Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Трамвайный демарш. Удар по рельсам

  • 06:16, 21 сентября 2011
  • Комментариев[0]
Ситуация с трамваем № 12 всколыхнула Саратов. Рельсы, где проходил поначалу "временно закрытый" маршрут, начали ликвидировать, контактную сеть — снимать. Чиновники объяснили демарш — он связан с ремонтом трамвайного пути по Большой Горной. Пассажиры, надо думать, поругали, как водится, власть, плюнули, да пересели на 11-й и маршрутки, а вот блоггеры насторожились: ремонтные работы на Горной проводились не так давно, остановочные павильоны 12-го трамвая так же привлекают свежестью красок, чего пока не удостоились многие другие маршруты, например, в Заводском районе. Очевидцы начали выкладывать фотографии, на которых четко видно, что началось вскрытие рельсов.
Трамвайный демарш. Удар по рельсам

Трамвайный маршрут № 12 – один из старейших маршрутов в городе. Он появился в 1931 году. 14 сентября было опубликовано официальное постановление мэрии от 12 сентября этого года о его закрытии. Не первого и, можно предположить, не последнего в Саратове.

Первый пробный трамвай прошел по Саратову в 1908 году по ул. Ильинской (ныне Чапаева), уже к концу 1909-го в городе действовало 9 регулярных трамвайных линий, проходивших по улицам Немецкой (пр.Кирова), Московской, Ильинской (Чапаева), Константиновской (ныне Советская), Большой Горной, Большой Сергиевской (Чернышевского), Кладбищенской, Александровской (Максима Горького).
В 1910-м появилась линия, отвозившая саратовцев за город — на Кумысную поляну до 11-й Дачной (именно по номерам остановок и получили потом свои названия посёлки Ленинского района).

К 50-м годам в Саратове, по информации из "Википедии", действовало 14 трамвайных маршрутов.

№1 "Музейная площадь — площадь Орджоникидзе": Музейная площадь, ул. Ленинская (Московская), ул. Чапаева, Серова, 2-я Садовая, Чернышевского, ул. и площадь Орджоникидзе (открыт с началом движения, продлен с Улешей в 1931 году).
№2 "Пл. Орджоникидзе — Акмолинский проезд": площадь Орджоникидзе, ул. 7-я Нагорная, ул. Барнаульская, проспект Энтузиастов, Акмолинский проезд. (открыт в 1931 году).
№3 "Музейная площадь — площадь Орджоникидзе": Музейная площадь, ул. Чернышевского, ул. и площадь Орджоникидзе (открыт в числе первых линий, продлен с Улешей в 1931 году)
№4 "3 Дачная — 10 Дачная": ул. Гвардейская, Зеленогорская (сокращённый вариант дачной линии, открытой в 1910 году).
№5 "Сенной рынок — Музейная площадь": ул. Астраханская, ул. Ленинская
№6 "Железнодорожный вокзал — Волга": ул. Ленинcкая (Московская), ул. Астраханская, ул. Вавилова, площадь и проспект Кирова, ул. Волжская, Октябрьская, наб. Космонавтов.
№7 "3 Дачная — Крытый рынок": Красноармейский тракт (проспект 50 лет Октября), ул. Большая Горная, ул. Астраханская, кольцо: Советская, Чапаева, пл. Кирова, Вавилова.
№8 "ул. Ленина — 1-я совбольница": ул. Горького, ул. Мичурина, ул. Хользунова.
№9 "Крытый рынок — площадь Орджоникидзе" кольцо: Советская, Чапаева, площадь Кирова, Вавилова; ул. Астраханская, ул. Рабочая, ул. Степана Разина, ул. Новоузенская, ул. Большая Садовая, 1-й Беговой проезд, ул. Политехническая, ул. Огородная, ул. 7-я Нагорная, площадь Орджоникидзе (открыт в 1929 году).
№10 "Крытый рынок — Октябрьский посёлок (Агафоновка)" кольцо: ул. Советская, ул. Чапаева, площадь Кирова, ул. Вавилова; ул. Астраханская, ул. Рабочая, ул. Степана Разина, ул. Новоузенская, ул. Большая Садовая, 1-й Беговой проезд, ул. Политехническая, ул. Клочкова (открыт 8 ноября 1926 года).
№11 "Музейная площадь — ст. Саратов-2": Музейная площадь, ул. Ленинская (Московская), ул. Чапаева; площадь Кирова, ул. Вавилова/ обратно ул. Советская; ул. Астраханская
№12 "Ул. Радищева — СХИ" проходит: ул. Радищева, ул. Большая Горная, ул. Астраханская, ул. Танкистов, ул. Осипова (открыт в 1931 году).
№13 "Железнодорожный вокзал — поселок Затон": ул. Ленинская, ул. Горького, ул. Большая Горная, ул. Вознесенская, ул. Большая Горная, ул. Хвесина, ул. Малая Горная
№14 "Железнодорожный вокзал — Музейная площадь": ул. Ленина, Музейная площадь

Долгое время именно трамвай считался самым прогрессивным, экологически чистым, экономически выгодным видом общественного транспорта. В некоторых европейских странах так оно и есть. Например, в Бельгии несколько прибрежных городов соединяет самый длинный трамвайный маршрут в мире — протяженность его линии – 67 км, продолжительность поездки - 2 часа 21 мин., а стоимость проезда из одного конца в другой — 2 евро (чуть более 80 руб.). Сейчас ведутся переговоры о продлении трамвайной линии до Брескенса (Нидерланды) и Дюнкерка (Франция).

В Праге трамвай — самый популярный вид общественного транспорта, одна из причин такой популярности — пунктуальность. Каждый трамвайный маршрут идет строго по графику, считается, что по пражским трамваям можно часы сверять. А еще — он пользуется преимуществом на дороге относительно индивидуальных транспортных средств.

Трамвайная история в Барселоне другая. Там полностью ликвидировали данный вид транспорта. Но позже поняли, что совершили непростительную ошибку и полностью восстановили сеть. Причем сделали это весьма грамотно - рельсы проходят вне автомобильных потоков, потому совершенно им не препятствуют, к тому же трамвай в этом случае имеет возможность развивать большую скорость. Говорят, что на дорогах Барселоны не бывает пробок.
У нас же об экологии и экономических выгодах только говорят, на деле же многие трамвайные маршруты заменяют на троллейбусные (что по экологии и экономии сопоставимо) или автобусные.

Такая участь постигла трамвай №3, который ходил по ул. Чернышевского (до 1946 года, троллейбусом заменен лишь в 1958-м). Сейчас примерно по той же траектории, только гораздо дальше следует троллейбус №4. Трамвай №6, следовавший по пр. Кирова, в 1953 году также сменил троллейбус. Его потомок — современная "двойка", которая также претерпела множество изменений в маршруте: в 80-е, когда пр. Кирова стал пешеходной улицей, троллейбусные растяжки перенесли на Сакко и Ванцетти, в 90-е их сместили на Советскую. Трамвайный маршрут, связывавший железнодорожный вокзал и Музейную площадь, сменился троллейбусом в 1952 году. Сейчас это "единичка".

Сегодня действующих маршрутов 10:
№2 Пл. Орджоникидзе — Акмолинский проезд
№3 6-я Дачная — Мирный переулок
№4 6-я Дачная — 10-я Дачная
№5 Комсомольский поселок — ООО «Саратоворгсинтез»
№6 6-я Дачная — Школа №52
№7 ООО "Саратоворгсинтез" — пл. Орджоникидзе
№8 Пл. Орджоникидзе — Комсомольский посёлок
№9 Мирный переулок — 1-й Просяной проезд
№10 Мирный переулок — Октябрьский поселок
№11 Геологический колледж — ул. Радищева (по ул. Кутякова)

Закрытие трамвайного маршрута № 12 прокомментировали транспортники. Заместитель гендиректора МУПП "Саратовгорэлектротранс" Александр Медведев напомнил, что изначально этот маршрут курсировал по ул. Б. Горной от Радищева до Осипова (район завода "Корпус").

В то время предприятие работало в полную мощь, было огромное количество людей, которые пользовались этим маршрутом, добираясь на работу. 12-й маршрут был популярен и востребован.
В середине 90-х годов, после спада производства, пассажиропоток на данном маршруте значительно уменьшился, и мы были вынуждены большую часть вагонов 12-го маршрута пустить в пос. Солнечный до 6-го квартала, тем самым организовав маршрут № 11. Имея приемлемый интервал движения, обслуживая большее количество пассажиров (курсирует в сцепке двух вагонов, тогда как маршрут № 12 - одновагонный), маршрут № 11 является более рентабельным.
К тому же 11-й маршрут минимально сопряжен с крупными городскими магистралями, в большей части проходит по обособленному пути, не мешая движению автотранспорта (когда 12-й трамвай вставал на светофоре ул. Астраханской/Б. Горной, парализуя движение автотранспорта в обоих направлениях по Б. Горной).
Мне известно, что согласно Генеральному плану Саратова, схеме развития автомобильных дорог ул. Б. Горную планируется перевести в разряд магистральных дорог и организовать по ней одностороннее движение. В последнее время данный участок путейного полотна по Б. Горной использовался нами как резервный – на случай возникновения пробок на ул. Кутякова и т.п. Чтобы вагоны намертво не вставали и люди могли добраться в центр Саратова, мы пускали трамваи в объезд затора по Б. Горной. Подчеркну еще раз, фактически маршрут № 12 был резервом 11-го маршрута. С расширением проезжей части Б. Горной и организацией по ней одностороннего движения, думается, что заторов на ул. Кутякова больше не будет, поэтому и необходимость в резерве отпадает. Вагоны 12-го маршрута нами будут задействованы на 11-м маршруте, что также сократит интервал его движения и обеспечит большее удобство пассажирам.
Также мне известно, что после расширения проезжей части по ул. Б. Горной по ней планируется пустить автобусы.

Кроме этого саратовские трамваи имеют и массу других недостатков. Это удивительно неровные рельсы, от перемещения по которым складывается ощущение, что трамвай, в котором ты едешь, готов рассыпаться на куски, деревянные, "антивандальные" сиденья, нерегулярность движения,... Но стоит заметить, что и автобусы, которые скорее всего, займут место 12-го, не будут отличаться новизной. А если курсировать им придется по тем же самым загруженным Кутякова и Большой Горной, избежать пробок, заторов и недовольства граждан так же не удастся.

Если смотреть на тот же генплан, то участок города за Сенным рынком между Большой Горной и Соколовой после сноса частного сектора должен стать новым альтернативным центром города. Соответственно резко увеличится пассажиропоток. И логичнее было бы не убирать рельсы, а пустить их по выделенной полосе, а дорогу расширить за счёт снесённых строений. В этом случае и трамвай получится скоростным, и автобусы с маршрутками не будут забивать проезжую часть, т.к. трамваи перевозят гораздо больше пассажиров в одном составе. Ломать проще, чем строить. За последние 20 лет протяжённость трамвайных линий Саратова только уменьшается. Вопрос, конечно, упирается в деньги: нужен новый подвижной состав, реконструкция путей, поэтому проще трамвайные маршруты закрывать.
Создаётся впечатление, что о будущем никто не думает. И в итоге скоро мы задохнёмся в автомобильных пробках и выхлопных газах, а альтернативного транспорта у нас попросту не останется.

Да разве впервые в Саратове звучат слова о грамотных решениях, о положительном опыте цивилизованных стран. В частности, о преимуществах трамвайного движения было сказано сотни раз. И, наверняка, разговор этот повторится еще не раз. Ждать же в Саратове разумных масштабных решений было бы весьма опрометчиво. Есть сомнения? Тогда еще раз перечитайте фрагмент текста, где говорится о том, что трамвайные линии маршрута номер 12 сначала отремонтировали, а потом снесли. Подобная нелепость дает весомый заряд пессимизма и скепсиса в отношении будущей современной и эффективной транспортной схемы города.

Автор: Ольга Берес
Похожие материалы
  • 03.03.2023, 21:19 Темы недели: трамвай с колес, компромиссный мост, смерть в яме

    Всегда у нас так - только начнешь радоваться наступающему светлому будущему, как вдруг оказывается, что к нему у нас ничего не готово. Считанные месяцы остались до начала "строек века" - скоростного трамвая и третьего моста через Волгу. А выясняется, что исполнители еще не вполне понимают, что и где им нужно делать. Да еще тут случается какая-то жуть - вроде гибели ребенка в глубокой яме рядом со школой.

  • 23.12.2022, 20:41 Темы недели: национализация "России", водопады на набережной, тариф "Новогодний"

    Чуть больше недели остается до Нового года. И хотя праздничного настроения не предвидится, да и погода пока не создает антураж, подсознательно хочется каких-то хороших новостей. Вероятно, и власти это понимают, поэтому о негативных явлениях, например, о росте платежей и тарифов, просто умалчивают. Нечего расстраиваться перед праздником... Лучше почитайте про то, что гостиницу "Россия" все-таки удастся забрать в госсобственность. Правда, еще нужно посмотреть, что же тут хорошего.

  • 07.12.2022, 16:27 Автобусом в прошлое. К хроническим проблемам общественного транспорта в Саратове добавились новые

    Пассажирский транспорт Саратова, кажется, никогда не работал без нареканий. Даже в относительно благополучные времена доступного лизинга, усиленной поддержки электротранспорта, до пандемии коронавируса перевозки страдали от многих хронических проблем. Но ковид эти "болячки" обострил: иногда кажется, что транспорт до сих пор никак не придет в себя после локдауна. А в последние месяцы у перевозчиков появились новые заботы, и количество жалоб на работу транспорта заметно выросло. Причины называются разные - от мобилизации и введения транспортных карт до сезонных болезней и нечестных конкурсов. СарБК разбирался, какие из этих проблем стали для отрасли критическими.

  • 03.11.2022, 21:01 Темы недели: мэр Мокроусова, фокусы с картами

    Ноябрь - месяц тяжелый, депрессивный. Снега еще нет, холодно и грязно, темнеет рано, а небо постоянно закрыто серыми тучами. Вот и ноябрьские новости какие-то серые и скучные. Главой Саратова становится Лада Мокроусова, которая за два месяца так и не заявила о себе как руководитель города. А чиновники с любыми нововведениями наступают на одни и те же грабли: все делается в последний момент, а разбираются уже на ходу. Так произошло и с введением льготных карт на общественном транспорте.

  • 18.02.2022, 20:51 Темы недели: срок Прокопенко, тарифы тронулись, мать с ножом

    В Саратове "переиграли" еще один громкий коррупционный процесс - над бывшим сити-менеджером Алексеем Прокопенко. Как и в нескольких предыдущих случаях, новая версия суда оказалась в пользу стороны обвинения. Тем временем тихой сапой к жителям Саратова подкралось обещанное осенью повышение цен на проезд. Снова обсуждается роль органов профилактики на фоне очередного ужасного преступления против ребенка - собственная мать в алкогольном безумии пыталась убить пятилетнего мальчика.

Новые материалы
  • 16.02.2024, 15:50 Сериал "ГДР". Заметки киномана

    Вчера в кинотеатре "Синема парк" состоялся предпоказ первых двух эпизодов нового сериала "ГДР" (16+) от Wink (видеосервиса "Ростелекома") про разведчиков в Восточном Берлине в 1989 году. Снят и смонтирован он отлично, интригу закрутили лихую. Любителям жанра стоит посмотреть!

  • 15.02.2024, 14:41 Огурцы переросли в цене. Почему тепличные овощи обходятся саратовцам дороже ананасов

    Каждую зиму огурцы и томаты на полках магазинов для большинства покупателей становятся не простыми, а золотыми. В соцсетях и прессе в это время традиционно удивляются овощным ценовым рекордам. В этом году овощная классика по цене догнала экзотические фрукты, так что некоторые всерьез задумались, не выгоднее ли заменить огурец ананасом или киви. Другие же готовы изменить свои потребительские привычки в пользу салата с морковкой. СарБК рассмотрел детали складывающейся картины и постарался понять, от чего сегодня зависят цены на зимние овощи.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 21 сентября 2011
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x