Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Любовь и жадность по-студенчески. ТЮЗ представил премьеру по "денежной" комедии Александра Островского

  • 09:15, 25 марта 2022
  • Комментариев[0]

Для русского театра Александр Островский - это больше, чем просто великий драматург. Именно он считается создателем и идеологом современного отечественного театра. Во многом основываясь на его теории, Константин Станиславский создал русскую актерскую школу. Поэтому не стоит удивляться тому, что в репертуаре любого театра, столичного или провинциального, известного или скромного, обязательно найдется постановка по Островскому, а то и несколько сразу. Вот и саратовский ТЮЗ решил в очередной раз обратиться к творчеству патриарха нашей драматургии - на Большой сцене студенты Риммы Беляковой сыграли премьеру "Хроники московского захолустья".

Любовь и жадность по-студенчески. ТЮЗ представил премьеру по "денежной" комедии Александра Островского Фото Михаила Гаврюшова

Это уже третий спектакль для курса народной артистки России. Сначала они серьезничали в строгих и скучноватых диалогах по Шекспиру, затем попытались не потеряться в наэлектризованной остросоциальной "Яме" по Куприну. В обоих случаях не покидало ощущение, что выбранный материал им, что называется, на вырост. Юным актерам не хватало "воздуха" и возможности как следует оторваться и похулиганить.

Спектакль, максимально насыщенный танцами, песнями и юмором во всех его проявлениях — излюбленный прием любого постановщика у дипломников. За ширмой иронии и художественными приемами можно скрыть огрехи пока еще неопытных мастеров, а поют и танцуют к концу четвертого курса театрального института ребята уже очень даже прилично.

Фото Михаила Гаврюшова

В мировой литературе для воплощения этого замысла предостаточно материала, но Островский — это всегда стопроцентное попадание. Своих героев драматург наделяет яркими характерами, сюжеты - остроумными шутками, любовными интригами и неожиданными развязками. Помимо всего этого у классика в большинстве произведений красной нитью проходит тема денег, богатства, нужды. Сколько денег нужно для счастья? Можно ли быть счастливым, если перебиваешься с хлеба на воду? И как меняется человек, заполучив вдруг в свое распоряжение целое состояние?

Ответить на эти вопросы и пытаются дипломники Беляковой, примерив образы мещан и дворян середины 19 века. "Хроники московского захолустья" педагог курса Олег Загуменнов поставил по пьесе "Не было ни гроша, да вдруг алтын". Сюжет крутится вокруг знатного скупердяя
Михея Михеича Крутицкого (Федор Шапкарин). Когда-то он служил чиновником на хорошей должности, но попался на взятках и был с позором уволен. Он ужасно жаден до денег, экономит на всем, и даже жену свою Анну Тихоновну (Александра Поликарпова) постоянного называет мотовкой, хотя ее сложно заподозрить в любви к роскоши. У Крутицкого живет его племянница Настенька (Руфина Русских), девушка образованная и хорошенькая, правда, бедная. По настоянию Михей Михеича женщины, не поднимая глаз, целыми днями занимаются ремонтом и пошивом одежды. Вырученные деньги они отдают скряге, а тот все равно не перестает причитать, что средств не хватает. В конце концов доходит до того, что он отправляет жену и Настю просить милостыню. Они бы обошлись без этого унижения, но девушка случайно встретила своего давнего поклонника Модеста Баклушина (Руслан Горухин). Молодой человек влюблен в Настю, и собирается прийти к ней в гости, а дома у дяди ей даже угостить его нечем. Анна Тихоновна же лелеет планы и вовсе побыстрее отдать Настю замуж, избавившись от лишнего рта. Но их побирательство, увы, к женитьбе не привело — Модест Григорьевич признается даме своего сердца в том, что ужасно много должен одному ростовщику, и теперь ищет исключительно богатую невесту.

Фото Михаила Гаврюшова

Параллельно у соседей разыгрывается история любви хулиганистого парня Елеси (Даниил Яхамов) и писанной красавицы, но дурочки Ларисы (Анастасия Максимушкина). Их то сводят с миллионом приготовлений, то разводят с яростной руганью сумасбродные мамаши Домна Евсигнеевна (Дарья Фоломеева) и Фетинья Мироновна (Анна Федонина).

Фото Михаила Гаврюшова

Часть актеров играют своих ровесников, часть — ну очень нетривиальных товарищей, но сложнее всего во всей этой истории пришлось Федору Шапкарину. Он играет пренеприятного Михея Михеича, сочувствием к которому проникаешься только тогда, когда уже поздно. У него нет ярких нарядов, танцами с песнями он не подвержен, а потому полагаться приходиться исключительно на мастерство артиста и чудеса перевоплощения. Сильно гримировать в пожилого мужчину Шапкарина не стали, ограничившись кепкой и огромной шинелью в пол. Зато он старательно горбится весь спектакль, шаркает ногами, стучит тростью и даже говорит дребезжащим голосом! Это чуть ли не максимум того, как молодой актер мог воплотить этот образ на сцене.

Фото Михаила Гаврюшова

Но выделять одного исполнителя было бы не честно. Дипломники и их преподаватели создали цельное произведение без намека на пошлость, пафос или желание показаться теми, кем на самом деле они не являются. В "Хрониках московского захолустья" много хорового пения, а значит души, свободы и того самого "воздуха", которого так не доставало в их предыдущих работах. В великолепной финальной музыкальной сцене "Хроники" знатоки увидели нечто похожее на  происходящее в "Майской ночи", которая с большим успехом идет в ТЮЗе уже больше 5 лет, и эта оценка дорогого стоит. Постановке с участием дипломников не суждено задержаться в репертуаре так надолго — спектакль будет идти до тех пор, пока студенты не сдадут экзамены и не разъедутся по театрам страны, то есть еще примерно 3 месяца. Так что долго не думайте и спешите вовремя обзавестись билетиками.

 

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 19.05.2022, 10:45 Сила любви. В "Теремке" показали кукольный спектакль для взрослых

    Что мы знаем об Илье Муромце? Былинный богатырь, один из знаменитой тройки на картине Виктора Васнецова, герой эпосов. Еще знаем, что сидел он на печи ровно 30 лет и 3 года, а потом встал на ноги, как ни в чем ни бывало, и ну давай подвиги совершать. Версий, почему так произошло, есть несколько. Историю о богатыре разобрали на мельчайшие детали, какой-то умный и страшный диагноз поставили ему даже современные психиатры. В саратовском театре кукол "Теремок" в медицинские дела Муромца не вдавались, а задумались над тем, в каком окружении рос будущий герой земли русской, кем были его родители, и каким образом мальчик из обычной крестьянской семьи смог стать легендарным богатырем.

  • 28.04.2022, 10:53 Бунт, подростки, рок-н-ролл. В ТЮЗе собрали гаражную группу и помогли повзрослеть девочке Свете

    Редко в какой семье подростковый возраст у ребенка проходит гладко. Девушки и юноши протестуют по-разному: одни просто ругаются с родителями, другие уходят из дома, третьи - ныряют с головой в омут первой любви. Света, героиня спектакля "Делай все, что хочешь, пока я тебя люблю", сорвала джек-пот. Историю непростого периода из жизни школьницы показали в саратовском ТЮЗе имени Киселева. Сведись все к рефлексии, возможно, премьера получилась бы скучной, но постановщики и актеры сумели превратить пьесу современного драматурга Светланы Баженовой в драматический рок-концерт.

  • 15.04.2022, 10:05 Доигрались до Чехова. В драме — стильная студенческая "Чайка"

    Премьера пьесы "Чайка" в 1896 году в петербургском Александринском театре провалилась. Да-да, та самая классическая вещь Антона Павловича Чехова, которую сейчас играют во всех театрах мира, в начале не понравилась ни публике, ни критикам. Не спасло положение даже тоже, что Нину Заречную исполняла сама Вера Коммисаржевская. Все актеры кроме нее играли мучительно и откровенно плохо, зрители все время шикали, а редкие попытки аплодисментов прерывались злобными криками "Автора!". Присутствовавший тогда в театре Чехов не смог досидеть до конца постановки, а на следующий день и вовсе уехал из города. Однако уже спустя два года Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко поставили в МХТ такую "Чайку", которая произвела фурор. С тех пор в грандиозности пьесы никто не позволял себе усомниться. Сыграть в спектакле по ней - настоящая удача для любого актера, и на этот раз она благоволила выпускному курсу народного артиста России и худрука драмтеатра имени Слонова Григория Аредакова. Премьеру показали на Большой сцене драмы.

  • 12.04.2022, 17:18 Абьюз по Достоевскому. Кроткая жена и деспотичный муж на сцене драмтеатра

    Героев многих классических произведений отечественной и мировой литературы так и хочется отправить на семейную терапию. Кажется, обратись они к психологу, удалось избежать бы многих трагедий или, как минимум, необдуманных поступков. Но что говорить о 19 веке, если даже в современной России поход к "мозгоправу" многие откладывают годами, а потом не рассказывают об этом, как о чем-то постыдном. Вот и главным персонажам пьесы "Кроткая" Федора Достоевского помощь профессионала явно не помешала бы. Разобраться в хитросплетениях их отношений попытались в саратовском драмтеатре имени Слонова - на днях здесь состоялась премьера по одному из последних произведений русского классика.

  • 29.03.2022, 16:20 Африканский "детектив". "Теремок" презентует сказку Киплинга и развенчивает кукольные мифы

    Когда оказываешься в театре кукол во взрослом возрасте, начинаешь иначе наблюдать за представлением. В детстве кажется, что куклы магическим образом сами двигаются за ширмой, сами разговаривают, сами грустят и радуются. А потом оказывается вдруг, что у любого волшебства есть вполне себе определенные творцы, и что не всегда постановка - это нечто обезличенное. На днях в саратовском театре "Теремок" прошла премьера спектакля "Слоненок", где актеры перевоплощаются в героев одноименной сказки Редьярда Киплинга, не скрываясь при этом от публики.

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x