Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Хозе предпочитает блондинок. В оперном – премьера оперы Бизе без предрассудков

  • 15:40, 5 октября 2021
  • Комментариев[0]

Если верить обещаниям чиновников и строителей, саратовскому театру оперы и балета работать на Новой сцене еще два сезона. Историческую сцену обещают сдать к концу следующего года, но труппе там надо будет обжиться и вряд ли это произойдет быстро. Так что артисты, музыканты, режиссеры, художники запаслись терпением и творят там, где это сейчас возможно. Да, масштабных спектаклей в бывшем ДК "Тантал" не поставить, но, как выяснилось, все грандиозное при умении и желании можно талантливо "ужать" до камерного. Так и произошло с первой премьерой этого сезона оперой "Кармен".

Хозе предпочитает блондинок. В оперном – премьера оперы Бизе без предрассудков

Практически все арии и музыка из произведения гениального Жоржа Бизе простому обывателю известны с детства. Можно даже не быть поклонником классической музыки. Здесь и ария Кармен, и марш тореодора, и куплеты Эскамильо. Даже если ты не знаешь, что такое "Хабанера", то стоит только ей зазвучать, как тут же подпеваешь "У любви как у пташки крылья, ее нельзя никак поймать …". Когда классика настолько по-хорошему попсовая, то каждая ее следующая постановка ставит вызов перед режиссером. Шутка ли, но только в саратовском театре оперы и балета "Кармен" выпускали десятки раз. При этом последний спектакль датируется аж 1987 годом, так что молодому зрителю даже сравнить нынешнюю постановку не с чем.

Режиссеру в такой ситуации остается выбрать один из двух вариантов: или строго соответствовать классическому прочтению, или выйти из зоны комфорта, "оторвавшись" как следует. Вадим Милков-Товтоногов предпочел первый путь.

Он уже знаком с саратовским театром. Здесь больше 10 лет назад он ставил оперы "Садко" и "Орестея". Причем, "Садко" долгое время называли самым дорогостоящим спектаклем. Здорово работать, когда есть финансы и возможности сцены располагают к грандиозным экспериментам. А вот как поступить, если ты опять в Саратове, но с деньгами сейчас не все так хорошо, да и новая площадка сильно уступает предыдущей?

Постановщик постарался выжать максимум из возможного. Сторожевой пост, таверна, привал в горах и городская площадь силами московского художника Елены Мельниковой выглядят довольно аскетично. Шика-блеска порой действительно не хватает, но с другой стороны на небольшой сцене велик риск переборщить с внешними эффектами. Что касается самой трактовки текста новеллы Проспера Мориме, то Милков-Товстоногов слово в слово прошелся по классике, позволив себе "похулиганить" лишь в образах героев. Кармен у него блондинка.

Вернее, блондинки, ведь исполнительниц главной женской партии здесь две – Катерина Федотова и Ольга Дё. Но если уж в британском театре Анну Каренину играет темнокожая актриса, а Фея-Крестная силами Билли Портера в новой  "Золушке" вышла гендерно-нейтральной, то кто мы такие, чтобы запрещать быть цыганке светловолосой. Да и надо уметь или, по крайне мере, пытаться мыслить шире.  

У Ольги Дё свободолюбивая цыганка получилась интеллигентно-страстной и в меру разбитной. Ее Кармен самую малость не хватило раскованности, но это вполне можно списать на первый выход на сцену в этой роли, ведь спектакль обычно обкатывается до идеального состояния не меньше года.

Катерина Федотова – новое лицо театра оперы и балета. Эта высокая, красивая и стильная блондинка приехала в Саратов из Владивостока. Она поступила в магистратуру консерватории и на работу в оперный театр. Дебют и сразу в роли Кармен – о таком мечтают многие солистки.

В своем "Инстаграме" Федотова восторженно высказывалась о премьере, партнерах по сцене и зрителях, а публика, как на спектакле, так и в соцсети осыпала ее комплиментами.

То, что труппа театр оперы и балета в межсезонье обновилась, до сих пор вызывает восторг. Кроме Катерины Федотовой в состав солистов была принята и одна из триумфаторов последнего Конкурса конкурсов Кристина Казарян. Она должна была выйти в "Кармен" в партии Микаэлы, но в последний момент приболела. В итоге два премьерных вечера подряд невесту Хозе пела Анна Шахова. Делала она это настолько трогательно и романтично, что порой хотелось крикнуть сержанту "Ну что же ты, смотри какая девушка рядом!".

По причине болезни второго артиста пришлось дважды подряд выйти на сцену и Аббосхону Рахматуллаеву.В театре его называют героем, потому что партия Хозе и так считается суперсложной, а уж исполнить ее на высоком уровне несколько раз к ряду могут и вовсе немногие профессионалы.

Вообще появление в труппе этого тенора – это, пожалуй, лучшее, что случилось с театром за последние несколько лет. Сейчас Рахматуллаев поет главные партии в пяти спектаклях, и дальше, видимо, эта цифра будет только расти. Есть здесь и другие теноры, например, вернувшийся Илья Говзич или Павел Корчагин, но Рахматуллаев очевидно мастеровитее остальных. Часто обладатели самого высокого мужского тембра поют натужно, из последних сил, без ощущения легкости. У этого исполнителя таких проблем нет, да и внешне он удивительно фактурный. Правда, в случае с Хозе и Рахматуллаевым переплелось сразу все. Получилось, что партию испанца исполняет на французском языке с переходом на русский в перерывах между ариями оперный певец со среднеазиатскими корнями. Но это опять же отсылка к устоявшимся стереотипам и предрассудкам.

Отдельное удовольствие наблюдать постановку, где исполнители в целом по возрасту соответствуют своим персонажам. Можно сколько угодно говорить, что хороший артист вне времени и вспоминать, как раньше Джульетт играли практически до гробовой доски, но глаза не обманешь. Если героиня по сюжету должна щеголять в мини-шортиках и манить мужчин обнаженными плечами, то пусть уж эти плечики с коленками будут непенсионного возраста. Ревнители эйджизма и поклонники бодипозитива, конечно, не обрадуются, но зато восторжествует здравый смысл.

В этом сезоне в театре оперы и балета обещают вернуть на сцену некоторые спектакли, которых зрители не видели с момента переезда артистов в Ленинский район. Их будут адаптировать для камерной обстановки, а декорации отреставрируют или создадут новые. Так что репертуар саратовского оперного не только прирастает новыми постановками, но и пополняется долгожданными камбеками. Публика уже "распробовала" Новую сцену – на спектаклях зал заполнен до предела даже при условии коронавирусных ограничений. Так что успейте успеть, классика сейчас ближе, чем когда-либо.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 07.07.2021, 12:31 Спектакль окончен. Театральный сезон 2020/2021: премьеры, скандалы, коронавирус

    В прошедшем театральном сезоне многое было впервые. Впервые начался он в январе, а не осенью, актерам и режиссерам пришлось вспоминать, как это работать на зрителя, ведь предыдущие 9 месяцев все постановки игрались и репетировались "в стол". Впервые из-за болезней артистов массово отменялись спектакли, залы не разрешали заполнять полностью и долгое время были закрыты буфеты. Все эти "ноу-хау" изрядно усложнили жизнь театрам, но публика исправно устраивала аншлаги, а значит, все труды были не зря. В итоге этот сложный саратовский театральный год вышел ничуть не слабее предыдущих.

  • 24.02.2021, 16:55 "Баядера" на 2-й Дачной. В оперном - экзотика, танцы и несдающаяся солистка

    "Баядера" для саратовского театра оперы и балета - это не просто очередная премьера. Это точка отсчета новой эпохи в истории театра. Оперетта стала первой постановкой, дебютный показ которой прошел не на исторической сцене, а на новой (бывший ДК "Тантал"). Реконструкция старого здания, переезд в новое, пандемия и запрет на посещение публики … За последний год на оперный навалилось столько, что в пору было как-то смириться с обстоятельствами и не пытаться прыгнуть выше головы. Но артистам, музыкантам, даже рабочим цехов очень хотелось доказать, что и в совершенно других, порой экстремальных условиях театр может работать на прежнем уровне. Тем более что выразительных средств сейчас предостаточно.

Новые материалы
  • 15.11.2024, 14:15 "Субстанция": Деми Мур против старения. Заметки киномана

    Официально это боди-хоррор, но вам будет настолько страшно, насколько вас пугает старость и ненужность. Если это не ваши ночные кошмары, это скорее смешно. А если вы будете думать над сюжетом, уже самому фильму придётся несладко.

  • 15.11.2024, 11:14 Современный стэк и высокая репутация. Как IТ-компания привлекает ценные кадры

    В уходящем году на отечественном IT-рынке сохранялся дефицит кадров, особенно в сегменте квалифицированных специалистов. Впрочем, анализ ситуации показывает, что острота вопроса варьируется в каждом конкретном случае и заметно снижается в крупных компаниях с амбициозными задачами и высокой культурой разработки. Это подтверждают и в компании Bell Integrator (в Саратове работает ее региональный офис), которая уже год является частью группы компаний Softline.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x