Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Отель "Гранд Будапешт". Заметки киномана

  • 10:17, 14 марта 2014
  • Комментариев[1]
Когда люди слышат слово "Европа", они обычно думают про Великобританию, Францию, Германию и прочие западноевропейские страны. Хотя, как знают те, кто в школе учил географию, Европа гораздо больше. Но почему-то огромная территория, которая называется Восточной Европой, попадает в кино либо с войной (Первой или Второй мировыми), либо с русскими, либо с разными сочетаниями этих двух ингредиентов. Но вот, в кои-то веки раз - исключение! Забавно, что режиссер и сценарист при этом американец.
Отель "Гранд Будапешт". Заметки киномана

Но вообще, такой Европы – части света, периодически попадающейся в произведениях Стефана Цвейга, Ярослава Гашека или Карела Чапека, в кино не было давно. На самом деле, прямо-таки никогда. Хотя бы потому, что отель "Гранд Будапешт" находится в выдуманной стране Зубровке, где между двумя мировыми войнами относительно спокойно, чинно и весело живут рядом славянские и немецкие народы. Такой, знаете ли, островок цивилизации, как любил повторять главный герой, в неспокойном и не особенно дружелюбном мире.

Режиссер Уэс Андерсон ("Королевство полной луны", "Бесподобный мистер Фокс", "Семейка Тененбаум") имеет узнаваемый стиль, и здесь он по-прежнему в своем репертуаре. Он играет со зрителем: вроде как всё предсказуемо, и сюжет идет именно туда, куда вы думаете. Но когда вы уже почти готовы сказать: "Я так и знал(а)!", вы видите, как он это делает, и… это совсем не то, чего вы ожидали! Например, начало картины – это избитый прием "история в истории". Только здесь, это история в истории внутри истории, завернутая в историю! (Сон во сне внутри сна... Да здравствует фильм "Начало"!)

Главная из всех этих историй в этом замечательном образце постмодернистской эстетики – про легендарного (по сюжету) консьержа отеля "Гранд Будапешт" Густава Х. (Райф Файнс, "Гарри Поттер и Дары Смерти", "Список Шиндлера", "Английский пациент") и его ученика – коридорного Зеро (Тони Револори, "Идеальная игра").

Мистер Густав – великолепный консьерж. Он внимателен, аккуратен, добросовестен и гордится своим искусством. Конечно, у него есть свои слабости: романтическая поэзия, одеколон и пожилые богатые блондинки. Из-за одной из них – Мадам Д. (Тильда Суинтон, "Хроники Нарнии", "Королевство полной луны", "Выживут только любовники") у него и его протеже и начинаются приключения. Мадам внезапно умирает, её огромное состояние достаётся жадным наследникам, но бесценную картину "Мальчик с яблоком" она оставляет любимому(-)консьержу. Только наследники, особенно её сын Димитрий (Эдриан Броуди, "Пианист", "Пиджак", "Кинг Конг"), имеющий богатые связи с криминальным миром, совершенно не желают ему ничего отдавать. Поэтому Густав и Зеро забирают (читай «похищают») полотно, и комедия с элементами фарса начинается.

Сценарист-режиссер здесь развернулся на полную катушку: в один фильм умещаются детективная линия (и не одна!), побег из тюрьмы, милая и трогательная любовная линия и очень своеобразная любовная линия, погони (в том числе, на лыжах и санках!), дружба, убийства, одна из самых смешных перестрелок в кино последних лет, чуточка трагедии и много-много юмора. Причем, при общей "интеллигентности" фильма, юмор этот будет понятен всем, но никогда не скатится до вульгарности и пошлости (хотя местами грациозно пробежит по краю).

И как это снято! Это идеальный баланс неспешности закадрового рассказа и экшна, музыки, картинки и актерской игры. Режиссер поиграл даже с форматами изображения. А какое там цветовое оформление! Насыщенные цвета идеально подобраны вместе, так что всё бросается в глаза, но при этом не безвкусно. На это стоит посмотреть в кино хотя бы ради цветов! Не каждый даже самый огромный телеящик сможет передать всё богатство художественного оформления этого фильма.

И в этой остроумной красоте снимается страшное количество "звезд" всех калибров. Причем, в самых эпизодических ролях. Кроме уже упомянутых, там есть Джуд Лоу ("Шерлок Холмс", "Гаттака", "Искусственный интеллект"), Сирша Ронан ("Гостья", "Милые кости"), Эдвард Нортон ("Американская история Х", "Бойцовский клуб", "Иллюзионист"), Оуэн Уилсон ("Полночь в Париже", "Марли и Я", "Семейка Тененбаум"), и список можно продолжать и продолжать. Привлекает их всех режиссер, большинство из них сотрудничают с ним уже который раз. Билл Мюррей, например, седьмой!

При этом все они в таких непривычных амплуа, что так и хочется сказать: "Я не узнаю вас в гриме!" И 50-летнюю Тильду Суинтон в роли 84-летней госпожи Д. просто невозможно узнать. Но особенно хорош, конечно, Райф Файнс. Обычно он играет злодеев (и делает это страшно), но здесь он так обаятелен, обходителен, интеллигентен и забавен (все эти бесконечные декламации стихов!), что даже и не верится, что это он.

Интеллектуалам это кино понравится – не так часто в кино бывают хорошие, но не глупые комедии. И Гран-при Берлинского кинофестиваля в качестве рекомендации у него есть. Но это одна из самых "юзер-френдли" фестивальных лент – и менее искушенному зрителю его тоже стоит посмотреть. "Отель "Гранд Будапешт", конечно, своеобразный, но при правильном настроении, имеет шанс понравится всем: яркий, красивый, бодрый, веселый, добрый и похожий на сказку – разве не такую картину все мечтают посмотреть?

Автор: Галина Зеленова
Похожие материалы
  • 19.11.2021, 11:15 "Французский вестник". Заметки киномана

    Если вы любите фильмы Уэса Андерсона ("Королевская семейка Тененбаум", Отель "Гранд-Будапешт", "Остров собак"), его новая работа вам понравится. Если нет, пропускайте. Если вы его фильмов ещё не видели, с этого можно начинать. Тут есть абсолютно все, что принято ожидать от его картин. И даже больше, чем обычно.

  • 30.11.2018, 10:31 "Суспирия". Заметки киномана Это непонятное слово в названии, к сожалению, не переводится. А взялось оно из названия итальянского ужастика 1977 года. То есть, это римейк одноименной картины Дарио Ардженто. Но это не Голливуд до него добрался, чтобы пустить всё на римейки. Это его соотечественник и фанат, Лука Гуаданьино. Но сильно ли это меняет дело?
  • 11.04.2014, 10:01 "Выживут только любовники". Заметки киномана Как-то так сложилось, что из всей нечисти для нас наиважнейшими в кино являются вампиры. Видимо, последнее время особенно много народу подсознательно хочет вечной жизни, молодости и спать целыми днями. Женская часть аудитории ещё мечтает, чтобы её кто-нибудь полюбил до смерти, а потом до бесконечности (желательно, смазливый красавчик). И кто всерьез поверит, что вечность может показаться скучной с вечной молодостью и смазливым красавчиком? Даже на диете, как у комара.
  • 22.06.2012, 07:38 "Королевство полной луны". Заметки киномана Фильмы о первой любви - всегда сложная задача для режиссера. Есть опасность скатиться в пошлость, впасть в сентиментальность или нарисовать неправдоподобную сказку. Весьма неординарный режиссер Уэс Андерсон в "Королевстве полной луны" справился с основной задачей, но копнул намного глубже. В результате получился очень добрый и очень светлый фильм.
  • 17.05.2012, 11:19 Монро и "полная луна". Юбилейная Пальмовая ветвь На церемонии открытия Каннского кинофестиваля показали фильм Уэса Андерсона "Королевство полной луны", посвященный любви и приключениям двух детей-интровертов с участием Брюса Уиллиса, Харви Кейтеля и Социальной службы.
Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x