Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Эксперт: "Число трудовых мигрантов уменьшится, но не сильно"

  • 13:57, 4 апреля 2024
  • Комментариев[0]

Теракт в московском "Крокус Сити Холле", исполнителем которого стали граждане Таджикистана, вызвал дискуссию о мерах контроля за потоком мигрантов. В повестку дня вошел и вопрос о применении труда приезжих. За последние несколько дней прозвучало множество идей о том, как навести порядок в этом сегменте рынка труда. Предлагается сократить срок пребывания въехавших в стране иностранцев, ввести для них биометрическую идентификацию и "соглашение о лояльности", даже возродить федеральную миграционную службу. Оценить предложенные меры, а также сложившуюся ситуацию на рынке труда, СарБК попросил заведующую кафедрой управления персоналом Поволжского института управления РАНХиГС, кандидата психологических наук, доцента Наталью Моисеенко.

Эксперт: "Число трудовых мигрантов уменьшится, но не сильно" Фото СарБК

Миграция помолодела

Наталья Владимировна, еще совсем недавно мы говорили о том, что привлечение труда мигрантов является одним из решений проблемы острейшего дефицита кадров, а теперь вектор несколько изменился, теперь все больше обсуждаются меры контроля потока приезжих. Какая задача в итоге окажется более важной? В свете новых событий нам все еще нужны эти трудовые ресурсы?

- В итоге уменьшим число трудовых мигрантов, но не сильно. Потому что они заняты в тех сферах деятельности, где используется низкоквалифицированный труд. А использование низкоквалифицированных сотрудников, будь то мигранты или заключенные, является экономически целесообразным, выгодным и для организаций, и для экономики в целом. Мне кажется, нам надо активно наводить порядок во взаимодействии работодателей и контролирующих органов с мигрантами. По большому счету, надо переломить ситуацию, когда человек въехал в страну, обозначил, что он хотел бы здесь работать, а потом потерялся и его никто не видит.

Известна ли доля мигрантов, которые таким образом выпадают из поля зрения? 

- Порядка 70% въезжающих указывают трудовую деятельность как повод пересечь границу России, приобретают трудовые патенты, заключают трудовые договоры, по разным данным, до 40%. Получается, 30% имели другие цели или трудоустроены неофициально. И последние проверки после трагедии в московском "Крокус Сити Холле" показали достаточно большой процент неофициально трудоустроенных. И это является проблемой и для страны, и для самих мигрантов. Ведь они не имеют никаких социальных гарантий. Их не увольняют, а выгоняют с работы, не имея никаких обязательств перед данным контингентом. Это приводит к тому, что увеличивается число иностранных граждан в России без понимания какой деятельностью они занимаются и на что направлена их жизнь в нашей стране. Я думаю, что это, в том числе, становится полем для стимулирования экстремистской деятельности в тех внешнеполитических условиях, в которых находится наша страна.

Поток трудовых мигрантов обратно в Таджикистан тоже, наверное, указывает на объемы теневой занятости приезжих.

- Министерство труда и занятости Таджикистана выразило обеспокоенность тем, что из России поступает много звонков от мигрантов и увеличился их возврат на родину. Дело в том, что часть организаций, понимая, что ожидаются серьезные проверки, оповестили неофициально привлекаемых к труду мигрантов и попросили их некоторое время не показываться на рабочих местах. Но не у всех мигрантов есть средства для того, чтобы месяц прожить в Москве, часть из них возвратились обратно.

Назовите сферы с высокой долей неофициальной занятости.

- Курьерская деятельность, перевозки, складские услуги, агропромышленный комплекс, а именно растениеводство, животноводство. Вряд ли контролирующие службы активно курсируют по полям, где сторож-мигрант, например, охраняет арбузы.

Сегодня выяснилось, что ведомства и ранее разрабатывали меры для усиления контроля за потоком гастарбайтеров, но почему-то ждали какого-то особого момента. 

- Я не могу сказать, что в стране ничего не делалось. Вопросы о трудовых мигрантах поднимались последние двадцать лет, принимались разные нормативные документы, но обычно они резко актуализируются, когда случается какая-то серьезная трагедия. Сегодня ситуация получила эмоциональный всплеск после мартовского теракта. Меры реагирования были и есть, сейчас они усиленно дополнительно прорабатываются. И в этой работе надо учитывать, что в последнее время существенно изменилась возрастная структура прибывающих мигрантов – увеличилась доля молодых людей до 30 лет. Зачастую это люди, не имеющие профессионального образования, в лучшем случае, оно является средним специальным. И если они не трудоустроены, то, по большей части, это теневая занятость без оформления трудовых отношений. Они хуже знают русский язык, они имеют, на мой взгляд, меньше желания ассимилироваться в стране. Этим отчасти объясняется и увеличение числа преступлений, совершенных мигрантами. И рост агрессивных проявлений, даже не обязательно преступлений, выше среди молодых мигрантов в возрасте до 25 лет.

Фото СарБК

 Не Мекка для мигрантов

Есть ли какие-то саратовские региональные особенности использования труда мигрантов?

- Саратовская область в структуре регионов - не самый активный потребитель труда мигрантов. Мы не можем сравниться с Москвой, Санкт-Петербургом, Ханты-Мансийском, где традиционно большой приток трудовых мигрантов нацелен на участие в трудовых процессах. Поэтому, на мой взгляд, в нашем регионе, серьезных вспышек, конфликтов, проблемных ситуаций, связанных с трудовыми мигрантами не так много. Тем более, что Саратовская область является многонациональной, у нас много разного спектра религиозных течений и религий, которые исповедают жители региона и трудовые мигранты.

Почему именно область не является привлекательной для трудовых мигрантов?

- Это не вопрос каких-то перекосов на рынке труда. У нас процент тех, кто ведет теневую занятость, даже меньше, чем в столичных городах. Потому что таких мест и количество мигрантов значительно меньше. Я думаю, это объясняется тем, что по уровню заработных плат Саратовская область не входит в ведущие регионы страны. Стоит также учитывать, что в области развито машиностроение и большинство таких предприятий имеют высокую долю заказов от ВПК, где очень жесткий контроль и учет всех работников. Там невозможно привлечь к труду нелегальных работников.

При этом мы испытываем ничуть не меньший дефицит кадров.

- В Саратовской области также, как и в стране, самый низкий уровень безработицы за последние 20 лет. У нас наблюдается убыль трудового населения. Нашему региону тоже придется задуматься над источниками рабочей силы. Например, при строительстве крупного распределительного хаба Wildberries на 10 тысяч рабочих мест. Я думаю, что мы не сможем обойтись без привлечения иностранной рабочей силы.

В Махачкале после теракта в "Крокусе" были задержаны граждане Таджикистана, которые работали водителями мусоровозов. Поэтому в городе случился "мусорный коллапс", как писали СМИ. У нас подобное может случиться?

- У нас не таких центров, где трудовые мигранты составляли бы 70-80% штата. Для нас такое может стать вопросом кадрового риска. Я уже упоминала строительство большого распределительного хаба. Там надо учесть пропорциональность рабочих мест - риск наступает тогда, когда мигранты составляют больше 50%. Тогда склад не может быстро перестроить работу. Мне кажется, что для Саратовской области такая ситуация маловероятна.

Нацпроект для иностранцев

Давайте вернемся к законодательным предложениям в сфере трудовой миграции, которые обсуждались в последнее время. 

- Идеи были разные. Около года назад наши работодатели при усиливающемся кадровом голоде просили разрешить возврат по специальному запросу некоторым трудовым мигрантам, которые были высланы из страны после нарушения каких-то правил пребывания или оформления документов.

То есть, этих людей предлагалось простить и вернуть?

- Да. Это предложение было отвергнуто властями и совершенно правильно. Иначе у нас появилось бы большое число фейковых организаций-однодневок, которые бы писали эти заявки на трудовых мигрантов, а на самом деле, это был бы инструмент обеспечения въезда граждан других стран на территорию России. А предложение, которое было связано с перераспределением по специальностям для иностранцев в российских вузах, было реализовано.

В последние несколько дней прозвучало очень много предложений – от сокращения срока пребывания мигрантов в стране до 90 дней в году до возрождения российской миграционной службы. Как вы их оцениваете?

- Я думаю, что их надо обсуждать и не все вместе, а каждое предложение отдельно. Причем с точки зрения того, как оно скажется в текущей ситуации и на перспективу. Мы можем выяснить, через какое время тот, кто въехал в страну для поиска работы, получил патент, заключил свой первый договор. Но я не могу сказать, достаточно ли для этого 90 дней. Потому что большая часть открытых вакансий связана с высококвалифицированным трудом, включая рабочие специальности - фрезеровщиков, слесарей-сборщиков, где ограниченно могут работать трудовые мигранты, не имеющие квалификации. Потом я думаю, что нам надо при въезде расширить перечень позиций, которые мы фиксируем. Например, выяснять не только цель въезда, но и уровень образования. Мне кажется, это позволит нам сегментировать и в дальнейшем отслеживать потоки по трудоустройству. Я понимаю, что это увеличение нагрузки на центры занятости, но нужно, чтобы они фиксировали тех, кто заявил трудоустройство в качестве цели въезда в страну.

А как сейчас трудовые мигранты ищут работу?

- Самый распространенный источник, это когда родственники знакомые, односельчане, одноклассники приехали в Россию трудоустроились и позвали других присоединяться. Второй источник, особенно это касается приезжающих из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, это диаспоры. Они имеют центры правовой помощи, которые поддерживают прибывающих. У нас в Саратове тоже работают такие центры. К ним, в том числе, стекается информация о том, где трудоустраиваются чаще всего, где более благоприятное поле трудовой деятельности. Обращения в службы занятости очень ограниченные. Они могут разместить резюме на сайте "Работа в России" и других работных сайтах, но в нем приезжим людям без профессионального образования, опыта работы и проблем с русским языком особо нечего сказать, кроме возраста и состояния здоровья. Да и число вакансий для неквалифицированных работников в службах занятости тоже невелико. Ну сколько нам надо дворников…

[%photo9]

Кадровые агентства в этом совсем не участвуют?

- Их число к сегодняшнему дню в принципе уменьшилось в разы. Это связано с тем, что чаще всего вопросы решаются через сайты по поиску и предложению работы. Рекрутинговые и кадровые агентства работают в узких сегментах, например, по уникальным технологам пищевого производства молочной или мясной промышленности. Туда большинству трудовых мигрантов, что называется, путь заказан. Хотя некоторые из них, кто имеет профессиональное образование и опыт работы, еще находясь на территории своей страны, начинают поиск работы через такие сайты.

Какие еще меры вы считаете разумными?

- Должен быть принцип – если ты приехал и работаешь, ведешь свою трудовую и личную жизнь в системе правовых координат страны, то мы тебе рады и поддерживаем. Можно даже стимулировать развитие профессиональных навыков и компетенций, например, по аналогии с нацпроектом "Демография", где разные категории граждан России проходят повышение квалификации для того, чтобы быть более востребованным на рынке труда. Мне кажется, что такие поощрительные меры для добросовестных трудовых мигрантов, которые хотели бы развиваться и, может быть, получить гражданство, таким образом будет их стимулировать. Делать это можно только для легализованных в трудовом процессе работников.

Но это дополнительные финансовые затраты.

- А если мы не будем поддерживать людей, которые легально работают, хотят развиваться, имеют намерение вступить в российское гражданство, то каким образом мы будем пополнять недостаток рабочей силы? Как формировать и усиливать лояльность к нашему государству, тем самым снижать агрессивные проявления, я уж не говорю о преступлениях? Государство, на мой взгляд, должно иметь такие механизмы.

Кажется, что механизм обучения и переобучения и в отношении российских граждан себя не исчерпал.

- И эти механизмы работают в отношении граждан нашей страны. Президентом уже заявлены два новых нацпроекта. Это "Кадры", который связан с развитием профессиональных учебных заведений с точки зрения формирований новых квалификаций, и "Молодежь". Мы понимаем, что до 2030-2035 годов мы будем жить в дисбалансе притока и оттока рабочей силы на рынке труда. То есть, молодых людей в трудовую деятельность будет вступать меньше, чем покидать рынок труда. Это связано с демографическими процессами конца 90-х годов, начала 2000-х. И мы эту ситуацию фактологически переломить не можем, мы не можем клонировать людей, не можем заменить их роботами. Поэтому нам надо искать источники привлечения не просто квалифицированной рабочей силы, но и лояльных, следующим традициям, культуре, формам труда и быта, в том числе мигрантов. Тем более, что у нас на протяжении долгого периода времени есть квоты для иностранных граждан в высших учебных заведениях. И это же работает.

Жители каких стран в основном пользуются квотами?

- В основном это страны бывшего Советского союза. Много из тех, кто прошел программы, а потом получил гражданство, являлись гражданами Украины, Молдавии. Белоруссию я не называю, потому что у нас единое образовательное пространство. И в тройке стран, которые активно участвует в этих формах поддержки, находится Казахстан. И мы решаем одновременно две задачи – улучшаем демографическую ситуацию, потому что приезжают молодые люди, которые становятся гражданами России, создают семьи, рожают детей. И второе - решаем вопрос наполнения рынка труда квалифицированными работниками, что нам очень важно. Я бы подумала об отраслях, где действительно необходимо применить механизм, связанный с выделением мест для обучения иностранных граждан, например, в рамках профессионалитета. У нас в Саратовской области есть профессионалитет в рамках кластера АПК. И возможно, выделение здесь квоты для иностранных граждан, тоже будет приводить их на рынок труда и увеличивать квалифицированную рабочую силу.

Фото СарБК

Предлагается также проводить так называемый организационный набор трудовых мигрантов – только на те предприятия и в те сферы, где требуется их труд. 

- Представьте, у нас из Таджикистана приезжает 500 тысяч человек в год. Это какой должна быть государственная служба, которая вычленит места трудоустройства, напишет кому-то приглашение? Это почти на деревню дедушке. У нас ведь были введены квоты для высококвалифицированных трудовых мигрантов. Есть четкое понимание того, на какую должность, на какое предприятия, в каком регионе приглашается конкретный специалист. Это зачастую делает сама организация через выставление вакансий на соответствующих сайтах, анализ резюме иностранных граждан. Механизм привлечения в высокотехнологичные области иностранных граждан отработан. А на низкоквалифицированный труд, допустим, такси. Их же не агрегатор принимает как штатных специалистов. Они в лучшем случае заключают договор на предоставление информации А сам таксист регистрируется как самозанятый или имеющий патент на определенные виды работ или индивидуальный предприниматель. Мне кажется, что предложенный механизм потребует очень много затрат, но эффект от такой работы будет невысокий.  

Если делать вывод из нашей беседы, то, видимо, следует сказать, что надо ужесточать контроль за трудовыми мигрантами, искать оптимальные организационные формы, но не отказываться вовсе от этого трудового ресурса.

- Позволю себе напомнить ситуацию с нашими российскими гражданами с точки зрения теневой занятости. Мы помним рейды, в том числе по саратовским торговым центрам, когда оказывалось, что в магазине все сотрудники, якобы проходят стажировку, то есть, все они работают без трудовых договоров. Отсюда родилась идея о статусе самозанятых, которая вывела из тени большое количество занимающихся трудовой деятельностью. Поэтому и здесь надо вести поиск механизма легализации труда мигрантов, который будет выгоден как им, так и нашему государству.

Что касается опасений в свете мартовского теракта, это вопрос не национальности и гражданства, а вопрос мировоззрения и убеждений человека. Хорошими и плохими, законопослушными и не очень, экстремистами или лояльными гражданами являются вовсе не представители какой-то определенной национальности. Конечно, надо контролировать, выявлять, искать решения и тогда ситуация будет улучшаться.

Похожие материалы
  • 23.05.2024, 12:40 Опытным путём. Саратовским предпенсионерам по-прежнему сложно найти работу

    Время показало, что прогнозы экспертов о снижении эйджизма на рынке труда были преувеличены. Эти ожидания появились после начала СВО, частичной мобилизации и обострения проблемы дефицита кадров, когда работодатели стали приглашать на свободные вакансии тех, кому раньше отказывали, в том числе кандидатов в возрасте 50+. Та картина на рынке труда привела к еще одному выводу о том, что руководители коллективов стали видеть женщин на тех позициях, которые раньше занимали только мужчины. Сегодня можно сказать, что и этот тренд не сформировался. Статистика трудоустройства женщин среднего возраста не выбивается из общих тенденций, а возрастные женщины так и вовсе стали самой многочисленной группой среди безработных жителей области. Но в Саратовской области предпринимается ряд мер для решении проблемы. "СарБК" изучал особенности картины.

  • 01.09.2017, 16:39 Планируется "мобилизация" молодых мам в экономику. Женщин "призовут" из декретного отпуска И рабочие руки, и рождение детей – эта, по сути, двойная нагрузка требуется сегодня России от молодых женщин. По крайней мере, как заявляет Минэкономразвития, уже в ближайшее время дефицит рабочих рук в стране станет таким, что обойтись без помощи женщин, имеющих детей, будет крайне сложно. С помощью каких мер женщин можно было бы убедить выйти на работу, а не сидеть дома с ребенком?
  • 03.05.2017, 12:08 СМИ: Cамозанятым гражданам могут запретить выезд за границу До конца года будет найдено правовое решение дальнейших взаимоотношений государства и самозанятых граждан. Сейчас над этим вопросом активно работают в Совете Федерации.
  • 06.06.2016, 12:18 Цена низкой безработицы. В России растет неполная занятость работников Частичная занятость в России растет. Численность людей, работавших неполное рабочее время в мае 2016 года, выросла на 18% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Эксперты не видят перспектив для улучшения ситуации и предупреждают, что низкий общий показатель по безработице поддерживается за счет снижения уровня зарплат.
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x