Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Колбаска и Боцман теперь другие. В ТЮЗе – реинкарнация легендарного спектакля Юрия Киселева

  • 12:46, 29 апреля 2021
  • Комментариев[2]

Московский режиссер Виктория Печерникова - очень смелая девушка, потому что только смелый режиссер сможет замахнуться повторить знаменитый спектакль саратовского ТЮЗа, который когда-то гремел даже за границей. Правда, сама Печерникова признавалась, что не собирается воссоздавать слово в слово постановку Юрия Киселева "Колбаска, Боцман и другие". Это ее размышления на тему пьесы Астрид Линдгрен, спектакль "Мы - на острове Сальткрока" рассчитан на другую возрастную категорию, здесь новые актеры, иной взгляд на декорации, свет и музыку, но все же от сравнений удержаться невозможно.

Колбаска и Боцман теперь другие. В ТЮЗе – реинкарнация легендарного спектакля  Юрия Киселева

У постановки авторства Юрия Киселева действительно уникальная судьба. Появилась она в 1978-м, когда он уже был признанным мастером детского театра, Народным артистом СССР, обладателем множества Госпремий и наград. При таком признании Юрий Петрович умудрился не забронзоветь и к каждому своему спектаклю подходил максимально ответственно. "Колбаску, Боцмана и других" он вместе с актерами делал больше года. В итоге спектакль шел на саратовской сцене с десяток лет. Несколько раз тюзовцы отправлялись на гастроли в Москву, а однажды съездили на фестиваль в Лион, специально отрепетировав для этого всю "Колбаску" на французском языке.

Саратовские артисты стали первыми, кто познакомил советских зрителей с пьесой "Мы - на острове Сальткрока" знаменитой Астрид Линдгрен. Автор культового "Карлсона" и "Пеппи Длинный чулок" в 60-х получила заказ от шведского ТВ на написание сценария для сериала. В результате появилась милая и трогательная история о семействе Милькерсонов, которое на время летних каникул перебирается на вымышленный остров Сальткрока. С первого взгляда может показаться, что ничего хорошего их там не ждет: остров холодный,  дикий и скалистый, а в Столяровой усадьбе, где они селятся, не работает отопление, выбиты стекла и протекает крыша. Зато по соседству живут замечательные Гранквисты. Они и домик помогут привести в порядок, и накормят от души, и развеселят. Детям на Сальткроке раздолье: в приключениях здесь нет недостатка, а еще собака Боцман и кролик Юкке делают жизнь милее. Боцман – это огромный сенбернар, с которым не расстается Чёрвен Гранквист. Она и есть та самая Колбаска, озорная, порой вздорная, но такая искренняя девчонка.

В киселевской версии более сорока лет назад Колбаску играла Светлана Лаврентьева. Вот как писали об этой работе талантливой травести французские критики: "Молодая женщина играет роль Колбаски, маленькой девочки двенадцати лет. Если говорить отдельно об этой актрисе, то надо сказать, что она экстраординарна. Она действительно существует в возрасте роли. Ни разу мы не обнаружили взрослого за этим ребёнком... Увы, как редко встречаются актрисы такого масштаба!".

Колбаску-Лаврентьеву все годы на сцене сопровождал настоящий пес по кличке Дональд. Говорят, в финале своей артистической карьеры он позволял себе за сценой даже подремать, но всякий раз без напоминания вскакивал, как только нужно было выходить к зрителям.

80-летняя Светлана Васильевна стала тем самым мостиком, связывающим театральную историю и современность. Она появляется в новой постановке московского режиссера в роли хозяйки Столяровой усадьбы Фру Шеблум. В остальном же спектакль Печерниковой вышел абсолютно непохожим на шедевр Юрия Киселева. Для того, чтобы дети Мелькерсона и Гранквистов действительно выглядели маленькими детьми, режиссеру надо было раздобыть много актеров-травести. Таковых в сегодняшнем ТЮЗе мало, а потому идея "повросления" героев-детей выглядит единственно возможной.

Правда, все равно, как бы ни был хорош тот же Руслан Дивлятшин в роли Базарова в "Отцах и детях", его Никлас здесь похож в лучшем случае на мальчика-переростка. Самые "детские" дети получились у Ольги Лысенко (Стина) и Александра Степанова (Пелле). В роли Колбаски-Чёрвен прекрасная Ирина Протасова. В ее мастерстве и многоплановости сомневаться не приходиться. Здесь она непосредственная, дерзкая, веселая, но все же далекая от амплуа травести и никак не похожая на пухленькую девочку по прозвищу Колбаска.

Выросшие на киселевском спектакле помнят его мюзиклом, хотя тогда и слова такого толком не знали. В обновленной версии танцев и песен нет, зато сценическое пространство выглядит достаточно стильно. Столярова усадьба предстает в виде экспоната выставки современного искусства, черные скалы эффектно выделяются на фото закатного неба, а холодные волны будто оживают у зрителя на глазах. Впрочем, зная возможности современной тюзовской сцены, подобный просторный минимализм хочется разбавить чем-то более эффектным.

Живых животных на сцене тоже нет. Кролик Юкке существует только в диалогах героев, а сенбернара Боцмана играет Михаил Третьяков. После постановки "Animal Lounge, или Умеют ли животные лгать?", где он играет Панду, роль собаки не должна была быть для него трудной затеей. Большой, молчаливый, слегка лохматый, в серо-коричневом свитере крупной вязки, с грустными глазами с поволокой – ну чем не сенбернар в человеческом обличии. Дети и животные на сцене -  это, как известно, беспроигрышный вариант, поэтому то, что Виктория Печерникова не пошла по проторенной дорожке, только добавляет ей очков.

В целом те, кто вырос на киселевском шедевре, воспринимают "Мы – на острове Сальткрока" весьма сдержанно. Однако "на новенького" премьера ТЮЗа заходит хорошо. Спектакль действительно стильный, актерская игра достойная, а режиссерские "фишки" заслуживают внимания. В конце концов, мораль про любовь и дружбу, добро и зло остается непреложной, что через 40, что через 100 лет.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 29.10.2024, 11:41 Пушкин, гульфик, "Рюмка водки на столе". В ТЮЗе поэкспериментировали с "Маленькими трагедиями"

    В последние несколько лет саратовские театры смело экспериментируют с классикой. И если раньше, переосмысленная классика была редкостью и настоящим событием, то сейчас, напротив, редко встретишь канонически поставленное произведение. Саратовский ТЮЗ имени Киселева, начавший сезон с оригинального прочтения "Обыкновенного чуда", решил и второй премьерой взбодрить зрителя. На этот раз выбор руководства театра и молодого режиссера Владимира Чухланцева пал на самого Александра Сергеевича Пушкина, вернее, его "Маленькие трагедии".

  • 02.07.2024, 13:20 Ущипните Лопахина. Молодёжь разыграла "Вишнёвый сад" в Саратовской драме по классическим нотам

    Саратовский театр драмы имени Ивана Слонова завершил сезон самой что ни на есть классической премьерой. Студенты консерватории под руководством Юрия Кудинова воплотили на сцене "Вишнёвый сад" Чехова. Бессмертная пьеса получилась у дипломников по-домашнему тёплой и ностальгической. И даже фирменная тоска Антона Палыча в исполнении молодых артистов не кажется такой уж безвыходной и всепоглощающей. С такой энергией сыгран спектакль, что, кажется, что эта молодёжь сейчас стряхнёт с себя напускную грусть, улыбнётся и умчит, как Лопахин, навстречу будущему.

  • 24.06.2024, 16:15 Грибоедова лишили саратовской тетки. В ТЮЗе показали эгокомедию "Без ума от горя"

    Когда пару месяцев назад саратовский ТЮЗ имени Киселева объявил, что последней премьерной постановкой сезона станет "Без ума от горя", театралы напряглись. По названию было ясно, кто классическое грибоедовское "Горе от ума" переиначат, а театр добавил масла в огонь, отметив, что постановка будет неклассической. Надо сказать, что еще до этого театр драмы взбодрил общественность спектаклями Ивана Комарова "Анна Каренина" и "Идиот", которые были крайне далеки от канонических прочтений. Поэтому от "Без ума от горя" и его режиссера Максима Меламедова ждали чего-то, как минимум, интересного, как максимум, шокирующего. И постановщик не подвел.

  • 21.06.2024, 16:00 Если хозяин с тобой. В театре драмы выпустили спектакль про умирающую собаку, абьюз и любовь

    Эскиз спектакля по пьесе Ярославы Пулинович под замысловатым названием "Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето" в прошлом году стал лучшим по итогам лаборатории "Видимоневидимо". Выиграл он в том числе и у мини-постановки "Мать" по знаменитой трилогии Флориана Зеллера. В "Матери" блистала Эльвира Данилина, которая смогла явить в своей игре непривычные прежде краски и эмоции. Сделала она это настолько круто, то зрители заранее отдали победу в лаборатории именно этому эскизу. Но руководство Саратовского театра драмы имени Слонова неожиданно выбрала "Житие", заинтриговав публику. И вот спустя год постановку запремьерили на Малой сцене.

  • 17.06.2024, 15:38 Чарующий Восток! В Саратовском цирке прошла премьера нового шоу Гии Эрадзе "Песчаная сказка"

    15 июня в Саратовском цирке имени братьев Никитиных впервые прошло роскошное шоу заслуженного артиста России Гии Эрадзе и компании "Росгосцирк" "Песчаная сказка". В театрализованное представление органично вплетены цирковые номера в самых разных жанрах, и это настолько красиво и захватывающе, что лучше один раз увидеть. А может, и не один.

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x