- A
- +A
- +A
Первая древнейшая в ТЮЗе. Дипломники Риммы Беляковой попытались выбраться из "Ямы"
- 17:37, 26 января 2022
- Комментариев[0]
Повесть Александра Куприна "Яма" в свое время произвела эффект разорвавшейся бомбы. Официальный цензор назвал ее безнравственной и неприличной, Корней Чуковский посчитал "Яму" пощечиной всему обществу, а Лев Толстой, прочитав повесть, сказал только "Грязно это!". От автора мелодраматичной и мистической "Олеси" и бравого и элегантного "Поединка" никто не ожидал произведения, главными героинями которого станут проститутки. Но Александр Иванович стоически перенес весь обрушившийся на него гнев и заявил, что просто сделал свое дело. В саратовском ТЮЗе за постановку "Ямы" взялись дипломники Риммы Беляковой.
Повесть любят и режиссеры, и актеры — здесь есть и о чем поразмышлять, и что сыграть. "Яму" с успехом ставили и ставят в театрах по всей стране, а экранизаций у повести аж три штуки, причем первая случилась в 1915 году, когда последняя часть произведения только-только была опубликована. Потом был фильм 1990 года с Татьяной Догилевой, Евгением Евстигнеевым и Александром Филиппенко, и, наконец, мини-сериал "Куприн. Яма", вышедший на экраны 8 лет назад, где блистали Светлана Ходченкова и Екатерина Шпица. Работу режиссера Влада Фурмана тогда одновременно горячо и хвалили, и ругали. Хвалили за красивую картинку и атмосферу, а ругали за переиначиванием оригинальной повести и более чем спорный выбор актеров на некоторые роли. Еще Фурман не смог удержаться от соблазна и включил в фильм довольно много эротических сцен, которых у Куприна и в помине не было.
Римме Беляковой стоит отдать должное — скабрезности на сцене театра юного зрителя не было. Казалось бы, такая тема, раздевайся — не хочу, ан нет, мастер курса, автор инсценировки и режиссер-постановшик в одном лице решила, что не пойдет по самому простому пути. Тем более, что "Яму" Белякова уже ставила со своими студентами, правда, в 2006 году.
Нынешних дипломников народной артистки России зрители могли видеть до этого лишь в одном спектакле. На Малой сцене ТЮЗа они играли спектакль "Шекспир. Диалоги". Он вышел больше похожим на ученические зарисовки, чем на полноценную постановку, поэтому очень хотелось посмотреть, как молодые актеры умеют работать в условиях большой площадки и двухактной премьеры.
Роль центрального персонажа, женщины с низкой социальной ответственностью по имени Женя, досталась Полине Федоровой. Куприн отрекомендовал Женю "гордой и злой". Девушка, работая по первой древнейшей профессии, умудряется сохранять при этом достоинство. Женя заболевает сифилисом, но вместо того, чтобы начать лечение, продолжает принимать клиентов в надежде заразить как можно больше "двуногих подлецов". Федоровой здесь трудно тягаться с мастеровитой и роковой Ходченковой. Дипломница играет неровно: то блестяще и достоверно, то усердствует и скатывается в современщину. Достаточно убедительна в роли Тамары Александра Поликарпова. Бывшая монахиня, образованная и владеющая несколькими языками, но погрязшая в продажной любви … Эта героиня вышла у юной актрисы максимально серьезной, даже суровой, а от того притягательно таинственной. Из Дарьи Фаломеевой получилась прелестная Люба. Напомним, в повести эту деревенскую простушку спасает студент Лихонин. Ее он увозит из "ямы", но затем, не справившись с перевоспитанием, вновь возвращает туда. Любочка у Фаломеевой простая, трогательная, наивная — все как и должно быть.
Образы Нюры и Маньки Маленькой создали Анна Федонина и Анастасия Максимушкина. Разудалые и веселые они с ноткой пошлости, но без пафосного надрыва напевали богохульное "Аминь, ноги раздвинь!" и танцевали а-ля кан-кан.
Вообще студенческие спектакли принято ставить как раз с максимальным количеством танцевальных и вокальных номеров. Молодежь это любит и к окончанию института неплохо умеет, за этой ширмой легко скрыть огрехи в игре. С драмой стараются лишний раз не связываться, но Римма Белякова решила иначе. Поэтому нет ничего удивительного, что нерв остросоциальной "Ямы" студентам не удалось выдержать на высочайшем уровне. Ну нет еще в этом возрасте должного жизненного опыта и насмотренности, чтобы безукоризненно представить зрителям триллер об обитательницах дома терпимости.
Но несмотря на это впечатления от "Ямы" остаются хорошие. Приятно наблюдать, как растут и работают на сцене будущие мастера. Тем более, что происходит это в культовом месте для театрального Саратова - в старом ТЮЗе. Возможности у этой площадки, конечно, не такие потрясающие как в новом театре, но для детских и студенческих спектаклей этого более, чем достаточно. В "Яме", кстати, активно задействован занавес. Он периодически открывается и закрывается, аутентично поскрипывая, что дает возможность сменить декорации и вставить в повествование слова автора. Казалось бы, забытый прием, но на фоне модных мультимедийных эффектов, съемок камерами и находящихся в движении театральных сцен, это выглядит невероятно мило.
У саратовской интерпретации повести Александра Куприна есть еще минимум 5 месяцев репертуарной жизни, а значит студенты и их мастер еще смогут убрать шероховатости и подсветить выигрышные стороны постановки. А у зрителя появится шанс сформировать свое отношение к персонажам этого непростого произведения. Русский классик призывал относиться к жрицам любви, прежде всего, как к людям, и посвятил "Яму" матерям и юношеству.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
02.07.2024, 13:20
Ущипните Лопахина. Молодёжь разыграла "Вишнёвый сад" в Саратовской драме по классическим нотам
Саратовский театр драмы имени Ивана Слонова завершил сезон самой что ни на есть классической премьерой. Студенты консерватории под руководством Юрия Кудинова воплотили на сцене "Вишнёвый сад" Чехова. Бессмертная пьеса получилась у дипломников по-домашнему тёплой и ностальгической. И даже фирменная тоска Антона Палыча в исполнении молодых артистов не кажется такой уж безвыходной и всепоглощающей. С такой энергией сыгран спектакль, что, кажется, что эта молодёжь сейчас стряхнёт с себя напускную грусть, улыбнётся и умчит, как Лопахин, навстречу будущему.
-
19.05.2023, 16:05
Студенты для поклонников. В ТЮЗе дипломники сыграли пьесу о закулисных страстях
Театр, может быть, и начинается с вешалки, но живет он страстями, интригами и скандалами. Здесь всегда кто-то дружит против кого-то, есть те, кому завидуют, есть те, кого даже ненавидят, при этом мило улыбаясь ему при встрече. Меняются эпохи, века, политические строи, но любой театр, даже самый скромный, никогда не пребывает в спокойствии, тиши и благодати. Александр Островский умел писать изящно и суперактуально, и пьеса "Таланты и поклонники" не стала исключением. Показать на Большой сцене саратовского ТЮЗа из чего же, из чего же, из чего же сделаны актеры, решились дипломники Игоря и Любови Баголей.
-
18.01.2023, 16:03
"Пятерку им, пятерку!". Студенты сыграли в театре драмы "Горе от ума"
Студенческие спектакли - это особая атмосфера. На них собираются родственники, друзья, коллеги юных артистов непременно с цветами и подарками. В начале напряжение такое, что хоть ножом воздух режь - экзамен все-таки. Но потом оно сходит на нет, и в зале уже вовсю смеются и аплодируют. Особенно, если играют комедию, а еще лучше, если это неплохо поставленная классика, знакомая с детства. На этот раз все сошлось в дипломной постановке "Горе от ума", которую студенты курса Риммы Беляковой представили в саратовском театре драмы имени Слонова.
-
06.04.2021, 14:48
Любовь и развод в драме. Советская классика под хиты 70-х
Саратовский драмтеатр знает и любит творчество драматурга Александра Володина. Пронзительные "Пять вечеров" по его пьесе идут здесь больше десяти лет и не собираются уступать свое место в репертуаре. В этом сезоне для дипломников Григория Аредакова выбрали не менее искреннее произведение советского классика "С любимыми не расставайтесь". Это одновременно удача, потому что с таким материалом трудно облажаться, но еще и большая ответственность, ведь надо не посрамить имя советского классика. Впрочем, режиссерский дуэт Аредакова и Виктора Мамонова постарался максимально облегчить задачу юным актерам.
- 31.01.2020, 11:54 Про "дураков" и "ихних младенцев". В ТЮЗе – спектакль по пьесе Андрея Платонова, пролежавшей в столе почти 80 лет В списке творений писателя Андрея Платонова значатся почти полсотни рассказов, пьес, романов, повестей и еще несколько сборников. Наибольшую популярность у читателей и критики приобрели его "Котлован" и "Чевенгур". Но часть рукописей ждала незавидная судьба: одни не были закончены, другие утеряны, третьи не опубликованы. В число последних попала пьеса "Дураки на периферии". Написал ее Платонов в 1928 году, а издали "Дураков" только в 2006-м. Артем Кузин выбрал этот свежий и незаезженный материал для дипломного спектакля своего курса.
-
15.11.2024, 14:15
"Субстанция": Деми Мур против старения. Заметки киномана
Официально это боди-хоррор, но вам будет настолько страшно, насколько вас пугает старость и ненужность. Если это не ваши ночные кошмары, это скорее смешно. А если вы будете думать над сюжетом, уже самому фильму придётся несладко.
-
15.11.2024, 11:14
Современный стэк и высокая репутация. Как IТ-компания привлекает ценные кадры
В уходящем году на отечественном IT-рынке сохранялся дефицит кадров, особенно в сегменте квалифицированных специалистов. Впрочем, анализ ситуации показывает, что острота вопроса варьируется в каждом конкретном случае и заметно снижается в крупных компаниях с амбициозными задачами и высокой культурой разработки. Это подтверждают и в компании Bell Integrator (в Саратове работает ее региональный офис), которая уже год является частью группы компаний Softline.
- Сегодня
- Неделя
- Месяц