Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Загнать авто на парковки. Потерянная карусель

  • 10:05, 23 декабря 2010
  • Комментариев[0]

В период своего позднего правления Юрий Аксененко щедро сдабривал свои речи словом "паркинг". Термин на тот момент был модный, потому явно нравился градоначальнику. Подчиненные же лишь кивали головами. Бессмысленность этих сцен умножила нынешние проблемы транспортного движения. Впрочем и при абсолютном понимании запущенной ситуации с забитыми донельзя улицами, в городе не предпринимаются эффективные меры. Всякий раз с приходом новой власти начинается "день сурка" - выделяются средства на подготовку архитектурных решений для перегруженных участков. Позже на месте предложенных развязок строятся магазины, а администрация Саратова вновь заказывает проект за проектом.

Сколько ни повторяй слово "парковка"...

Плотность употребления слов, связанных с временным или постоянным местом хранения авто, в частности, слов непечатных, давно увеличилось вместе с ростом потребительского кредитования и развитием сети дилерских автоцентров.
Поисковая система на запрос "парковки Саратов" выдает 15 адресов, но все они являются круглосуточными стоянками, расположенными преимущественно в спальных микрорайонах на окраине города. По словам экспертов, городу необходимы различные формы объектов для хранения автомобилей, но все же наибольшее недовольство горожан вызывают заставленные машинами обочины центральных улиц.
В информационном пространстве последних нескольких лет можно выделить периоды новостных сообщений о заявленных инвестиционных проектах, журналистских работ с указанием на проблемы парковок, затем с отчаянным вопросом - "Доколе?". Последняя серия заголовков о планах по строительству многоуровневых парковок в Саратове может показаться началом решительных и масштабных мер. Однако, есть повод в этом сомневаться.
Напомним, администрация Саратова на конкурсной основе определила организацию для разработки схемы размещения объектов временного и постоянного хранения автотранспорта. Вскоре она будет представлена заказчику и через некоторое время поступит на рассмотрение депутатов гордумы.
При этом авторитетное архитектурное сообщество довольно скептически воспринимает очередную попытку городских властей получить мнение проектировщиков о решении проблемных транспортных участков. Дело в том, что в Саратове чрезвычайно вяло реализуется то, что с решительным видом планируется. По словам экспертов, сегодняшняя транспортная картина была бы куда более жизнерадостной при выполнении многочисленных предложений проектировщиков. "В 1998 году по заказу администрации Саратова была разработана схема транспортного развития города", - говорит руководитель территориально-планировочной мастерской ГУПП "Институт Саратовгражданпроект" Сергей Замский. - Причем состояла она из двух частей. Первая включала в себя первоочередные меры без серьезных капиталовложений, вторая - более поздние и требующие определенных затрат. Финансовая сторона вопроса была тщательным образом просчитана. В этой работе участвовал и наш институт. Схема была утверждена Аксененко и легла на полку. Из этих предложений не сделано почти ничего".
Более того, в Саратове уже разработана добрая часть схемы объектов хранения автотранспорта. Работа велась специалистами "Саратовгражданпроекта" по инициативе городских властей в течение последних нескольких лет. По словам специалистов, масштаб работы охватил все проблемные точки и транспортные узлы. Нынешнее же руководство города начало работу с нуля и с другим подрядчиком. По итогам конкурса, новую схему разрабатывает ООО "САР-ЭСКО". В сети эта компания позиционируется как арендодатель собственного нежилого недвижимого имущества, арендатор транспорта и оборудования. Координаты организации часто размещаются в электронных справочниках под рубрикой "строительство зданий и сооружений". В конкурсной документации сообщается, что опыт фирмы в разработке градостроительной документации составляет 3 года, против 38 лет у "Саратовгражданпроекта". Победитель пообещал, что выполнит работу за 80 дней, срок второго участника был на 8 дней больше. При стартовой цене конкурса в 1 млн 41 тыс. 661 руб, "САР-ЭСКО" победил с ценой в 850 тыс, институт же предложил оплатить ему 998 тыс. и проиграл. (В информации, датированной апрелем этого года, сообщается, что на разработку "Схемы размещения объектов временного и постоянного хранения автотранспорта" было выделено 2,5 млн руб.)
Замдиректора по архитектуре и градостроительству "Саратовгражданпроекта" Виталий Желанов отмечает: "Мы вовсе не навязываем свои услуги. Но при добросовестной конкурентной борьбе обязательно имели бы свою часть рынка. Здесь надо вести речь и о том, что в Саратове не принято прислушиваться к мнению профессионалов. У нас есть лишь имитация некого совета. В какие-то комиссии входят люди от администрации, от депутатского корпуса и от общественности. В последней символически обозначены специалисты-проектировщики. Их присутствие весьма условные – 1-2 человека, потому их мнение никак не влияет на выбор решения". Кстати, Саратов больше года живет без главного архитектора. А работа профильных отделов управления архитектуры Саратова, по мнению некоторых экспертов, является формальной.

Здесь был план

О непоследовательности действий городских властей говорит и депутат гордумы Андрей Иващенко: "У нас много раз менялся глава администрации. Поэтому обычно на каком-то этапе направление распадается, достигнув какой-то точки, чьих-то интересов. Если сегодня расселили жильцов ветхих домов, то завтра участок кому-то отдали под застройку. Если не отдали под застройку, то не внесли финансирование для выполнения проектной документации по поводу дальнейшего использования участка. Если все сделали, то окажется, что не выполнили технические условия с переносом коммуникаций. Или все сделали, а рядом оформили ТСЖ и вписали землеотвод себе, значит надо снова согласовывать документацию. Вот если бы лет 5 власть будет стабильна, то это направление можно отслеживать".
Кстати, архитекторы приводят конкретные примеры барьеров в виде личных интересов. Виталий Желанов вспоминает: "Архитекторами было разработано решение крупнейшего транспортного узла в районе Сенного рынка. Но вскоре на участке, где был запланирован выход на развязку, построили двухэтажный магазин. Значит на длительную перспективу, а может быть навсегда, эта территория уничтожена для развития транспортной инфраструктуры".
Тем не менее, именно муниципалитет многие наблюдатели видят главным участником строительства объектов хранения автомобилей. Президент ТПП Саратовской области Максим Фатеев считает: "Парковки, в том числе многоуровневые, существуют во всех крупных городах мира. Чаще всего они принадлежат муниципалитету, особенно в центральных районах. Потому что именно муниципалитеты обладают правом на землю. Они вкладывают определенные бюджетные средства, а потом извлекают из этого постоянные доходы в пользу города. Причем присутствует социальная парковка для инвалидов, ветеранов. Бизнесу это сделать сложнее, потому что он имеет уставную задачу получать прибыль. Я считаю, что и у нас часть земли под парковки должна сдаваться в долгосрочную аренду (удаленные районы) или передаваться с правом выкупа на несколько лет вперед, чтобы бизнес "поднакопил жирок". Условием контракта между муниципалитетом и бизнесом должна стать обязательная регистрация на данной территории - чтобы налоги поступали в бюджет муниципалитета".
Директор института "Саратовгражданпроект" Роман Акимов также считает, что организацией общественных автостоянок должен заниматься муниципалитет.
"Без особых вложений муниципалитет может выделить участки под парковку лишь на территориях новой застройки, - отвечает Андрей Иващенко. - В районах плотной застройки муниципалитет не может выставить на конкурс чужую землю. Даже если она оформлена в рамках арендных отношений. В этом случае необходимо соответствующее судебное решение. Затем надо подготовить конкурсную документацию, проект, чтобы учесть коммуникации и провести согласование, составить требования к использованию участка и решить можно ли здесь строить многоуровневую парковку либо просто стоянку, или нет". Подобным образом Андрей Иващенко расписал необходимые действия муниципалитета в случае, если участок, необходимый для строительства парковки, находится в частном владении. Речь идет о предоставлении аналогичного участка или о его выкупе по коммерческой цене. При такой законодательной возможности, депутаты, по крайней мере двух последних созывов, ни разу не принимали решения об отчуждении земельных участков. Еще один вариант, возможный для центральной части города - это передача участков, оформленных в аренду, после пожара. "Когда здание сгорело, а земельный участок был оформлен в аренду, есть возможность его кому-то передать. Но обычно это небольшие земельные участки - 2-3 сотки", - сказал Иващенко.
Серьезно говорить об отселении жильцов из ветхих и аварийных домов за счет бюджета, чтобы на этом месте построить парковку, вряд ли стоит. По мнению депутата, потенциальными участками для паркинга являются территории неофициальных стоянок, их в городе 30 (официальных - 67). По этим спорно оформленным участкам сейчас идут судебные процессы. Андрей Иващенко заключает: "Не имея земельных возможностей, мы можем решать проблему планово только на окраинах, где идет застройка".

Выгодно, не выгодно

Одно из оснований, которое лежит в убеждении, что инициатором, организатором и координатором объектов парковки должен быть муниципалитет, является популярное мнение о непривлекательности этого бизнеса.
Архитектор Татьяна Волгина говорит: "Я дважды разговаривала с людьми, которые готовы были заняться парковками, многоуровневыми гаражами. Но в Саратове это затратный по финансам и по времени процесс. Гораздо проще оформить место под элементарную стоянку".
Такого же мнения придерживается и Андрей Иващенко: "Муниципалитету выгодно, чтобы парковками занимался частный бизнес. Но не факт, что мы найдем таких инвесторов. Потому что обычно парковки имеют систему особенного налогообложения - налога на вмененный доход на каждое парковочное место".
По мнению нескольких собеседников, финансовая выгода строительства жилого дома намного превосходит возведение многоуровневой парковки.
Максим Фатеев возражает: "В Саратове не может быть невыгодным то, что выгодно во всем мире. Я считаю, что взаимодействие бизнеса и города должно обрести форму муниципально-частного партнерства. Пусть, к примеру, муниципалитет получает 25% плюс золотую акцию. Думаю, на эти условия предприниматели пойдут. Но муниципалитет должен не только кусок земли отдать. Если ничего не вложить, ничего не удастся получить. Необходимо подготовить все разрешительные документы к этому земельному участку, разработать проектно-сметную документацию и четко сформулировать условия. А потом подключатся и бизнес-ассоциации. Мы тоже могли бы разработать некие бизнес-планы и посмотреть выгодно это или нет. Тогда можно обсуждать вопросы аренды, выкупа земли, регистрации, налогообложения. И еще одно непременное условие - проект должен быть максимально прозрачен и понятен для всех возможных участников строительства".
В областном министерстве инвестиционной политики на вопрос о привлекательности "парковочного бизнеса" ответили: "По мнению руководителей компании-инвестора, с которым сейчас идут переговоры, строительство многоуровневых паркингов, как автоматизированных так и механизированных, является экономически эффективным за счет экономного использования площади застройки и строительного объема, а также низкой энергоемкости. Сложность в реализации таких проектов связана, как правило, с подбором необходимых участков. Привязка подобного рода проектов напрямую зависит от активности органов местного самоуправления. Именно эти структуры уполномочены за разработку схем размещения объектов временного и постоянного размещения автотранспорта на территории своих муниципальных образований, и, соответственно, за предложения по непосредственному размещению проектов того или иного инвестора, их количеству и мощности. До настоящего времени предложений от администрации Саратова не получено".
Учредитель ООО "Интел-Автосервис" Зият Табатадзе сообщает: "Сейчас мы содержим платную автостоянку, но считаем, что и многоуровневые, в том числе и подземные парковки в финансовом плане интересны. Но только в том случае, если знаки «стоянка запрещена» будут действовать абсолютно для всех. Ведь у нас в городе везде под этими знаками стоят автомобили. И размер платы за место на парковке должен быть ниже суммы штрафа. В нынешней же ситуации проект, действительно, имеет достаточные риски. Отмечу, что подземная стоянка должна быть оборудована должным образом. Технологические варианты есть. Например, на одной из выставок я наблюдал оборудование парковки, где не нужен обслуживающий персонал, только дворник". Добавим, что подобные устройства устанавливаются на парковках около торговых центров. Предусмотрена повременная оплата. Она такова, что не обременительна для хранения авто в течение 1-2 час. Но достаточно велика для круглосуточного постоя. Это является барьером для «нецелевых посетителей» стоянки. Кстати, размер оплаты - это больной вопрос для парковочных комплексов в России. Ведь если поставить машину под знаком "на халяву", наказание может "пройти стороной", да и от сотрудника ГИДД можно откупиться.
Руководитель отдела пропаганды ГИБДД Саратова Юрий Сухоруков согласен с тем, что часть знаков о запрещении стоянки разумно с улиц убрать. На вопрос о том, можно ли добиться тотального соблюдения дорожных знаков в Саратове при сегодняшней численности сотрудников ГИБДД и техническим обеспечением службы, собеседник ответил: "Точечные рейды провести можно. На постоянной основе выставлять посты - нет". К слову, депутаты Госдумы обсуждают поправки в КоАП о повышении штрафов за неправильную остановку и стоянку.
А пока соответствующие службы репетируют в организации штраф-стоянок. При запланированной работе по созданию парковок, они будут весьма полезны. Сейчас их организуют для эвакуации машин, которые создают препятствия для очистки улиц от снега. Одна из задач - привлечь бизнес, который после изменения законодательства с рынка ушел. Остались эвакуаторы, которые пользуются техникой с выдвижной платформой - она применима только в присутствии водителя, в случае ДТП. Для брошенных машин нужен, так называемый, манипулятор, а проще кран. Но он весьма дорогостоящий (2-3 млн руб.), требует тщательного ухода, сноровки и осторожности в применении. Тем не менее, один из участников рынка ответил: "Если мы будем уверены в приличном объеме работы, то решим эти вопросы".

Парковки попадают под сокращение

Тем не менее, специалисты находят в Саратове некоторые примеры разумного подхода к вопросам парковки автомобилей. Так 6-й микрорайон города, убеждают архитекторы, развивается в соответствие с цивилизованными стандартами. Там предусмотрены наземные и подземные объекты для хранения автомобилей. Виталий Желанов говорит: "Сейчас институт занимается проектированием микрорайона на смежной территории с авиационным заводом. Проведена градостроительная работа, прошли общественные слушания. Частный инвестор уделяет внимание парковкам. Задуманы 5-этажные парковки по периферии территории, огромное число гостевых парковок".
Среди положительных примеров - здание бизнес-центра на Ильинской площади. Здесь предусмотрена подземная парковка для автомобилей сотрудников центра и проектировщики обращают внимание на грамотное решение - въезд в цокольное помещение удачно вписан в архитектуру здания.
В "белом списке" есть торговые центры. Это комплекс торговых зданий на Чернышевского, 1 с наземной парковкой. Новый торгово-развлекательный центр "Триумф Молл" с подземной стоянкой. Но выезд с территории комплекса организован не самым лучшим образом. Транспортный поток вынужден пропускать выезжающие на дорогу автомобили, потому на улице Кутякова образуется серьезная пробка.
Подземные парковки есть в нескольких элитных высотках. И разговоров о том, что подземные дорогостоящие гаражи остаются пустующими, заметно поубавилось.
Встать в перечень дефицитных территорий может освобожденный от торговых рядов квартал улицы Сакко и Ванцетти от Чапаева до Мирного переулка. Обсуждаются 2 варианта - построить перехватывающую парковку или сделать улицу проезжей. Еще один вопрос - в каком направлении по ней будет двигаться транспорт. Второй вариант вовсе не обещает быть эффективным - улица не широкая, а живое движение трамваев еще больше затруднит транспортный поток. Правда, есть мнение, что не будет ни того и ни другого - запланированный торговый центр займет всю территорию.
Площадь столь необходимых городу парковочных мест была бы куда шире, если бы сферу строительства обеспечили необходимыми законодательными актами. Татьяна Волгина объясняет: "В Москве подобные акты приняты. И там если строятся 50-этажные дома, то парковочные места уходят на 3 уровня вниз и занимают гораздо большие площади, чем "пятно дома". У нас администрацией это не контролируется. В результате на этапе эскизного проекта заказчик желает получить некий современный востребованный позитив. А когда переходят к реализации, хотят получить деньги и о позитиве забывают. Потому что подземный гараж требует сложной системы вентиляции. А с новым пожарным регламентом стало еще сложнее - необходимо учесть, согласовать и соблюсти все жесткие требования". Кстати, в Саратове не существует и утвержденных нормативов - некой взаимосвязи плотности застройки - жилых ли офисных зданий и парковочных мест. У нас потребность в парковочных местах определяется "на глаз". Андрей Иващенко подтверждает: "Исследование - это самое дорогое, за что в воздух улетают деньги. Потому что данные остаются без применительного эффекта. Потребность можно легко посчитать, если посмотреть, сколько машин припарковано в центральной части Саратова в 11 час. дня. Думаю, это количество исчисляется несколькими тысячам". (Всего в Саратове, по данным на начало 2010 года, зарегистрировано 273 тыс. автомобилей.)
Согласно Типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 26.06.2007г. /0152, вид разрешенного использования "парковки" не предусмотрен.

Куда укатилась "карусель"

Что касается инвестиционных проектов в сфере развития схемы хранения автомобилей, мы много наслышаны. В Саратове собирались производить конструкции для многоярусных автомобильных парковок и лифтов к ним. Было подписано соглашение о создании совместного российско-корейского предприятия. В частности, подписи под текстом ставили президент южнокорейской компании "GS SKY" Ким Тае Хеон и генеральный директор управляющей компании "Навигатор" Ренат Хабеев.
Затем в конце 2008 года о планах по строительству модульных автостоянок заявляла компания "МультиПаркинг". Чуть позже появилась информация, что Саратов приобрел для города парковку-карусель производства Тушинсткого машзавода.
На сегодняшний день, ответили в областном мининвесте, идут переговоры с московской компанией по организации паркингов на территории Саратова. Называть компанию в ведомстве не стали, объяснили это желанием потенциального партнера. Ничего о сроках реализации проекта в министерстве не сообщили. Что касается технических подробностей, то стало известно, что компания применяет автоматизированные и механизированные системы паркингов. В первом случае водитель заезжает на платформу и может управлять движением на верхние ярусы. Во втором случае, автомобили для хранения размещаются на ярусах посредством автоматической парковочной системы, без участия, водителя. На вопрос о перспективах реализации подобных проектов, в министерстве ответили: "Представляется, что успешная реализация пилотного проекта даст толчок многим другим инвесторам, специализирующимся в данной отрасли, к выходу в наш регион".

Владимир Ворох

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
"Веном: Последний танец". Заметки киномана "Веном: Последний танец". Заметки киномана В третий раз Том Харди закинул невод, простите, вернулся на экраны в качестве инопланетного паразита и его хозяина из вселенной "Человека-паука". Вернулся невод лишь с личной харизмой главного персонажа. Всё остальное в фильме только утомляет.
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 23 декабря 2010
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x