Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"В одном маленьком, но очень гордом театре ...". ТЮЗ закрыл сезон дважды грузинской премьерой

  • 10:07, 17 июня 2022
  • Комментариев[0]

На днях будет ровно год, как Георгий Цнобиладзе стал главным режиссером саратовского театра юного зрителя имени Киселева. Назначение ученика Льва Додина пришлось на непростое время - часть труппы тогда конфликтовала с новым директором Игорем Баголеем, писала жалобы в минкультуры и влиятельным саратовцам. Но Цнобиладзе каким-то образом удалось утихомирить и объединить творческую часть ТЮЗа, и мятежей с тех пор не возникало. Наверняка, все это потребовало немалых усилий, плюс работа над текущим репертуаром занимает тоже много времени. В итоге до своей первой премьеры именно в статусе главрежа мастер добрался только сейчас ("Пиковую даму" он ставил еще в качестве приглашенного режиссера). Георгий Цнобиладзе из Санкт-Петербурга, но грузинских корней не скроешь, а потому выбор произведения Нодара Думбадзе в качестве основы для постановки кажется очень логичным.

"В одном маленьком, но очень гордом театре ...".  ТЮЗ закрыл сезон дважды грузинской премьерой Фото Михаила Гаврюшова

Детство будущего классика советской и грузинской прозы Нодара Думбадзе безоблачным не назовешь. В 1937-м, когда ему не было еще и 10 лет, его отца, мать и двоих старших братьев сочли контрреволюционерами, арестовали и сослали в ГУЛАГ. Такой историей на просторах бывшего СССР никого не удивишь, но мало кто потом смог вырасти настоящим профи литературной комедии. Наверное, во многом этому способствовал тот, кто вырастил писателя. Вернее, та. Думбадзе воспитала бабушка, а вырос он в селе Хидистави, в котором сейчас есть музей произаика.

Роман "Я, бабушка, Илико и Илларион" - очень автобиографичная вещь и именно по ней Георгий Цнобиладзе поставил свой спектакль. В центре сюжета подросток по имени Зурико (Александр Степанов). Он учится в деревенской школе. Ну, как учится, чаще прогуливает, но бабушка Ольга (Светлана Лаврентьева), хотя и называет его юным прохвостом, все же очень любит и верит, что из него выйдет толк. Помогают ей воспитывать парня Илико (Валерий Емельянов) и Илларион (Алексей Ротачков). Илико ждет с войны сына, Илларион и вовсе остался без родственников, а потому Зурико им и за сына, и за внука.

Вся жизнь Зурико состоит из сплошных приключений. Вот он прогулял много уроков, и чтобы выкрутиться, старики решили состряпать ему липовую справку у врача, но доктор их раскрыл. Вот подросток под диктовку одноклассника пишет любовное письмо девушке Мэри, но неожиданно его получает бабушка и решает, что в нее тайно влюблен молодой учитель химии. А еще Илларион охотился на зайцев, попал в любимую собаку Зурико, а потом они устроили по ней пышные поминки. Парень все-таки умудрился получить диплом об окончании школы, и к удивлению многих отправился в город поступать в университет.

Фото Михаила Гаврюшова

Весь этот наивный ситком, как сказали бы сейчас, происходит в годы войны, но в нем практически нет места скорби, печали и слезам. В грузинской деревне весело, песни и танцы не прекращаются ни на минуту (за пластику отвечал актер ТЮЗа Алексей Кривега), вино льется рекой. Хотя то и дело ловишь себя на мысли, а вдруг весь этот смех всего лишь защитная маска, призванная скрыть ото всех боль и пустоту?

Фото Михаила Гаврюшова

Но как бы там ни было обитатели деревушки живут честно и по сердцу, здесь нет места злобе и предательству. Те же Илико с Илларионом, кажется, недолюбливают друг друга. Каждый из них не упустит возможность поиздеваться над другим, потроллить его как следует. Но все это до первой беды, потому что вот уже тогда Илларион отдаст последнюю рубаху за Илико, и наоборот.

Емельянов и Ротачков блестяще сыгрались в этой парочке, да и вообще актерский состав у премьеры на зависть. Практически у каждого персонажа по два исполнителя, а значит спектакль стоит посмотреть, как минимум, дважды, и каждый раз это будет что-то новое. К примеру, Зурико играют Александр Степанов и Алексей Анисимов. Природная органика у них абсолютно разная. Степанов — это этакий вечный мальчик, невысокий, с юношескими ужимками и манерой говорить. Анисимов же — Эдди Редмейн саратовского розлива, высокий, худощавый, комичный от и до. Какого хочешь Зурико, такого и выбирай. Бабушками заявлены Светлана Лаврентьева и Тамара Лыкова, народная артистка России и заслуженная, и опять же разные по подаче актрисы. В паре со Степановым играет Лаврентьева. Вдове Юрия Ошерова недавно исполнился 81 год, и у нее будто началась вторая творческая молодость. Юбилей актрисы в прошлом году отметили спектаклем "Колбаска, Боцман и другие", где она сыграла роль хозяйки усадьбы. В "грузинской" постановке ее персонажу отведено много времени, и харизматичная и колготная бабушка Ольга влюбляет в себя зрителя сразу же. А как она танцует вместе со всеми финальную лезгинку! В этом баттле Светлана Васильевна положит на лопатки любого молодого оппонента.

Фото Михаила Гаврюшова

За художественное оформление сцены отвечал Александр Храмцов, который уже работал с Георгием Цнобиладзе в "Пиковой даме". Ему нужно было постараться не убить потрясающую душевность текста Нодара Думбадзе, а по возможности усилить ее. И это удалось. Много "теплого" дерева, белье, развешанное во дворе, закатное и рассветное солнце — все это будто обнимает тебя, наполняя лиризмом и без того чуткое действо. А еще в "Я, бабушка, Илико и Илларион" использовал прием с игрой теней. Это когда за ширмой актеры становятся то ближе к источнику света, то дальше от него, увеличиваясь или уменьшаясь в размерах. Фишка старая, даже детская, но при умелом исполнении заходит на ура даже в самых больших постановках. Да, Новая сцена ТЮЗа технически оснащена великолепно, но, как оказалось, для вау-эффекта далеко не обязательно использовать все ее возможности.

Эта дважды грузинская премьера (режиссер плюс драматург) про погрустить и посмеяться, про ощущение дома и мира в душе, про то, что надо праздновать каждый день своей жизни. И то, что ТЮЗ выпустил такую жизнеутверждающую премьеру в нынешнее тревожное время, особенно ценно. Она практически завершает 104-й театральный сезон. Еще немного и актеры, режиссеры и все-все работники сцены уйдут на летние каникулы. Но что-то подсказывает, что даже там они нет-нет да и будут пританцовывать или напевать что-то грузинское. Уж больно это заразительное дело.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 23.09.2021, 10:34 "Пиковая дама". Драма на сцене и за кулисами ТЮЗа

    Иногда премьера - это больше, чем просто первый показ нового спектакля. Именно так случилось в ТЮЗе. В прошлом сезоне в театре прогремели такие громкие скандалы, что о них услышал внешний мир. До этого театр больше года жил без главного режиссера, и теперь новый главреж выпускал спектакль, который должен был выйти еще в конце прошлого сезона. В общем, за кулисами бушевали трагедии. Смогли ли с ними сравниться действия на сцене?

  • 03.09.2021, 09:36 Подвинуть "корону". Обновленные труппы и репертуарные планы саратовских театров в новом сезоне

    Предыдущий театральный сезон в Саратове пандемии коронавируса уничтожить не удалось, но потрепала она его изрядно. Открылся год не в сентября-октябре, как это обычно бывает, а уже в январе. Зрительные залы полноценно заполнять не разрешали, а некоторые театры из-за вспышки среди сотрудников не успели сыграть ряд спектаклей. И вот новый сезон на носу, и театры уже, кажется, приспособились работать в таких условиях. Плюсом к ковидным ограничениям, у каждого из них есть свои проблемы. Но в абсолютном комфорте местные артисты и режиссеры не творили уже давно, а значит, публика в праве рассчитывать на интересные премьеры. Тем более, что информации для интригующих "затравок" уже предостаточно.

  • 07.07.2021, 12:31 Спектакль окончен. Театральный сезон 2020/2021: премьеры, скандалы, коронавирус

    В прошедшем театральном сезоне многое было впервые. Впервые начался он в январе, а не осенью, актерам и режиссерам пришлось вспоминать, как это работать на зрителя, ведь предыдущие 9 месяцев все постановки игрались и репетировались "в стол". Впервые из-за болезней артистов массово отменялись спектакли, залы не разрешали заполнять полностью и долгое время были закрыты буфеты. Все эти "ноу-хау" изрядно усложнили жизнь театрам, но публика исправно устраивала аншлаги, а значит, все труды были не зря. В итоге этот сложный саратовский театральный год вышел ничуть не слабее предыдущих.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x