Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Колбаска и Боцман теперь другие. В ТЮЗе – реинкарнация легендарного спектакля Юрия Киселева

  • 12:46, 29 апреля 2021
  • Комментариев[2]

Московский режиссер Виктория Печерникова - очень смелая девушка, потому что только смелый режиссер сможет замахнуться повторить знаменитый спектакль саратовского ТЮЗа, который когда-то гремел даже за границей. Правда, сама Печерникова признавалась, что не собирается воссоздавать слово в слово постановку Юрия Киселева "Колбаска, Боцман и другие". Это ее размышления на тему пьесы Астрид Линдгрен, спектакль "Мы - на острове Сальткрока" рассчитан на другую возрастную категорию, здесь новые актеры, иной взгляд на декорации, свет и музыку, но все же от сравнений удержаться невозможно.

Колбаска и Боцман теперь другие. В ТЮЗе – реинкарнация легендарного спектакля  Юрия Киселева

У постановки авторства Юрия Киселева действительно уникальная судьба. Появилась она в 1978-м, когда он уже был признанным мастером детского театра, Народным артистом СССР, обладателем множества Госпремий и наград. При таком признании Юрий Петрович умудрился не забронзоветь и к каждому своему спектаклю подходил максимально ответственно. "Колбаску, Боцмана и других" он вместе с актерами делал больше года. В итоге спектакль шел на саратовской сцене с десяток лет. Несколько раз тюзовцы отправлялись на гастроли в Москву, а однажды съездили на фестиваль в Лион, специально отрепетировав для этого всю "Колбаску" на французском языке.

Саратовские артисты стали первыми, кто познакомил советских зрителей с пьесой "Мы - на острове Сальткрока" знаменитой Астрид Линдгрен. Автор культового "Карлсона" и "Пеппи Длинный чулок" в 60-х получила заказ от шведского ТВ на написание сценария для сериала. В результате появилась милая и трогательная история о семействе Милькерсонов, которое на время летних каникул перебирается на вымышленный остров Сальткрока. С первого взгляда может показаться, что ничего хорошего их там не ждет: остров холодный,  дикий и скалистый, а в Столяровой усадьбе, где они селятся, не работает отопление, выбиты стекла и протекает крыша. Зато по соседству живут замечательные Гранквисты. Они и домик помогут привести в порядок, и накормят от души, и развеселят. Детям на Сальткроке раздолье: в приключениях здесь нет недостатка, а еще собака Боцман и кролик Юкке делают жизнь милее. Боцман – это огромный сенбернар, с которым не расстается Чёрвен Гранквист. Она и есть та самая Колбаска, озорная, порой вздорная, но такая искренняя девчонка.

В киселевской версии более сорока лет назад Колбаску играла Светлана Лаврентьева. Вот как писали об этой работе талантливой травести французские критики: "Молодая женщина играет роль Колбаски, маленькой девочки двенадцати лет. Если говорить отдельно об этой актрисе, то надо сказать, что она экстраординарна. Она действительно существует в возрасте роли. Ни разу мы не обнаружили взрослого за этим ребёнком... Увы, как редко встречаются актрисы такого масштаба!".

Колбаску-Лаврентьеву все годы на сцене сопровождал настоящий пес по кличке Дональд. Говорят, в финале своей артистической карьеры он позволял себе за сценой даже подремать, но всякий раз без напоминания вскакивал, как только нужно было выходить к зрителям.

80-летняя Светлана Васильевна стала тем самым мостиком, связывающим театральную историю и современность. Она появляется в новой постановке московского режиссера в роли хозяйки Столяровой усадьбы Фру Шеблум. В остальном же спектакль Печерниковой вышел абсолютно непохожим на шедевр Юрия Киселева. Для того, чтобы дети Мелькерсона и Гранквистов действительно выглядели маленькими детьми, режиссеру надо было раздобыть много актеров-травести. Таковых в сегодняшнем ТЮЗе мало, а потому идея "повросления" героев-детей выглядит единственно возможной.

Правда, все равно, как бы ни был хорош тот же Руслан Дивлятшин в роли Базарова в "Отцах и детях", его Никлас здесь похож в лучшем случае на мальчика-переростка. Самые "детские" дети получились у Ольги Лысенко (Стина) и Александра Степанова (Пелле). В роли Колбаски-Чёрвен прекрасная Ирина Протасова. В ее мастерстве и многоплановости сомневаться не приходиться. Здесь она непосредственная, дерзкая, веселая, но все же далекая от амплуа травести и никак не похожая на пухленькую девочку по прозвищу Колбаска.

Выросшие на киселевском спектакле помнят его мюзиклом, хотя тогда и слова такого толком не знали. В обновленной версии танцев и песен нет, зато сценическое пространство выглядит достаточно стильно. Столярова усадьба предстает в виде экспоната выставки современного искусства, черные скалы эффектно выделяются на фото закатного неба, а холодные волны будто оживают у зрителя на глазах. Впрочем, зная возможности современной тюзовской сцены, подобный просторный минимализм хочется разбавить чем-то более эффектным.

Живых животных на сцене тоже нет. Кролик Юкке существует только в диалогах героев, а сенбернара Боцмана играет Михаил Третьяков. После постановки "Animal Lounge, или Умеют ли животные лгать?", где он играет Панду, роль собаки не должна была быть для него трудной затеей. Большой, молчаливый, слегка лохматый, в серо-коричневом свитере крупной вязки, с грустными глазами с поволокой – ну чем не сенбернар в человеческом обличии. Дети и животные на сцене -  это, как известно, беспроигрышный вариант, поэтому то, что Виктория Печерникова не пошла по проторенной дорожке, только добавляет ей очков.

В целом те, кто вырос на киселевском шедевре, воспринимают "Мы – на острове Сальткрока" весьма сдержанно. Однако "на новенького" премьера ТЮЗа заходит хорошо. Спектакль действительно стильный, актерская игра достойная, а режиссерские "фишки" заслуживают внимания. В конце концов, мораль про любовь и дружбу, добро и зло остается непреложной, что через 40, что через 100 лет.

Автор: Екатерина Ференец
Комментарии - 2
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
  • зритель настоящего тюза
    Неужели самим трудно придумать мезость, чтобы по ней поставить спектакль? Обязательно надо изуродовать что-то настоящее, подлинное.
    29 Апреля, 14:27
  • Гостья
    Как хорошо, что в раннем детстве мне еще удалось застать замечательные постановки советских времен - сказки и спектакли про детей и для детей. И действительно, взрослые актеры прекрасно вживались в роли. Сейчас в ТЮЗе тоже есть достойные спектакли, но вот искусство именно детского театра, на мой взгляд, уже утрачено.
    29 Апреля, 19:55
Добавить комментарий
Похожие материалы
  • 21.04.2021, 12:38 Арабская ночь, волшебный Восток. На Новой сцене оперного – премьера балета по сказкам Шахерезады

    Пока губернатор Валерий Радаев негодует, что историческое здание театра оперы и балета медленно реконструируют, а саратовской мэрии предъявляют претензии по поводу незаконной свалки "останков" разобранной постройки, артисты, музыканты и технические работники продолжают обживать сцену бывшего ДК "Тантал" на 2-й Дачной. Первую премьеру, оперетту "Баядера", выпустили, программу очередного Собиновского фестиваля составили, вот и до балета дело дошло. Задача опять была не из легких: нужно было сотворить то, что порадовало бы зрителей и одновременно уместить весь хореографический рисунок на маленькой и изначально неприспособленной для этого площадке. Выбор пал на балет Фикрета Амирова "Тысяча и одна ночь".

  • 13.04.2021, 15:36 Охота за привидениями в драме. На Малой сцене – любовь замужней девушки и нетрезвого призрака

    Спектакль "Мы живем в чудесное время, Оля!" поставили в суперкороткий срок. Еще в феврале он в качестве эскиза был показан на творческой лаборатории "Видимоневидимо", и вот уже в начале апреля "Олю" презентовали как полноценную постановку на Малой сцене. Лаборатория - это когда режиссер и актеры представляют как бы демо-версию возможного будущего спектакля, его квинтэссенцию, которую при желании можно расширить до репертуарной вещи. Такой вот "пробник" "Оли" тогда настолько понравился критикам, журналистам и профессионалам сцены, что все единодушно проголосовали за его включение в афишу театра. Всего два месяца и готово: драма выпускает спектакль, во время которого хочется сначала посмеяться, потом поплакать, а главное непременно порекомендовать его всем друзьям и знакомым.

  • 06.04.2021, 14:48 Любовь и развод в драме. Советская классика под хиты 70-х

    Саратовский драмтеатр знает и любит творчество драматурга Александра Володина. Пронзительные "Пять вечеров" по его пьесе идут здесь больше десяти лет и не собираются уступать свое место в репертуаре. В этом сезоне для дипломников Григория Аредакова выбрали не менее искреннее произведение советского классика "С любимыми не расставайтесь". Это одновременно удача, потому что с таким материалом трудно облажаться, но еще и большая ответственность, ведь надо не посрамить имя советского классика. Впрочем, режиссерский дуэт Аредакова и Виктора Мамонова постарался максимально облегчить задачу юным актерам.

  • 10.03.2021, 12:13 Орлеанская дева в Саратове. ТЮЗ показал дорогостоящий мюзикл о Жанне Д’Арк

    Календарную весну саратовский ТЮЗ символично начал с мюзикла "Жаворонок, или Жанна Д’Арк". Спектакль о женщине, которая предрешила исход кровопролитной Столетней войны показали накануне 8 марта. И если сейчас мы делаем "фи" при упоминании случаев притеснения дам, то во времена Д’Арк всем тем более заправляли мужчины. Тем и удивительна история хрупкой девушки, которую называли сумасшедшей, спасительницей, еретичкой, а позже вообще представили к лику святых. Постановку по мотивам легендарной трагедии нельзя было сделать скромной и камерной, здесь нужен был масштаб и размах, и театр сполна это исполнил.

  • 02.03.2021, 12:59 Модная классика в ТЮЗе. "Отцы и дети" сроднились с голливудским "Чужим"

    Постановка "Отцы и дети" в ТЮЗе начала интриговать еще задолго до своего премьерного часа. На рекламной афише вместо чего-то романтично-аристократичного красовалась мерзкая тварь из фильма "Чужой". Хищно открытая пасть, полный рот острых зубов, свисающие ниточки слюны - даже при беглом взгляде не оставалось сомнений, что это именно она. Сверху художники пристроили на чудище прекрасные розы, но ощущение ужаса это не сгладило. А тут еще и в пресс-релизе режиссера Владимира Золотаря отрекомендовали как смелого экспериментатора. Ну вот, подумалось театралам, приплыли.

Новые материалы
  • 04.05.2021, 15:29 Tele2 подарит в два раза больше впечатлений на «Ночи в музее – 2021»
  • 04.05.2021, 10:43 Цеха заволокло туманом. Завод РМК три месяца находится в подвешенном состоянии

    С момента отстранения бывшего конкурсного управляющего саратовского завода "АП РМК" Александра Конева прошло три месяца, и именно столько производитель металлоконструкций находится в состоянии простоя. За это время на предприятие успел зайти новый конкурсный, однако ситуация на предприятии до сих пор не прояснилась. В последний раз свою зарплату работники видели в начале февраля, а новый конкурсный пока занимается инвентаризацией имущества. Что будет с предприятием, заказами, коллективом (а это более 200 человек), по-прежнему неизвестно. Работники ждут погашения долгов по зарплате и решения вопроса дальнейшего трудоустройства.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x