Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Скорая приедет быстрее. Служба решает организационные и кадровые вопросы

  • 14:20, 24 мая 2021
  • Комментариев[3]

Российский минздрав уже несколько лет работает над идеей объединения экстренных медицинских служб. Ведомство видит работу всех бригад скорой помощи, специалистов региональных центров медицины катастроф и службы санитарной авиации под управлением единого организационного центра. Создание единых диспетчерских в регионах стало задачей национального проекта "Здравоохранение". Следующим этапом преобразований должно стать объединение региональных диспетчерских центров в национальный контур. Это делается для того, чтобы максимально быстро оказывать медицинскую помощь, в том числе, и с использованием возможностей соседних регионов. "СарБК" выяснял, как нацпроект реализуется в Саратовской области.

Скорая приедет быстрее. Служба решает организационные и кадровые вопросы Фотобанк СарБК

"Ошибка против человечности"

Концепция минздрава, которую ведомство продвигает уже несколько лет, по сути, заключается в создании единой организационной модели для всех экстренных медицинских служб в стране. Задача эта оказалась непростой. Ведь разные структуры и варианты подчинения экстренных служб, которые сложились в региональных системах здравоохранения, обусловлены сразу несколькими причинами – от географических особенностей местности до исторических традиций. Например, в Петербурге служба медицины катастроф изначально была подразделением городской станции скорой медицинской помощи, а в других регионах (Пермский край, Нижегородская, Свердловская области) юридически отделена от нее. Такая же ситуация была и в Саратовской области, но недавно, следуя рекомендациям минздрава, служба медицины катастроф перешла под крыло городской станции скорой помощи.

В идеале, по убеждению минздрава, три службы — скорой помощи, медицины катастроф и санитарной авиации — должны быть объединены в общую структуру, работу которой будет координировать единая диспетчерская.

Задача создания таких региональных организационных центров получила статус одного из направлений национального проекта "Здравоохранение". Диспетчер такой единой службы видит все свободные автомобили скорой помощи региона и направляет к больному тот, что находится ближе всех, даже из другого района области или края. В Саратовской области убедительнее всего выглядит пример с Балаковским и Вольским районом. Машина с одной административной территории может переехать через мост и оказаться в другой гораздо быстрее, чем на вызов прибудет бригада соответствующей районной подстанции.

После старта всех единых диспетчерских в регионах, в минздраве планировали создать национальный контур, чтобы внедрять этот принцип уже на территории всей страны. Порой до специализированного центра в субъекте надо преодолеть сотню километров, когда путь до такого же стационара на территории другого региона в разы короче. Вероника Скворцова, будучи на посту министра здравоохранения (сейчас руководит Федеральным медико-биологическим агентством) называла слепое соблюдение границ "грубейшей ошибкой против человечности" и против профессиональных установок. Вопросов финансового характера в медицинском ведомстве тогда и сейчас в связи с такой "свободой передвижения" не опасаются, так как перераспределение денег возможно в базовой программе ОМС.

"У нас очень большие расстояния"

Как мы уже замечали, весьма логичная схема не всегда безупречно ложится на реальную картину. Главный врач саратовской городской станции скорой помощи Олег Андрущенко рассказывает, что в регионе  рамках нацпроекта "Здравоохранение" уже создан единый диспетчерский центр, который распространил свое действие на территорию саратовской агломерации — Саратов, Саратовский, Энгельсский, Татищевский районы. Он эффективно работает. Но принимать вызовы со всей области пока не будет из-за региональных особенностей, в том числе географических, о которых мы упоминали.

"В нашем регионе запустить единую диспетчерскую службу довольно сложно, в отличие, например, от Пензенской области. У них ниже численность населения, у них нет таких крупных городов, а значит самостоятельных подстанций, как у нас, и плотность населения у них выше. Поэтому они решили создать единую диспетчерскую службу при единственной областной станции скорой помощи еще лет 7-8 назад. У нас же очень большие расстояния, особенно в Заволжье. В том, чтобы заходить туда с единой диспетчерской, большого смысла нет, мы не сможем эффективно контролировать работу бригад. Поэтому принято решение отлаживать новый принцип работы на территории четырех районов, а уже затем искать решение для приема вызовов со всей области", — говорит главврач.

Олег Андрущенко

Подчеркнем, что прямого подчинения "агломерационных" станций скорой помощи Саратову сейчас нет, единый диспетчерский центр на базе городской станции лишь принимает звонки, распределяет адреса между всеми бригадами территории и контролирует исполнение. На втором этапе преобразований (запланировано провести до конца нынешнего года) организационный центр покроет всю область. За этим последует окончательное решение о реорганизации службы скорой помощи.

По словам Олега Андрущенко, регион может пойти по примеру других территорий, где создано несколько центров: "Допустим, часть районов может быть присоединена к Балаковской станции, а другая часть останется за нами. И это будет уже не только контроль оперативной обстановки, но и полное подчинение". Но конкретного решения на этот счет, повторим, пока нет.

 Лучшая информационная система

Даже при всех региональных особенностях единый диспетчерский центр имеет массу возможностей решить главную задачу – сократить время ожидания бригад скорой помощи и повысить качество медицинской помощи. Новый организационный инструмент уже демонстрирует свою эффективность.

Важной составляющей этой работы является автоматизированная система, которая является одной из лучших в стране (к нам едут из других регионов за подробностями). Программа была создана в 2016 году в рамках пилотного федерального проекта, участие в котором повезло принять Саратовской области. Она стала результатом совместной работы пензенских разработчиков и саратовских врачей, которые захотели видеть в системе полезные функции.

"В результате я могу видеть, где находится конкретная бригада, могу видеть расход медикаментов, расход бензина, могу полистать электронный журнал, изучить карточки, которые заполняют врачи. По дороге на вызов врач может посмотреть сведения о больном, о его заболеваниях. Ведь пациенты могут находиться и без сознания. Более того, мы можем отследить статистику заболеваемости в области. Мы можем запросить, и программа нам предоставит данные вплоть до домов, улиц, районов, укажет зоны максимальной заболеваемости для того, чтобы мы приняли решение", — рассказывает Олег Андрущенко.

То есть о программном обеспечении при создании единого диспетчерского центра вопрос не стоял. В рамках нацпроекта "Здравоохранение" был проведен ремонт помещений (капитальный и текущий почти на 14,5 млн рублей), приобретена необходимая оргтехника (больше 3 млн). Проект предусматривал федеральное и региональное финансирование.

"Мы сделали большую диспетчерскую из двух секторов, где принимают вызовы и отслеживают выполнение адресов. Мы создали для диспетчеров максимально комфортные условия, выбрали удобную мебель, пошили спецодежду, провели вентиляцию, обустроили комнату отдыха для того, чтобы люди комфортно чувствовали себя во время дежурных суток", — описывает главврач.

А конференц-зал в здании городской станции после ремонта взял на себя и функции ситуационного центра. "Получился мини-командный пункт. В случае какого-то ЧС здесь могут собраться руководители разного уровня, отслеживать ситуацию в любом районе, на любой улице и принимать решения. Программа подключена ко всем мониторам", — отметил Андрущенко.

Ну а то, что службе скорой помощи приходилось действовать в самых разных сложных ситуациях, напоминают информационные стенды в коридорах, на лестничных пролетах. Об истории службы — от начала прошлого века до недавних коронавирусных будней, о людях, о техническом  развитии – от велосипедной коляски до вертолета.

К слову, о вертолетах. Благодаря нацпроекту "Здравоохранение" в Саратовской области ожила санитарная авиация. В прошлом году вертолет Ми-8 обновленной службы эвакуировал в клиники областного центра из районных больниц 118 тяжелобольных пациентов. А недавно, опять же в рамках нацпроекта, служба получила новый легкомоторный турбовинтовой самолет ТВС-2МС. В этом году с помощью этого самолета медпомощь планируется оказать не меньше 140 раз. Дальность полета (1 тыс. км) позволяет перевозить пациентов в федеральные медцентры, расположенные в том числе в Пензе, Нижнем Новгороде, Москве.

Фото: khmelikvictor.livejournal.com

 Жалоб на скорую нет

Сейчас служба скорой помощи постепенно возвращается к привычному графику — снижается число заражений коронавирусом и случаев пневмонии. Жалобы на долгое ожидание помощи сошли на нет. На это повлияли не только новый принцип организации и улучшение эпидобстановки. На подстанциях стал решаться кадровый вопрос (в апреле прошлого года саратовской скорой не хватало каждого второго водителя, каждого второго фельдшера и каждого третьего врача). На ситуацию повлияли инициативы и содействие спикера Госдумы Вячеслава Володина.

Весной и летом прошлого года служба получила партию новых автомобилей для скорой (закрыта потребность в реанимобилях, сейчас в парке городской станции нет машин "старше" пяти лет), повышена зарплата водителям до 30 тыс. рублей (это помогло закрыть все вакансии).

Следом зарплата была увеличена медицинским работникам саратовской скорой. Олег Андрущенко говорит, что сейчас в объявлениях о вакансиях указывается зарплата врача скорой "от 60 тыс. рублей", а среднего медработника – "от 40 тыс." (если брать зарплату, как здесь говорят, "на ставку", то она увеличилась в 2 раза). Работа здесь стала куда привлекательней и после новости о строительстве служебного жилья, оно будет предоставляться при трудоустройстве выпускникам медицинских университетов и колледжей. К слову, квартплата для них будет отменена, медработники скорой также будут пользоваться льготами по оплате детского сада и проезда в общественном транспорте (для детей проезд тоже будет бесплатный). Значительным моментом стало и открытие в СГМУ ординатуры по подготовке врачей скорой помощи.

Главный врач саратовской станции перечисляет результаты предпринятых мер: "Мы видим положительный эффект. Уже увеличилось количество бригад. К нам пришли средние медработники – медсестры, медбратья, подписано 60 так называемых соглашений о намерениях с выпускниками колледжей. В этом году приняли около 100 студентов медуниверситета подрабатывать к нам, принимаем врачей. На сегодняшний день 18 человек записалось в ординатуру, и это только из наших сотрудников, думаю, их будет больше. К нам пришли анестезиологи, думаю, что вскоре закроем вопрос по этим вакансиям вообще. Будем и далее увеличивать число бригад".

Главврач говорит о том, что пандемия коронавируса доказала необходимость в боеспособной экстренной медицинской службе, поэтому сейчас ей уделяется должное внимание — осуществляется финансовая и моральная поддержка. Например, недавно был учрежден День работника скорой помощи.

 

Материал подготовлен в рамках гранта правительства Саратовской области 

 

Комментарии - 3
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
Похожие материалы
  • 11.06.2021, 17:30 Темы недели: свобода Беликова, неволя Качева, потоп, столица майонеза

    Фемида иногда оборачивается Фортуной. На этой неделе бывший глава ГУ МЧС Игорь Качев, который в прошлом году вроде бы избежал наказания за превышение полномочий, все-таки отправлен в колонию. А вот другой фигурант громкого дела, экс-депутат облдумы Андрей Беликов оправдан в мошенничестве. Нет никакого оправдания отсутствию ливневок в городе - из-за него 15-минутный ливень приобретает размах ЧС. Из позитивных новостей - майонез не перестанет быть саратовским брендом.

  • 31.05.2021, 11:52 Чем беднее народ, тем больше пальмового масла. Как слезть с "пальмы"

    Саратовская область продолжает удерживать лидерские позиции по ввозу пальмового масла. Много лет регион занимает вторую строчку в рейтинге импортеров продукта со скандальной репутацией. Но в этом году тропического сырья станет еще больше. Объемы поставок пальмового масла в страну значительно увеличились. В Госдуме по этому поводу инициировали всестороннее изучение причин роста статистики и поиск способов борьбы с новым врагом ("чтобы меньше народ травили", как высказался спикер Вячеслав Володин). Однако, по словам экспертов, ответ на вопрос о причинах "наступления пальмы" лежит на поверхности - это снижение покупательной способности населения, которое заставляет производителей удешевлять продукты питания. "СарБК" выслушал мнения и о других тонкостях, а также региональных особенностях темы.

  • 21.05.2021, 21:32 Темы недели: проводы Телегина, недовыборы, новое лицо СЭПО, срок для ректора

    После майских праздников жизнь в Саратовской области забурлила. По крайней мере, на этой неделе было чему удивиться. Например, уходу из правительства министра Вадима Ойкина, а также предполагаемой отставке председателя областного суда Федора Телегина. Как снег на голову, возник приговор бывшему ректору СГТУ Игорю Плеве - ему дали реальный срок. А вот бывший председатель комитета по образованию Саратова Татьяна Тынкова освобождена от подозрений в коррупции на самом начальном этапе следствия. Впрочем, в преддверии выборов общественно-политическая обстановка всегда немного активизируется. Хотя этого не скажешь про довыборы в областную думу, которые стали абсолютно проходными - и для избирателей, которые их проигнорировали, и для самой власти.

  • 30.04.2021, 20:49 Темы недели: Саратов предложено "слить", маршрутка нон грата, пробный "Адмирал"

    Все-таки приятно, когда по итогам недели в сухом остатке оказываются позитивные новости. Только ленивый не замечает, что в Саратове начался "ренессанс электротранспорта". Впервые заговорили о новых маршрутах троллейбусов - в Солнечный и Юбилейный. В других микрорайонах транспортный вопрос пытаются решить с помощью маршруток, но в "Авиаторе" люди неожиданно выступили против "газелек" около дома. Тем не менее, даже если Саратов станет столицей электротранспорта, это может не уберечь его от поглощения более сильным регионом. И хотя это пока только частное мнение, саратовцев оно задело за живое.

  • 16.04.2021, 21:34 Темы недели: гагаринский фасад, визит Путина, хайп на Энгельсе

    На уходящей неделе самые громкие события оказались связаны с космосом. 12 апреля, в день 60-летия полета Юрия Гагарина в космос, на месте его приземления под Энгельсом открылся Парк покорителей космоса. Кроме круглой даты, значимости этому событию придал визит президента России Владимира Путина. Прочитав об этом в новостях, лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил переименовать Энгельс. Нет, не в город Гагарин. Политик вообще никакого нового названия для города не предложил. А жаль - было бы еще больше холивара в соцсетях.

Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x