Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Любовь и жадность по-студенчески. ТЮЗ представил премьеру по "денежной" комедии Александра Островского

  • 09:15, 25 марта 2022
  • Комментариев[0]

Для русского театра Александр Островский - это больше, чем просто великий драматург. Именно он считается создателем и идеологом современного отечественного театра. Во многом основываясь на его теории, Константин Станиславский создал русскую актерскую школу. Поэтому не стоит удивляться тому, что в репертуаре любого театра, столичного или провинциального, известного или скромного, обязательно найдется постановка по Островскому, а то и несколько сразу. Вот и саратовский ТЮЗ решил в очередной раз обратиться к творчеству патриарха нашей драматургии - на Большой сцене студенты Риммы Беляковой сыграли премьеру "Хроники московского захолустья".

Это уже третий спектакль для курса народной артистки России. Сначала они серьезничали в строгих и скучноватых диалогах по Шекспиру, затем попытались не потеряться в наэлектризованной остросоциальной "Яме" по Куприну. В обоих случаях не покидало ощущение, что выбранный материал им, что называется, на вырост. Юным актерам не хватало "воздуха" и возможности как следует оторваться и похулиганить.

Спектакль, максимально насыщенный танцами, песнями и юмором во всех его проявлениях — излюбленный прием любого постановщика у дипломников. За ширмой иронии и художественными приемами можно скрыть огрехи пока еще неопытных мастеров, а поют и танцуют к концу четвертого курса театрального института ребята уже очень даже прилично.

Фото Михаила Гаврюшова

В мировой литературе для воплощения этого замысла предостаточно материала, но Островский — это всегда стопроцентное попадание. Своих героев драматург наделяет яркими характерами, сюжеты - остроумными шутками, любовными интригами и неожиданными развязками. Помимо всего этого у классика в большинстве произведений красной нитью проходит тема денег, богатства, нужды. Сколько денег нужно для счастья? Можно ли быть счастливым, если перебиваешься с хлеба на воду? И как меняется человек, заполучив вдруг в свое распоряжение целое состояние?

Ответить на эти вопросы и пытаются дипломники Беляковой, примерив образы мещан и дворян середины 19 века. "Хроники московского захолустья" педагог курса Олег Загуменнов поставил по пьесе "Не было ни гроша, да вдруг алтын". Сюжет крутится вокруг знатного скупердяя
Михея Михеича Крутицкого (Федор Шапкарин). Когда-то он служил чиновником на хорошей должности, но попался на взятках и был с позором уволен. Он ужасно жаден до денег, экономит на всем, и даже жену свою Анну Тихоновну (Александра Поликарпова) постоянного называет мотовкой, хотя ее сложно заподозрить в любви к роскоши. У Крутицкого живет его племянница Настенька (Руфина Русских), девушка образованная и хорошенькая, правда, бедная. По настоянию Михей Михеича женщины, не поднимая глаз, целыми днями занимаются ремонтом и пошивом одежды. Вырученные деньги они отдают скряге, а тот все равно не перестает причитать, что средств не хватает. В конце концов доходит до того, что он отправляет жену и Настю просить милостыню. Они бы обошлись без этого унижения, но девушка случайно встретила своего давнего поклонника Модеста Баклушина (Руслан Горухин). Молодой человек влюблен в Настю, и собирается прийти к ней в гости, а дома у дяди ей даже угостить его нечем. Анна Тихоновна же лелеет планы и вовсе побыстрее отдать Настю замуж, избавившись от лишнего рта. Но их побирательство, увы, к женитьбе не привело — Модест Григорьевич признается даме своего сердца в том, что ужасно много должен одному ростовщику, и теперь ищет исключительно богатую невесту.

Фото Михаила Гаврюшова

Параллельно у соседей разыгрывается история любви хулиганистого парня Елеси (Даниил Яхамов) и писанной красавицы, но дурочки Ларисы (Анастасия Максимушкина). Их то сводят с миллионом приготовлений, то разводят с яростной руганью сумасбродные мамаши Домна Евсигнеевна (Дарья Фоломеева) и Фетинья Мироновна (Анна Федонина).

Фото Михаила Гаврюшова

Часть актеров играют своих ровесников, часть — ну очень нетривиальных товарищей, но сложнее всего во всей этой истории пришлось Федору Шапкарину. Он играет пренеприятного Михея Михеича, сочувствием к которому проникаешься только тогда, когда уже поздно. У него нет ярких нарядов, танцами с песнями он не подвержен, а потому полагаться приходиться исключительно на мастерство артиста и чудеса перевоплощения. Сильно гримировать в пожилого мужчину Шапкарина не стали, ограничившись кепкой и огромной шинелью в пол. Зато он старательно горбится весь спектакль, шаркает ногами, стучит тростью и даже говорит дребезжащим голосом! Это чуть ли не максимум того, как молодой актер мог воплотить этот образ на сцене.

Фото Михаила Гаврюшова

Но выделять одного исполнителя было бы не честно. Дипломники и их преподаватели создали цельное произведение без намека на пошлость, пафос или желание показаться теми, кем на самом деле они не являются. В "Хрониках московского захолустья" много хорового пения, а значит души, свободы и того самого "воздуха", которого так не доставало в их предыдущих работах. В великолепной финальной музыкальной сцене "Хроники" знатоки увидели нечто похожее на  происходящее в "Майской ночи", которая с большим успехом идет в ТЮЗе уже больше 5 лет, и эта оценка дорогого стоит. Постановке с участием дипломников не суждено задержаться в репертуаре так надолго — спектакль будет идти до тех пор, пока студенты не сдадут экзамены и не разъедутся по театрам страны, то есть еще примерно 3 месяца. Так что долго не думайте и спешите вовремя обзавестись билетиками.

 

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 25.11.2025, 10:50 Идальго, сеньориты и интриги. В театре драмы студенты показали "Изобретательную влюбленную"

    Комедия Лопе де Вега "Изобретательная влюбленная", датированная началом 17 века, считается классикой европейской литературы. Это легкая, изящная история про молодых и не очень людей, попавших в любовный многоугольник. Плюс испанские пейзажи, дуэли на шпагах и бесконечные интриги. Пьесу очень уважают в театральной среде, и ставят часто. Только в Саратовском театре драмы имени Слонова в ней в свое время блистали Татьяна Родионова и Эльвира Данилина. Правда, было это аж 20 с лишним лет назад. Новую "Изобретательную влюбленную" в драме сыграли студенты курса народного артиста России, худрука театра Григория Аредакова, а режиссером выступила Родионова.

  • 21.11.2025, 15:49 Новый "Франкенштейн". Заметки киномана

    Гильермо дель Торо мечтал снять экранизацию романа Мэри Шелли примерно с начала карьеры, и по его творчеству это очень заметно. Это одновременно и плюс, и минус.

  • 14.11.2025, 15:41 "Бугония". Эмма Стоун и теории заговоров

    Сезон кинонаград плавно начинается, а значит, пришло время смотреть фильмы, которые, скорее всего, будут претендовать на разные золотые статуэтки в этом году. Например, новую работу Йоргоса Лантимоса с Эммой Стоун в главной роли.

  • 02.10.2025, 15:45 Вдарили по классике. Театр драмы начал сезон с мелодрамы Островского

    Саратовский драмтеатр имени Слонова последним открыл новый сезон. На пресс-конференции перед его началом было озвучено много интригующих новостей, но первой премьерой года решили сделать старую добрую классику - очередную постановку по Островскому. Худрук драмы, народный артист России Григорий Аредаков рассказал, почему в театрах так любят творчество Александра Николаевича. В них все уже готово для спектакля - бери и ставь. Да, режиссеру и актерам при желании будет, где разгуляться, но в целом можно просто довериться гениальному драматургу. Довериться на этот раз Григорий Анисимович и труппа решили мелодраме "Без вины виноватые".

  • 23.09.2025, 14:04 Опера для героя. В театре поставили грантовую "Повесть о настоящем человеке"

    Весной стало известно, что Саратовский театр оперы и балета выиграл грант Правительства России на новую постановку. Особое значение при отборе жюри уделяло проектам, посвященным 80-летию Победы. Наш театр решил, что самым беспроигрышным вариантом будет опера "Повесть о настоящем человеке" на музыку Сергея Прокофьева. Бывалые театралы удивились такому выбору, потому что даже в советское время эта, казалось бы, очень патриотичная и героическая вещь, так и не смогла толком прижиться в репертуаре ни одного из театров огромной страны. Но саратовский оперный был настроен преодолеть это "проклятье" и 20 и 21 сентября открыл этой премьерой новый сезон.

Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x