Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Первая древнейшая в ТЮЗе. Дипломники Риммы Беляковой попытались выбраться из "Ямы"

  • 17:37, 26 января 2022
  • Комментариев[0]

Повесть Александра Куприна "Яма" в свое время произвела эффект разорвавшейся бомбы. Официальный цензор назвал ее безнравственной и неприличной, Корней Чуковский посчитал "Яму" пощечиной всему обществу, а Лев Толстой, прочитав повесть, сказал только "Грязно это!". От автора мелодраматичной и мистической "Олеси" и бравого и элегантного "Поединка" никто не ожидал произведения, главными героинями которого станут проститутки. Но Александр Иванович стоически перенес весь обрушившийся на него гнев и заявил, что просто сделал свое дело. В саратовском ТЮЗе за постановку "Ямы" взялись дипломники Риммы Беляковой.

Первая древнейшая в ТЮЗе. Дипломники Риммы Беляковой попытались выбраться из "Ямы" Фото Михаила Гаврюшова

Повесть любят и режиссеры, и актеры — здесь есть и о чем поразмышлять, и что сыграть. "Яму" с успехом ставили и ставят в театрах по всей стране, а экранизаций у повести аж три штуки, причем первая случилась в 1915 году, когда последняя часть произведения только-только была опубликована. Потом был фильм 1990 года с Татьяной Догилевой, Евгением Евстигнеевым и Александром Филиппенко, и, наконец, мини-сериал "Куприн. Яма", вышедший на экраны 8 лет назад, где блистали Светлана Ходченкова и Екатерина Шпица. Работу режиссера Влада Фурмана тогда одновременно горячо и хвалили, и ругали. Хвалили за красивую картинку и атмосферу, а ругали за переиначиванием оригинальной повести и более чем спорный выбор актеров на некоторые роли. Еще Фурман не смог удержаться от соблазна и включил в фильм довольно много эротических сцен, которых у Куприна и в помине не было.

Римме Беляковой стоит отдать должное — скабрезности на сцене театра юного зрителя не было. Казалось бы, такая тема, раздевайся — не хочу, ан нет, мастер курса, автор инсценировки и режиссер-постановшик в одном лице решила, что не пойдет по самому простому пути. Тем более, что "Яму" Белякова уже ставила со своими студентами, правда, в 2006 году.

Нынешних дипломников народной артистки России зрители могли видеть до этого лишь в одном спектакле. На Малой сцене ТЮЗа они играли спектакль "Шекспир. Диалоги". Он вышел больше похожим на ученические зарисовки, чем на полноценную постановку, поэтому очень хотелось посмотреть, как молодые актеры умеют работать в условиях большой площадки и двухактной премьеры.

Роль центрального персонажа, женщины с низкой социальной ответственностью по имени Женя, досталась Полине Федоровой. Куприн отрекомендовал Женю "гордой и злой". Девушка, работая по первой древнейшей профессии, умудряется сохранять при этом достоинство. Женя заболевает сифилисом, но вместо того, чтобы начать лечение, продолжает принимать клиентов в надежде заразить как можно больше "двуногих подлецов". Федоровой здесь трудно тягаться с мастеровитой и роковой Ходченковой. Дипломница играет неровно: то блестяще и достоверно, то усердствует и скатывается в современщину. Достаточно убедительна в роли Тамары Александра Поликарпова. Бывшая монахиня, образованная и владеющая несколькими языками, но погрязшая в продажной любви … Эта героиня вышла у юной актрисы максимально серьезной, даже суровой, а от того притягательно таинственной. Из Дарьи Фаломеевой получилась прелестная Люба. Напомним, в повести эту деревенскую простушку спасает студент Лихонин. Ее он увозит из "ямы", но затем, не справившись с перевоспитанием, вновь возвращает туда. Любочка у Фаломеевой простая, трогательная, наивная — все как и должно быть.

Фото Михаила Гаврюшова

Образы Нюры и Маньки Маленькой создали Анна Федонина и Анастасия Максимушкина. Разудалые и веселые они с ноткой пошлости, но без пафосного надрыва напевали богохульное "Аминь, ноги раздвинь!" и танцевали а-ля кан-кан.

Вообще студенческие спектакли принято ставить как раз с максимальным количеством танцевальных и вокальных номеров. Молодежь это любит и к окончанию института неплохо умеет, за этой ширмой легко скрыть огрехи в игре. С драмой стараются лишний раз не связываться, но Римма Белякова решила иначе. Поэтому нет ничего удивительного, что нерв остросоциальной "Ямы" студентам не удалось выдержать на высочайшем уровне. Ну нет еще в этом возрасте должного жизненного опыта и насмотренности, чтобы безукоризненно представить зрителям триллер об обитательницах дома терпимости.

Фото Михаила Гаврюшова

Но несмотря на это впечатления от "Ямы" остаются хорошие. Приятно наблюдать, как растут и работают на сцене будущие мастера. Тем более, что происходит это в культовом месте для театрального Саратова - в старом ТЮЗе. Возможности у этой площадки, конечно, не такие потрясающие как в новом театре, но для детских и студенческих спектаклей этого более, чем достаточно. В "Яме", кстати, активно задействован занавес. Он периодически открывается и закрывается, аутентично поскрипывая, что дает возможность сменить декорации и вставить в повествование слова автора. Казалось бы, забытый прием, но на фоне модных мультимедийных эффектов, съемок камерами и находящихся в движении театральных сцен, это выглядит невероятно мило.

У саратовской интерпретации повести Александра Куприна есть еще минимум 5 месяцев репертуарной жизни, а значит студенты и их мастер еще смогут убрать шероховатости и подсветить выигрышные стороны постановки. А у зрителя появится шанс сформировать свое отношение к персонажам этого непростого произведения. Русский классик призывал относиться к жрицам любви, прежде всего, как к людям, и посвятил "Яму" матерям и юношеству.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 06.04.2021, 14:48 Любовь и развод в драме. Советская классика под хиты 70-х

    Саратовский драмтеатр знает и любит творчество драматурга Александра Володина. Пронзительные "Пять вечеров" по его пьесе идут здесь больше десяти лет и не собираются уступать свое место в репертуаре. В этом сезоне для дипломников Григория Аредакова выбрали не менее искреннее произведение советского классика "С любимыми не расставайтесь". Это одновременно удача, потому что с таким материалом трудно облажаться, но еще и большая ответственность, ведь надо не посрамить имя советского классика. Впрочем, режиссерский дуэт Аредакова и Виктора Мамонова постарался максимально облегчить задачу юным актерам.

  • 31.01.2020, 11:54 Про "дураков" и "ихних младенцев". В ТЮЗе – спектакль по пьесе Андрея Платонова, пролежавшей в столе почти 80 лет В списке творений писателя Андрея Платонова значатся почти полсотни рассказов, пьес, романов, повестей и еще несколько сборников. Наибольшую популярность у читателей и критики приобрели его "Котлован" и "Чевенгур". Но часть рукописей ждала незавидная судьба: одни не были закончены, другие утеряны, третьи не опубликованы. В число последних попала пьеса "Дураки на периферии". Написал ее Платонов в 1928 году, а издали "Дураков" только в 2006-м. Артем Кузин выбрал этот свежий и незаезженный материал для дипломного спектакля своего курса.
  • 14.02.2019, 10:34 Джентльмены и удача. Студенты Игоря Баголея в любовном многоугольнике Только на первый взгляд кажется, что спектакль студентов театрального института -это легкая прогулка для режиссера. На самом деле за пару часов надо умудриться продемонстрировать все, чему научились юные актеры, скрыв при этом их неопытность. Не обязательно задействовать разом весь курс, но это приветствуется. И да, о художественной составляющей забывать тоже не стоит. Действо должно быть приятно не только глазу и слуху, но и души по возможности касаться. Именно такой спектакль показали на сцене драмтеатра студенты мастерской Игоря и Любовь Баголей. На помощь пришел Уильям наш Шекспир.
  • 29.11.2018, 10:54 Сделка по-мефистофелевски. В ТЮЗе - спектакль о любви и искушении Пьеса Александра Вампилова "Прощание в июне" автобиографична. Будучи студентом, драматург написал едкую эпиграмму на ректора своего вуза. Затем в одной из комнат общежития, где бывал Вампилов, нашли пустые бутылки из-под алкоголя. Если бы не вмешательство факультетской общественности, писателя вполне могли бы исключить из института, но обошлось. У студентов выпускного курса народной артистки России Риммы Беляковой таких страстей в жизни нет, зато на сцене они могут примерить на себя любые образы. В ТЮЗе они представили спектакль по одному из самых пронзительных вампиловских произведений.
  • 12.12.2017, 11:36 В театре драмы прошла премьера "Трехгрошовой оперы". Зонги, деньги и любовь В прошедшие выходные студенты театрального института консерватории мастерской народного артиста России Григория Аредакова представили свой дипломный спектакль.
Новые материалы
  • 19.05.2022, 11:42 В прежнем виде не вернуть. Эксперты — об идее создания новой "пионерии"

    На днях российские федеральные СМИ сообщили о том, что в день 100-летия со дня рождения Всесоюзной пионерской организации в стране может быть объявлено о создании нового движения детей и молодежи. Подробностей о новом проекте крайне мало. Уточняется, что новая организация не станет точной копией советской пионерии, не будет обязательной к вступлению всех школьников и расположится на базе уже существующих (Российское движение школьников, "Большая перемена", "Юнармия"). СарБК попросил экспертов поделиться мнением об идее возрождения в нынешней России пионерских отрядов.

  • 19.05.2022, 10:45 Сила любви. В "Теремке" показали кукольный спектакль для взрослых

    Что мы знаем об Илье Муромце? Былинный богатырь, один из знаменитой тройки на картине Виктора Васнецова, герой эпосов. Еще знаем, что сидел он на печи ровно 30 лет и 3 года, а потом встал на ноги, как ни в чем ни бывало, и ну давай подвиги совершать. Версий, почему так произошло, есть несколько. Историю о богатыре разобрали на мельчайшие детали, какой-то умный и страшный диагноз поставили ему даже современные психиатры. В саратовском театре кукол "Теремок" в медицинские дела Муромца не вдавались, а задумались над тем, в каком окружении рос будущий герой земли русской, кем были его родители, и каким образом мальчик из обычной крестьянской семьи смог стать легендарным богатырем.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x