Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Разбор полетов в 4D. Саратовский аэропорт предлагается оборудовать уникальным КДП

  • 10:43, 8 июля 2014
  • Комментариев[0]
На первый взгляд лаборатория под руководством Игоря Енилениса мало чем отличается от типичного авиамодельного клуба. Небольшая мастерская в центре детского творчества Кировского района, старенькие станки, заваленный чертежами, кусками дерева, пластика и пенопласта рабочий стол, модели самолетов и ракет вдоль стен. Но при углублении в тему становится понятно: это не просто "клуб юного техника", а кузница уникальных инновационных идей.
Разбор полетов в 4D. Саратовский аэропорт предлагается оборудовать уникальным КДП

Лаборатория является также региональным отделением Всероссийского аэрокосмического общества "Союз" (ВАКО). Саратовские школьники часто занимают призовые места на соревнованиях, под руководством опытного тренера — вертолетчика, подполковника в отставке Семена Ващенко показывают результаты не хуже взрослых спортсменов. Каждое воскресенье весной и летом ребята запускают модели в небо над аэродромом в Дубках.

— В прошлом году во всероссийских соревнованиях я занял второе место. А в этом мае за три полета смог обогнать всех и занял первое. Только самолет улетел, так и не удалось его найти, — рассказывает семиклассник Виталий Данилин — Вообще я занимаюсь планерами, сначала делал простейшие, схематические модели, теперь перехожу к более сложным. Собираюсь делать большой планер с размахом крыльев полтора метра. Жаль, к следующим соревнованиям не успеваю его собрать, а ехать без запасного нет смысла.

А вот девятиклассник Максим Лаврухин делает модель современного самолета Як-130. Внутри нее будет "секрет": в кабине поместится спутник, состоящий из видеорегистратора и нескольких датчиков.

— Я его готовлю для соревнований CanSat. Такой спутник позволяет делать снимки местности с высоты двух километров, измерять давление, температуру и прочие параметры. На соревнованиях выясняется, у кого качество изображения лучше или точнее параметры. А вообще такие модели предназначены для уточнения данных, получаемых со спутника в космосе, — объяснил Максим.

— Вначале никто из них прямую линию провести не умел. А сейчас спокойно сами занимаются расчетами, ставят профиль, планируют крылья. Знают азы аэродинамики. Так что это подготовка нормальных будущих абитуриентов для инженерных вузов. Многие умеют делать то, что взрослые за всю жизнь не освоили. Начинают с игрушек, простеньких моделей, и переходят на более серьезный, преднаучный уровень, — говорит руководитель клуба.

На пороге научной карьеры стоит, к примеру, десятиклассник Вячеслав Никитюк. Проекты, в которых он участвует, кажутся фантастикой. К примеру, вместе со сверстниками он делает модель воздушной лаборатории на базе стратегического ракетоносца Ту-160. Планируется в будущем оснастить его особым двигателем, который называется экситронным.

— Это двигатель, который не требует топлива: для создания реактивной тяги он может использовать любую газообразную среду. Теория и инженерные решения отрабатывались в конце прошлого века, и скоро настанет время их практического воплощения. Когда закончатся запасы нефти и газа, наши ракеты и самолеты будут летать именно на таких двигателях, — уверен Слава.

В прошлом году ребята из лаборатории ВАКО выступали на Международном авиакосмическом салоне в Жуковском, стали лауреатами Первого  Международного фестиваля молодежного авиационно-космического творчества "От винта!". Саратовских ребят отметили фирменными часами авиасалона. Мероприятие посещал премьер-министр Дмитрий Медведев, оставил Славе автограф на пилотке.

Там впервые и был анонсирован  проект уникального командно-диспетчерского пункта для аэропортов и ситуационных центров. В таком КДП развернется целая панорама из экранов, где как на ладони будут видны все находящиеся в ближайшем воздушном пространстве самолеты и территория аэропорта. Такой подход позволит снизить напряженность и нервозность работы диспетчеров, минимизировать риск ошибок, смоделировать прогноз нештатной ситуации.

Нечто подобное есть только в одном аэропорту на Земле — Сан-Франциско. Однако там на мониторы выводится результат компьютерного моделирования ситуации в авиаузле, а по проекту саратовцев, диспетчеры смогут увидеть настоящие объекты в реальном времени на крупноформатном панорамном видео в формате 3D.

Изобретатели придумали добавить к трем измерениям еще одно — звуковое. Слава объясняет, что на каждого диспетчера будет направлен узкий акустический "луч" шириной не больше метра. То есть диспетчер будет слышать только того человека, с кем он разговаривает по связи. Другим его собеседник уже не будет слышен.

Технология была разработана Романом Ениленисом (сыном Игоря Станиславовича) и его группой REIC. Руководитель лаборатории с своими подрастающими последователями и соратниками Романа надеются, что идея будет адекватно оценена и воплощена в проекте будущего международного аэропорта в Сабуровке. По расчетам разработчиков, на создание полного комплекса такой диспетчерской потребуется около 70 миллионов рублей.

На новом объекте установка такой системы будет намного дешевле, чем на существующем. В этом году REIC направила разработку на конкурс инвестпроектов в сфере телекоммуникаций в "Сколково", однако она не была допущена ко второму, финальному этапу. Причин отказа не объяснили. Можно только предположить, что проект показался высокому жюри рискованным с точки зрения окупаемости.

Ениленис не теряет надежды, что идея виртуальной диспетчерской все-таки обретет заинтересованного инвестора. 26 июня Никитюк презентовал проект 4D-видеомониторинга диспетчерских служб на молодежной научно-технической конференции "Юные техники и изобретатели" перед депутатами Госдумы. Там саратовскую идею оценили высоко — Слава вошел в число победителей конференции, которых выбирали из 170 участников. Возможно, продвинуть уникальную технологию поможет парламентский ресурс.

 Справка
Игорь Ениленис закончил физический факультет СГУ, более 20 лет проработал в Саратовском высшем военном командно-инженерном училище ракетных войск. Получил международную сертификацию как инженер по авиационно-ракетной технике. Имеет более полусотни научных публикаций и изобретений, различные награды. Педагог дополнительного образования высшей квалификации с сорокалетним стажем, бессменный (со дня основания) председатель саратовского отделения ВАКО, сооснователь некоммерческого инновационного учреждения REIC.

Автор: Евгений Трухачев, фото автора
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 8 июля 2014
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x