- A
- +A
- +A
Дети с особыми возможностями. "Равные и разные"
- 08:02, 27 ноября 2012
- Комментариев[0]
"Это очень важное для нас событие, – отметила проректор по учебно-методической работе СГУ Елена Елина. – Россия становится сильнее и милосерднее. Наш вуз уже давно обучает людей с ограниченными возможностями. С тех пор, как в вузе появилась своя дистанционная система Ipsilon 2.0, у нас появились лучшие условия для обучения. Эта система позволяет студентами с ограниченными возможностями общаться не только с преподавателем, но и друг с другом. Возникают дружеские отношения, расширяются возможности. СГУ обладает колоссальными возможностями. Проблема инклюзивного образования объединяет всех. Люди, которые работают в этой системе - неравнодушные, с особой жизненной философией".
Елена Елина обратила внимание собравшихся на проблемы людей с особыми возможностями: "Как правило, они живут на пособие. Инвалидность и нищета нередко идут рука об руку. Между тем, общество теряет трудоспособных граждан, а образование — это путь к благосостоянию".
Собравшиеся вспомнили о реализации на территории Саратовской области программы "Доступная среда" - наш регион вошел в число трех пилотных регионов — на программу выделены "огромные", по мнению педагогов, деньги — 274 млн. руб., которые планируется направить на 7 направлений.
Далее были перечислены благотворительные программы и изобретения в помощь людям с особыми возможностями — например, авторы книг, которые на собственные средства переводят свое творчество на язык Брайля и рассылают ее всем желающим, или изобретение электронной трости для незрячих и слабовидящих, которая упрощает перемещение в пространстве.
"Медицинское обслуживание — это, пожалуй, первое, с чем сталкивается ребенок с особыми возможностями - отметила в своем выступлении замминистра здравоохранения Саратовской области Елена Ермолаева. - Общество и государство повернулись к ним лицом — теперь такие люди могут получать не только медицинскую реабилитацию, но и реабилитацию в обществе. Их нельзя оставлять наедине с их болью. Показатели по инвалидности у нас в регионе ниже, чем по России в целом — 141 чел. на 10 тыс.чел.". Она также напомнила, что в 2011 году получили возможность дистанционного образования 275 детей с ограниченными возможностями. "В том, чтобы таких детей стало больше, заинтересованы все структуры и ведомства", - отметила Елена Ермолаева.
Консультант отдела развития общего и дошкольного образования Татьяна Картагузова напомнила собравшимся, что с 2009 года Саратовская область участвует в проекте дистанционного обучения инвалидов и рассказала о подборе детей: "Для участия в программе дистанционного обучения мы подбираем ребят, которые могут заниматься по общеобразовательной, не коррекционной, программе. Они получают датчики, которые дают им возможность общаться с педагогом. В 2010 году таких детей-инвалидов было 48, в 2011-м мы охватили все районы Саратова и области, и таких детей уже было 228. Техническая возможность такая есть. И в 2013 году у нас будут первые выпускники из числа детей с ограниченными возможностями, которые обучались дистанционно. Возможно, кто-то из них будет получать высшее образование. Но в первую очередь для таких детей важно быть участниками всех процессов в жизни, и инклюзивное и дистанционное образование дает им такую возможность".
Директор Института открытого образования СГУ Наталия Иванова вспомнила слова матери одного из студентов, которые сейчас на четвертом курсе изучает психологию. "У него трудности в передвижении. И его мама нам как-то сказала: "У моего сына начался новый этап в жизни. У него появились новые интересы. Он получит образование, которое позволит ему уверенно себя чувствовать, нужным обществу".
Наталия Иванова рассказала о проекте "Учимся жить вместе", посвященном инклюзивному образованию. Она сообщила новость о которой, по словам директора Института, пока еще даже руководство факультетов не знает: "Мы закупаем оборудование для дистанционного обучения, которое установим во все структуры вуза".
Доцент кафедры специальной психологии СГУ Марина Коновалова сообщила, что соотношение обычных детей и детей с ограниченными возможностями в системе дистанционного образование примерно 50 на 50. "Но каждый ребенок — особый случай. Планируется, что ребята с отклонениями в здоровье будут подключаться к ребятам без отклонений». Она отметила, что количество студентов с ОВЗ выросло. В рамках проекта важно создать службы психологической адаптации. Ведь требования на выходе нам предъявляют единые", - отметила Марина Коновалова. Она добавила, что проект "Учимся жить вместе" направлен на решение еще одной проблемы — создание элементов безбарьерной среды. Доступная среда, по словам доцента, сформирована еще пока далеко не везде, однако студенты-волонтеры проекта будут помогать в ее создании.
Начальник Управления социальной работы СГУ Наталья Сергеева в своем выступлении отметила, что увеличивается количество студентов-инвалидов, обучающихся на дневном отделении — если в 2010 году они в основном выбирали заочную форму, то впоследствии увеличилось число желающих обучаться на дневной. 40% обучающихся дистанционно — иногородние. Причем не только из районов Саратовской области, но и из соседних регионов, а также Краснодарского края, Ингушетии, Мордовии.
Участникам "круглого стола" рассказали о потребностях, которые, согласно результатам опросов, испытывают студенты, находящиеся на дистанционном обучении: ксерокопирование (в связи с этим планируется организовать на территории учебного городка 2 копировальных центра), аудиолекции, индивидуальное обучение. Последнюю потребность, к слову, в вузе считают самой сложной, потому что "зачастую сами преподаватели к этому не готовы".
Далее выступающие отметили еще одну интересную закономерность — они с помощью опросов изучили предметы, которые для дистанционно обучающихся оказались самыми сложными, и предметы, которые у них вызывают наибольший интерес. Оказалось, что 80% таких дисциплин совпадают.
Были отмечены и проблемы с которыми сталкиваются студенты с особыми возможностями — это игнорирование со стороны однокурсников, т. к. "не все умеют общаться с инвалидами". Здесь, по словам участвующих в дискуссии, должен включаться "институт» кураторов.
Отдельно Наталья Сергеева остановилась на медицинской реабилитации иногородних: "Студент на 4, 5 или 6 лет отрывается от той программы реабилитации, которая показана ему по состоянию здоровья. Было бы хорошо, если бы в Саратове была специализированная поликлиника для студентов. И эта задача решаема — в 2013 году на это будут выделены деньги". "Было бы неплохо, если бы для студентов появились какие-то льготные абонементы в спортзалы, в бассейны...", - отметила начальник Управления.
"Проект "Учимся жить вместе" интересный, нужный, - оценил детище СГУ завкафедрой консультативной психологии вуза Владимир Печерский. - Его реализация расширяет границы общения, получения образования, потенциал. Тяжесть нарушений со здоровьем играет большую роль, но и готовность группы принять такого человека, быть толерантными — тоже. Отношение равных — вот в этом и заключается взаимоотношение". "Чтобы студенты группы взаимодействовали со студентами с особыми возможностями — такого, наверное, пока нет. В этом, пожалуй, особо преуспели американцы, там студенты-инвалиды свободно взаимодействуют как с преподавателями, так и со своими сверстниками. У нас таких студентов не так много. Инклюзивное образование направлено как раз на то, чтобы все в образовательной среде — независимо от их возможностей — были равны", - заключил профессор Печерский.
Участники "круглого стола", обсуждая сопровождение студентов-инвалидов, заявляли, что такое сопровождение необходимо организовать в группе, "чтобы студенты, которые чем-то отличаются от других, чувствовали эмоциональную, моральную поддержку, поскольку с учебными направлениями они и так вполне справляются".
Поступило предложение разделись тех студентов, кто заканчивал среднее образование в форме стихийной инклюзии (например, после девяти лет домашнего обучения последние 2 года начал посещать уроки в школе или средне-специальном учебном заведении), и тех, кто осваивает программу высшего учебного заведения стихийно. Однако все сошлись на мнении, что студенты с ограниченными возможностями в любом случае нуждаются в психологической подготовке, потому что даже если они обучались 2 года в школе и некоторым образом адаптировались к людям, их все равно ждет смена коллектива.
Ответственный за обучение студентов по заочной форме обучения на Юридическом факультете СГУ Светлана Деманова заявила, что при обучении студентов с ограниченными возможностями вуз они сталкиваются с нехваткой оборудования: "Слабовидящий ребенок не может писать. Ему нужен сопровождающий, помощник. Кроме того, эта категория людей, даже получая высшее образование, не может трудоустроиться. Удается найти работу только 14%. А всего от общего количества инвалидов обучаются только 5. Могу отметить, что такие студенты очень ответственные. Дети с особыми образовательными потребностями всегда выполняют работу и учебный план. Им просто необходимо дополнительное оборудование".
Директор Саратовской областной специальной библиотеки для слепых Наталья Баукова присоединилась к участникам "круглого стола" дистанционно. Она сообщила, что в библиотеке есть фонды, которые помогут "грамотно" реабилитировать незрячего студента к обучению. Кроме того, в помощь студентам, испытывающим проблемы со зрением, - книги, которые сотрудники библиотеки начитывают на аудионосители.
Наталья Баукова рассказала об акциях, которые совместно с молодежными организациями и вузами проводит библиотека. Одна из последних — когда волонтеры приглашали жителей Саратова испытать на себе те ощущения, которые испытывает незрячий человек. Одним добровольцам завязывали глаза, другие должны были исполнять роль сопровождающего, поводыря. И те, и другие после акции заявили, что никогда не испытывали подобных ощущений. "Незрячие" рассказали, что буквально потерялись в пространстве и чувствовали себя беззащитными, "поводыри", наоборот, испытали огромную ответственность.
Специалист по работе с молодежью "Городского молодежного центра" Антон Чалов заявил, что одного дистанционного обучения не достаточно для того, чтобы адаптировать человека с особыми возможностями к обычной жизни и добавил, что "социальным мероприятиям для инвалидов уделяется недостаточно внимания".
Начальник Управления организации воспитательной работы со студентами СГУ Антон Головченко, рассказывая о социализации, сообщил, что существует две ее формы: социализация сверху (институт кураторства) и социализация снизу (студсовет, студклуб, студенческое кадровое агентство). Кроме того, он добавил, что "есть студенты, которые не хотят, чтобы кто-то знал об их "ограниченных возможностях". И, не зная о статусе человека, иногда и в голову не придет, что он — инвалид. И у нас в вузе есть такие обучающиеся. Если я назову вам фамилии — а вы их прекрасно знаете, - то вы не поверите".
Также, от человека с "особым статусом", поступило предложение и такого рода - "не надо нас слишком героизировать, - были его слова, - дистанционное образование надо развивать, но надо и учить жить по своим возможностям".
Представители коррекционных общеобразовательных заведений области в рамках "круглого стола" заявили, что их воспитанники хотят учиться, общаться, вести диалог, быть полноценными гражданами, независимо от сложности их нарушений со здоровьем. Правда, есть пока с дистанционным обучением и свои сложности — например, устаревшее оборудование и небольшая скорость интернета. Однако участники мероприятия выразили надежду, что в ближайшее время эти проблемы решатся.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
07.11.2024, 10:20
Директор колледжа о проекте "Профессионалитет": "Мы перевернули систему СПО"
Уже несколько лет в стране идет перезагрузка системы среднего профессионального образования. Самым важным моментом реформы является внедрение нового образовательного уровня - профессионалитета. В 2022 году в стране была запущен одноименный федеральный проект. Как он реализуется в Саратовской области и как развитие системы среднего профессионального образования (СПО) может быть продолжено в дальнейшем, СарБК попросил рассказать директора Энгельсского промышленно-экономического колледжа, кандидата философских наук, доцента ВАК, тьютора программы МВА, отличника среднего профессионального образования Михаила Кукушкина.
-
23.10.2024, 14:31
Колледжи выигрывают у вузов. Почему новое поколение выбирает СПО
По мнению экспертов, безусловный выбор вузов среди выпускников школ остается в прошлом. Уже 56-60% из тех, кто заканчивает 9-й или 11-й классы, выбирает систему среднего профессионального образования (СПО). Наблюдатели считают, что явный перекос в сторону институтов и университетов сократился из-за того, что подготовка к ЕГЭ, как и обучение на коммерческой основе, стали еще дороже, а возможности колледжей и техникумов - намного шире. Этому способствовала запущенная в стране реформа СПО (цель преобразований - снижение остроты дефицита кадров). Следуют ли тренду выпускники Саратовской области и как теперь в регионе выглядит система среднего профессионального образования, выяснял СарБК.
-
17.07.2024, 15:01
Покорители ЕГЭ. Куда поступают саратовские стобалльники
В расписании ЕГЭ на 2024 год заканчиваются резервные даты. Подводить окончательные итоги нынешней кампании пока рано, но основной период уже принес громкую новость о выпускнице саратовской гимназии N3, которая получила 100 баллов по трем предметам. Кроме высоченных результатов удивили планы вчерашней школьницы - она не планирует подавать документы в столичные вузы (это кажется самым логичным и самым ожидаемым решением), а намерена учиться в Саратове. СарБК попытался разыскать стобалльников прошлых лет и выяснить, где продолжили обучение они и какую роль в их жизни сыграли максимальные результаты единого экзамена.
-
15.08.2023, 13:16
Беспилотники, культура, коррупция. Что нового ждет школьников с 1 сентября
Судя по многочисленным анонсам, начало учебного года школы встретят с целым рядом изменений в учебный процесс. Кажется, что школьники с 1 сентября будут целиком погружены в повестку нынешнего дня. Как сообщалось, они будут учиться управлять беспилотниками и бороться с коррупцией, изучать основы духовно-нравственной культуры народов России, участвовать в развитии инженерного образования, чтобы восполнить дефицит кадров для высокотехнологичных отраслей производства. Такой парад новшеств приветствуют не все учителя. Опасения касаются необходимого внимания школьников к основным предметам и разумной степени погружения детей во внешнеполитическую ситуацию и внутренние проблемы страны. СарБК попытался перечислить все обновления образовательного процесса, запланированные на учебный год 2023/2024.
-
10.08.2023, 12:31
Приемная кампания-2023. Поступление в наказание
Завершился самый волнительный этап приемной кампании нынешнего года - вузы зачислили абитуриентов на бюджетные места. Зря выпускники школ и их родители надеялись на отмену единственной волны приема, которая уже третий год является главной причиной вступительной нервотрепки. В очередной "валидольной" битве за бюджет повторилась и история со сбоями в работе суперсервиса "Поступи в вуз онлайн". Положительные оценки абитуриентов получило лишь введение системы приоритетов, хотя поступающие к позитивным выводам пришли очень не сразу. Подробности - в обзоре СарБК.
-
10.01.2025, 13:15
Второй сезон "Игры в кальмара". Заметки киномана
Нужен ли был второй сезон? Вряд ли он был крайне необходим, но авторам есть, что сказать. А нам - на что посмотреть и над чем подумать.
-
04.01.2025, 11:19
"Волшебник Изумрудного города". Заметки киномана
Для тех, кого травмировали "Бременские музыканты" на прошлых новогодних каникулах: это значительно лучше! Но есть нюанс - книгу разбили на части, и это первая из многих.
- Неделя
- Месяц