- A
- +A
- +A
Навязанная "помощь". Как взять кредит без дополнительных услуг
- 09:25, 21 июня 2022
- Комментариев[0]
Буквально под занавес прошлого года в стране вступили в силу важные для заемщиков поправки в закон "О потребительском кредите (займе)". Необходимость законодательных изменений была продиктована потоком жалоб от клиентов финансовых организаций на порочную практику кредиторов - вместе с заемными средствами они стали навязывать букет дополнительных услуг. Разумеется, не бесплатных, но порой совершенно бесполезных. Иногда заемщики узнавали о них только при первых платежах по кредиту. "СарБК" выяснил, как принятые поправки в работе банков, МФО, ПК и ломбардов облегчат жизнь тем, кто вынужден взять деньги в долг.
Теледоктор для заемщика
Еще в 2018 году заемщикам разрешили возвращать деньги за страховку к кредиту: если человек передумал или попросту осознал, что ему впарили ненужную либо невыгодную страховку, он может в течение 14 дней сдать ее обратно и вернуть деньги. Точно так же, как вы можете вернуть в магазин обувь, которая вам не подошла. Вот эти две недели называются "периодом охлаждения". Надо ли уточнять, что заемщики стали активно пользоваться данным им правом, поэтому кредиторы лишились гарантированной "подработки" на комиссиях от страховых компаний. На смену страховкам пришли другие услуги, но с той же целью — увеличить прибыль финансовых организаций и их партнеров.
Стандартная ситуация: человек покупает машину, процесс тянется несколько часов, и под конец у него уже и бдительность притупилась, и нет сил читать договор автокредита. К тому же он доверяет менеджеру, и ему сложно представить, что в договоре есть какие-то дополнительные платные услуги, о котором ему не сказали. Например, автоюриста или помощи на дорогах. Покупатель обнаружит их гораздо позже, например, когда будет первый раз платить по кредиту.
Есть и вариант открытого навязывания: консультанты могут весьма убедительно заявлять, что предложенные услуги являются обязательными.
Иногда плату берут даже за те услуги, без которых невозможно выдать кредита или обслуживать его.Что, к слову, также противоречит законодательству.
А порой в ход идет некоторая недосказанность, двусмысленные фразы, уклончивые ответы. Наталья из Саратова рассказывает, что при оформлении кредита согласилась заплатить за возможность менять дату внесения ежемесячного платежа. "Со слов сотрудницы банка я поняла, что лишусь возможности менять день внесения платежа до конца действия кредита, если не оплачу перенос при его оформлении. Конечно, надо было уточнить этот вопрос. Но мне нужны были деньги, поэтому заплатила за услугу, которая может вовсе мне не понадобится. Потом я узнала, что можно было обратиться в банк, когда возникнет необходимость. Как правило, такие вопросы решаются. Иногда за отдельную небольшую сумму, а иногда совершенно бесплатно", - говорит заемщица.
А Илья из Энгельса рассказал, как при оформлении кредита ему пытались навязать приобретение пластиковой дебетовой карты для оплаты кредита. "И это при том, что мне выдали бесплатную карту к кредиту. Вероятно, так сотрудницы банка хотели выполнить план по реализации карт. Я слышал, что кредит выдают и с платной услугой по информированию о просрочке. Зачем мне, как заемщику, на нее подписываться, если банк в случае задержки платежей десять раз позвонит совершенно бесплатно?".
Иногда сотрудники банков и микрофинансовых организаций дают понять, что без оплаты дополнительных услуг, а это может быть и юридическая, и медицинская помощь (например, консультации о коронавирусе), клиент вообще останется без кредита или пугают повышением процентной ставки. В то время как по общим правилам отказ в приобретении услуги не должен влиять на возможность получения кредита или займа, а процентная ставка может быть повышена только при отказе заемщика от страховки, которая покрывает риски обслуживания долга.
"Не исключено, что человеку действительно нужны какие-то дополнительные услуги и он готов их приобрести вместе с кредитом, – говорит руководитель Службы по защите прав потребителей Банка России Михаил Мамута. – Но это должно быть осознанным и добровольным решением и ни в коем случае не условием получения кредита или займа".
"Галочки" не спрячутся
Поэтому теперь на то, что раньше было законом не запрещено, установлено табу. В конце прошлого года, а именно 30 декабря, вступили в силу поправки в "Закон о потребительском кредите (займе)", которые запрещают банкам, микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам и ломбардам (иначе говоря, всем профессиональным кредиторам) заранее проставлять в документах на кредит или заем значки (например, "галочки"), означающие согласие заемщика на оплату дополнительных услуг. Теперь услуга может быть оформлена, только если человек самостоятельно проставит такую отметку.И второе. Заемщики получили право отказываться от любой услуги, которую они приобрели вместе с кредитом или займом. Сделать это можно в течение 14 календарных дней после оформления договора, как и в случае со страховкой.
Правила касаются договоров об обычном потребительском или POS-кредите, в напечатанном или электронном виде, на сайте или в мобильном приложении.
Михаил Мамута комментирует: "Частые жалобы на банки и МФО, которые мы получаем, – как раз на навязанные платные услуги к кредитам и займам. Человек приходит за займом или кредитом, а уходит, иногда даже не подозревая об этом, с целой "корзиной" услуг в придачу, в которой и помощь на дорогах, и подписка на онлайн-кинотеатр, и чего там только нет. Формально он сам на все это согласился, подписал заявление и договор, и доказать навязывание тут очень сложно. Теперь ситуация меняется – не нужно никому ничего доказывать, можно просто без объяснения причин сдать всю эту навязанную "корзинку" обратно и вернуть деньги. Однако это можно сделать только в течение первых двух недель, то есть, еще до первого платежа. И если при оформлении кредита или займа вы не смогли или не успели внимательно прочитать документы либо не обратили внимание на текст мелким шрифтом где-нибудь на 30-й странице, сделайте это как можно скорее".
Что же делать, если в тексте договора обнаружены предательские "галочки" или понимание о бесполезности оплаченных услуг пришло уже после подписания документов? С заявлением о возврате денег следует обращаться к компании, которая получила деньги за дополнительные к кредиту или займу услуги. Контакты должны быть указаны в договоре. В любом случае, заявление можно отправить заказным письмом по адресу регистрации компании. На возврат средств (за вычетом стоимости фактически оказанных услуг) закон дает семь рабочих дней.
В случае, если компания не спешит возвращать деньги, можно обратиться в банк или МФО (но не раньше 30 и не позже 180 дней с момента обращения к компании). У них есть на ответ также 7 рабочих дней. Эксперты объясняют, что ответственность кредитора за поставщика дополнительной услуги предусмотрена для того, чтобы он более внимательно подходил к выбору своих партнеров.
Если банк или МФО не возвращают деньги за навязанную услугу, следует направить жалобу (с копией договора и перепиской) в интернет-приемную Банка России.
Впрочем, иногда кредиторы вправе отказать в возврате денег. В законе перечислены такие случаи. Вернуть деньги не получится, если после подписания договора прошло больше 14 дней, если заемщик успел воспользоваться услугой в полном объеме, если заемщик не платил за нее или он уже получил деньги от поставщика услуги.
"Мы будем внимательно следить за тем, как банки и МФО соблюдают эти новые правила, чтобы создать надежную защиту потребителя от навязанных продаж", – говорит Михаил Мамута.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
27.04.2024, 16:04
Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений
С начала этого года в стране заработала программа долгосрочных сбережений (ПДС). Создатели нового накопительного инструмента стремились таким образом обеспечить приток долгосрочных инвестиций в экономику. Для этого предусмотрели такие серьезные стимулы для потенциальных участников, как государственное софинансирование взносов и налоговые вычеты. В Банке России уточняют, что договоры долгосрочного сбережения с негосударственными пенсионными фондами уже заключили более 342 тысяч человек, что говорит об активном интересе жителей страны к новому инструменту. При этом эксперты финансового рынка уверены, что это число могло быть и больше, однако, период высоких процентных ставок по банковским вкладам - не лучшее время для старта программы сбережений. Подробности в обзоре СарБК.
-
30.10.2023, 11:04
Сводки с полей чудес. Новые схемы мошенников и борьба с ростом хищений денежных средств
Редкая информационная лента дня обходится без сообщений о том, как телефонные и кибермошенники лишили людей накоплений - отложенных купюр, сумм на банковских счетах, а то и вовсе заемных средств. Поток эпизодов из полицейской сводки даже сформировал определенные стереотипы. Например, многие убеждены, что на удочку злоумышленников чаще всего попадаются пожилые люди. Также обыватель считает, что преступная деятельность злоумышленников сосредоточена в фальшивых колл-центрах, на самом же деле жульнические структуры имеют куда более сложную организацию. Еще кажется, что это будет продолжаться бесконечно, потому что мошенники оказываются быстрее и хитрее правоохранительных органов. СарБК попытался устранить некоторые белые пятна в общем представлении о проблеме и выяснить, что делается или будет сделано для ее решения.
-
15.07.2022, 10:36
Екатерина Бирюкова: "Резкое повышение ключевой ставки сделало банковские депозиты привлекательными, деньги вернулись в банки"
В конце февраля Банк России резко повысил ключевую ставку до 20%, что позволило снизить риски для финансовой стабильности, в том числе возвратить деньги населения в банковскую систему. С 14 июня ставка вернулась на февральский уровень 9,5% годовых. Что с ней будет дальше, а также о мерах Банка России по поддержке людей и бизнеса, рассказала Екатерина Бирюкова, управляющий Отделением по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации.
-
06.06.2022, 11:12
Навязанная "помощь". Как взять кредит без дополнительных услуг
Уже почти полгода в стране действуют важные для заемщиков поправки в закон "О потребительском кредите (займе)". Необходимость законодательных изменений была продиктована потоком жалоб от клиентов финансовых организаций на порочную практику кредиторов - вместе с заемными средствами они стали навязывать букет дополнительных услуг. Разумеется, не бесплатных, но порой совершенно бесполезных. Иногда заемщики узнавали о них только при первых платежах по кредиту. СарБК выяснил, как новые правила работы банков, МФО, ПК и ломбардов облегчают жизнь тем, кто вынужден взять деньги в долг.
-
04.03.2022, 12:42
Сохранить последнее. Банки предложили россиянам спасти деньги от девальвации
В начале недели Банк России на фоне военной операции на Украине и западных санкций экстренно и значительно повысил ключевую ставку. Ее размер поднялся почти вдвое - с 9,5% до 20% годовых. Регулятор объяснял свое решение стремлением "обеспечить увеличение депозитных ставок", "поддержать финансовую и ценовую стабильность и защитить сбережения граждан от обесценивания". Как рост ключевой ставки повлиял на проценты по вкладам и что думают эксперты о новых предложениях банков, в обзоре "СарБК".
-
19.11.2024, 10:39
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите
Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего российского угольного саммита - это ежегодное мероприятие, собирающее ведущих игроков угольной промышленности для обмена опытом и обсуждения новых технологий.
-
19.11.2024, 10:24
2500 детей "из пробирки". Как в регионе работает служба вспомогательных репродуктивных технологий
Российские демографы и репродуктологи констатируют рост популярности процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Это связывают с повышением возраста женщин, в котором они впервые становятся мамами, возрастающих при этом рисках бесплодия и доступностью процедуры (уже больше десяти лет выполняется в рамках ОМС). Есть мнение, что к середине 2030-х годов спрос на ЭКО увеличится как минимум в 2-3 раза. Тонкостям этой темы уделяется пристальное внимание, так как удовлетворение этого спроса может обеспечить дополнительный рост рождаемости, а в условиях демографического кризиса это является главнейшей задачей. СарБК выяснял, сколько детей в Саратовской области появилось на свет благодаря вспомогательным репродуктивным технологиям и как в регионе развивается данная медицинская служба.
- Сегодня
- Неделя
- Месяц