- A
- +A
- +A
Законы Ома теперь не знакомы. Почему физика теряет популярность у школьников и студентов
- 12:25, 27 апреля 2023
- Комментариев[0]
Год назад Рособрнадзор заявил о резком снижении популярности физики среди предметов для сдачи ЕГЭ - со второго на четвертое место. Неожиданностью эта новость не стала. Доля выпускников, выбирающих физику для сдачи экзамена, падала последние 6 лет, что только обострило дефицит инженерных кадров. А саратовские промышленники недавно призывали решить проблему с нехваткой учителей физики и математики в школах. СарБК разбирался в том, что происходит с преподаванием одной из базовых естественнонаучных дисциплин.
Не место для эксперимента
По данным Роспотребнадзора, физика в рейтинге выбранных для ЕГЭ предметов начала сдавать позиции в 2017 году. Тогда доля старшеклассников, которые выбрали этот предмет, впервые сократилась со стабильных 26-27% до 23%. И хотя в дальнейшем доля продолжила снижаться, физика все-таки удерживала второе место по популярности после "абсолютного хита" выпускников – обществознания. Но в прошлом году физика (16,8%) пропустила вперед биологию (19,4%) и информатику (17,5%).
Рост последней выглядел позитивным трендом для отечественной IT-индустрии. Тогда отрасль подсчитывала потери от массового переезда программистов за рубеж. Резкое же снижение популярности физики, а значит и числа потенциальных инженеров, расстроило промышленников, которым к тому времени уже поручили в условиях жестких антироссийских санкций усилить работу по импортозамещению и расширить выпуск сложной технологической продукции. Без грамотных специалистов это сделать невозможно. Говорят, что директор одного из саратовских предприятий отказался от уже профинансированного проекта по трехкратному увеличению производственных площадей только из-за дефицита подготовленных кадров, в том числе инженерных.
Почему же школьники все меньше увлекаются физикой, игнорируют ее в выпускном классе и не связывают с этой дисциплиной дальнейшую жизнь? Филипп Белов, кандидат педагогических наук, учитель физики Лицея прикладных наук им. Трубецкова, где этот предмет является одним из основных профилирующих, рассуждает: "Физика, математика, химия, астрономия – естественнонаучные дисциплины, между которыми множество тесных и глубоких связей. Почти на каждом уроке эти связи можно увидеть и использовать. Но в последние несколько лет я часто замечаю, что когда ученики приходят ко мне на урок физики, у них словно отключаются те отделы головного мозга, которые отвечают за математику, химию и прочее. Когда я показываю им применение на физике тех элементов математического аппарата, которые они изучали на уроках математики неделю, месяц или пару дней назад, они смотрят удивленно. А разве это и здесь нужно? Хотя, кажется, что это должно быть очевидно. Может быть, причина – особенность современного поколения, которое обладает клиповым мышлением, и им очень сложно формировать целостную картину знаний. Наверное, это одна из проблем, которые в том числе влияют и на снижение популярности физики".
Собеседник СарБК предполагает, что связь между предметами могла пострадать и от того, что педагогические вузы стали реже выпускать учителей с двойными специальностями, например, математика-физика или физика-информатика. А высокие результаты ЕГЭ по физике невозможны без крепких знаний математики и химии.
"Я понимаю, что те, кто задумывается о выборе физики для ЕГЭ, боятся, наверное. Потому что с преподаванием физики, надо прямо говорить, достаточно тяжело во многих школах. Широко распространены проблемы перегрузки учителей и нехватки кадров. Не так много специалистов, которые в этом направлении могут детей увлечь. И школьники, понимая, что не получат качественной поддержки, считают, что не справятся с экзаменом", — считает Белов.
По оценке ректора Московского физико-технического института Дмитрия Ливанова (бывшего главы Минобрнауки) две трети школ уделяют недостаточно внимания преподаванию физики. Там "ни один школьник" не выбирает этот предмет для ЕГЭ, цитирует руководителя вуза "Коммерсантъ".
Есть в этой проблеме и моменты, которые не зависят от рядовых педагогов. Анализ школьной программы показал, что за последние 30 лет количество предусмотренных для физики часов сократилось на 30%. Из учебного процесса постепенно исчезает тот самый эксперимент, в том числе в рамках лабораторных работ, который способен вызвать интерес к предмету (без помощника учителю некогда этим заниматься). Иногда обратиться к физике в старших классах не позволяет выбранный в девятом классе гуманитарный профиль (интерес к предмету появился, но догнать одноклассников из физико-математических групп очень непросто).
Удивительно, но по наблюдениям, олимпиадное движение по физике вовсе не снижает обороты и, кажется, не страдает от дефицита квалифицированных наставников. Возможно, им управляют правила приема в вузы – победитель олимпиады института или университета становится студентом еще до ЕГЭ. У одних получается и другие хотят так же.
Физики в загоне
Филипп Белов считает, что единый госэкзамен по физике не является чрезвычайно сложным: "В содержании ЕГЭ по физике нет ничего из того, что не изучается в средней и старшей школе, то есть, не входит в государственный образовательный стандарт. Там нет никаких олимпиадных задач, которые бы решали единицы детей. Все задачи вполне знакомы большинству выпускников, которые освоили программу 7-11 класса. Набрать 100 баллов по физике, на мой взгляд, проще, чем по профильной математике, где есть несколько задач близких к уровню олимпиадных".
Заместитель директора института физики СГУ по социальной и воспитательной работе Алексей Титов добавляет: "Одно дело, когда ты хочешь поступить в МФТИ и тебе нужно сдать три экзамена на 280 баллов, а другое дело, когда ты хочешь поступить в вузы попроще. В этом случае сдать физику на удобоваримый балл, который позволит поступить на инженерное физическое направление, не сложно. Но об этом выпускникам никто не говорит. Сейчас вообще бум не-физиков".
Место физики в приемной кампании занимает информатика. Вузы с 2020 года дают возможность выбора между этими предметами на многих направлениях, а сдавать информатику, по устоявшемуся мнению, проще, чем физику. Не исключено, такое решение было принято в высшей школе для того, чтобы успешнее закрывать бюджетные места. Ведь по статистике, углубленно физику изучают 3% российских учеников, а места на вузовских инженерных программах резервируются под четверть выпускников. Значит, в проблемах предмета (и в слабой подготовке абитуриентов по профильной дисциплине) можно винить не только школьных учителей, но и вузы.
"Вузы здесь ни при чем, - считает Алексей Титов. – Выбор между физикой и информатикой предоставлен не для того, чтобы закрыть бюджетные места, а для того, чтобы избавить ребят от необходимости учиться на коммерческом отделении. Часто у них глаза горят, они стремятся на чисто айтишные направления. И если они вываливаются из бюджетного конкурса, то выбирают обучение на коммерческой основе, а рядом на физических факультетах есть IT-направления с бюджетными местами".
Впрочем, эксперт замечает, что абитуриентов пугает даже частичное присутствие физики в учебном плане вуза: "Тот, кто в школе физики не видел, у него создается впечатление, что будет страшно и непонятно. Хотя высшая математика в огромном количестве на IT-направлении тоже будет непонятна. Все дети, кто сейчас оказывается после 11-го класса в университете, видят много неожиданного для себя. Разрыв между средней и высшей школой увеличивается".
Собеседник СарБК положительно оценивает идею о том, чтобы поступающие на инженерные факультеты помимо ЕГЭ по русскому языку сдавали профильную математику, информатику и физику (в 2024 году это требование появится в инженерно-технических вузах, а с 2025 года — во всех), но предупреждает, что это вновь вернет участников процесса к вопросу преподавания в школах.
"По-хорошему надо взять физиков-преподавателей вуза и десантировать их в восьмые классы по школам, обеспечив им завидные условия труда. Тогда бы эффективность возросла, но, боюсь, только через несколько лет", — отметил Титов.
В Саратове не все так плохо?
Почти все эксперты говорят, что физику из топ-3 ЕГЭ по выбору вытеснила популярность IT-специальностей. Этот тренд сравнивают с повсеместным желанием школьников в нулевых быть юристами и экономистами. Впрочем, специалисты в сфере информационных технологий действительно имеют высокие зарплаты. На них и рассчитывают сегодняшние выпускники. Председатель комитета по промышленности Саратовской областной думы Александр Анидалов, который обеспокоен "немыслимым" масштабом дефицита инженерных кадров на производствах, замечает: "Это иллюзия. Мы с представителями сферы разговаривали. Молодые специалисты, если у них нет стажа работы более пяти лет, получают те же 25 тысяч, когда выходят из вуза".
Другое мнение у директора кадрового агентства "ЭкоСтатус" Анны Саратовской: "У инженеров с базовым физическим образованием предлагаемый оклад не выше 45 тысяч рублей на саратовских предприятиях. Программисты различных уровней могут зарабатывать в разы выше, выбирая географию и компанию по своему вкусу. Родители и дети выбирают безоблачное будущее, делая осознанный шаг в сторону от физики".
При этом эксперт обращает внимание на универсальность специалистов с физическим образованием: "Они могут работать почти на любом оборудовании и в любой стране, потому что физика одинаковая везде, к тому же все физики знают английский язык. На практике легко перейти из одной науки в другую, более легкую — как программирование, где уровень решения задач проще, а уровень мотивации выше. Среди клиентов нашего агентства много кандидатов с начальным физическим образованием и с опытом в совершенно разных областях".
Почти все собеседники СарБК высказались о необходимости в популяризации инженерных профессий. Александр Анидалов вновь предложил развивать промышленный школьный туризм: "Неужто увидеть, как работает электростанция, менее интересно, чем посетить музей гармошки, при всем уважении к гармошке? Мы в свое время посещали предприятия с образовательными целями. Например, наблюдали производство кислоты. А потом по учебникам только доучивали тему".
К слову, на федеральном уровне уже выработаны меры для восполнения дефицита инженеров-физиков. В разработанной концепции по развитию инженерного образования кроме требований о ЕГЭ по четырем обязательным предметам говорится о расширении сети профильных классов по физике и подготовке "современного экспериментального практикума" с необходимым дооснащением школ. Учителям будет предложено пройти переподготовку и повысить свою квалификацию.
К слову, Саратовская область может добиться здесь неплохих результатов, потому что в нашем регионе рекордного падения физики в рейтинге не произошло. В этом году обществознание будут сдавать 54,7% школьников, информатику – 20,4% (на 3% больше, чем в прошлом году), физику – 19,2% (в прошлом году — 18,8%). То есть у нас физика опустилась на третье, а не на четвертое место среди предметов, как в целом по стране. А в этом году даже продемонстрировала едва заметный рост.
Более прочные позиции физики в регионе эксперты Саратовского института развития образования связывают в тем, что "три вуза в области на большинство своих специальностей и направлений принимают в качестве вступительного испытания ЕГЭ по физике".
Значит ли это, что область сможет быстрее решить проблему дефицита специалистов с техническим образованием, сказать сложно.
Недавно ученые Высшей школы экономики усомнились в целесообразности расширения подготовки инженеров. Профессор департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами ВШЭ Елена Варшавская рассказала "Коммерсанту", что число работников с высшим инженерно-техническим образованием в стране с 2010 года выросло на 13% (с 6,1 млн до 6,9 млн человек). Эксперт замечает, что в этот период спрос на них не увеличивался, а напротив, скорее сокращался. То есть проблему дефицита инженеров следует решать другими способами. Например, за счет гонки зарплат, признаков которой на начало 2023 года в российских компаниях заметно не было, отмечает профессор.
Правда, промышленники имеют совсем другое мнение: по их словам, якобы за последний год произошел двукратный рост зарплат эффективных специалистов. Впрочем, и его вряд ли будет достаточно для того, чтобы сделать из инженерии такую же конкурентную профессию, как IT.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
10.08.2023, 12:31
Приемная кампания-2023. Поступление в наказание
Завершился самый волнительный этап приемной кампании нынешнего года - вузы зачислили абитуриентов на бюджетные места. Зря выпускники школ и их родители надеялись на отмену единственной волны приема, которая уже третий год является главной причиной вступительной нервотрепки. В очередной "валидольной" битве за бюджет повторилась и история со сбоями в работе суперсервиса "Поступи в вуз онлайн". Положительные оценки абитуриентов получило лишь введение системы приоритетов, хотя поступающие к позитивным выводам пришли очень не сразу. Подробности - в обзоре СарБК.
-
26.08.2022, 11:52
Приемная кампания-2022. Нервотрепка в законе
Второй год вступительная кампания в вузы сталкивается с единой волной приема и сопровождается бурей возмущения абитуриентов и их родителей. Этим летом ситуация осложнилась крайне неудачным стартом суперсервиса "Поступление в вуз онлайн". В вузах сырое техническое решение считают самым большим злом завершающейся (еще идет зачисление на платное обучение) приемной кампании. Как и с чем боролись абитуриенты, чтобы занять заветные бюджетные места, - в обзоре СарБК.
- 23.06.2020, 16:23 Приемная кампания-2020. Как стать студентом онлайн В российских вузах стартовала приемная кампания. Из-за пандемии коронавируса она стала, пожалуй, самой непростой и нервозной за последние годы. Вероятно, для того чтобы придать ситуации некоторую устойчивость, прием документов в вузы решено начать по многолетнему календарю - с 20 июня. При этом пострадала логическая последовательность многолетней схемы - сначала ЕГЭ, а потом заявление в вуз. В этом году выпускникам школ предложено сначала выбрать вуз и направление, а потом сдать экзамены (первый назначен на 3 июля). Впрочем, в приемных комиссиях абитуриентам советуют не торопиться. В вузах убеждают, что потенциальный студент не опоздает с подачей документов, если решит дождаться результатов ЕГЭ.
- 06.06.2019, 10:34 Приемная кампания-2019. Кадровая политика "на глазок" и династии от безысходности Приемная кампания в вузы всегда была стрессовым испытанием для выпускников школ и их родителей. И в советское время, и уже в новой России. Стала ли эта июньская пора в наши дни еще более сложной и тревожной? Определенно, да. Хотя бы потому, что сегодня точного ответа на вопрос о том, какие специальности будут востребованы в стране через пять лет, не существует. То есть, родители вместе с детьми уже при выборе предметов ЕГЭ, а затем вуза и специальности, должны просчитать направление экономических процессов, их последствия, разворот рынка труда и особенности спроса на трудовые ресурсы. Надо ли говорить, что в Саратове с его падающей экономикой, это сделать еще труднее (варианты развития расползаются в разные стороны). Поэтому здесь родители чаще всего рекомендуют детям получить профессию в той сфере, где смогут потом их трудоустроить. Ну, или пока надеются, что смогут им помочь.
- 31.07.2017, 11:12 СМИ: Выпускники-медики будут сдавать экзамен на допуск к профессии Минздрав России переходит на принципиально новую систему допуска к профессиональной деятельности. Выпускникам медицинских учебных учреждений теперь предстоит испытание на получение допуска к профессии. Знания и навыки молодых специалистов и опытных врачей будут оценивать независимые эксперты.
- 20.12.2024, 15:04 Приложение билайна получило гран-при премии «Золотое приложение»
-
20.12.2024, 14:37
"Еретик" и ужасное очарование Хью Гранта. Заметки киномана
Если вы хотите очень страшный ужастик, вам не сюда. Но если вам нужен средней страшности ужастик и очень зловещий Хью Грант, вам сюда и больше никуда!
- Неделя
- Месяц
- Мужчина приехал в Саратов за проституткой и нарвался на аферистов 5
- Водителю троллейбуса вынесли приговор за ДТП "под кайфом" 4
- "ВАЗ" с 18-летним водителем врезался в дерево, погибла женщина 3
- Аренда больницы. С "клана Грищенко" взыскано 117 миллионов 3
- Два высотных здания на Московской переданы в госсобственность 3