Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Трамвайный демарш. Удар по рельсам

  • 06:16, 21 сентября 2011
  • Комментариев[0]
Ситуация с трамваем № 12 всколыхнула Саратов. Рельсы, где проходил поначалу "временно закрытый" маршрут, начали ликвидировать, контактную сеть — снимать. Чиновники объяснили демарш — он связан с ремонтом трамвайного пути по Большой Горной. Пассажиры, надо думать, поругали, как водится, власть, плюнули, да пересели на 11-й и маршрутки, а вот блоггеры насторожились: ремонтные работы на Горной проводились не так давно, остановочные павильоны 12-го трамвая так же привлекают свежестью красок, чего пока не удостоились многие другие маршруты, например, в Заводском районе. Очевидцы начали выкладывать фотографии, на которых четко видно, что началось вскрытие рельсов.
Трамвайный демарш. Удар по рельсам

Трамвайный маршрут № 12 – один из старейших маршрутов в городе. Он появился в 1931 году. 14 сентября было опубликовано официальное постановление мэрии от 12 сентября этого года о его закрытии. Не первого и, можно предположить, не последнего в Саратове.

Первый пробный трамвай прошел по Саратову в 1908 году по ул. Ильинской (ныне Чапаева), уже к концу 1909-го в городе действовало 9 регулярных трамвайных линий, проходивших по улицам Немецкой (пр.Кирова), Московской, Ильинской (Чапаева), Константиновской (ныне Советская), Большой Горной, Большой Сергиевской (Чернышевского), Кладбищенской, Александровской (Максима Горького).
В 1910-м появилась линия, отвозившая саратовцев за город — на Кумысную поляну до 11-й Дачной (именно по номерам остановок и получили потом свои названия посёлки Ленинского района).

К 50-м годам в Саратове, по информации из "Википедии", действовало 14 трамвайных маршрутов.

№1 "Музейная площадь — площадь Орджоникидзе": Музейная площадь, ул. Ленинская (Московская), ул. Чапаева, Серова, 2-я Садовая, Чернышевского, ул. и площадь Орджоникидзе (открыт с началом движения, продлен с Улешей в 1931 году).
№2 "Пл. Орджоникидзе — Акмолинский проезд": площадь Орджоникидзе, ул. 7-я Нагорная, ул. Барнаульская, проспект Энтузиастов, Акмолинский проезд. (открыт в 1931 году).
№3 "Музейная площадь — площадь Орджоникидзе": Музейная площадь, ул. Чернышевского, ул. и площадь Орджоникидзе (открыт в числе первых линий, продлен с Улешей в 1931 году)
№4 "3 Дачная — 10 Дачная": ул. Гвардейская, Зеленогорская (сокращённый вариант дачной линии, открытой в 1910 году).
№5 "Сенной рынок — Музейная площадь": ул. Астраханская, ул. Ленинская
№6 "Железнодорожный вокзал — Волга": ул. Ленинcкая (Московская), ул. Астраханская, ул. Вавилова, площадь и проспект Кирова, ул. Волжская, Октябрьская, наб. Космонавтов.
№7 "3 Дачная — Крытый рынок": Красноармейский тракт (проспект 50 лет Октября), ул. Большая Горная, ул. Астраханская, кольцо: Советская, Чапаева, пл. Кирова, Вавилова.
№8 "ул. Ленина — 1-я совбольница": ул. Горького, ул. Мичурина, ул. Хользунова.
№9 "Крытый рынок — площадь Орджоникидзе" кольцо: Советская, Чапаева, площадь Кирова, Вавилова; ул. Астраханская, ул. Рабочая, ул. Степана Разина, ул. Новоузенская, ул. Большая Садовая, 1-й Беговой проезд, ул. Политехническая, ул. Огородная, ул. 7-я Нагорная, площадь Орджоникидзе (открыт в 1929 году).
№10 "Крытый рынок — Октябрьский посёлок (Агафоновка)" кольцо: ул. Советская, ул. Чапаева, площадь Кирова, ул. Вавилова; ул. Астраханская, ул. Рабочая, ул. Степана Разина, ул. Новоузенская, ул. Большая Садовая, 1-й Беговой проезд, ул. Политехническая, ул. Клочкова (открыт 8 ноября 1926 года).
№11 "Музейная площадь — ст. Саратов-2": Музейная площадь, ул. Ленинская (Московская), ул. Чапаева; площадь Кирова, ул. Вавилова/ обратно ул. Советская; ул. Астраханская
№12 "Ул. Радищева — СХИ" проходит: ул. Радищева, ул. Большая Горная, ул. Астраханская, ул. Танкистов, ул. Осипова (открыт в 1931 году).
№13 "Железнодорожный вокзал — поселок Затон": ул. Ленинская, ул. Горького, ул. Большая Горная, ул. Вознесенская, ул. Большая Горная, ул. Хвесина, ул. Малая Горная
№14 "Железнодорожный вокзал — Музейная площадь": ул. Ленина, Музейная площадь

Долгое время именно трамвай считался самым прогрессивным, экологически чистым, экономически выгодным видом общественного транспорта. В некоторых европейских странах так оно и есть. Например, в Бельгии несколько прибрежных городов соединяет самый длинный трамвайный маршрут в мире — протяженность его линии – 67 км, продолжительность поездки - 2 часа 21 мин., а стоимость проезда из одного конца в другой — 2 евро (чуть более 80 руб.). Сейчас ведутся переговоры о продлении трамвайной линии до Брескенса (Нидерланды) и Дюнкерка (Франция).

В Праге трамвай — самый популярный вид общественного транспорта, одна из причин такой популярности — пунктуальность. Каждый трамвайный маршрут идет строго по графику, считается, что по пражским трамваям можно часы сверять. А еще — он пользуется преимуществом на дороге относительно индивидуальных транспортных средств.

Трамвайная история в Барселоне другая. Там полностью ликвидировали данный вид транспорта. Но позже поняли, что совершили непростительную ошибку и полностью восстановили сеть. Причем сделали это весьма грамотно - рельсы проходят вне автомобильных потоков, потому совершенно им не препятствуют, к тому же трамвай в этом случае имеет возможность развивать большую скорость. Говорят, что на дорогах Барселоны не бывает пробок.
У нас же об экологии и экономических выгодах только говорят, на деле же многие трамвайные маршруты заменяют на троллейбусные (что по экологии и экономии сопоставимо) или автобусные.

Такая участь постигла трамвай №3, который ходил по ул. Чернышевского (до 1946 года, троллейбусом заменен лишь в 1958-м). Сейчас примерно по той же траектории, только гораздо дальше следует троллейбус №4. Трамвай №6, следовавший по пр. Кирова, в 1953 году также сменил троллейбус. Его потомок — современная "двойка", которая также претерпела множество изменений в маршруте: в 80-е, когда пр. Кирова стал пешеходной улицей, троллейбусные растяжки перенесли на Сакко и Ванцетти, в 90-е их сместили на Советскую. Трамвайный маршрут, связывавший железнодорожный вокзал и Музейную площадь, сменился троллейбусом в 1952 году. Сейчас это "единичка".

Сегодня действующих маршрутов 10:
№2 Пл. Орджоникидзе — Акмолинский проезд
№3 6-я Дачная — Мирный переулок
№4 6-я Дачная — 10-я Дачная
№5 Комсомольский поселок — ООО «Саратоворгсинтез»
№6 6-я Дачная — Школа №52
№7 ООО "Саратоворгсинтез" — пл. Орджоникидзе
№8 Пл. Орджоникидзе — Комсомольский посёлок
№9 Мирный переулок — 1-й Просяной проезд
№10 Мирный переулок — Октябрьский поселок
№11 Геологический колледж — ул. Радищева (по ул. Кутякова)

Закрытие трамвайного маршрута № 12 прокомментировали транспортники. Заместитель гендиректора МУПП "Саратовгорэлектротранс" Александр Медведев напомнил, что изначально этот маршрут курсировал по ул. Б. Горной от Радищева до Осипова (район завода "Корпус").

Медведев Александр Заместитель гендиректора МУПП "Саратовгорэлектротранс"
В то время предприятие работало в полную мощь, было огромное количество людей, которые пользовались этим маршрутом, добираясь на работу. 12-й маршрут был популярен и востребован.
В середине 90-х годов, после спада производства, пассажиропоток на данном маршруте значительно уменьшился, и мы были вынуждены большую часть вагонов 12-го маршрута пустить в пос. Солнечный до 6-го квартала, тем самым организовав маршрут № 11. Имея приемлемый интервал движения, обслуживая большее количество пассажиров (курсирует в сцепке двух вагонов, тогда как маршрут № 12 - одновагонный), маршрут № 11 является более рентабельным.
К тому же 11-й маршрут минимально сопряжен с крупными городскими магистралями, в большей части проходит по обособленному пути, не мешая движению автотранспорта (когда 12-й трамвай вставал на светофоре ул. Астраханской/Б. Горной, парализуя движение автотранспорта в обоих направлениях по Б. Горной).
Мне известно, что согласно Генеральному плану Саратова, схеме развития автомобильных дорог ул. Б. Горную планируется перевести в разряд магистральных дорог и организовать по ней одностороннее движение. В последнее время данный участок путейного полотна по Б. Горной использовался нами как резервный – на случай возникновения пробок на ул. Кутякова и т.п. Чтобы вагоны намертво не вставали и люди могли добраться в центр Саратова, мы пускали трамваи в объезд затора по Б. Горной. Подчеркну еще раз, фактически маршрут № 12 был резервом 11-го маршрута. С расширением проезжей части Б. Горной и организацией по ней одностороннего движения, думается, что заторов на ул. Кутякова больше не будет, поэтому и необходимость в резерве отпадает. Вагоны 12-го маршрута нами будут задействованы на 11-м маршруте, что также сократит интервал его движения и обеспечит большее удобство пассажирам.
Также мне известно, что после расширения проезжей части по ул. Б. Горной по ней планируется пустить автобусы.

Кроме этого саратовские трамваи имеют и массу других недостатков. Это удивительно неровные рельсы, от перемещения по которым складывается ощущение, что трамвай, в котором ты едешь, готов рассыпаться на куски, деревянные, "антивандальные" сиденья, нерегулярность движения,... Но стоит заметить, что и автобусы, которые скорее всего, займут место 12-го, не будут отличаться новизной. А если курсировать им придется по тем же самым загруженным Кутякова и Большой Горной, избежать пробок, заторов и недовольства граждан так же не удастся.

Жабкин ДенисКраевед, блоггер
Если смотреть на тот же генплан, то участок города за Сенным рынком между Большой Горной и Соколовой после сноса частного сектора должен стать новым альтернативным центром города. Соответственно резко увеличится пассажиропоток. И логичнее было бы не убирать рельсы, а пустить их по выделенной полосе, а дорогу расширить за счёт снесённых строений. В этом случае и трамвай получится скоростным, и автобусы с маршрутками не будут забивать проезжую часть, т.к. трамваи перевозят гораздо больше пассажиров в одном составе. Ломать проще, чем строить. За последние 20 лет протяжённость трамвайных линий Саратова только уменьшается. Вопрос, конечно, упирается в деньги: нужен новый подвижной состав, реконструкция путей, поэтому проще трамвайные маршруты закрывать.
Создаётся впечатление, что о будущем никто не думает. И в итоге скоро мы задохнёмся в автомобильных пробках и выхлопных газах, а альтернативного транспорта у нас попросту не останется.

Да разве впервые в Саратове звучат слова о грамотных решениях, о положительном опыте цивилизованных стран. В частности, о преимуществах трамвайного движения было сказано сотни раз. И, наверняка, разговор этот повторится еще не раз. Ждать же в Саратове разумных масштабных решений было бы весьма опрометчиво. Есть сомнения? Тогда еще раз перечитайте фрагмент текста, где говорится о том, что трамвайные линии маршрута номер 12 сначала отремонтировали, а потом снесли. Подобная нелепость дает весомый заряд пессимизма и скепсиса в отношении будущей современной и эффективной транспортной схемы города.

Автор: Ольга Берес
Комментарии - 0
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
Комментариев нет, вы можете оставить первый комментарий.
Похожие материалы
  • 04.06.2021, 10:00 К врачу, в спортзал, на поезд - как передвигаться по Саратову быстро и недорого? Тестируем новый сервис по заказу такси DiDi

    Основатель китайского конгломерата DiDi Чэн Вэй задумал собственную компанию из-за того, что ему приходилось часто опаздывать на встречи, а иногда даже на самолеты из-за невозможности поймать машину в час пик. Несмотря на то, что Саратов находится практически на другом краю света относительно Китая, проблемы с трафиком у нас те же.

  • 30.04.2021, 20:49 Темы недели: Саратов предложено "слить", маршрутка нон грата, пробный "Адмирал"

    Все-таки приятно, когда по итогам недели в сухом остатке оказываются позитивные новости. Только ленивый не замечает, что в Саратове начался "ренессанс электротранспорта". Впервые заговорили о новых маршрутах троллейбусов - в Солнечный и Юбилейный. В других микрорайонах транспортный вопрос пытаются решить с помощью маршруток, но в "Авиаторе" люди неожиданно выступили против "газелек" около дома. Тем не менее, даже если Саратов станет столицей электротранспорта, это может не уберечь его от поглощения более сильным регионом. И хотя это пока только частное мнение, саратовцев оно задело за живое.

  • 02.04.2021, 21:25 Темы недели: золотые яйца, автобусный кризис, в ожидании Путина

    На этой неделе случилось то, чего никогда не бывало - губернатор Валерий Радаев ушел в отпуск. Это оказалось настолько удивительным, что породило даже конспирологическую теорию о том, что глава региона помещен на самоизоляцию перед приездом президента Владимира Путина. Тот якобы может принять участие в открытии Парка покорителей космоса. Объект, который должны сдать через 10 дней, строят в авральном режиме. Тем временем, гражданам не до космических свершений - яйца в магазинах стали "золотыми", а по городу все сложнее передвигаться на общественном транспорте.

  • 19.03.2021, 20:24 Темы недели: рельсы в парке, защита для "скорой", год с ковидом

    В Саратовской области многие новые темы - это хорошо забытые старые. Это как нельзя лучше видно по дискуссии вокруг детской железной дороги в Парке Победы. Проекту завтра будет 10 лет, а обсуждение его только разгорелось. Стара как мир и проблема безопасности выезжающих на вызовы медиков - она вернулась в центр внимания после очередного нападения на сотрудницу "скорой". И это несмотря на то, что врачи - одни из главных героев прошедшего коронавирусного года. С прихода пандемии в Саратов прошел, действительно, год.

  • 12.03.2021, 20:58 Темы недели: остановка трамваев, жертвы ковида, незащищенные дети

    На этой неделе в Саратовской области не было замечено ярких событий или громких происшествий, которые оставили бы след к концу этой самой недели. Жизнь текла сама собой, со всеми со своими кошмарами и сложностями. Так что пришлось выбирать из тех трендов, которые удивили нас больше всего. В городе обсуждают запланированную приостановку трамваев в связи с реконструкцией системы электротранспорта. Коронавирус, который ушел в тень, вновь напомнил о себе - надеемся, это его последний оскал. На фоне ковида общество разъедает другая болезнь - отсутствие малейшей жалости не только к другим взрослым, но и к детям.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 21 сентября 2011
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x