Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Снимите это немедленно. Кинотеатры готовы соблюдать повышенные требования Роспотребнадзора

  • 09:07, 3 июля 2020
  • Комментариев[8]

В начале недели "кассу" федеральным информационным агентствам сделали громкие заголовки о возобновлении работы кинотеатров с 15 июля. На поверку сенсация оказалась лишь теоретической возможностью, тем не менее, в СМИ стали обсуждать шансы на сборы, рассуждать о репертуаре. В Саратове эта дискуссия наложилась на печальную весть - коронавирус добил кинотеатр "Победа", один из немногих несетевых кинозалов, оставшихся в городе. Получится ли у синематографа выбраться из карантина и чего ждут представители бизнеса - в обзоре "СарБК".

Снимите это немедленно. Кинотеатры готовы соблюдать повышенные требования Роспотребнадзора Фото СарБК

Условное разрешение

Кинотеатры в стране после коронавирусного простоя "открыл" вице-премьер Дмитрий Чернышенко на совещании с председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным. Он заявил, что кинозалы в стране снова откроются 15 июля. То есть могут открыться, если власти регионов сочтут это возможным в связи с эпидемиологической обстановкой на своих территориях. "Отмашка" могла быть связана с утверждением Роспотребнадзором рекомендаций по предупреждению распространения коронавирусной инфекции в кинотеатрах. Они оказались вполне ожидаемыми для участников рынка. Зрителям предлагается смотреть кинокартины в масках и сидеть в полутора метрах друг от друга. Что касается продажи билетов и приобретения попкорна, то это рекомендуется делать бесконтактным способом, с помощью мобильных приложений или автоматов по продаже билетов.

Директор саратовского кинотеатра Happy Cinema Юлия Сорокина говорит: "Очень ждём реакции наших властей. Санитарные требования от Роспотребнадзора нам известны, и мы готовы их выполнять. Конечно, новые правила рассадки отразятся на выручке. Но мы будем стараться учитывать это в составлении расписания и использовать ресурс всех семи залов в прайм".

Директор саратовского "Дома кино" Андрей Наймушин тоже готов к выполнению требований: "Как я и предполагал, нас обяжут увеличивать время между сеансами, проветривать залы. Новая рассадка, конечно, скажется на доходах кинотеатров. Но у нас артхаусный кинотеатр. У нас полный зал бывает раз в месяц. А в основном зал заполняется на 10-15%. Поэтому мы можем хоть через два места людей сажать".

И по поводу ограничений, связанных с продажей попкорна и различных снеков, в "Доме кино" не переживают. "У нас за другим люди приходят в кинотеатр, поэтому мы этим не озадачены". Между тем, именно "киношная гастрономия" приносит большинству заведений основную прибыль, а вовсе не показ лент. И по мнению экспертов, продажи "киноеды" через автоматы будут сдерживать спонтанный спрос зрителей.

Андрей Наймушин, фото СарБК

Но пока все эти рассуждения являются лишь теорией. Телефоны в колл-центрах саратовских и федеральных сетевых кинотеатров или молчат, или советуют через автоответчик обращаться за информацией на интернет-ресурсы. До третьего этапа снятия ограничений из-за пандемии, который и предполагает проведение массовых мероприятий (к ним относится просмотр киносеансов) нам, судя по всему, пока далеко.

Да и весь российский кинобизнес продолжает обсуждать реальную дату открытия залов. С одной стороны, четыре месяца простоя привели к огромным убыткам, поэтому выход из карантина для отрасли жизненно необходим. "Чем раньше зритель вернётся, тем быстрее нам удастся пережить последствия этого кризиса и сохранить кинотеатры по всей России. Важно понимать, что каждый нерабочий день формирует убытки для всей отрасли в целом. Ведь кинотеатр нужно содержать, даже в состоянии простоя", - напоминает Юлия Сорокина. Участники рынка не рассчитывают отбить потери в ближайшее время. Восстановления отрасли они ждут только к концу 2021 года.

С другой стороны, актуальным является вопрос о том, захочет ли зритель сейчас ехать в город с загородных убежищ для похода в кинотеатр. И захочет ли он смотреть фильм в напряженной атмосфере, которую могут вызвать все санитарные требования. "Ведь поход в кино — не просто просмотр фильма, это праздник. А когда зрители, пришедшие в кинотеатр, будут обязаны соблюдать жесткие предписания, испытывать тревогу, дискомфорт, это может негативно отразиться и на восприятии фильма. Не сделает ли это бессмысленным посещение кинозала, не обесценит ли сам поход в кино?" - сомневается президент группы компаний "Парадиз" Геворг Нерсисян в комментарии "Известиям".

В-третьих, для того чтобы открыться, необходима определенная подготовка. И она может занять месяц. Неделя или две — на технические задачи. А до месяца — на рекламную кампанию для фильмов. Поэтому профессиональное сообщество склоняется к тому, что залы можно будет открыть не раньше 1 августа. Есть предложение приурочить возобновление кинопроката к Дню российского кино, который отмечается 27 августа. Юлия Сорокина уверена, что технически подготовиться к запуску можно за несколько дней. А переговоры с прокатчиками пока можно проводить удаленно.

Андрей Наймушин по этому поводу говорит: "Дело в том, что очень многое зависит от поставщиков фильмов и от объемов. Условно говоря, если кинотеатр имеет два зала и не является частью огромной сети, то ему, наверное, не нужен целый месяц на подготовку. Для этого хватит недели или двух".

И четвертая весомая причина для того, чтобы тщательно обдумать дату киностарта – проблема с контентом. Зрителя привлекают в залы громкие премьеры, а все крупные релизы перенесены на более поздний срок.

Фото СарБК

Начать с чистого экрана

Эксперты однозначно заявляют, что открывать залы ради открытых дверей, нет смысла. В этом убедились китайцы. Они возобновили работу кинотеатров, но вынуждены были вновь повесить замки, потому что зрители проигнорировали малоинтересные картины. И в некоторых регионах России, где эпидемиологическая обстановка позволила "расчехлить" экраны, столкнулись с проблемой пустых залов и решили ждать оживления мирового проката.

Кинокритик "СарБК" Галина Зеленова подтверждает: "В расписании на июль нет ни одной крупной мировой или российской премьеры. Самая ранняя назначена на 13 августа. Это "Довод" Кристофера Нолана, но его уже несколько раз переносили. Через неделю после него должна выйти "Мулан". Всё остальное — только осенью.
Конечно, крупная премьера была бы полезна в этом странном летнем киносезоне для привлечения зрителей. Но зарубежные блокбастеры у нас стараются не выпускать намного раньше, чем в англоязычных странах (чтобы они не утекли в сеть). Значительно позже тоже нельзя — у них тоже "спиратят", и тогда в России будут смотреть премьеру на торрентах. Плюс для крупного релиза нужна рекламная кампания. А на неё нужно время. Поэтому фильмов Marvel и DС нет в летней сетке релизов. Их кампании длятся месяцами, и они должны называть точную дату выхода, а с этим пока сложно.
Поэтому кинотеатры могут открыть летний сезон только мелкими релизами. Это будут жанровые фильмы (триллеры, ужастики, комедии), околофестивальное и/или независимое кино и фильмы из неанглоязычных стран. У нас это чаще всего французские, но бывают ещё шведские, испанские (+латиноамериканские) и южнокорейские. Бонусом идет японская анимация. От них никто не ожидает чудес в прокате, многие уже есть в сети. А значит, в кинотеатры придут только те, кто соскучился. Что, возможно, не так уж плохо с эпидемиологической точки зрения, но грустно для кинотеатров. Ситуацию могло бы исправить российское кино. Но не исправит. Для крупных релизов тоже нужно рекламное продвижение и точная дата. А от других отечественных картин в плане сборов толку не больше, чем от зарубежных.
Я полагаю, что в теории 16 июля зрителей могли бы привлечь "Побег из Претории" с Дэниэлом Рэдклиффом и комедийный боевик "Мой Шпион" с Дейвом Батистой из "Стражей галактики". Но за рубежом они вышли ещё зимой. Так что чудес можно не ждать".

Но Юлия Сорокина убеждена, что открывать залы надо при первой возможности: "Крупные премьеры начнутся с августа, а до этого у нас будет время войти в прежний рабочий режим, и дать зрителям привыкнуть к факту, что кинотеатр снова можно посещать".

Директор Дома кино заявляет: "У нас нет мировых премьер. Мы показываем артхаусное кино. Его снимают и оно ждет свой очереди. Премьеры таких фильмов никто не делает в тысячных залах. Поэтому нам проще. Фильмов 30-40, которые должны были выйти, у нас точно есть. Они вышли в Европе — там, кроме Франции, уже работают кинотеатры".

Андрей Наймушин рассказал, что в Саратове вновь приступили к съемкам фильмов. Нижне-Волжская студия кинохроники недавно возобновила создание двух документальных картин. "Один фильм рассказывает про историю археологических раскопок на территории Увека. О том, что происходило на протяжении двух последних веков. А другой — про религиозные конфессии народов Поволжья. Это уже второй фильм на эту тему, первый был снял 15 лет назад и назывался "Волга". И вот мы снимаем вторую картину на тех же местах с теми же героями. Конечно, мы принимаем все необходимые меры предосторожности. Но при этом мне не понятно, почему в православных храмах идет служба, а мечети и синагоги закрыты. Как это может быть в одном регионе?".

Фото СарБК

Кино за 100 рублей

Эксперты считают, что общие потери кинотеатров страны от пандемии уже составили 40 млрд рублей. Игроки рынка напоминают, что сначала кинотеатры не отработали сезон школьных каникул с традиционно высоким пиком, а потом пропустили самые горячие месяцы для кинопроката. Обычно на апрель, май и июнь приходятся самые громкие голливудские премьеры.

По мнению аналитиков, со снятием всех коронавирусных ограничений, в стране откроются не все заведения. По разным прогнозам, вирус погубит от тысячи (это пятая часть всех кинотеатров в стране) до трети бизнес-объектов. Специалисты весьма ожидаемо предполагают, что выжить смогут крупные сетевые заведения, которые к началу пандемии располагали хорошей "подушкой безопасности".

В Саратове жертвой "ковида" стал кинотеатр "Победа". Хотя такой исход был совершенно ожидаемым. "В ста метрах от него находился новый кинотеатр с семью залами, да еще на территории торгового центра с определенным трафиком людей. Причем оба кинотеатра показывали одинаковую продукцию. "Победа" находилась в заведомо проигрышных условиях. Выжить было нереально в саратовских условиях", - считает Андрей Наймушин.

К слову, подобный сценарий кинопрокатный бизнес в Саратове уже проходил с кинотеатром "Саратов". Он в свое время не выдержал конкуренции с двумя мультиплексами в торговых центрах "Тау" и "Happy Молл". В феврале 2019 года прекратил работу кинотеатр "Родина" в Энгельсе – долгие годы единственное заведение такого уровня во всем 200-тысячном городе. При этом за месяц до этого в городе появился первый кинотеатр крупной российской сети.

Фото СарБК

Еще раньше прекратил существование легендарный саратовский "Пионер", не выдержав наступления конкурентов. С другой стороны, кинотеатр "Темп" в Заводском районе тоже закрылся в 2013 году, хотя альтернатив для кинопросмотра поблизости на тот момент не было.

Впрочем, кинотеатры в Саратове закрывались и до того, особенно массово в 90-х, когда вместе с государством рухнула и вся махина советского кинопроизводства.

Фото СарБК

На самом деле, список "бывших" состоит из десятка пунктов. Из нового – "Иллюминатор" на Волжской, из более старого –"Центральный" на проспекте Кирова, "Экран" на набережной, "Искра" на Московской, "Комсомолец" на Соколовой, "Ударник" в нынешней областной библиотеке… Но в кулуарах обсуждали, что "Победу" от этого перечня должны спасти законодательные нормы. Это здание, построенное по проекту архитектора Петрушко, является объектом культурного наследия регионального значения. И главное, как утверждают эксперты, на этот объект наложено обременение – оно может быть только кинотеатром. Поэтому вопросов о том, как его удастся продать и в дальнейшем эффективно использовать — масса.

По случаю ухода "Победы" саратовцами были сказаны довольно теплые слова. "Это один из символов города. У многих саратовцев есть душевные воспоминания, связанные с этим кинотеатром. В этом здании напрашивается музей саратовского кинематографа. Ведь из нашего города вышло много знаменитых актеров, здесь люди смотрели знаменитые кинофильмы. Помню, как впервые здесь видел "Три тополя на Плющихе", "Москва – любовь моя", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Иван Васильевич меняет профессию" (сбежал тогда с уроков)... С уничтожением таких мест, как "Победа" беднеют наши души. Сварщикам-механизаторам в нынешней власти этого не понять", - прозвучало в комментарии под новостью "СарБК" о том, что здание кинотеатра выставлено на торги, а работники уволены.

При этом Андрей Наймушин заявляет: "Я не очень понимаю, какая разница в том, где я смотрю кино про Человека-паука – в "Победе Плаза" или в кинотеатре "Победа". Мне от этого ни холодно, ни жарко, как и культуре нашего города".
Впрочем, разница все-таки была. В том числе, в размере цен на билеты. Галина Зеленова говорит: "Когда закрываются старые кинотеатры, которые существовали всю мою жизнь и в которых я была бесчисленное количество раз, мне всегда грустно. Это кусочек моей жизни, который я теряю и никак не могу спасти. Но дело не только в эмоциях. Чем "Победа" была хороша? В ней были большие экраны, больше, чем во многих залах Синема Парка в ТЦ "Триумф-молл". Хороший звук. И это действительно редкость! — большое расстояние между рядами. И ноги можно было вытянуть, и пройди мимо сидящих спокойно! Кроме того, у "Победы" была своя ценовая политика. (в том числе на попкорн!) Билеты на сеансы вечером и в выходные стоили примерно, как в сетевых. Но чуточку дешевле. А вот утром, особенно в будни, кино можно было посмотреть за 100 рублей. Буквально. Нам нужны несетевые кинотеатры, потому что соперничество крупных сетей ничего хорошего с точки зрения цен на билеты нам не даст".

Юлия Сорокина не стала комментировать новость о "Победе", но заметила: "Понимая, какие колоссальные убытки терпит наша отрасль, могу предположить, что аналогичные ситуации могут повториться в любом регионе".

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x