Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Суррогат героизма. Почему школы не защищены от учеников с оружием

  • 11:31, 28 февраля 2020
  • Комментариев[7]
Задержание двух саратовских подростков за подготовку массового убийства произвело эффект разорвавшейся бомбы в сонной новостной повестке Саратова. Правда, общество уже подготовлено к подобным шокам. Керченский расстрел, задержание еще двух подражателей Вячеслава Рослякова в Крыму и другие трагедии в школах (в 2016 году в Башкирии и Пермском крае, в 2017 - в Нижнекамске, Усинске, в 2018 - в Симферополе и Курганской области)... Корни подобных эксцессов уходят далеко вглубь наших социальных и психологических проблем, поэтому было бы наивно полагать, что какие-то срочные государственные меры смогут предотвратить очередную подобную трагедию. Но, пожалуй, никто никогда не ждет, что-то подобное может случиться рядом - в твоей школе и с твоим ребенком. "СарБК" попробовал разобраться, что толкает детей на "необдуманные действия" и о чем это говорит государству и обществу.
Суррогат героизма. Почему школы не защищены от учеников с оружием Фото: видео ФСБ

"Хорошо, что не Кремль"

Подробностей, как обычно бывает в случаях с операциями ФСБ, на момент первого релиза силовиков у СМИ было немного. Два подростка 14 и 15-ти лет задумали массовое убийство в школе. Обрез охотничьего ружья прятали в одном из бомбоубежищ, планировали изготовить зажигательные смеси и убить 40 человек в мае этого года "из мести". Силовики обнародовали запись допроса задержанных.

СМИ спустя несколько часов выяснили, что учатся подростки в саратовской школе N14. Появились противоречивые оценки их личности. Одни знакомые юношей говорили о них, как о спокойных и неконфликтных, другие припомнили злоумышленникам сквернословие, курение, хулиганские выходки.

На форумах разгорелись споры о справедливости задержания (дети баловались, а силовики подумали, что готовится теракт), о реальности намерений подростков (ничего серьезного, это люди в погонах очки зарабатывают), о гуманности по отношению к несовершеннолетним (они же дети, а не преступники, зачем их в тюрьму), о контроле интернет-контента (если на сайтах публикуется инструкция изготовления взрывных устройств, то почему эти сайты не закрывают). Ну и в подтверждение некоторых заявлений — "диванный" анализ видео с допросом подростков.

Мы попросили прокомментировать опубликованную запись председателя комиссии по безопасности, взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов и противодействию коррупции Общественной палаты Саратовской области Владимира Незнамова, за плечами которого имеется опыт работы в органах государственной безопасности. Но и он не увидел в задержанных школьниках "идеологических борцов с действительностью".

"Заметьте, они словно бравируют своим поведением, бесшабашностью. Здесь какой-то комплекс невостребованности в школе прослеживается. Потому что о преступлении так не говорят. Обычно люди, попавшие в такую ситуацию, наоборот, скрывают свои истинные намерения, хотят выйти из ситуации сухими. А они наговорили на камеру на продолжительный срок за решеткой. Ну, нашли у них обрез без патронов, ну и что дальше? Надо еще разобраться, где они его взяли. Ну, в интернете они заходили на сайты, но это тянет не на столь суровое наказание по сравнению с тем, что им может грозить судя по материалам интервью. Хорошо, что не сказали, что Кремль хотят взорвать... Они якобы собрались убивать 40 человек и не могли объяснить за что, в качестве какой мести. Обычно так о мести не говорят. Это скрывают, а потом, уже после преступления, признаются — я мстил. У меня сложилось впечатление, что они захотели сорвать, как сегодня говорят, хайп — таким образом рассчитывали стать известными. Заставить о себе говорить таким варварским способом, ведь о Рослякове из Керчи говорила вся страна. Другого объяснения я не вижу", - сказал собеседник.

Саратовский психолог Алексей Старцев тоже не стал нагнетать ситуацию. "Свершилось бы в этом случае задуманное или нет, я не знаю. И слава богу, что до дела не дошло и преступление было пресечено. Мы не узнали о том, насколько далеко могли зайти эти подростки и лучше не знать. Хорошо, что у нас есть спецслужбы и они сработали вовремя. Но велась подготовка и подготовка серьезная".

Эксперт также прокомментировал видеозапись допроса подростков.

"Это явление меняющегося мира, явление близкое к кошмарным расстрелам, которые бывали в американских школах и у нас стали происходить. В Керчи, например. Психопатия в этом точно есть. Скорее всего, это влияние информационных потоков, когда идет впитывание подрастающим поколением ситуаций, связанных с убийствами, массовым насилием, компьютерными играми. Для незрелых личностей в голове может смешиваться убийство, производимое в компьютерной игре и убийство в реальной жизни. Эти патологические личности пребывают в вымышленной реальности и испытывают эмоции при обращении с реальным оружием такие же, как в компьютерной игре".

Фото forexdengi.com

Быть, как Ольга Бузова

В рассуждениях на эту тему вообще легко находятся причины трагедий или возможных ЧП. После керченского расстрела тоже много говорили о недостаточно активном выявлении психически больных людей, о социальном протесте, о негативных последствиях социального расслоения и сужения сознания у людей, которые не видят перспектив реализации, роста, успеха и вообще о драме общества, связанной с утратой ценности и смысла жизни. Винили во всем капризных девушек, которые не хотят знакомиться с рядовыми парнями, и деспотичных отцов, которые избивают жен на глазах детей. О компьютерных играх полтора года назад тоже много говорили...

Владимир Незнамов высказал свое мнение о причинах случившегося в Саратове. "К сожалению, кумирами наших детей стали совсем другие люди, чем те, которым поклонялись и копировали предыдущие поколения. Посмотрите, Ольга Бузова. Мое мнение может быть спорным, но она никогда не являлась профессиональной певицей, а теперь имеет 17 миллионов подписчиков, и дети завидуют ее популярности, заработкам на рекламе в Инстаграме. Ну она хотя бы поет и убивать никого не собирается, но что мы хотим от других, которые петь не могут, но очень хотят прославиться. Поэтому решили в глазах сверстников изобразить себя этакими Рэмбо, взять на себя подготовку к массовому убийству и стать известными".

А вот вариантов мер, которые бы избавили общество от школьных стрелков (иногда они вырастают и расстреливают офисы), предлагается не так много, как причин трагедий. Во всяком случае, мы увидели вполне прогнозируемые высказывания представителей власти. Например, сенатор Андрей Клишас сразу отреагировал на случившееся предложением ликвидировать анонимность в интернете, хотя ФСБ ничего не сообщала о сложностях с выявлением "безымянных" преступников в соцсетях. В Саратовской области создана правительственная спецкомиссия, которая должна "оказать необходимое содействие следствию и обеспечить учебно-воспитательный процесс". Другими словами, усилить контроль, закрутить гайки — хотя бы в первые недели после скандала.

Кстати, после керченской трагедии президент Владимир Путин признал: "Мы, вместе взятые, не только в России, в мире в целом, плохо реагируем на изменяющиеся условия в мире. Это значит, что мы не создаем нужного, интересного и полезного контента для молодых людей, и они хватают этот суррогат героизма". Многое ли изменилось после того, как в Крыму погибли 21 и пострадало 67 человек? Наверное, нет.

Помните, тогда планировалось передать функцию охраны образовательных организаций в компетенцию Росгвардии? Был разработан соответствующий законопроект, но документ так и остался в статусе предложения.

Впрочем, пропускной режим в учебных заведениях заметно ужесточился в последние годы. Ответственный секретарь саратовского регионального отделения "Национальной родительской ассоциации" (НРА) Наталья Кривенцова подтверждает: "Я когда прихожу с нашими просветительскими, досуговыми мероприятиями, меня не пропускают, даже если знают, что я лектор. Просто так не пропускают. Всегда просят удостоверяющий личность документ. И только потом в сопровождении администрации или дежурного учителя, я прохожу в аудиторию. А мы хотя бы раз, а то и два-три раза в неделю посещаем образовательные учреждения".

После событий в Керчи много чего предлагалось. На требование главы государства ужесточить контроль в сфере оборота оружия было предложено повысить до 21 года возраст, с которого граждане, за исключением военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, могут приобретать огнестрельное оружие. Законопроект (один — госдепа Николая Земцова, другой — Государственного совета Татарстана) принят не был.

Хотели установить также особый порядок при получении охотничьего билета и лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия лицами в возрасте от 18 лет до 21 года, ввести специальный экзамен для охотников. Но все пока осталось без изменений.

А еще были разработаны предложения по борьбе с радикализмом среди молодёжи. В федеральной службе безопасности тогда сказали: "В этом ключе будем активно работать — не только силовики, но и органы власти, гражданское общество, школа, где происходит достаточное количество проявлений".

Активно ли проводилась та самая обещанная работа?... Хотя, задержание подростков с охотничьим обрезом на этапе поисков рецепта взрывчатых устройств может и есть тот результат работы, которую обещали проводить силовики.

Не решены за прошедшее время и те вопросы, которые могли бы улучшить ситуацию. Например, работа психологов в школах так и осталась формальностью. Об этом в интервью "СарБК" говорила психолог Анна Тычкова.

"Я могу говорить только про Саратовскую область, и я наблюдаю в психолого-педагогической сфере, что тот формат, в котором приходится работать специалистам, не в полной мере подразумевает психологическую поддержку и помощь. Он более заточен на какие-то воспитательные моменты. А это не тоже самое, что психологическое сопровождение. Там есть какая-то коррекционная работа, есть некий контроль за детьми из семей, находящихся в группе риска. Но зачастую, я слышу от коллег педагогов-психологов, что перед ними ставятся совсем другие задачи. Что бы кто-то что-то в школе не натворил и чтобы никому за это не попало. Какие выводы можно из этого делать? Если психолого-педагогическая служба школы вынуждена решать очень много лишних задач, тогда у нее не остается времени на основную".

Наталья Кривенцова из "Родительской ассоциации" дополняет:

"Нас никто никогда не учил быть мамами и папами. Нас учат быть программистами, педагогами, агрономами, но родителям тоже необходимы определенные знания. Иногда они входят в ступор. Как поступить, смягчать или ужесточать свои требования? Конечно, есть специалисты, надо к ним обращаться, но и они бывают разные. Существует проблема выбора".

Фото 7ya.ru

Страх разрушителен

Что-то подсказывает, что новых предложений по борьбе со школьными стрелками после саратовского события мы не услышим. Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Татьяна Загородняя в распространенном аппаратом омбудсмена релизе говорила о том, что всем взрослым надо помнить об ответственности за жизнь и здоровье детей, а ответственным лицам — относиться к условиям обучения детей в школах со всей ответственностью.

Заместитель председателя ОП Владимир Незнамов говорил о необходимости контролировать интернет-ресурсы на предмет противоправного контента и указал: "Такая работа ведется постоянно и сайты закрываются. Но, как грибы, появляются новые. А иногда открываются сайты с безобидным названием и контентом, а потом профессионалы начинают через них работать и воздействовать на детей, склоняют их к суицидам. То есть, за проявлениями этих людей с неадекватной психикой всегда кто-то стоит".

Общественник уверен, что появление подростков, которые ищут славы с помощью преступлений, рождает активное обсуждение подобных происшествий.

"То, что мы обсуждаем, комментируем эти события, является причиной новых случаев. Чем меньше мы будем говорить на эту тему, тем меньше будет подобных детей с комплексами, которые хотят вырасти в глазах своих сверстников таким вот чудовищным образом. Надо отдать слово профессионалам и тем, кто способен влиять на ситуацию. Не говорить об этом совсем невозможно, но и не стоит возводить в ранг телезвезд тех, кто готов убивать или убивает людей".

Как мы уже заметили, саратовцы довольно спокойно восприняли эту новость о задержании потенциальных убийц. Но в комментариях появлялись и довольно тревожные фразы: "Как теперь отправлять в школу ребенка?". Для таких впечатлительных читателей мы приведем рекомендацию психолога Алексея Старцева.

"Во-первых, ребенка в школу надо отправлять. Это не школа виновата, а современные информационные пространства. Эти патологические личности могут совершать преступления не только в учебных заведениях, а где угодно. А в школе наших детей учат, воспитывают. Прежде всего надо с детьми общаться, смотреть чем они занимаются и вовремя корректировать.

Бояться ничего не надо, страх разрушителен. Эти события или происходят крайне редко или потенциально возможны, но не происходят. И потом, каждый период имеет свои опасности, свои угрозы. И если есть угроза, значит надо с ней справляться. И детей надо так воспитывать. Угрозы не должны вызывать страх, делать нас слабее. Эти угрозы должны делать нас сильнее. Значит, общество должно организоваться, выработать стратегию и со спокойным, уверенным решением на это реагировать. Силовым структурам надо продолжать свою работу и второе — необходимо выработать правила регуляции информационных потоков".

Похожие материалы
  • 10.10.2024, 14:00 "У меня лапки". Специалисты высказались о популярности квадробинга и дали советы родителям

    Обсуждение роста популярности квадробинга среди российских подростков забралось в топы новостей. Сначала тревогу била общественность, затем появились конкретные законопроекты в Госдуме, а теперь о квадроберах говорят в Кремле. Эту тему недавно затронул глава МИДа Сергей Лавров перед встречей с коллегой из Армении. Оказалось, к слову, что у них тоже дети объявляют себя кошками или собаками и ходят на четвереньках. На днях на вопрос об этом явлении отвечал и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он, правда, призвал не преувеличивать популярность движения. Но наблюдения и статистика говорит о другом. По данным сервиса "Авито", за лето продажи атрибутики квадроберов (уши, хвосты, маски, перчатки-лапки) выросли в 12 раз. К слову, цена маски ручной работы достигала 5-6 тыс. СарБК попросил психологов, психотерапевтов оценить явление и дать советы родителям квадроберов.

  • 07.02.2022, 10:38 Психолог о телефонной зависимости детей: "Здоровых уже не осталось"

    В Саратове в январе в публичную плоскость вернулась тема разумного использования мобильных телефонов детьми. Родитель одного из учеников школы в Красном Текстильщике возмутился строгими правилами учебного заведения по поводу гаджетов. Многие были шокированы историей 9-летнего мальчика, который, по данным СМИ, наложил на себя руки, когда родители отобрали у него телефон. Специалисты говорят, что за два ковидных года число зависимых от мобильников детей только увеличилось. Каковы масштабы проблемы сегодня и есть ли какие-то разумные методы борьбы с "болезнью 21-го века" - в обзоре СарБК.

  • 09.08.2021, 11:32 Ковид, страх или протест? Почему матери несут новорожденных на мусорку

    В России ежегодно фиксируются десятки случаев убийств новорожденных. Немало случаев, когда детей, например, выброшенных на мусорку, удается быстро найти и спасти. Каждый подобный случай шокирует общество. Психологи говорят, что у матерей иногда срабатывает ложная мораль: для них больший стыд представляет публичный отказ от ребенка, чем его возможная гибель. При этом у женщин есть все возможности для того, чтобы решить проблему цивилизованно. Почему же некоторые в таких ситуациях до сих пор выбирают мусорный контейнер, выяснял "СарБК".

  • 16.03.2021, 17:04 "Безнадзорная опека". Какая реформа нужна защите детей

    Тема реформы службы опеки и попечительства подобна маятнику: то попадает в фокус общественного внимания, то снова из него бесследно исчезает. Последняя волна интереса к этой важнейшей социальной проблеме была вызвана шокирующей трагедией в Вольске Саратовской области, где пятилетний мальчик стал жертвой изнасилования и убийства. Впрочем, зачастую призывы к реформам представляют лишь политическую реакцию на подобные страшные события, которая не имеют сколько-нибудь серьезных последствий. А всевозможные выступления по этой теме свидетельствуют лишь о недовольстве действующим положением вещей, но вот как его улучшить - конкретных предложений почти нет. "СарБК" пообщался с экспертами, чтобы понять, так ли плоха система защиты детей, как ее малюют, и что нужно сделать для ее улучшения.

  • 15.09.2020, 10:46 Травля XXI века. Психологи дали советы жертвам школьного буллинга

    Цифровой век изменил наш образ жизни, ускорил ее ритм, заставил забыть о многих проблемах "докомпьютерной эры". Но некоторые явления, увы, адаптировались к новым условиям и даже получили современное звучание. Например, агрессивное давление на человека в коллективе раньше было травлей, а теперь есть термин "буллинг". Травля XXI века может перемещаться из реальной среды в виртуальную и обратно, делая жизнь человека невыносимой почти круглосуточно. От этого особенно страдают школьники. Но и возможностей справиться с ситуацией в наши дни стало немного больше, чем, скажем, у родителей нынешних старшеклассников (опять же благодаря информационным технологиям). Как сегодня выглядит буллинг и как с ним бороться - в обзоре "СарБК".

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 28 февраля 2020
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x