- A
- +A
- +A
"Прощание с Матерой" и с ТЮЗом. Георгий Цнобиладзе поставил последний взрослый спектакль в саратовском театре
- 11:28, 20 сентября 2022
- Комментариев[0]
Георгий Цнобиладзе так неожиданно стал для ТЮЗа имени Киселева бывшим главным режиссером, что не успел закончить сразу несколько работ. Уже в статусе экса он выпустил на сцену "Прощание с Матерой" по знаменитой повести Валентина Распутина. Вряд ли начиная работу над этой постановкой, он мог предполагать, что тема прощания станет для него автобиографичной. В последней взрослой премьере для саратовского театра у мастера была возможность показать все, на что он способен, громко хлопнув дверью. И это удалось - такой глубокой лиричной вещи в ТЮЗе давно не было.
В центре сюжета - судьба деревни Матера, расположенной на одноименном острове на Ангаре. Из-за строительства Братской ГЭС власти решили деревню затопить, а всех жителей переселить в город. Живут в Матере преимущественно старики — Дарья (Тамара Цихан), Настасья (Светлана Лаврентьева), Богодул (Владимир Конев), Катерина (Татьяна Лукина), Сима (Тамара Лыкова). Казалось бы, газовая плита куда удобнее, чем печь с дровами, а ванная выигрывает у бани, но деревенские потешаются над городским бытом, переживают, что не смогут к нему привыкнуть и воспринимают скорый отъезд как предательство. Материнская молодежь, Клавка (Жанна Волошина), Андрей (Руслан Дивлятшин) и Петруха (Владимир Егоров), верит, что в городе их ждет лучшая жизнь и куда проще относится к расставанию с малой Родиной.
Валентин Распутин говорил, что душа не может быть необитаемой, и пытался "заселить" души своих современников самыми положительными чувствами. Его творчество называли подвижническим и светоносным, а самого автора — мистическим. Точно таким же, очень светлым и немного мистическим вышел и спектакль ТЮЗа. Матера будто живое существо для своих обитателей. Иначе, как объяснить тот факт, что прощаются они с ней с таким почетом и скорбью? Например, приходят всей гурьбой на покос травы. Деревню затопят, это совсем не обязательно, но, нет, верный своей земле народ предпочитает прибрать ее напоследок. Начисто вымыть свою избу, обложить ее ароматной хвоей и даже побелить дом, словно накануне праздника, хочет и Дарья. Завтра жилище придут сносить, и эту бессмысленную работу любой посчитал бы глупостью, но для Дарьи она равна катарсису. Так ей проще принять неизбежное, проще осознать то, что Матера скоро будет стерта с лица земли и даже кладбище с могилами родственников погрузится под воду.
По случайному стечению обстоятельств за неделю до премьеры в ТЮЗе в Саратове побывали на гастролях артисты иркутского драматического театра имени Охлопкого. На сцене нашего драмтеатра они показали несколько спектаклей, в том числе и "Прощание с Матерой". Иркутяне при подготовке этого спектакля нашли живых очевидцев затопления деревень на Ангаре. Ведь Валентин Распутин по сути описывал один из эпизодов жизни своей родной деревни — прототипом Матеры считают поселок Горный Куй, затопленный в результате строительства Братской ГЭС. Таких "приговоренных" деревень и поселков было много, из них переселили в итоге почти 70 тысяч человек. Бабушки и дедушки в разговорах с режиссером и актерами пускались в тяжелые воспоминания, насыщая мастеров необходимыми эмоциями и красками. В итоге те, кому удалось побывать и на иркутском спектакле, и на тюзовском сошлись во мнении, что первым удалось добиться удивительной аутентичности — было ощущение, что на сцене обычные сибирские старики, а не профессиональные актеры. Зато тюзовцы показали, что такое настоящий русский психологический театр, где содержание важнее формы, а режиссеру не стыдно раствориться в актере.
Георгий Цнобиладзе действительно сделал все, чтобы подсветить каждого из героев, тем более, что ему досталось великолепная "старая гвардия" театра. И если у Распутина, и у иркутского театра в центре повествования Дарья, то у Цнобиладзе нельзя никого выделить, уделено внимание каждому из народных и заслуженных артистов. В помощь здесь лаконичная сценография художника Александра Храмцова и выверенная для миллиметра магия света от Максима Шлыкова. Сбивает с толку разве что авторская речь, которую артисты произносят сами. Каждый раз приходится включаться и перенастраиваться с нее на диалоги и обратно. Но спектакль не обкатан, и у артистов еще будет возможность попробовать решить эту проблему, например, с помощью более четких пауз и интонаций.
Возвращаясь к игре артистов, невозможно не остановиться на потрясающей Светлане Лаврентьевой, которая явно переживает очередной пик творчества. Вдова легенды ТЮЗа Юрия Ошерова на протяжении нескольких лет после смерти мужа редко показывалась на сцене. Затем народная артистка России скромно появилась в премьере "Мы - на острове Сальткрока" , зажгла в "Я, бабушка, Илико и Илларион" , и вот, наконец, украсила собой "Матеру". Светлана Васильевна моментально меняет эмоции, успевает проживать каждую из них, заставляет зрителей следить за ней, затаив дыхание. Настоящая актриса, с такой же большой душой, как и ее талант.
В октябре от Цнобиладзе ждут еще одну премьеру, на сей раз детскую — на Большой сцене ТЮЗа студия Табакова покажет "Маугли". Этот спектакль уже точно станет последним для питерского мастера в нашем городе. Стоит надеяться, что через какое-то время он вернется сюда в качестве хотя бы приглашенного режиссера. Правда, захочет ли он этого после всего пережитого в Саратове, еще не известно. Зато точно ясно, что "Прощание с Матерой" надолго задержится в тюзовском репертуаре. Да, это не про увеселительный поход в театр, где много смеешься, успеваешь поглядывать в телефон и ждешь антракта с буфетом. Но ведь душа обязана трудиться, особенно, если она все-таки обитаема.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
17.06.2022, 10:07
"В одном маленьком, но очень гордом театре ...". ТЮЗ закрыл сезон дважды грузинской премьерой
На днях будет ровно год, как Георгий Цнобиладзе стал главным режиссером саратовского театра юного зрителя имени Киселева. Назначение ученика Льва Додина пришлось на непростое время - часть труппы тогда конфликтовала с новым директором Игорем Баголеем, писала жалобы в минкультуры и влиятельным саратовцам. Но Цнобиладзе каким-то образом удалось утихомирить и объединить творческую часть ТЮЗа, и мятежей с тех пор не возникало. Наверняка, все это потребовало немалых усилий, плюс работа над текущим репертуаром занимает тоже много времени. В итоге до своей первой премьеры именно в статусе главрежа мастер добрался только сейчас ("Пиковую даму" он ставил еще в качестве приглашенного режиссера). Георгий Цнобиладзе из Санкт-Петербурга, но грузинских корней не скроешь, а потому выбор произведения Нодара Думбадзе в качестве основы для постановки кажется очень логичным.
-
23.09.2021, 10:34
"Пиковая дама". Драма на сцене и за кулисами ТЮЗа
Иногда премьера - это больше, чем просто первый показ нового спектакля. Именно так случилось в ТЮЗе. В прошлом сезоне в театре прогремели такие громкие скандалы, что о них услышал внешний мир. До этого театр больше года жил без главного режиссера, и теперь новый главреж выпускал спектакль, который должен был выйти еще в конце прошлого сезона. В общем, за кулисами бушевали трагедии. Смогли ли с ними сравниться действия на сцене?
-
03.09.2021, 09:36
Подвинуть "корону". Обновленные труппы и репертуарные планы саратовских театров в новом сезоне
Предыдущий театральный сезон в Саратове пандемии коронавируса уничтожить не удалось, но потрепала она его изрядно. Открылся год не в сентября-октябре, как это обычно бывает, а уже в январе. Зрительные залы полноценно заполнять не разрешали, а некоторые театры из-за вспышки среди сотрудников не успели сыграть ряд спектаклей. И вот новый сезон на носу, и театры уже, кажется, приспособились работать в таких условиях. Плюсом к ковидным ограничениям, у каждого из них есть свои проблемы. Но в абсолютном комфорте местные артисты и режиссеры не творили уже давно, а значит, публика в праве рассчитывать на интересные премьеры. Тем более, что информации для интригующих "затравок" уже предостаточно.
-
07.07.2021, 12:31
Спектакль окончен. Театральный сезон 2020/2021: премьеры, скандалы, коронавирус
В прошедшем театральном сезоне многое было впервые. Впервые начался он в январе, а не осенью, актерам и режиссерам пришлось вспоминать, как это работать на зрителя, ведь предыдущие 9 месяцев все постановки игрались и репетировались "в стол". Впервые из-за болезней артистов массово отменялись спектакли, залы не разрешали заполнять полностью и долгое время были закрыты буфеты. Все эти "ноу-хау" изрядно усложнили жизнь театрам, но публика исправно устраивала аншлаги, а значит, все труды были не зря. В итоге этот сложный саратовский театральный год вышел ничуть не слабее предыдущих.
-
22.11.2024, 13:58
"Веном: Последний танец". Заметки киномана
В третий раз Том Харди закинул невод, простите, вернулся на экраны в качестве инопланетного паразита и его хозяина из вселенной "Человека-паука". Вернулся невод лишь с личной харизмой главного персонажа. Всё остальное в фильме только утомляет.
-
19.11.2024, 10:39
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите
Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего российского угольного саммита - это ежегодное мероприятие, собирающее ведущих игроков угольной промышленности для обмена опытом и обсуждения новых технологий.
- Неделя
- Месяц