- A
- +A
- +A
Колбаска и Боцман теперь другие. В ТЮЗе – реинкарнация легендарного спектакля Юрия Киселева
- 12:46, 29 апреля 2021
- Комментариев[2]
Московский режиссер Виктория Печерникова - очень смелая девушка, потому что только смелый режиссер сможет замахнуться повторить знаменитый спектакль саратовского ТЮЗа, который когда-то гремел даже за границей. Правда, сама Печерникова признавалась, что не собирается воссоздавать слово в слово постановку Юрия Киселева "Колбаска, Боцман и другие". Это ее размышления на тему пьесы Астрид Линдгрен, спектакль "Мы - на острове Сальткрока" рассчитан на другую возрастную категорию, здесь новые актеры, иной взгляд на декорации, свет и музыку, но все же от сравнений удержаться невозможно.
У постановки авторства Юрия Киселева действительно уникальная судьба. Появилась она в 1978-м, когда он уже был признанным мастером детского театра, Народным артистом СССР, обладателем множества Госпремий и наград. При таком признании Юрий Петрович умудрился не забронзоветь и к каждому своему спектаклю подходил максимально ответственно. "Колбаску, Боцмана и других" он вместе с актерами делал больше года. В итоге спектакль шел на саратовской сцене с десяток лет. Несколько раз тюзовцы отправлялись на гастроли в Москву, а однажды съездили на фестиваль в Лион, специально отрепетировав для этого всю "Колбаску" на французском языке.
Саратовские артисты стали первыми, кто познакомил советских зрителей с пьесой "Мы - на острове Сальткрока" знаменитой Астрид Линдгрен. Автор культового "Карлсона" и "Пеппи Длинный чулок" в 60-х получила заказ от шведского ТВ на написание сценария для сериала. В результате появилась милая и трогательная история о семействе Милькерсонов, которое на время летних каникул перебирается на вымышленный остров Сальткрока. С первого взгляда может показаться, что ничего хорошего их там не ждет: остров холодный, дикий и скалистый, а в Столяровой усадьбе, где они селятся, не работает отопление, выбиты стекла и протекает крыша. Зато по соседству живут замечательные Гранквисты. Они и домик помогут привести в порядок, и накормят от души, и развеселят. Детям на Сальткроке раздолье: в приключениях здесь нет недостатка, а еще собака Боцман и кролик Юкке делают жизнь милее. Боцман – это огромный сенбернар, с которым не расстается Чёрвен Гранквист. Она и есть та самая Колбаска, озорная, порой вздорная, но такая искренняя девчонка.
В киселевской версии более сорока лет назад Колбаску играла Светлана Лаврентьева. Вот как писали об этой работе талантливой травести французские критики: "Молодая женщина играет роль Колбаски, маленькой девочки двенадцати лет. Если говорить отдельно об этой актрисе, то надо сказать, что она экстраординарна. Она действительно существует в возрасте роли. Ни разу мы не обнаружили взрослого за этим ребёнком... Увы, как редко встречаются актрисы такого масштаба!".
Колбаску-Лаврентьеву все годы на сцене сопровождал настоящий пес по кличке Дональд. Говорят, в финале своей артистической карьеры он позволял себе за сценой даже подремать, но всякий раз без напоминания вскакивал, как только нужно было выходить к зрителям.
80-летняя Светлана Васильевна стала тем самым мостиком, связывающим театральную историю и современность. Она появляется в новой постановке московского режиссера в роли хозяйки Столяровой усадьбы Фру Шеблум. В остальном же спектакль Печерниковой вышел абсолютно непохожим на шедевр Юрия Киселева. Для того, чтобы дети Мелькерсона и Гранквистов действительно выглядели маленькими детьми, режиссеру надо было раздобыть много актеров-травести. Таковых в сегодняшнем ТЮЗе мало, а потому идея "повросления" героев-детей выглядит единственно возможной.
Правда, все равно, как бы ни был хорош тот же Руслан Дивлятшин в роли Базарова в "Отцах и детях", его Никлас здесь похож в лучшем случае на мальчика-переростка. Самые "детские" дети получились у Ольги Лысенко (Стина) и Александра Степанова (Пелле). В роли Колбаски-Чёрвен прекрасная Ирина Протасова. В ее мастерстве и многоплановости сомневаться не приходиться. Здесь она непосредственная, дерзкая, веселая, но все же далекая от амплуа травести и никак не похожая на пухленькую девочку по прозвищу Колбаска.
Выросшие на киселевском спектакле помнят его мюзиклом, хотя тогда и слова такого толком не знали. В обновленной версии танцев и песен нет, зато сценическое пространство выглядит достаточно стильно. Столярова усадьба предстает в виде экспоната выставки современного искусства, черные скалы эффектно выделяются на фото закатного неба, а холодные волны будто оживают у зрителя на глазах. Впрочем, зная возможности современной тюзовской сцены, подобный просторный минимализм хочется разбавить чем-то более эффектным.
Живых животных на сцене тоже нет. Кролик Юкке существует только в диалогах героев, а сенбернара Боцмана играет Михаил Третьяков. После постановки "Animal Lounge, или Умеют ли животные лгать?", где он играет Панду, роль собаки не должна была быть для него трудной затеей. Большой, молчаливый, слегка лохматый, в серо-коричневом свитере крупной вязки, с грустными глазами с поволокой – ну чем не сенбернар в человеческом обличии. Дети и животные на сцене - это, как известно, беспроигрышный вариант, поэтому то, что Виктория Печерникова не пошла по проторенной дорожке, только добавляет ей очков.
В целом те, кто вырос на киселевском шедевре, воспринимают "Мы – на острове Сальткрока" весьма сдержанно. Однако "на новенького" премьера ТЮЗа заходит хорошо. Спектакль действительно стильный, актерская игра достойная, а режиссерские "фишки" заслуживают внимания. В конце концов, мораль про любовь и дружбу, добро и зло остается непреложной, что через 40, что через 100 лет.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
25.11.2025, 10:50
Идальго, сеньориты и интриги. В театре драмы студенты показали "Изобретательную влюбленную"
Комедия Лопе де Вега "Изобретательная влюбленная", датированная началом 17 века, считается классикой европейской литературы. Это легкая, изящная история про молодых и не очень людей, попавших в любовный многоугольник. Плюс испанские пейзажи, дуэли на шпагах и бесконечные интриги. Пьесу очень уважают в театральной среде, и ставят часто. Только в Саратовском театре драмы имени Слонова в ней в свое время блистали Татьяна Родионова и Эльвира Данилина. Правда, было это аж 20 с лишним лет назад. Новую "Изобретательную влюбленную" в драме сыграли студенты курса народного артиста России, худрука театра Григория Аредакова, а режиссером выступила Родионова.
-
21.11.2025, 15:49
Новый "Франкенштейн". Заметки киномана
Гильермо дель Торо мечтал снять экранизацию романа Мэри Шелли примерно с начала карьеры, и по его творчеству это очень заметно. Это одновременно и плюс, и минус.
-
14.11.2025, 15:41
"Бугония". Эмма Стоун и теории заговоров
Сезон кинонаград плавно начинается, а значит, пришло время смотреть фильмы, которые, скорее всего, будут претендовать на разные золотые статуэтки в этом году. Например, новую работу Йоргоса Лантимоса с Эммой Стоун в главной роли.
-
02.10.2025, 15:45
Вдарили по классике. Театр драмы начал сезон с мелодрамы Островского
Саратовский драмтеатр имени Слонова последним открыл новый сезон. На пресс-конференции перед его началом было озвучено много интригующих новостей, но первой премьерой года решили сделать старую добрую классику - очередную постановку по Островскому. Худрук драмы, народный артист России Григорий Аредаков рассказал, почему в театрах так любят творчество Александра Николаевича. В них все уже готово для спектакля - бери и ставь. Да, режиссеру и актерам при желании будет, где разгуляться, но в целом можно просто довериться гениальному драматургу. Довериться на этот раз Григорий Анисимович и труппа решили мелодраме "Без вины виноватые".
-
23.09.2025, 14:04
Опера для героя. В театре поставили грантовую "Повесть о настоящем человеке"
Весной стало известно, что Саратовский театр оперы и балета выиграл грант Правительства России на новую постановку. Особое значение при отборе жюри уделяло проектам, посвященным 80-летию Победы. Наш театр решил, что самым беспроигрышным вариантом будет опера "Повесть о настоящем человеке" на музыку Сергея Прокофьева. Бывалые театралы удивились такому выбору, потому что даже в советское время эта, казалось бы, очень патриотичная и героическая вещь, так и не смогла толком прижиться в репертуаре ни одного из театров огромной страны. Но саратовский оперный был настроен преодолеть это "проклятье" и 20 и 21 сентября открыл этой премьерой новый сезон.
-
05.12.2025, 14:55
"Умри, моя любовь": Дженнифер Лоуренс и Роберт Паттисон. Заметки киномана
Дженнифер Лоуренс возвращается к истокам - к арт-хаусному кино и изображению безумия. Выходит очень на любителя.
-
01.12.2025, 14:49
"Галактика" победителей. Как в регионе работает образовательная площадка для одаренных детей
Два года в Саратовской области работает Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. Он является частью российской сети образовательных центров, которые называют "Мини-Сириусы". Это такие же площадки для одаренных детей, как в сочинском "Сириусе", только на уровне территорий. Главный образовательный центр для талантливых школьников страны курирует региональную сеть учреждений и делится с ними своими технологиями.
- Неделя
- Месяц
