Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Трамвайный демарш. Удар по рельсам

  • 06:16, 21 сентября 2011
  • Комментариев[0]
Ситуация с трамваем № 12 всколыхнула Саратов. Рельсы, где проходил поначалу "временно закрытый" маршрут, начали ликвидировать, контактную сеть — снимать. Чиновники объяснили демарш — он связан с ремонтом трамвайного пути по Большой Горной. Пассажиры, надо думать, поругали, как водится, власть, плюнули, да пересели на 11-й и маршрутки, а вот блоггеры насторожились: ремонтные работы на Горной проводились не так давно, остановочные павильоны 12-го трамвая так же привлекают свежестью красок, чего пока не удостоились многие другие маршруты, например, в Заводском районе. Очевидцы начали выкладывать фотографии, на которых четко видно, что началось вскрытие рельсов.
Трамвайный демарш. Удар по рельсам

Трамвайный маршрут № 12 – один из старейших маршрутов в городе. Он появился в 1931 году. 14 сентября было опубликовано официальное постановление мэрии от 12 сентября этого года о его закрытии. Не первого и, можно предположить, не последнего в Саратове.

Первый пробный трамвай прошел по Саратову в 1908 году по ул. Ильинской (ныне Чапаева), уже к концу 1909-го в городе действовало 9 регулярных трамвайных линий, проходивших по улицам Немецкой (пр.Кирова), Московской, Ильинской (Чапаева), Константиновской (ныне Советская), Большой Горной, Большой Сергиевской (Чернышевского), Кладбищенской, Александровской (Максима Горького).
В 1910-м появилась линия, отвозившая саратовцев за город — на Кумысную поляну до 11-й Дачной (именно по номерам остановок и получили потом свои названия посёлки Ленинского района).

К 50-м годам в Саратове, по информации из "Википедии", действовало 14 трамвайных маршрутов.

№1 "Музейная площадь — площадь Орджоникидзе": Музейная площадь, ул. Ленинская (Московская), ул. Чапаева, Серова, 2-я Садовая, Чернышевского, ул. и площадь Орджоникидзе (открыт с началом движения, продлен с Улешей в 1931 году).
№2 "Пл. Орджоникидзе — Акмолинский проезд": площадь Орджоникидзе, ул. 7-я Нагорная, ул. Барнаульская, проспект Энтузиастов, Акмолинский проезд. (открыт в 1931 году).
№3 "Музейная площадь — площадь Орджоникидзе": Музейная площадь, ул. Чернышевского, ул. и площадь Орджоникидзе (открыт в числе первых линий, продлен с Улешей в 1931 году)
№4 "3 Дачная — 10 Дачная": ул. Гвардейская, Зеленогорская (сокращённый вариант дачной линии, открытой в 1910 году).
№5 "Сенной рынок — Музейная площадь": ул. Астраханская, ул. Ленинская
№6 "Железнодорожный вокзал — Волга": ул. Ленинcкая (Московская), ул. Астраханская, ул. Вавилова, площадь и проспект Кирова, ул. Волжская, Октябрьская, наб. Космонавтов.
№7 "3 Дачная — Крытый рынок": Красноармейский тракт (проспект 50 лет Октября), ул. Большая Горная, ул. Астраханская, кольцо: Советская, Чапаева, пл. Кирова, Вавилова.
№8 "ул. Ленина — 1-я совбольница": ул. Горького, ул. Мичурина, ул. Хользунова.
№9 "Крытый рынок — площадь Орджоникидзе" кольцо: Советская, Чапаева, площадь Кирова, Вавилова; ул. Астраханская, ул. Рабочая, ул. Степана Разина, ул. Новоузенская, ул. Большая Садовая, 1-й Беговой проезд, ул. Политехническая, ул. Огородная, ул. 7-я Нагорная, площадь Орджоникидзе (открыт в 1929 году).
№10 "Крытый рынок — Октябрьский посёлок (Агафоновка)" кольцо: ул. Советская, ул. Чапаева, площадь Кирова, ул. Вавилова; ул. Астраханская, ул. Рабочая, ул. Степана Разина, ул. Новоузенская, ул. Большая Садовая, 1-й Беговой проезд, ул. Политехническая, ул. Клочкова (открыт 8 ноября 1926 года).
№11 "Музейная площадь — ст. Саратов-2": Музейная площадь, ул. Ленинская (Московская), ул. Чапаева; площадь Кирова, ул. Вавилова/ обратно ул. Советская; ул. Астраханская
№12 "Ул. Радищева — СХИ" проходит: ул. Радищева, ул. Большая Горная, ул. Астраханская, ул. Танкистов, ул. Осипова (открыт в 1931 году).
№13 "Железнодорожный вокзал — поселок Затон": ул. Ленинская, ул. Горького, ул. Большая Горная, ул. Вознесенская, ул. Большая Горная, ул. Хвесина, ул. Малая Горная
№14 "Железнодорожный вокзал — Музейная площадь": ул. Ленина, Музейная площадь

Долгое время именно трамвай считался самым прогрессивным, экологически чистым, экономически выгодным видом общественного транспорта. В некоторых европейских странах так оно и есть. Например, в Бельгии несколько прибрежных городов соединяет самый длинный трамвайный маршрут в мире — протяженность его линии – 67 км, продолжительность поездки - 2 часа 21 мин., а стоимость проезда из одного конца в другой — 2 евро (чуть более 80 руб.). Сейчас ведутся переговоры о продлении трамвайной линии до Брескенса (Нидерланды) и Дюнкерка (Франция).

В Праге трамвай — самый популярный вид общественного транспорта, одна из причин такой популярности — пунктуальность. Каждый трамвайный маршрут идет строго по графику, считается, что по пражским трамваям можно часы сверять. А еще — он пользуется преимуществом на дороге относительно индивидуальных транспортных средств.

Трамвайная история в Барселоне другая. Там полностью ликвидировали данный вид транспорта. Но позже поняли, что совершили непростительную ошибку и полностью восстановили сеть. Причем сделали это весьма грамотно - рельсы проходят вне автомобильных потоков, потому совершенно им не препятствуют, к тому же трамвай в этом случае имеет возможность развивать большую скорость. Говорят, что на дорогах Барселоны не бывает пробок.
У нас же об экологии и экономических выгодах только говорят, на деле же многие трамвайные маршруты заменяют на троллейбусные (что по экологии и экономии сопоставимо) или автобусные.

Такая участь постигла трамвай №3, который ходил по ул. Чернышевского (до 1946 года, троллейбусом заменен лишь в 1958-м). Сейчас примерно по той же траектории, только гораздо дальше следует троллейбус №4. Трамвай №6, следовавший по пр. Кирова, в 1953 году также сменил троллейбус. Его потомок — современная "двойка", которая также претерпела множество изменений в маршруте: в 80-е, когда пр. Кирова стал пешеходной улицей, троллейбусные растяжки перенесли на Сакко и Ванцетти, в 90-е их сместили на Советскую. Трамвайный маршрут, связывавший железнодорожный вокзал и Музейную площадь, сменился троллейбусом в 1952 году. Сейчас это "единичка".

Сегодня действующих маршрутов 10:
№2 Пл. Орджоникидзе — Акмолинский проезд
№3 6-я Дачная — Мирный переулок
№4 6-я Дачная — 10-я Дачная
№5 Комсомольский поселок — ООО «Саратоворгсинтез»
№6 6-я Дачная — Школа №52
№7 ООО "Саратоворгсинтез" — пл. Орджоникидзе
№8 Пл. Орджоникидзе — Комсомольский посёлок
№9 Мирный переулок — 1-й Просяной проезд
№10 Мирный переулок — Октябрьский поселок
№11 Геологический колледж — ул. Радищева (по ул. Кутякова)

Закрытие трамвайного маршрута № 12 прокомментировали транспортники. Заместитель гендиректора МУПП "Саратовгорэлектротранс" Александр Медведев напомнил, что изначально этот маршрут курсировал по ул. Б. Горной от Радищева до Осипова (район завода "Корпус").

В то время предприятие работало в полную мощь, было огромное количество людей, которые пользовались этим маршрутом, добираясь на работу. 12-й маршрут был популярен и востребован.
В середине 90-х годов, после спада производства, пассажиропоток на данном маршруте значительно уменьшился, и мы были вынуждены большую часть вагонов 12-го маршрута пустить в пос. Солнечный до 6-го квартала, тем самым организовав маршрут № 11. Имея приемлемый интервал движения, обслуживая большее количество пассажиров (курсирует в сцепке двух вагонов, тогда как маршрут № 12 - одновагонный), маршрут № 11 является более рентабельным.
К тому же 11-й маршрут минимально сопряжен с крупными городскими магистралями, в большей части проходит по обособленному пути, не мешая движению автотранспорта (когда 12-й трамвай вставал на светофоре ул. Астраханской/Б. Горной, парализуя движение автотранспорта в обоих направлениях по Б. Горной).
Мне известно, что согласно Генеральному плану Саратова, схеме развития автомобильных дорог ул. Б. Горную планируется перевести в разряд магистральных дорог и организовать по ней одностороннее движение. В последнее время данный участок путейного полотна по Б. Горной использовался нами как резервный – на случай возникновения пробок на ул. Кутякова и т.п. Чтобы вагоны намертво не вставали и люди могли добраться в центр Саратова, мы пускали трамваи в объезд затора по Б. Горной. Подчеркну еще раз, фактически маршрут № 12 был резервом 11-го маршрута. С расширением проезжей части Б. Горной и организацией по ней одностороннего движения, думается, что заторов на ул. Кутякова больше не будет, поэтому и необходимость в резерве отпадает. Вагоны 12-го маршрута нами будут задействованы на 11-м маршруте, что также сократит интервал его движения и обеспечит большее удобство пассажирам.
Также мне известно, что после расширения проезжей части по ул. Б. Горной по ней планируется пустить автобусы.

Кроме этого саратовские трамваи имеют и массу других недостатков. Это удивительно неровные рельсы, от перемещения по которым складывается ощущение, что трамвай, в котором ты едешь, готов рассыпаться на куски, деревянные, "антивандальные" сиденья, нерегулярность движения,... Но стоит заметить, что и автобусы, которые скорее всего, займут место 12-го, не будут отличаться новизной. А если курсировать им придется по тем же самым загруженным Кутякова и Большой Горной, избежать пробок, заторов и недовольства граждан так же не удастся.

Если смотреть на тот же генплан, то участок города за Сенным рынком между Большой Горной и Соколовой после сноса частного сектора должен стать новым альтернативным центром города. Соответственно резко увеличится пассажиропоток. И логичнее было бы не убирать рельсы, а пустить их по выделенной полосе, а дорогу расширить за счёт снесённых строений. В этом случае и трамвай получится скоростным, и автобусы с маршрутками не будут забивать проезжую часть, т.к. трамваи перевозят гораздо больше пассажиров в одном составе. Ломать проще, чем строить. За последние 20 лет протяжённость трамвайных линий Саратова только уменьшается. Вопрос, конечно, упирается в деньги: нужен новый подвижной состав, реконструкция путей, поэтому проще трамвайные маршруты закрывать.
Создаётся впечатление, что о будущем никто не думает. И в итоге скоро мы задохнёмся в автомобильных пробках и выхлопных газах, а альтернативного транспорта у нас попросту не останется.

Да разве впервые в Саратове звучат слова о грамотных решениях, о положительном опыте цивилизованных стран. В частности, о преимуществах трамвайного движения было сказано сотни раз. И, наверняка, разговор этот повторится еще не раз. Ждать же в Саратове разумных масштабных решений было бы весьма опрометчиво. Есть сомнения? Тогда еще раз перечитайте фрагмент текста, где говорится о том, что трамвайные линии маршрута номер 12 сначала отремонтировали, а потом снесли. Подобная нелепость дает весомый заряд пессимизма и скепсиса в отношении будущей современной и эффективной транспортной схемы города.

Автор: Ольга Берес
Похожие материалы
  • 18.02.2022, 20:51 Темы недели: срок Прокопенко, тарифы тронулись, мать с ножом

    В Саратове "переиграли" еще один громкий коррупционный процесс - над бывшим сити-менеджером Алексеем Прокопенко. Как и в нескольких предыдущих случаях, новая версия суда оказалась в пользу стороны обвинения. Тем временем тихой сапой к жителям Саратова подкралось обещанное осенью повышение цен на проезд. Снова обсуждается роль органов профилактики на фоне очередного ужасного преступления против ребенка - собственная мать в алкогольном безумии пыталась убить пятилетнего мальчика.

  • 31.01.2022, 15:13 Выход по Стрелке. Поможет ли дорогая развязка решить транспортные проблемы

    В Саратове подготовили проект долгожданной развязки на Стрелке. Идея, которой от роду не меньше 20 лет, может наконец дойти до реализации в этом году. Речь идет о новом решении для пересечения потоков в районе проспекта 50 лет Октября, Большой Горной и Тракторной улиц. В январе авторы проекта опубликовали видео с визуализацией внешнего облика будущего сооружения. Отзывы на представленную картинку оказались неоднозначными. О том, что так разгневало в проекте урбанистов и как его оценивают другие эксперты - в обзоре "СарБК".

  • 31.12.2021, 13:04 Темы года: большой Саратов, пытки, QR, лось Рашкина, театр-долгострой

    Главная надежда 2021 года не оправдалась. Пандемия коронавируса не закончилась, весь мир ждет новую ее волну. На этот раз распространяется очередной штамм заразы, названный греческой буквой "омикрон". Оптимисты говорят, что букв в алфавите осталось немного, а Всемирная организация здравоохранения пророчит, что 22-й год станет для пандемии последним. Что же, поживем увидим. А пока посмотрим, что, так сказать, осталось от уходящего года в сухом остатке.

  • 02.12.2021, 09:34 Тупиковый маршрут. Новые тарифы не сделают общественный транспорт Саратова лучше

    В Саратове со следующего года вырастет стоимость проезда в общественном транспорте. Решение уже одобрено мэрией и городской думой, несмотря на то что жители явно не считают удорожание обоснованным. Последних положительных перемен в работе транспорта недостаточно. Тем более, что в системе накопилось множество застаревших проблем и появляются новые. Представители транспортной сферы считают, что картина на дорогах после повышения стоимости проезда качественно не изменится, так как оно позволит лишь залатать дыры. Реально изменить ощущения пассажиров могли бы системные сдвиги. О том, почему транспорт собирает больше денег, а лучше не становится - в обзоре "СарБК".

  • 22.10.2021, 20:32 Темы недели: нерабочие дни, троллейбусы дорожают, школа по прописке

    На этой неделе на новостном фронте скучно не было. Все снова следили за тем, какие меры принимают власти для того, чтобы остановить распространение коронавируса. Торг шел и по поводу QR-кодов, и по поводу так называемых нерабочих дней. Ковидная ситуация осложняется, а граждан то и дело пугают инфляцией и ростом цен. Так что совсем невовремя (видимо, успокоившись после выборов) власти Саратова решили анонсировать увеличение стоимости проезда в общественном транспорте. Еще один повод понервничать для горожан - идея мэра Исаева о "чистках" в школах на предмет прописки учеников.

Новые материалы
  • 19.05.2022, 11:42 В прежнем виде не вернуть. Эксперты — об идее создания новой "пионерии"

    На днях российские федеральные СМИ сообщили о том, что в день 100-летия со дня рождения Всесоюзной пионерской организации в стране может быть объявлено о создании нового движения детей и молодежи. Подробностей о новом проекте крайне мало. Уточняется, что новая организация не станет точной копией советской пионерии, не будет обязательной к вступлению всех школьников и расположится на базе уже существующих (Российское движение школьников, "Большая перемена", "Юнармия"). СарБК попросил экспертов поделиться мнением об идее возрождения в нынешней России пионерских отрядов.

  • 19.05.2022, 10:45 Сила любви. В "Теремке" показали кукольный спектакль для взрослых

    Что мы знаем об Илье Муромце? Былинный богатырь, один из знаменитой тройки на картине Виктора Васнецова, герой эпосов. Еще знаем, что сидел он на печи ровно 30 лет и 3 года, а потом встал на ноги, как ни в чем ни бывало, и ну давай подвиги совершать. Версий, почему так произошло, есть несколько. Историю о богатыре разобрали на мельчайшие детали, какой-то умный и страшный диагноз поставили ему даже современные психиатры. В саратовском театре кукол "Теремок" в медицинские дела Муромца не вдавались, а задумались над тем, в каком окружении рос будущий герой земли русской, кем были его родители, и каким образом мальчик из обычной крестьянской семьи смог стать легендарным богатырем.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 21 сентября 2011
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x