографе образы русских героев прописаны очень некорректно.

Работы в театре в связи с огромной загруженностью в кино стало чуть меньше, но в 2018-м Сергей Пускепалис был назначен на должность заместителя художественного руководителя МХАТа имени Горького по художественной работе.

О чем мечтают звезды

Хотя Саратов изначально неродной для актера и режиссера город, Пускепалис упоминает его в каждом интервью, с удовольствием приезжает и работает здесь. Именно он добился того, чтобы "Как я провел этим летом" саратовские зрители увидели одними из первых в России. Его режиссерский дебют в кино фильм "Клинч" закрывал один из фестивалей "Саратовские страдания". В такие моменты Сергей Витауто не отделывался дежурными видеобращениями, а лично привозил ленты, представлял их, бесконечно раздавал автографы и фотографировался с поклонниками.

Удивительная история произошла со спектаклем "Приключения Солнышкина", который Пускепалис поставил на сцене саратовского ТЮЗа почти 4 года назад. Он выпустил его в 101-й день рождения Юрия Киселева, отдав таким образом дань своему великому учителю. Этот спектакль он мечтал поставить, еще работая в ТЮЗе. Казалось бы, прошло 20 лет, Пускепалис стал звездой российского и даже европейского масштаба, ну какое ему должно быть дело до саратовского театра. Но нет, он все-таки приехал сюда и создал удивительный детский музыкальный спектакль. Вот такой он, последний романтик нашего кино с чукотской закалкой и саратовской театральной школой.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 21.08.2020, 19:13 Темы недели: школа времен ковида, улица Табакова, год "Гагарина"

    Учебный год в школах начнется по-новому - со всевозможными ограничениями и санитарными требованиями, которые коснутся и учителей, и учеников, и родителей, и работников столовых. Благая на первый взгляд инициатива - переименовать одну из улиц города в честь земляка Олега Табакова - многими была встречена негативно. Авторов идеи попросили "не играть с историей". Новому аэропорту "Гагарин" исполнился год. Для авиации в целом это время было непростым, но эксперты отмечают положительный тренд и уверены в хороших перспективах авиагавани.

  • 24.12.2019, 16:08 Аристократ пролетарского происхождения. Как Евгений Миронов победил комплексы и не стал заложником одного образа Таких как Евгений Миронов называют селфмейдмен. Свою блестящую карьеру в театре и кино он построил исключительно на собственном таланте и трудолюбии. Как результат, сегодня у него за плечами Гамлет, Орест, Хлестаков, Карамазов, Треплев, Мышкин, Лопахин. Одним словом, весь цвет мирового классического репертуара. Диапазон таланта Миронова, кажется, не имеет границ. Он одинаково успешно играет отрицательных и положительных героев, тонких аристократов и отъявленных злодеев, космонавтов и воров. У него практически нет неудачных работ, его имя в афише фильма или спектакля уже давно считается знаком качества. Кто бы мог подумать, что когда-то Евгений Миронов был настолько застенчив, что это чуть не стоило ему карьеры.
  • 25.11.2019, 12:09 Матроскин важнее Гамлета. Почему Олег Табаков не стал шахматистом и за что получил запрет на профессию Олег Табаков называл Саратов своей Оптиной пустынью и духовной родиной, говорил, что ему необходимо сюда возвращаться. И действительно, каким бы плотным не был график звезды, он всегда находил время для визита в родной город. Гастроли театра? Саратов. Отбор учеников для школы? Саратов. Кинофестиваль? И снова Саратов. Удивительная преданность для большого актера и очень известного человека. Больше, чем Саратову, он был, пожалуй, предан только любимой профессией. Олег Табаков прослыл везунчиком и баловнем судьбы среди коллег. Но на самом деле его путь трудно назвать легким. Порой жизнь подкидывала актеру такие сюжеты, который не выдумал бы и самый изобретательный сценарист.
  • 15.05.2019, 11:56 Саратовский драматург: "С подачи Табакова в спектакле Кирилла Серебрянникова использована моя идея" В апреле саратовский драматург Алексей Антипов (Дэлль-Василевский) объявил о том, что на старой сцене саратовского ТЮЗа может быть поставлена его пьеса, созданная по мотивам повести Михаила Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы" (создана по заказу Олега Табакова). На главные роли могут быть приглашены народные артисты РФ Марина Зудина и Сергей Сосновский. Эти имена возникли вовсе не случайно. Они связаны с историей создания пьесы и ее сценической судьбой - многообещающей, но не слишком удачной, весьма таинственной, а местами и почти криминальной.
  • 07.06.2018, 10:11 "Табаковцы" о Табакове. В ТЮЗе показали специальную программу Вчера на Малой сцене ТЮЗа прошло не совсем обычное мероприятие: студенты Московской театральной школы Табакова подготовили программу "Ученики — о своём Учителе".
Новые материалы
  • 15.11.2024, 14:15 "Субстанция": Деми Мур против старения. Заметки киномана

    Официально это боди-хоррор, но вам будет настолько страшно, насколько вас пугает старость и ненужность. Если это не ваши ночные кошмары, это скорее смешно. А если вы будете думать над сюжетом, уже самому фильму придётся несладко.

  • 15.11.2024, 11:14 Современный стэк и высокая репутация. Как IТ-компания привлекает ценные кадры

    В уходящем году на отечественном IT-рынке сохранялся дефицит кадров, особенно в сегменте квалифицированных специалистов. Впрочем, анализ ситуации показывает, что острота вопроса варьируется в каждом конкретном случае и заметно снижается в крупных компаниях с амбициозными задачами и высокой культурой разработки. Это подтверждают и в компании Bell Integrator (в Саратове работает ее региональный офис), которая уже год является частью группы компаний Softline.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 30 декабря 2019
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x