Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Директор колледжа о проекте "Профессионалитет": "Мы перевернули систему СПО"

  • 10:20, 7 ноября 2024
  • Комментариев[0]

Уже несколько лет в стране идет перезагрузка системы среднего профессионального образования. Самым важным моментом реформы является внедрение нового образовательного уровня - профессионалитета. В 2022 году в стране была запущен одноименный федеральный проект. Как он реализуется в Саратовской области и как развитие системы среднего профессионального образования (СПО) может быть продолжено в дальнейшем, СарБК попросил рассказать директора Энгельсского промышленно-экономического колледжа, кандидата философских наук, доцента ВАК, тьютора программы МВА, отличника среднего профессионального образования Михаила Кукушкина.

Директор колледжа о проекте "Профессионалитет": "Мы перевернули систему СПО" Эпэк.рф

"Надо работать для конкретных нужд"

 Михаил Александрович, вспомните, когда в стране озаботились самочувствием системы среднего профессионального образования?

Это было в 2013-2014 годах. Тогда на СПО обратили внимание по одной причине – на предприятиях наступил кадровый крах и рынок труда перестал справляться со своими задачами.

Но вы стали продвигать новую модель подготовки кадров еще раньше.

- Да, примерно за два года до этого на заседании областного правительства я впервые произнес фразу о том, что СПО не должно работать на рынок труда. Я пояснил, что надо работать для конкретных актуальных кадровых нужд, а также для ближнего и дальнего будущего. Это должна быть подготовка не для наполнения рынка труда, а адресная работа с конкретными работодателями.

Это и есть суть нынешнего профессионалитета?

-  С одной стороны, профессионалитет — это возврат к 70-60 годам прошлого столетия. У каждого крупного предприятия или отрасли были учебные заведения – заводские профессиональные училища, техникумы.

А с другой стороны, совершенно другая структура?

- Теперь это кластерная система. Современный кластер состоит из пяти элементов – колледж, родители, школа, работодатель и вуз. Сначала о школах и детсадах речь не шла. Это наше изобретение, честно говоря. Но потом к этому все пришли.

Если вы поинтересуетесь, то выясните, что слово кластер — это термин из органической химии. И там всегда есть связка, которая удерживает всю органическую цепочку молекулы. Так вот, этим стержнем в кластере является опорное учебное заведение - колледж. Если в мою историю углубляться, то я начал создавать подобный кластер еще в 2012 году. Он был официально зарегистрирован в 2014 году и оказался одним из первых в России. Это был территориальный производственно-образовательный кластер. Сначала это была территория Энгельсского муниципального района, а потом мы начали обрастать другими районами, предприятиями, школами и так далее.

Расскажите, как работает главное звено в кластере - опорный колледж.

- Мы выиграли конкурс, получили грант – 100 миллионов, но прежде, чем потратить их на оборудование, я пошел к генеральным партнерам - ЭПО "Сигнал" и ОКБ "Сигнал" им. Глухарева, чтобы посоветоваться с ними. Сначала попросил показать мне стратегические программы развития предприятий на период от 5 до 10 лет, потом мы провели несколько стратегических сессий. Но, честно говоря, я так делал и до запуска федеральной программы. И тогда мы выяснили, какой будет технологический уклад на производствах, где будет обновление и так далее. Отсюда появился набор квалификаций. После этого мы создали паспорт квалификаций по должностям и только тогда перевели всю эту информацию в учебные программы, ориентируясь на федеральные государственные образовательные стандарты. Я, как представитель колледжа-оператора, интересуюсь и отраслевыми ориентирами. Но мы должны не только обновлять оборудование и учебные программы, необходимо вовремя и соответствующим образом повышать подготовку преподавателей, мастеров. Ведь за 4 года обучения меняются и технологии, и корпоративная культура.

А в чем принципиальное отличие новой схемы от советской и от дореформенной модели СПО?

- Раньше мы получали контрольные цифры приема. Министерство образования рассматривало эти цифры, согласовывало с другими министерствами и спускало нам, так сказать, сверху в качестве госзадания. А сейчас планирование подготовки кадрового потенциала идет снизу вверх. Заказчиком является работодатель. Это основной актор. К нему должны прийти на работу 82% выпускников. Второй актор, как не странно, это родители, которые формируют через свою ментальность, предпочтения и цели детей. Девятиклассник — это все же еще ребенок. Следующий актор внешнего сильного влияния — это местная экономика. Отраслевая экономика тоже оказывает влияние на особенности подготовки кадрового резерва. А рынок труда находится на четвертой-пятой позиции. Можно сказать, что мы перевернули систему СПО.

Студенты третьих курсов колледжа на предприятии-партнере ЭПО "Сигнал", фото эпэк.рф

Семьдесят по кластерам

Откуда появилось название проекта – "Профессионалитет"?

 - Я находился в составе экспертной группы, и мы думали о том, как назвать новую среду среднего профессионального образования. У нас есть магистратура, аспирантура и так далее. И взяли за основу слово профессионал. Получился профессионалитет. Подытожим. "Профессионалитет" – это федеральная программа, а кластер – это механизм, который реализует эту программу. В нем и выстраиваются объемы и особенности подготовки, исходя из актуальных и стратегических потребностей.

Колледж, который вы возглавляете, является ядром кластера "Машиностроение". Но в Саратовской области пять кластеров, а техникумов и колледжей – около 70, если считать структурные подразделения вузов, которые работают по программам СПО. Как остальные заведения участвуют в программе? 

- Энгельсский промышленно-экономический колледж является базовым заведением или оператором кластера, но в нашу сеть входит еще семь учебных заведений. Это сетевые участники кластера. Мы для них разрабатываем учебные программы, обучаем преподавателей, помогаем студентам готовится к демонстрационным экзаменам, чемпионатам. То есть, они пользуются теми активами, которыми мы располагаем. Еще один лозунг профессионалитета утверждает, что конкурентные преимущества одного автоматически становятся конкурентными преимуществами всех участников кластера.

А сетевые колледжи могут стать операторами нового кластера и создать свою структуру?

 - Так и происходит. Год назад один из наших сетевиков подал заявку, выиграл конкурс и получил 100 млн рублей. Теперь он является и сетевым участником, и оператором кластера. И у нас появляется межкластерное взаимодействие. К 2030 году все учебные заведения СПО должны войти в состав кластеров.

Выходит, вы были пионерами в создании новой системы. Можно сказать, что при разработке программы использовался опыт Саратовской области?

- Такое заявление было бы нескромным. Наш опыт использовался, как и опыт многих других регионов. Представители операторов-колледжей участвовали в специальных сессиях. Те дискуссии нашли отражение в регламентах и принятых актах.

Фото эпэк.рф

Мгновенный рост из оператора в наладчики

Недавно в СМИ прошла серия публикаций с заявлением экспертов о том, что интерес к среднему профессиональному образованию растет. Вы тоже видите, что выпускники школ стали чаще выбирать колледжи и техникумы вместо вузов?

- Безусловно, вижу. Российская статистика говорит о том, что 56-60% выпускников идут в систему СПО. Поставлена задача к 2030 увеличить эту долю до 68%. Ментальная установка родителей о ценности высшего образования меняется медленно, но дети, особенно мальчишки, уже думают по-другому. Первую рабочую профессию в нашем колледже они получают фактически в 17 лет. Я не выдам выпускнику диплом техника, если он не получит три рабочих профессии. Так вот, молодой человек в 17 лет получает некую экономическую свободу. Он может подрабатывать. Например, в нашем колледже – в учебно-производственном комплексе. Второй момент – он видит, что при нынешнем дефиците рабочих профессий, сварщик 5-го разряда на предприятии зарабатывает от 140 тысяч рублей. И они понимают, что прямой путь на престижные производственные позиции проходит только через систему СПО. Ведь ребята, которые приходят после техникума или колледжа, крепче, чем инженер-теоретик. Потому что они знают станок, технологию.

Преподаватели и мастера колледжа проводят профессиональные пробы, фото эпэк.рф

Но для того, чтобы занять кресло руководителя на производстве, надо закончить высшую школу.

- У нашего колледжа заключены договоры с 11-ю высшими учебными заведениями, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. Ребята получают диплом, устраиваются на работу и сразу же подают заявление на заочное отделение высшей школы. Уже сегодня 12 мальчишек - выпускников учатся в высших военных училищах и академиях и даже в Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского в Санкт-Петербурге. Руководители кафедры дважды в год приезжают к нам, встречаются с 3-4 курсом, знакомятся, а потом забирают лучших. К слову, наш студент Максим Углов стал победителем на чемпионате "Профессионалы" по компетенции "Инженер-технолог машиностроения", а Савелий Пестеров и Максим Горин победили в интеллектуальной олимпиаде ПФО. Наши студенты являются постоянными победителями отборочных этапов Всероссийской олимпиады по 3D технологиям. Кстати, региональный ресурсный центр Ассоциации 3D образования находится на базе нашего колледжа. Скоро поедем в Санкт-Петербург на соревнования российского уровня. Я горжусь, когда у меня парни получают первую рабочую профессию оператора металлорежущих станков с ЧПУ, а им работодатель дает возможность совмещать работу оператора с наладчиком и обслуживать от 4 до 6 станков.

Как вам удается привлекать в колледж таких перспективных ребят?

- К нам приходят еще малышами, кто в 3D-школу, кто в гончарную мастерскую, кто в бойцовский клуб. В колледже работают 18 разных кружков. Тот мальчишка, который стал чемпионом по 3D-моделировнию, пришел к нам в 4 года. В колледж идут потому, что здесь есть, куда руки приложить - реальная квалификация, реальный станок, реальное производство. В этом году конкурс на некоторые направления достигал 3 человек на место.

Студент 4 курса Юрий Губер Юрия на отраслевом Чемпионате высоких технологий-2024, фото эпэк.рф

Некоторые эксперты уверяют, что привлекательность СПО выросла благодаря повсеместному сокращению продолжительности учебных программ. Это произошло во всей системе, а не только в тех заведениях, которые входят в кластеры. В части техникумов и колледжей сроки обучения сократились вдвое. Как вы оцениваете результаты сокращения программ?

- Если честно говорить и не лукавить, то утверждать, что все счастливы из-за этого, нельзя. У нас сроки обучения сократились всего на 4 месяца. Мы исключили дублирование некоторых модулей, повторения тем. Теперь добиваемся того же результата, но за более короткий срок и меньшими усилиями. Болезненность этого процесса состоит в том, что при значительном сокращении программ, упала нагрузка на преподавателей. А нагрузка определяет фонд оплаты труда. Безусловно, это не очень приятно. Но это наши проблемы.

Это такое побочное действие борьбы с дефицитом кадров.

- Работодатель при этом оказывается в плюсе, он здесь и сейчас получает специалистов. А что касается второго принципа подготовки - дуальности, когда 40% времени посвящается теории, а 60% - практике на территории предприятий, то мы давно на него перешли. Потому что имеем 69 единиц уникального оборудования — это промышленные 3D-принтеры, автоматизированные станки с ЧПУ, робот-манипулятор. Ведь мы были получателями грантов не только в качестве оператора кластера. Я подсчитал и оказалось, что в общей сложности мы инвестировали в оборудование более 200 миллионов рублей.

СПО – кадровая основа экономики

За время работы в сфере образования и в системе СПО, в частности, у вас сложилось свое видение структуры среднего профессионального образования. Обрисуйте в общих чертах.

- Я уже несколько лет выступаю за трехступенчатую систему СПО. Первый уровень — это профессиональные лицеи, социально-профессиональные учреждения. Раньше такие учреждения были в небольших городках, поселках районного типа. В лицей надо принимать всех. У нас не десять и не сто человек, которые не могут через процедуру государственной итоговой аттестации подтвердить свой образовательный статус.

Недавно были опубликованы данные о том, что в этом году больше 900 человек не смогли получить аттестат об основном общем образовании.

Этих ребятишек никто не может принять. А лицей доведет до ума и даст профессию, причем в социально-приемлемых условиях с общежитием, столовой, технической базой, выплатой стипендии. Я бы еще добавил форму. Эти ребята могут учиться от 2 до 3 лет, получить специальность и остаться работать на местных предприятиях.

А вторая ступень?

— Это техникум, профессионально-социальное учреждение с двумя уровнями обучения. Первый предполагает, как и в лицее, приобретение базовой рабочей профессии, а второй – получение более серьезного среднего профессионального образования. Это можно сделать в этом же или в другом техникуме. В таких учреждениях кроме столовой, общежития, рабочей формы, необходимо предусмотреть стипендию. Причем, необходимо стремиться к размеру прожиточного минимума. Третья ступень системы СПО – колледжи.

Сегодня они расположены на одном уровне, да?

- Да. По-моему же мнению, колледж должен стать верхней ступенью в системе СПО. В колледже не должно быть начальной профессиональной подготовки. Рабочие профессии здесь должны получать как дополнительное профессиональное образование, которое четко ориентировано на будущую основную специальность. Колледжи должны проводить переподготовку специалистов, а также преподавателей системы СПО. В качестве поддержки студентов – дифференцированная стипендия.

Элементы колледжа нового уровня уже работают в вашем учреждении, но для того, чтобы тиражировать опыт и переформатировать всю систему необходимы огромные вложения, причем не только финансовые.

-  Нужна политическая воля и понимание, что система СПО переходит в качественно новое состояние. От работы системы среднего профессионального образования сегодня зависит результативность национальной экономики. Надо понимать, что это кадровая основа для всех сфер деятельности государства. И если произошло внедрение программы "Профессионалитет", значит, эта воля есть. Да, нужны серьезные вложения. К слову, другие страны это прошли и получили серьезный результат. Мы говорим о тех странах, которые совершили экономический прорыв. Первой была Япония, потом Южная Корея, в этом же перечне - Новая Зеландия, Сингапур.

Результаты последних исследований показывают снижение остроты дефицита кадров в России. По крайней мере, в Саратовской области появилась умеренная конкуренция среди соискателей. Значит, выбрано верное решение проблемы, а потому мы желаем, чтобы система СПО и далее развивалась и обновлялась.

Спасибо за интересную беседу.

Похожие материалы
  • 15.11.2024, 11:14 Современный стэк и высокая репутация. Как IТ-компания привлекает ценные кадры

    В уходящем году на отечественном IT-рынке сохранялся дефицит кадров, особенно в сегменте квалифицированных специалистов. Впрочем, анализ ситуации показывает, что острота вопроса варьируется в каждом конкретном случае и заметно снижается в крупных компаниях с амбициозными задачами и высокой культурой разработки. Это подтверждают и в компании Bell Integrator (в Саратове работает ее региональный офис), которая уже год является частью группы компаний Softline.

  • 23.10.2024, 14:31 Колледжи выигрывают у вузов. Почему новое поколение выбирает СПО

    По мнению экспертов, безусловный выбор вузов среди выпускников школ остается в прошлом. Уже 56-60% из тех, кто заканчивает 9-й или 11-й классы, выбирает систему среднего профессионального образования (СПО). Наблюдатели считают, что явный перекос в сторону институтов и университетов сократился из-за того, что подготовка к ЕГЭ, как и обучение на коммерческой основе, стали еще дороже, а возможности колледжей и техникумов - намного шире. Этому способствовала запущенная в стране реформа СПО (цель преобразований - снижение остроты дефицита кадров). Следуют ли тренду выпускники Саратовской области и как теперь в регионе выглядит система среднего профессионального образования, выяснял СарБК.

  • 22.08.2024, 13:22 Урок экономии. Как и почему выросли цены на товары для школы

    Подготовка детей к учебному году ведется в условиях безудержного роста цен. Сказывается не только общая инфляция, но и сохраняющиеся проблемы производителей с логистикой, оборудованием, комплектующими и сырьем. К середине августа покупатели заметили значительное повышение цен на школьные принадлежности на онлайн-площадках. Общая сумма затрат на подготовку школьников ощутимо превысила отметку предыдущего года. Часть родителей вынуждена оформлять кредит, чтобы обеспечить своих детей всем необходимым. Подробности - в обзоре СарБК.

  • 23.05.2024, 12:40 Опытным путём. Саратовским предпенсионерам по-прежнему сложно найти работу

    Время показало, что прогнозы экспертов о снижении эйджизма на рынке труда были преувеличены. Эти ожидания появились после начала СВО, частичной мобилизации и обострения проблемы дефицита кадров, когда работодатели стали приглашать на свободные вакансии тех, кому раньше отказывали, в том числе кандидатов в возрасте 50+. Та картина на рынке труда привела к еще одному выводу о том, что руководители коллективов стали видеть женщин на тех позициях, которые раньше занимали только мужчины. Сегодня можно сказать, что и этот тренд не сформировался. Статистика трудоустройства женщин среднего возраста не выбивается из общих тенденций, а возрастные женщины так и вовсе стали самой многочисленной группой среди безработных жителей области. Но в Саратовской области предпринимается ряд мер для решении проблемы. "СарБК" изучал особенности картины.

  • 13.05.2024, 15:48 Глава минцифры Саратовской области Владимир Старков: Карта жителя обойдется региону в один рубль

    Сфера информационных технологий продолжает отвечать на череду вызовов, возникших в связи с пандемией, дефицитом кадров, антироссийскими санкциями. При этом, образно выражаясь, коней (импортное программное обеспечение) меняют прямо на переправе, так как прогресс движется вперед. Его развивают наука, бизнес, госструктуры. Территории страны ведут негласную борьбу за титул лидера цифрового развития. К слову, не часто можно услышать, что Саратовская область имеет самую высокую (если не считать Дальний Восток с его расстояниями) протяженность оптоволоконных каналов связи и стала второй по охвату населенных пунктов мобильной связью и интернетом во втором этапе проекта устранения цифрового неравенства. О том, как в регионе развиваются остальные процессы, в том числе появление новых сервисов, мы беседовали с министром цифрового развития и связи Саратовской области Владимиром Старковым.

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x