Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Любовь и жадность по-студенчески. ТЮЗ представил премьеру по "денежной" комедии Александра Островского

  • 09:15, 25 марта 2022
  • Комментариев[0]

Для русского театра Александр Островский - это больше, чем просто великий драматург. Именно он считается создателем и идеологом современного отечественного театра. Во многом основываясь на его теории, Константин Станиславский создал русскую актерскую школу. Поэтому не стоит удивляться тому, что в репертуаре любого театра, столичного или провинциального, известного или скромного, обязательно найдется постановка по Островскому, а то и несколько сразу. Вот и саратовский ТЮЗ решил в очередной раз обратиться к творчеству патриарха нашей драматургии - на Большой сцене студенты Риммы Беляковой сыграли премьеру "Хроники московского захолустья".

Любовь и жадность по-студенчески. ТЮЗ представил премьеру по "денежной" комедии Александра Островского Фото Михаила Гаврюшова

Это уже третий спектакль для курса народной артистки России. Сначала они серьезничали в строгих и скучноватых диалогах по Шекспиру, затем попытались не потеряться в наэлектризованной остросоциальной "Яме" по Куприну. В обоих случаях не покидало ощущение, что выбранный материал им, что называется, на вырост. Юным актерам не хватало "воздуха" и возможности как следует оторваться и похулиганить.

Спектакль, максимально насыщенный танцами, песнями и юмором во всех его проявлениях — излюбленный прием любого постановщика у дипломников. За ширмой иронии и художественными приемами можно скрыть огрехи пока еще неопытных мастеров, а поют и танцуют к концу четвертого курса театрального института ребята уже очень даже прилично.

Фото Михаила Гаврюшова

В мировой литературе для воплощения этого замысла предостаточно материала, но Островский — это всегда стопроцентное попадание. Своих героев драматург наделяет яркими характерами, сюжеты - остроумными шутками, любовными интригами и неожиданными развязками. Помимо всего этого у классика в большинстве произведений красной нитью проходит тема денег, богатства, нужды. Сколько денег нужно для счастья? Можно ли быть счастливым, если перебиваешься с хлеба на воду? И как меняется человек, заполучив вдруг в свое распоряжение целое состояние?

Ответить на эти вопросы и пытаются дипломники Беляковой, примерив образы мещан и дворян середины 19 века. "Хроники московского захолустья" педагог курса Олег Загуменнов поставил по пьесе "Не было ни гроша, да вдруг алтын". Сюжет крутится вокруг знатного скупердяя
Михея Михеича Крутицкого (Федор Шапкарин). Когда-то он служил чиновником на хорошей должности, но попался на взятках и был с позором уволен. Он ужасно жаден до денег, экономит на всем, и даже жену свою Анну Тихоновну (Александра Поликарпова) постоянного называет мотовкой, хотя ее сложно заподозрить в любви к роскоши. У Крутицкого живет его племянница Настенька (Руфина Русских), девушка образованная и хорошенькая, правда, бедная. По настоянию Михей Михеича женщины, не поднимая глаз, целыми днями занимаются ремонтом и пошивом одежды. Вырученные деньги они отдают скряге, а тот все равно не перестает причитать, что средств не хватает. В конце концов доходит до того, что он отправляет жену и Настю просить милостыню. Они бы обошлись без этого унижения, но девушка случайно встретила своего давнего поклонника Модеста Баклушина (Руслан Горухин). Молодой человек влюблен в Настю, и собирается прийти к ней в гости, а дома у дяди ей даже угостить его нечем. Анна Тихоновна же лелеет планы и вовсе побыстрее отдать Настю замуж, избавившись от лишнего рта. Но их побирательство, увы, к женитьбе не привело — Модест Григорьевич признается даме своего сердца в том, что ужасно много должен одному ростовщику, и теперь ищет исключительно богатую невесту.

Фото Михаила Гаврюшова

Параллельно у соседей разыгрывается история любви хулиганистого парня Елеси (Даниил Яхамов) и писанной красавицы, но дурочки Ларисы (Анастасия Максимушкина). Их то сводят с миллионом приготовлений, то разводят с яростной руганью сумасбродные мамаши Домна Евсигнеевна (Дарья Фоломеева) и Фетинья Мироновна (Анна Федонина).

Фото Михаила Гаврюшова

Часть актеров играют своих ровесников, часть — ну очень нетривиальных товарищей, но сложнее всего во всей этой истории пришлось Федору Шапкарину. Он играет пренеприятного Михея Михеича, сочувствием к которому проникаешься только тогда, когда уже поздно. У него нет ярких нарядов, танцами с песнями он не подвержен, а потому полагаться приходиться исключительно на мастерство артиста и чудеса перевоплощения. Сильно гримировать в пожилого мужчину Шапкарина не стали, ограничившись кепкой и огромной шинелью в пол. Зато он старательно горбится весь спектакль, шаркает ногами, стучит тростью и даже говорит дребезжащим голосом! Это чуть ли не максимум того, как молодой актер мог воплотить этот образ на сцене.

Фото Михаила Гаврюшова

Но выделять одного исполнителя было бы не честно. Дипломники и их преподаватели создали цельное произведение без намека на пошлость, пафос или желание показаться теми, кем на самом деле они не являются. В "Хрониках московского захолустья" много хорового пения, а значит души, свободы и того самого "воздуха", которого так не доставало в их предыдущих работах. В великолепной финальной музыкальной сцене "Хроники" знатоки увидели нечто похожее на  происходящее в "Майской ночи", которая с большим успехом идет в ТЮЗе уже больше 5 лет, и эта оценка дорогого стоит. Постановке с участием дипломников не суждено задержаться в репертуаре так надолго — спектакль будет идти до тех пор, пока студенты не сдадут экзамены и не разъедутся по театрам страны, то есть еще примерно 3 месяца. Так что долго не думайте и спешите вовремя обзавестись билетиками.

 

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 06.12.2024, 16:16 "Злая: Сказка о ведьме Запада" с Арианой Гранде. Заметки киномана

    Это мы в детстве читали "Волшебника изумрудного города", а в англоязычных странах читали "Волшебника страны Оз", смотрели одноименный фильм 1939 года, а последние 20 лет ещё ходили на бродвейский мюзикл "Злая". То есть, это не очередная бессмысленная переделка сказки, а то, после чего переделки стали мейнстримом. И со смыслом там всё не так уж плохо.

  • 27.11.2024, 16:40 Классика публичного дома. В театре драмы вновь поставили "Зойкину квартиру"

    В Саратовском театре драмы имени Слонова знают и любят пьесу "Зойкина квартира". В 1984 году она появилась здесь в постановке знаменитого Александра Дзекуна и долго оставалась в репертуаре, а в 2013-м - в режиссуре худрука Григория Аредакова, когда метр создал спектакль со своими студентами. Сейчас Аредаков решил совершить еще один заход на произведение Михаила Булгакова, теперь уже с новыми дипломниками.

  • 26.11.2024, 13:40 Пушкин, Питер и заводской ДК. Театр оперы и балета показал грантового "Медного всадника"

    Премьеру балета "Медный всадник" в Саратовском театре оперы и балета очень ждали. Во-первых, потому что театр, осевший на неопределенное время на 2-й Дачной, не так часто балует публику новыми постановками. А, во-вторых, потому что впервые за долгое время учреждение получило грант на создание спектакля. В эту историю удачно вплелись сразу два юбилея - 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и 200 лет с события, которое описывает классик в поэме "Медный всадник". Ставить спектакль позвали любимого зрителями и знакомого труппе хореографа Кирилла Симонова.

  • 29.10.2024, 11:41 Пушкин, гульфик, "Рюмка водки на столе". В ТЮЗе поэкспериментировали с "Маленькими трагедиями"

    В последние несколько лет саратовские театры смело экспериментируют с классикой. И если раньше, переосмысленная классика была редкостью и настоящим событием, то сейчас, напротив, редко встретишь канонически поставленное произведение. Саратовский ТЮЗ имени Киселева, начавший сезон с оригинального прочтения "Обыкновенного чуда", решил и второй премьерой взбодрить зрителя. На этот раз выбор руководства театра и молодого режиссера Владимира Чухланцева пал на самого Александра Сергеевича Пушкина, вернее, его "Маленькие трагедии".

  • 02.07.2024, 13:20 Ущипните Лопахина. Молодёжь разыграла "Вишнёвый сад" в Саратовской драме по классическим нотам

    Саратовский театр драмы имени Ивана Слонова завершил сезон самой что ни на есть классической премьерой. Студенты консерватории под руководством Юрия Кудинова воплотили на сцене "Вишнёвый сад" Чехова. Бессмертная пьеса получилась у дипломников по-домашнему тёплой и ностальгической. И даже фирменная тоска Антона Палыча в исполнении молодых артистов не кажется такой уж безвыходной и всепоглощающей. С такой энергией сыгран спектакль, что, кажется, что эта молодёжь сейчас стряхнёт с себя напускную грусть, улыбнётся и умчит, как Лопахин, навстречу будущему.

Новые материалы
  • 13.12.2024, 15:50 Как авторское мыло Юлии Поповой покорило страну: история успеха

    Иногда мыло сложно отличить от пирожного или миниатюрного букета цветов. Такие изделия изготавливает вручную Юлия Попова из Саратова. В декрете она запустила бизнес по созданию мыла - сегодня ее работы представлены на региональной витрине Ozon "Сделано в Саратове". Юлия рассказала изданию, как начинала свой путь в мыловарении и почему сотрудничает с маркетплейсом.

  • 13.12.2024, 14:46 "Приключения Паддингтона-3". Заметки киномана

    Третью серию приключений британского медведя, который носит пальто и любит мармелад, хочется описать фразой "вполне неплохо". Но это потому, что второй фильм про него - настоящий шедевр, и это "неплохо" на его фоне. Если сравнивать с другими детскими фильмами, это "замечательно, срочно идите в кино".

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x