Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Видимоневидимо" в Драме: театр выберет между сеансом психоанализа, спором с альтер-эго и китайским фарсом

  • 13:15, 10 июля 2024
  • Комментариев[0]

Саратовский театр драмы имени Слонова продолжает свои творческие поиски. Традиционно в середине лета проходит лаборатория "Видимоневидимо", где свежие тексты встречаются с молодыми режиссёрами. Для театра это - редкий шанс получить прямой отклик аудитории (без посредничества прессы и критиков), а для зрителя - возможность выйти за рамки стандартного сценического пространства с его "четвёртой стеной" и подсмотреть, какую новинку Драма готовит на предстоящий сезон.

"Видимоневидимо" в Драме: театр выберет между сеансом психоанализа, спором с альтер-эго и китайским фарсом

Например, в этом году в театре состоялась премьера спектакля "Житие Фёдора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето" по пьесе Ярославы Пулинович. Постановка была обкатана в лаборатории в прошлом году и получила восторженные отклики первых зрителей. Отзывы аудитории для театра и постановщиков очень важны, хотя, как говорят в Драме, "вердикт" публики — это не закон, последнее слово всё же за театром.

Так что считайте эту рецензию чем-то вроде киношного тизера. Что-то из описанного наверняка скоро сможет оценить широкая аудитория. Можно даже попробовать угадать, что именно.

Акт 1-й. Своя душа потёмки

Первые творческие лаборатории, проводившиеся в саратовских театрах, проходили в формате читок. Актёры исполняли свои роли, читая с листа, иногда без каких-либо, даже минимальных, декораций. С тех пор всё усложнилось. Теперь "пробную" постановку почти невозможно отличить от законченного спектакля, хотя на репетиции уходят не месяцы, а от силы три-четыре дня (поэтому не судите строго, если эскизы я и дальше буду называть спектаклями).

Иногда удивляют объёмы текста, которые за этот короткий срок умудряются освоить актёры. Это при том, что у них за спиной целый сезон, где были премьеры и многословные роли. Только недавно Александру Островному пришлось проделать титаническую работу в образе князя Мышкина в "Идиоте", как он уже готов воспроизвести почти 20-страничный монолог — это текст Константина Стешика "Друг мой" (2020).

Повествование в нём идёт от одного лица, однако же героев — несколько. Их голоса передаёт один персонаж, так что в раздельном существовании этих людей начинают возникать сомнения. Не являются ли эти личности голосами в одной голове? Те, кто знаком с "Бойцовским клубом" Паланика, испытали бы дежа-вю.

Фабула — обыденная и бытовая, будто подслушана где-то на лавочке в парке или в автобусе, едущем в Заводской район. И в то же время не совсем правдоподобная, будто чей-то сон. Два друга вышли ночью, "чтобы стрельнуть сигарету", и нарвались на разного рода испытания, которые могут подстерегать человека в том же Заводском. В Саратове эту вещь, кстати, уже ставили в театре "Теремок" (постановка "Л.А.К.").

Рассказ может звучать, как вполне конкретные приключения двух шалопаев с диалогами а-ля Тарантино. А в постановке молодого выпускника Российского государственного института сценического искусства (РГИСИ) Ивана Чигасова он вырастает в аллегорию — это путешествие по сознанию человека, отпечаток на котором оставила вся его предыдущая жизнь. Сквозь тёмную ночь герой продирается к смыслу и итогу своего существования. Фоном для его пути становится типичный пейзаж периферии — на развешанные вокруг героя простыни проецируются снимки известного фотографа Дмитрия Маркова, в том числе сделанные в Саратове (это, безусловно, высказывание режиссёра — для создания атмосферы любые фотографии, сделанные в Саратове, подошли бы).

Акт 2-й. Цветы абьюза

У второй пьесы оказалась интересная саратовская предыстория. Как напомнила заведующая литературной частью театра Ольга Харитонова, драматургу Юлии Вороновой повезло больше остальных — после лабораторных проб у неё на большую саратовскую сцену вышли уже два произведения: "Дневник Алёны Чижук. А ещё почта, ЖЖ и Фейсбук*" и "Мы живём в чудесное время, Оля!" На предыдущем обсуждении её пьесы была высказана идея создать текст об отношениях между полами с комментарием профессионального психолога. Так и родилась пьеса "Мой цветок" (2023).

Пьеса — лекция по психологии, в которой сцены из частной жизни даны как иллюстрации к теме "Как распознать нарцисса?" За реализацию замысла отвечал Артём Кузин, хорошо известный саратовцам как актёр ТЮЗа, теперь — руководитель мастерской в московском театральном колледже имени Филатова.

В спектакле зрителя выталкивают из зоны комфорта. Во-первых, он сразу попадает в не привычный для него формат. В первые мгновения ты как будто оказываешься на съёмках ток-шоу. И это ощущение дальше только усиливается после того, как в дискуссию с психологом (Вероника Голованова) на сцене внезапно вступают люди из зала. И хотя это специально посаженные туда актёры (Игорь Игнатов, Светлана Москвина, Илья Ульянчев), стереоэффект оказывается настолько сильным, что настоящие зрители с трудом сдерживаются, чтобы не поддакнуть или поспорить.

Во-вторых, история и её аналитическая интерпретация может многих задеть за живое. Перед нами эволюция отношений молодой пары. Он (Сергей Ванин) — болезненно самовлюблённый, неуверенный в себе, требующий внимания "энергетический вампир". Она (Марина Абраменко) дана более схематично, её мотивы и действия под лупой не рассматриваются, потому что она — "объект", "жертва". Ситуации и модели поведения крайне типичны, так что в мелких деталях себя может узнать даже тот, кто и не подозревал в себе нарцисса или жертву. А готовы ли вы услышать диагноз психоаналитика?

Автор тонко предчувствует и воспроизводит возможные реакции аудитории — их как раз озвучивают актёры из зала. Один персонаж пытается сгладить остроту оценок, увидеть в поступках что-то хорошее. Другой голос — протестный: он против того, чтобы на чувства наклеивали ярлыки, и говорит, что из-за психологов рушатся семьи. А взгляд автора проявляется в концовке, когда становится понятно, что у психоаналитика нет рецепта счастья, и от своих нарциссов она не убереглась. Финал неоднозначен: одни участники показа сочли его позитивным, другие — грустным.

Как мне кажется, если постановка дойдёт до сцены, то интерес публики, особенно молодой, ей будут обеспечен. Интерес к психоанализу и к своим внутренним проблемам у современного молодого поколения растёт, так же как не теряет актуальности тема психологического насилия (театр драмы осмысляет его и в "Кроткой", и в "Ковидном лете", и в "Оле"). Билет на спектакль стоит в разы дешевле, чем приём у психоаналитика. Правда, не будет лишним дисклеймер: перед вами всё-таки произведение искусства, а не врачебная консультация.

Акт 3-й. Птицы на привязи

Увидеть нечто подобное на сцене саратовского театра лично мне раньше не приходилось. Целый ансамбль актёров открывает для зрителя новый мир, устроенный совершенно по другим канонам. На сцене — китайская пьеса "Птичники" Го Шисина (1991), поставленная молодым режиссёром из Поднебесной Шэ Муцзэ (4-й курс РГИСИ).

Не случайно при обсуждении постановки была проведена нить к театру драмы 80-90-х, на подмостках которого тогда ставили "возвращённую" литературу — например, Платонова, Цветаеву. И к легендарному театру АТХ, где открывали для публики произведения обэриутов. Это был прорыв в совершенно иную эстетику, с которой зритель до этого был не знаком. Театр пытался освоиться там и через актёрскую игру открыть окна в другие миры и пространства.

Наверное, именно поэтому представители старшего поколения Драмы (Валерий Ерофеев, Андрей Казаков, Юрий Кудинов, Денис Кузнецов, Валерий Малинин, Виктор Мамонов, в целом в эскизе были заняты 12 актёров, включая студентов) с таким нескрываемым упоением и наслаждением представляли этот в общем-то странный и экзотичный для нас опус. В отдельные моменты происходящее на сцене почти напоминало священнодейство, удивительно перемешанное с элементами комического китча.

Что мы, собственно говоря, знаем о Китае и китайцах? В лучшем случае, это набор очень приблизительных географических сведений и культурных клише. Над этим в эскизе то и дело посмеиваются. А вот что мы можем сказать о китайской культуре по сути? И тут важно, что постановщик дал нам как бы две оптики: одна — это взгляд с Востока, с его философией поиска стазиса и гармонии, даже если для них нужно пожертвовать свободой — в данном случае невинного существа вроде птички. Другой взгляд — с Запада, он отчасти и наш, потому что мы тоже на западе. С этой стороны завсегдатаи птичьего рынка кажутся чудаками, их правила — искусственными и нерациональными.

Много в "Птичниках" публицистики, прежде всего, о глобализации, которая накатывает на национальную культуру. В этом пьеса уже несовременна — этот процесс шагнул уже далеко вперёд, и, наверное, в самом Китае уже многие посмотрят на "птичников" как на некий цирк уродцев. Хотя равновесия наши соседи ищут по-прежнему, правда, уже в чём-то другом.

Какие-то болевые российские точки постановка не заденет, однако может быть интересной и продуктивной для развития российско-китайских культурных связей. Если мы поворачиваемся на Восток, то неплохо всё-таки рассмотреть, что же там, за горизонтом.

* социальная сеть Facebook заблокирована в России, принадлежит компании Meta, признанной в РФ экстремистской

Фото Саратовского театра драмы имени Слонова

Автор: Евгений Трухачёв
Новые материалы
  • 12.07.2024, 12:52 "Дом дракона", второй сезон. Заметки киномана

    Главный вопрос, который висит в воздухе с первого сезона: а драконы-то между собой драться будут? Отвечаем: Да! Но для этого вам придется посмотреть 4 серии.

  • 09.07.2024, 13:45 Усадьбу рубль не бережёт. Почему бизнесмены отказываются от льготной аренды памятников культуры

    Региональные программы для арендаторов объектов культурного наследия "за рубль" давно называют узкой нишей для энтузиастов. Эксперты уверяют, что популярной программа льготной аренды с обязательной реставрацией зданий-памятников среди инвесторов не стала. Саратовская область тоже получила негативный опыт, но все же стала развивать этот инструмент для решения проблемы разрушающихся исторических зданий. На прошлой неделе губернатор Роман Бусаргин спрашивал с чиновников за неэффективную реализацию уже обновленной программы аренды архитектурных объектов за рубль. СарБК попытался выяснить, почему бизнесмены не интересуются даже более выгодными условиями заселения в старинные особняки в центре города.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 10 июля 2024
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
  • 15
Нашли ошибку
x