- A
- +A
- +A
Директор колледжа о проекте "Профессионалитет": "Мы перевернули систему СПО"
- 10:20, 7 ноября 2024
- Комментариев[0]
Уже несколько лет в стране идет перезагрузка системы среднего профессионального образования. Самым важным моментом реформы является внедрение нового образовательного уровня - профессионалитета. В 2022 году в стране была запущен одноименный федеральный проект. Как он реализуется в Саратовской области и как развитие системы среднего профессионального образования (СПО) может быть продолжено в дальнейшем, СарБК попросил рассказать директора Энгельсского промышленно-экономического колледжа, кандидата философских наук, доцента ВАК, тьютора программы МВА, отличника среднего профессионального образования Михаила Кукушкина.

"Надо работать для конкретных нужд"
Михаил Александрович, вспомните, когда в стране озаботились самочувствием системы среднего профессионального образования?
— Это было в 2013-2014 годах. Тогда на СПО обратили внимание по одной причине – на предприятиях наступил кадровый крах и рынок труда перестал справляться со своими задачами.
Но вы стали продвигать новую модель подготовки кадров еще раньше.
- Да, примерно за два года до этого на заседании областного правительства я впервые произнес фразу о том, что СПО не должно работать на рынок труда. Я пояснил, что надо работать для конкретных актуальных кадровых нужд, а также для ближнего и дальнего будущего. Это должна быть подготовка не для наполнения рынка труда, а адресная работа с конкретными работодателями.
Это и есть суть нынешнего профессионалитета?
- С одной стороны, профессионалитет — это возврат к 70-60 годам прошлого столетия. У каждого крупного предприятия или отрасли были учебные заведения – заводские профессиональные училища, техникумы.
А с другой стороны, совершенно другая структура?
- Теперь это кластерная система. Современный кластер состоит из пяти элементов – колледж, родители, школа, работодатель и вуз. Сначала о школах и детсадах речь не шла. Это наше изобретение, честно говоря. Но потом к этому все пришли.
Если вы поинтересуетесь, то выясните, что слово кластер — это термин из органической химии. И там всегда есть связка, которая удерживает всю органическую цепочку молекулы. Так вот, этим стержнем в кластере является опорное учебное заведение - колледж. Если в мою историю углубляться, то я начал создавать подобный кластер еще в 2012 году. Он был официально зарегистрирован в 2014 году и оказался одним из первых в России. Это был территориальный производственно-образовательный кластер. Сначала это была территория Энгельсского муниципального района, а потом мы начали обрастать другими районами, предприятиями, школами и так далее.
Расскажите, как работает главное звено в кластере - опорный колледж.
- Мы выиграли конкурс, получили грант – 100 миллионов, но прежде, чем потратить их на оборудование, я пошел к генеральным партнерам - ЭПО "Сигнал" и ОКБ "Сигнал" им. Глухарева, чтобы посоветоваться с ними. Сначала попросил показать мне стратегические программы развития предприятий на период от 5 до 10 лет, потом мы провели несколько стратегических сессий. Но, честно говоря, я так делал и до запуска федеральной программы. И тогда мы выяснили, какой будет технологический уклад на производствах, где будет обновление и так далее. Отсюда появился набор квалификаций. После этого мы создали паспорт квалификаций по должностям и только тогда перевели всю эту информацию в учебные программы, ориентируясь на федеральные государственные образовательные стандарты. Я, как представитель колледжа-оператора, интересуюсь и отраслевыми ориентирами. Но мы должны не только обновлять оборудование и учебные программы, необходимо вовремя и соответствующим образом повышать подготовку преподавателей, мастеров. Ведь за 4 года обучения меняются и технологии, и корпоративная культура.
А в чем принципиальное отличие новой схемы от советской и от дореформенной модели СПО?
- Раньше мы получали контрольные цифры приема. Министерство образования рассматривало эти цифры, согласовывало с другими министерствами и спускало нам, так сказать, сверху в качестве госзадания. А сейчас планирование подготовки кадрового потенциала идет снизу вверх. Заказчиком является работодатель. Это основной актор. К нему должны прийти на работу 82% выпускников. Второй актор, как не странно, это родители, которые формируют через свою ментальность, предпочтения и цели детей. Девятиклассник — это все же еще ребенок. Следующий актор внешнего сильного влияния — это местная экономика. Отраслевая экономика тоже оказывает влияние на особенности подготовки кадрового резерва. А рынок труда находится на четвертой-пятой позиции. Можно сказать, что мы перевернули систему СПО.
Студенты третьих курсов колледжа на предприятии-партнере ЭПО "Сигнал", фото эпэк.рф
Семьдесят по кластерам
Откуда появилось название проекта – "Профессионалитет"?
- Я находился в составе экспертной группы, и мы думали о том, как назвать новую среду среднего профессионального образования. У нас есть магистратура, аспирантура и так далее. И взяли за основу слово профессионал. Получился профессионалитет. Подытожим. "Профессионалитет" – это федеральная программа, а кластер – это механизм, который реализует эту программу. В нем и выстраиваются объемы и особенности подготовки, исходя из актуальных и стратегических потребностей.
Колледж, который вы возглавляете, является ядром кластера "Машиностроение". Но в Саратовской области пять кластеров, а техникумов и колледжей – около 70, если считать структурные подразделения вузов, которые работают по программам СПО. Как остальные заведения участвуют в программе?
- Энгельсский промышленно-экономический колледж является базовым заведением или оператором кластера, но в нашу сеть входит еще семь учебных заведений. Это сетевые участники кластера. Мы для них разрабатываем учебные программы, обучаем преподавателей, помогаем студентам готовится к демонстрационным экзаменам, чемпионатам. То есть, они пользуются теми активами, которыми мы располагаем. Еще один лозунг профессионалитета утверждает, что конкурентные преимущества одного автоматически становятся конкурентными преимуществами всех участников кластера.
А сетевые колледжи могут стать операторами нового кластера и создать свою структуру?
- Так и происходит. Год назад один из наших сетевиков подал заявку, выиграл конкурс и получил 100 млн рублей. Теперь он является и сетевым участником, и оператором кластера. И у нас появляется межкластерное взаимодействие. К 2030 году все учебные заведения СПО должны войти в состав кластеров.
Выходит, вы были пионерами в создании новой системы. Можно сказать, что при разработке программы использовался опыт Саратовской области?
- Такое заявление было бы нескромным. Наш опыт использовался, как и опыт многих других регионов. Представители операторов-колледжей участвовали в специальных сессиях. Те дискуссии нашли отражение в регламентах и принятых актах.
Мгновенный рост из оператора в наладчики
Недавно в СМИ прошла серия публикаций с заявлением экспертов о том, что интерес к среднему профессиональному образованию растет. Вы тоже видите, что выпускники школ стали чаще выбирать колледжи и техникумы вместо вузов?
- Безусловно, вижу. Российская статистика говорит о том, что 56-60% выпускников идут в систему СПО. Поставлена задача к 2030 увеличить эту долю до 68%. Ментальная установка родителей о ценности высшего образования меняется медленно, но дети, особенно мальчишки, уже думают по-другому. Первую рабочую профессию в нашем колледже они получают фактически в 17 лет. Я не выдам выпускнику диплом техника, если он не получит три рабочих профессии. Так вот, молодой человек в 17 лет получает некую экономическую свободу. Он может подрабатывать. Например, в нашем колледже – в учебно-производственном комплексе. Второй момент – он видит, что при нынешнем дефиците рабочих профессий, сварщик 5-го разряда на предприятии зарабатывает от 140 тысяч рублей. И они понимают, что прямой путь на престижные производственные позиции проходит только через систему СПО. Ведь ребята, которые приходят после техникума или колледжа, крепче, чем инженер-теоретик. Потому что они знают станок, технологию.
Преподаватели и мастера колледжа проводят профессиональные пробы, фото эпэк.рф
Но для того, чтобы занять кресло руководителя на производстве, надо закончить высшую школу.
- У нашего колледжа заключены договоры с 11-ю высшими учебными заведениями, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. Ребята получают диплом, устраиваются на работу и сразу же подают заявление на заочное отделение высшей школы. Уже сегодня 12 мальчишек - выпускников учатся в высших военных училищах и академиях и даже в Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского в Санкт-Петербурге. Руководители кафедры дважды в год приезжают к нам, встречаются с 3-4 курсом, знакомятся, а потом забирают лучших. К слову, наш студент Максим Углов стал победителем на чемпионате "Профессионалы" по компетенции "Инженер-технолог машиностроения", а Савелий Пестеров и Максим Горин победили в интеллектуальной олимпиаде ПФО. Наши студенты являются постоянными победителями отборочных этапов Всероссийской олимпиады по 3D технологиям. Кстати, региональный ресурсный центр Ассоциации 3D образования находится на базе нашего колледжа. Скоро поедем в Санкт-Петербург на соревнования российского уровня. Я горжусь, когда у меня парни получают первую рабочую профессию оператора металлорежущих станков с ЧПУ, а им работодатель дает возможность совмещать работу оператора с наладчиком и обслуживать от 4 до 6 станков.
Как вам удается привлекать в колледж таких перспективных ребят?
- К нам приходят еще малышами, кто в 3D-школу, кто в гончарную мастерскую, кто в бойцовский клуб. В колледже работают 18 разных кружков. Тот мальчишка, который стал чемпионом по 3D-моделировнию, пришел к нам в 4 года. В колледж идут потому, что здесь есть, куда руки приложить - реальная квалификация, реальный станок, реальное производство. В этом году конкурс на некоторые направления достигал 3 человек на место.
Студент 4 курса Юрий Губер Юрия на отраслевом Чемпионате высоких технологий-2024, фото эпэк.рф
Некоторые эксперты уверяют, что привлекательность СПО выросла благодаря повсеместному сокращению продолжительности учебных программ. Это произошло во всей системе, а не только в тех заведениях, которые входят в кластеры. В части техникумов и колледжей сроки обучения сократились вдвое. Как вы оцениваете результаты сокращения программ?
- Если честно говорить и не лукавить, то утверждать, что все счастливы из-за этого, нельзя. У нас сроки обучения сократились всего на 4 месяца. Мы исключили дублирование некоторых модулей, повторения тем. Теперь добиваемся того же результата, но за более короткий срок и меньшими усилиями. Болезненность этого процесса состоит в том, что при значительном сокращении программ, упала нагрузка на преподавателей. А нагрузка определяет фонд оплаты труда. Безусловно, это не очень приятно. Но это наши проблемы.
Это такое побочное действие борьбы с дефицитом кадров.
- Работодатель при этом оказывается в плюсе, он здесь и сейчас получает специалистов. А что касается второго принципа подготовки - дуальности, когда 40% времени посвящается теории, а 60% - практике на территории предприятий, то мы давно на него перешли. Потому что имеем 69 единиц уникального оборудования — это промышленные 3D-принтеры, автоматизированные станки с ЧПУ, робот-манипулятор. Ведь мы были получателями грантов не только в качестве оператора кластера. Я подсчитал и оказалось, что в общей сложности мы инвестировали в оборудование более 200 миллионов рублей.
СПО – кадровая основа экономики
За время работы в сфере образования и в системе СПО, в частности, у вас сложилось свое видение структуры среднего профессионального образования. Обрисуйте в общих чертах.
- Я уже несколько лет выступаю за трехступенчатую систему СПО. Первый уровень — это профессиональные лицеи, социально-профессиональные учреждения. Раньше такие учреждения были в небольших городках, поселках районного типа. В лицей надо принимать всех. У нас не десять и не сто человек, которые не могут через процедуру государственной итоговой аттестации подтвердить свой образовательный статус.
Недавно были опубликованы данные о том, что в этом году больше 900 человек не смогли получить аттестат об основном общем образовании.
Этих ребятишек никто не может принять. А лицей доведет до ума и даст профессию, причем в социально-приемлемых условиях с общежитием, столовой, технической базой, выплатой стипендии. Я бы еще добавил форму. Эти ребята могут учиться от 2 до 3 лет, получить специальность и остаться работать на местных предприятиях.
А вторая ступень?
— Это техникум, профессионально-социальное учреждение с двумя уровнями обучения. Первый предполагает, как и в лицее, приобретение базовой рабочей профессии, а второй – получение более серьезного среднего профессионального образования. Это можно сделать в этом же или в другом техникуме. В таких учреждениях кроме столовой, общежития, рабочей формы, необходимо предусмотреть стипендию. Причем, необходимо стремиться к размеру прожиточного минимума. Третья ступень системы СПО – колледжи.
Сегодня они расположены на одном уровне, да?
- Да. По-моему же мнению, колледж должен стать верхней ступенью в системе СПО. В колледже не должно быть начальной профессиональной подготовки. Рабочие профессии здесь должны получать как дополнительное профессиональное образование, которое четко ориентировано на будущую основную специальность. Колледжи должны проводить переподготовку специалистов, а также преподавателей системы СПО. В качестве поддержки студентов – дифференцированная стипендия.
Элементы колледжа нового уровня уже работают в вашем учреждении, но для того, чтобы тиражировать опыт и переформатировать всю систему необходимы огромные вложения, причем не только финансовые.
- Нужна политическая воля и понимание, что система СПО переходит в качественно новое состояние. От работы системы среднего профессионального образования сегодня зависит результативность национальной экономики. Надо понимать, что это кадровая основа для всех сфер деятельности государства. И если произошло внедрение программы "Профессионалитет", значит, эта воля есть. Да, нужны серьезные вложения. К слову, другие страны это прошли и получили серьезный результат. Мы говорим о тех странах, которые совершили экономический прорыв. Первой была Япония, потом Южная Корея, в этом же перечне - Новая Зеландия, Сингапур.
Результаты последних исследований показывают снижение остроты дефицита кадров в России. По крайней мере, в Саратовской области появилась умеренная конкуренция среди соискателей. Значит, выбрано верное решение проблемы, а потому мы желаем, чтобы система СПО и далее развивалась и обновлялась.
Спасибо за интересную беседу.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
17.01.2025, 13:04
Индийские кадровые практики. Как бизнес переживает запрет на труд мигрантов
В канун 2025 года в Саратовской области был введен новый запрет на использование иностранной рабочей силы - в сфере образования и здравоохранения. При этом в бизнес-сообществе региона заявляют, что еще не оправились от предыдущей волны ужесточения миграционной политики, когда появился запрет на работу иностранцев в общепите. Саратовские предприниматели из других сфер не считают возможным отказываться от трудовых мигрантов в условиях острейшего дефицита кадров и намерены развивать тренд на использование работников из Южной Азии, в частности, из Индии. Но в этом случае, скорее всего, придется вернуться к теме мигрантов в общепите. Подробности - в обзоре СарБК.
-
15.11.2024, 11:14
Современный стэк и высокая репутация. Как IТ-компания привлекает ценные кадры
В уходящем году на отечественном IT-рынке сохранялся дефицит кадров, особенно в сегменте квалифицированных специалистов. Впрочем, анализ ситуации показывает, что острота вопроса варьируется в каждом конкретном случае и заметно снижается в крупных компаниях с амбициозными задачами и высокой культурой разработки. Это подтверждают и в компании Bell Integrator (в Саратове работает ее региональный офис), которая уже год является частью группы компаний Softline.
-
23.10.2024, 14:31
Колледжи выигрывают у вузов. Почему новое поколение выбирает СПО
По мнению экспертов, безусловный выбор вузов среди выпускников школ остается в прошлом. Уже 56-60% из тех, кто заканчивает 9-й или 11-й классы, выбирает систему среднего профессионального образования (СПО). Наблюдатели считают, что явный перекос в сторону институтов и университетов сократился из-за того, что подготовка к ЕГЭ, как и обучение на коммерческой основе, стали еще дороже, а возможности колледжей и техникумов - намного шире. Этому способствовала запущенная в стране реформа СПО (цель преобразований - снижение остроты дефицита кадров). Следуют ли тренду выпускники Саратовской области и как теперь в регионе выглядит система среднего профессионального образования, выяснял СарБК.
-
22.08.2024, 13:22
Урок экономии. Как и почему выросли цены на товары для школы
Подготовка детей к учебному году ведется в условиях безудержного роста цен. Сказывается не только общая инфляция, но и сохраняющиеся проблемы производителей с логистикой, оборудованием, комплектующими и сырьем. К середине августа покупатели заметили значительное повышение цен на школьные принадлежности на онлайн-площадках. Общая сумма затрат на подготовку школьников ощутимо превысила отметку предыдущего года. Часть родителей вынуждена оформлять кредит, чтобы обеспечить своих детей всем необходимым. Подробности - в обзоре СарБК.
-
23.05.2024, 12:40
Опытным путём. Саратовским предпенсионерам по-прежнему сложно найти работу
Время показало, что прогнозы экспертов о снижении эйджизма на рынке труда были преувеличены. Эти ожидания появились после начала СВО, частичной мобилизации и обострения проблемы дефицита кадров, когда работодатели стали приглашать на свободные вакансии тех, кому раньше отказывали, в том числе кандидатов в возрасте 50+. Та картина на рынке труда привела к еще одному выводу о том, что руководители коллективов стали видеть женщин на тех позициях, которые раньше занимали только мужчины. Сегодня можно сказать, что и этот тренд не сформировался. Статистика трудоустройства женщин среднего возраста не выбивается из общих тенденций, а возрастные женщины так и вовсе стали самой многочисленной группой среди безработных жителей области. Но в Саратовской области предпринимается ряд мер для решении проблемы. "СарБК" изучал особенности картины.
-
21.03.2025, 15:42
"Микки 17" и Роберт Паттинсон. Заметки киномана
Первый фильм оскароносного корейского режиссера Пон Джун-Хо после "Паразитов", и снова социальная сатира! На этот раз в космосе и с Робертом Паттинсоном, но менее ядовитой и по-хорошему безумной она от этого не стала!
-
20.03.2025, 14:17
Команда билайн бизнес обеспечила связью территорию АО "Уральская Сталь"
Специалисты билайн бизнес установили полноценную базовую станцию на базе отдыха и в детском лагере АО "Уральская сталь". Проект обеспечения связью подведомственной территории завершился за 4 месяца.
- Сегодня
- Неделя
- Месяц