Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Хозе предпочитает блондинок. В оперном – премьера оперы Бизе без предрассудков

  • 15:40, 5 октября 2021
  • Комментариев[0]

Если верить обещаниям чиновников и строителей, саратовскому театру оперы и балета работать на Новой сцене еще два сезона. Историческую сцену обещают сдать к концу следующего года, но труппе там надо будет обжиться и вряд ли это произойдет быстро. Так что артисты, музыканты, режиссеры, художники запаслись терпением и творят там, где это сейчас возможно. Да, масштабных спектаклей в бывшем ДК "Тантал" не поставить, но, как выяснилось, все грандиозное при умении и желании можно талантливо "ужать" до камерного. Так и произошло с первой премьерой этого сезона оперой "Кармен".

Хозе предпочитает блондинок. В оперном – премьера оперы Бизе без предрассудков

Практически все арии и музыка из произведения гениального Жоржа Бизе простому обывателю известны с детства. Можно даже не быть поклонником классической музыки. Здесь и ария Кармен, и марш тореодора, и куплеты Эскамильо. Даже если ты не знаешь, что такое "Хабанера", то стоит только ей зазвучать, как тут же подпеваешь "У любви как у пташки крылья, ее нельзя никак поймать …". Когда классика настолько по-хорошему попсовая, то каждая ее следующая постановка ставит вызов перед режиссером. Шутка ли, но только в саратовском театре оперы и балета "Кармен" выпускали десятки раз. При этом последний спектакль датируется аж 1987 годом, так что молодому зрителю даже сравнить нынешнюю постановку не с чем.

Режиссеру в такой ситуации остается выбрать один из двух вариантов: или строго соответствовать классическому прочтению, или выйти из зоны комфорта, "оторвавшись" как следует. Вадим Милков-Товтоногов предпочел первый путь.

Он уже знаком с саратовским театром. Здесь больше 10 лет назад он ставил оперы "Садко" и "Орестея". Причем, "Садко" долгое время называли самым дорогостоящим спектаклем. Здорово работать, когда есть финансы и возможности сцены располагают к грандиозным экспериментам. А вот как поступить, если ты опять в Саратове, но с деньгами сейчас не все так хорошо, да и новая площадка сильно уступает предыдущей?

Постановщик постарался выжать максимум из возможного. Сторожевой пост, таверна, привал в горах и городская площадь силами московского художника Елены Мельниковой выглядят довольно аскетично. Шика-блеска порой действительно не хватает, но с другой стороны на небольшой сцене велик риск переборщить с внешними эффектами. Что касается самой трактовки текста новеллы Проспера Мориме, то Милков-Товстоногов слово в слово прошелся по классике, позволив себе "похулиганить" лишь в образах героев. Кармен у него блондинка.

Вернее, блондинки, ведь исполнительниц главной женской партии здесь две – Катерина Федотова и Ольга Дё. Но если уж в британском театре Анну Каренину играет темнокожая актриса, а Фея-Крестная силами Билли Портера в новой  "Золушке" вышла гендерно-нейтральной, то кто мы такие, чтобы запрещать быть цыганке светловолосой. Да и надо уметь или, по крайне мере, пытаться мыслить шире.  

У Ольги Дё свободолюбивая цыганка получилась интеллигентно-страстной и в меру разбитной. Ее Кармен самую малость не хватило раскованности, но это вполне можно списать на первый выход на сцену в этой роли, ведь спектакль обычно обкатывается до идеального состояния не меньше года.

Катерина Федотова – новое лицо театра оперы и балета. Эта высокая, красивая и стильная блондинка приехала в Саратов из Владивостока. Она поступила в магистратуру консерватории и на работу в оперный театр. Дебют и сразу в роли Кармен – о таком мечтают многие солистки.

В своем "Инстаграме" Федотова восторженно высказывалась о премьере, партнерах по сцене и зрителях, а публика, как на спектакле, так и в соцсети осыпала ее комплиментами.

То, что труппа театр оперы и балета в межсезонье обновилась, до сих пор вызывает восторг. Кроме Катерины Федотовой в состав солистов была принята и одна из триумфаторов последнего Конкурса конкурсов Кристина Казарян. Она должна была выйти в "Кармен" в партии Микаэлы, но в последний момент приболела. В итоге два премьерных вечера подряд невесту Хозе пела Анна Шахова. Делала она это настолько трогательно и романтично, что порой хотелось крикнуть сержанту "Ну что же ты, смотри какая девушка рядом!".

По причине болезни второго артиста пришлось дважды подряд выйти на сцену и Аббосхону Рахматуллаеву.В театре его называют героем, потому что партия Хозе и так считается суперсложной, а уж исполнить ее на высоком уровне несколько раз к ряду могут и вовсе немногие профессионалы.

Вообще появление в труппе этого тенора – это, пожалуй, лучшее, что случилось с театром за последние несколько лет. Сейчас Рахматуллаев поет главные партии в пяти спектаклях, и дальше, видимо, эта цифра будет только расти. Есть здесь и другие теноры, например, вернувшийся Илья Говзич или Павел Корчагин, но Рахматуллаев очевидно мастеровитее остальных. Часто обладатели самого высокого мужского тембра поют натужно, из последних сил, без ощущения легкости. У этого исполнителя таких проблем нет, да и внешне он удивительно фактурный. Правда, в случае с Хозе и Рахматуллаевым переплелось сразу все. Получилось, что партию испанца исполняет на французском языке с переходом на русский в перерывах между ариями оперный певец со среднеазиатскими корнями. Но это опять же отсылка к устоявшимся стереотипам и предрассудкам.

Отдельное удовольствие наблюдать постановку, где исполнители в целом по возрасту соответствуют своим персонажам. Можно сколько угодно говорить, что хороший артист вне времени и вспоминать, как раньше Джульетт играли практически до гробовой доски, но глаза не обманешь. Если героиня по сюжету должна щеголять в мини-шортиках и манить мужчин обнаженными плечами, то пусть уж эти плечики с коленками будут непенсионного возраста. Ревнители эйджизма и поклонники бодипозитива, конечно, не обрадуются, но зато восторжествует здравый смысл.

В этом сезоне в театре оперы и балета обещают вернуть на сцену некоторые спектакли, которых зрители не видели с момента переезда артистов в Ленинский район. Их будут адаптировать для камерной обстановки, а декорации отреставрируют или создадут новые. Так что репертуар саратовского оперного не только прирастает новыми постановками, но и пополняется долгожданными камбеками. Публика уже "распробовала" Новую сцену – на спектаклях зал заполнен до предела даже при условии коронавирусных ограничений. Так что успейте успеть, классика сейчас ближе, чем когда-либо.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 07.07.2021, 12:31 Спектакль окончен. Театральный сезон 2020/2021: премьеры, скандалы, коронавирус

    В прошедшем театральном сезоне многое было впервые. Впервые начался он в январе, а не осенью, актерам и режиссерам пришлось вспоминать, как это работать на зрителя, ведь предыдущие 9 месяцев все постановки игрались и репетировались "в стол". Впервые из-за болезней артистов массово отменялись спектакли, залы не разрешали заполнять полностью и долгое время были закрыты буфеты. Все эти "ноу-хау" изрядно усложнили жизнь театрам, но публика исправно устраивала аншлаги, а значит, все труды были не зря. В итоге этот сложный саратовский театральный год вышел ничуть не слабее предыдущих.

  • 24.02.2021, 16:55 "Баядера" на 2-й Дачной. В оперном - экзотика, танцы и несдающаяся солистка

    "Баядера" для саратовского театра оперы и балета - это не просто очередная премьера. Это точка отсчета новой эпохи в истории театра. Оперетта стала первой постановкой, дебютный показ которой прошел не на исторической сцене, а на новой (бывший ДК "Тантал"). Реконструкция старого здания, переезд в новое, пандемия и запрет на посещение публики … За последний год на оперный навалилось столько, что в пору было как-то смириться с обстоятельствами и не пытаться прыгнуть выше головы. Но артистам, музыкантам, даже рабочим цехов очень хотелось доказать, что и в совершенно других, порой экстремальных условиях театр может работать на прежнем уровне. Тем более что выразительных средств сейчас предостаточно.

Новые материалы
  • 25.10.2021, 16:37 Более пяти тысяч саратовцев посетили автокинотеатр Tele2 Материал с фото
  • 22.10.2021, 20:32 Темы недели: нерабочие дни, троллейбусы дорожают, школа по прописке

    На этой неделе на новостном фронте скучно не было. Все снова следили за тем, какие меры принимают власти для того, чтобы остановить распространение коронавируса. Торг шел и по поводу QR-кодов, и по поводу так называемых нерабочих дней. Ковидная ситуация осложняется, а граждан то и дело пугают инфляцией и ростом цен. Так что совсем невовремя (видимо, успокоившись после выборов) власти Саратова решили анонсировать увеличение стоимости проезда в общественном транспорте. Еще один повод понервничать для горожан - идея мэра Исаева о "чистках" в школах на предмет прописки учеников.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 5 октября 2021
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x