Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Стандарты человека будущего. Ларек с формулами

  • 13:09, 16 февраля 2011
  • Комментариев[0]
Всегда приятно, когда классики с тобой соглашаются. До сих пор горжусь тем, что сначала сам решил, что человека легче всего понять по его смеху, а потом прочел нечто подобное у Достоевского. Теперь вот сошлись с Монтенем. На тему о том, чему и как нужно учить ребенка. У француза, конечно, более складно вышло, но суть та же. Во времена бесконечных школьных реформ как-то совершенно забыли о смысле образования, как такового. Всё больше говорят о конкурентоспособности обучающихся, о равноправном партнерстве между учителем и учеником, и ни слова о самом главном.

"Ребенка обучают наукам, имея в виду воспитать из него не столько ученого, сколько просвещенного человека, не ради заработка и не для того чтобы были соблюдены приличия, но для того чтобы он чувствовал себя тверже, чтобы он украсил себя изнутри". Это мы с Монтенем так думаем. Между прочим, чувак родился раньше Шекспира. То есть прошло почти полтысячелетия, а ничего не изменилось. Ведь и сегодня говорят: без высшего образования тебя никуда не возьмут, учи английский язык – это поможет тебе устроиться на работу. Про то, что инглиш украсит тебя изнутри, забывают напрочь.
Оживленная дискуссия развернулась в отношении проекта нового закона «Об образовании». Еще более жаркие споры идут по поводу федеральных образовательных стандартов. Даже Путин высказался, как Гиппократ. Мол, не навредить бы. А то в старших классах предлагают к обязательному изучению только физкультуру, ОБЖ и нечто аморфное под названием "Россия в современном мире". Степень глубины познания остальных дисциплин ученик должен выбрать сам. Набор, весьма показательный. Выпускник должен быть крепким физически, знать, куда бежать при пожаре, и быть убежденным в том, что Россия – это круто, но у нее много внешних врагов.

Любопытно, что при поднявшемся и легко объяснимом вое противников такой системы (ректор СГТУ Игорь Плеве назвал разработчиков стандартов "людьми, близкими к преступникам"), по большому счету, именно по этой методе и готовится большинство старшеклассников. Держа в уме те результаты ЕГЭ, которые понадобятся им при штурме конкретного вуза. Химия, физика, биология и прочие науки при нынешнем уровне преподавания в школе даже при наличии железных пятерок по данным предметам не гарантируют поступления в наиболее престижные университеты. Потому родители нанимают репетиторов, собственно тут и начинается углубленное изучение предмета.

Что там, кстати, пишут? Каковы предлагаемые стандарты? Каким ученые от образования видят человека будущего? Язык циркуляров, как водится, незатейлив, но способен заворожить. Красиво формулируют черти! Вот, например, что написано о физкультуре. В результате освоения предмета на базовом уровне ученик должен знать "роль и значение регулярных занятий физической культурой и спортом для приобретения физической привлекательности, психической устойчивости, повышения работоспособности, профилактики вредных привычек, поддержания репродуктивной функции человека". Еще? "Уметь применять средства физической культуры и спорта в целях восстановления организма после умственной и физической усталости, демонстрировать здоровый образ жизни".

Прошедшие курс "Природоведение" должен уметь ориентироваться на местности, определять стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды, измерять рост, температуру и массу тела, адаптироваться к особенностям природы своей местности. Получивший пятерку по географии должен знать, "как пользоваться приборами и инструментами (барометром, термометром, гигрометром, флюгером) для наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности". Отличник ОБЖ обязан уметь "подавать сигналы бедствия, добывать огонь, воду и пищу, строить укрытие (жилище) в случае вынужденного (автономного) пребывания в природной среде".

Стандарты хороши. Фигура человека двадцать первого века грандиозна. Он может спать на снегу, параллельно измеряя свой рост и релаксируя. Он способен добыть огонь и пищу, и все это с помощью флюгера. Найдет Большую медведицу, перемножит семь на девять, расскажет по памяти "Кому на Руси жить хорошо". Вот только покамест все школьные преобразования не приводили к резкому росту прекрасных людей, обладающих великолепными торсами и мыслями. Но если не верить в лучшее, то стоит ли вообще браться за дело?

Монтень, правда, словно предвидя введение стандартов обучения, сказал следующее: "Если учителя, как это обычно у нас делается, просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, но отличаются и по силе и по своему характеру, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания". То есть весьма не глупый человек наоборот предлагает не ребенка под программу подгонять, а искать подходы к каждому конкретному дитяте. Но это, по нынешним временам, непозволительная роскошь. Сколько часов придется ухлопать на то, чтобы каждому оболтусу объяснить, как решаются квадратные уравнения или как важно читать хорошие книги. Портфолио писать некогда будет!

Много говорят об оборотнях в погонах, и почему-то никогда не предостерегают от опасности, исходящей от оборотней с указкой. Хотя хапуг, негодяев и законченных подонков среди педагогов ничуть не меньше, чем в правоохранительных органах. Хорошо помню, как классная руководительница нашего старшего 1 сентября позвонила моей жене и сладким голосом сообщила, что выгнала парня с урока. За то, что отказался заправить кофту в джинсы. Очень гордилась собой, между прочим. Вот как бы от таких дурищ избавить наше образование? Где федеральные стандарты, в которых было бы записано, что учитель не должен быть идиотом? Нет таких стандартов. Есть ориентиры, причем весьма сомнительные.

Нынешняя реформа образования, как и все предыдущие, педагогов никак не задевает. Только в том, что касается увеличения зарплаты и способов достижения оного. Но так называемые стимулирующие выплаты в большей степени стимулируют не креативные способности педагога, а готовность подсидеть коллегу и умение пускать пыль в глаза. Поэтому троечника не подтягивают после занятий, а старательно выжимают из класса и школы. Он им не нужен, ибо портит успеваемость и прочие показатели. А с каким иезуитством способны издеваться преподаватели над учеником, вы и сами знаете.
Не хочу сказать, что в современной школе совсем нет талантливых педагогов, любящих свою профессию и детей. Они есть. Но уживаться с молодыми, зубастыми коллегами им все труднее. На последнем заседании областного правительства бойкая учителка ругала родителей за то, что те требуют от образовательных учреждений не только знаний, но и воспитания их детей. Нет, товарищи, школа сегодня – это ларек, где отоваривают древними формулами и свежими стандартами. В общем, устарел Монтень с его занудством. "Наставником должен быть человек скорее с ясной, чем напичканной науками головой, ибо, хотя нужно искать такого, который обладал бы и тем, и другим, все же добрые нравы и ум предпочтительнее голой учености".

Не знал мыслитель, что в третьем тысячелетии образовательная наука шагнет так далеко, что добрые нравы и ум совершенно обесценятся, а на смену им придут умение скачивать рефераты и готовить презентации. Где вы, отличники ОБЖ? Почему не подаете сигналы бедствия?

Автор: Валерий Шпрем
Похожие материалы
  • 01.12.2025, 14:49 "Галактика" победителей. Как в регионе работает образовательная площадка для одаренных детей

    Два года в Саратовской области работает Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. Он является частью российской сети образовательных центров, которые называют "Мини-Сириусы". Это такие же площадки для одаренных детей, как в сочинском "Сириусе", только на уровне территорий. Главный образовательный центр для талантливых школьников страны курирует региональную сеть учреждений и делится с ними своими технологиями.

  • 03.10.2025, 09:30 Педагог на миллион. Как работают и живут земские и сельские учителя

    В этом году свой профессиональный праздник будут впервые отмечать более 100 молодых учителей. И в будущем система образования региона ожидает мощный приток начинающих специалистов. В муниципальных районах выполнен, а во многих и перевыполнен, план по заключению договоров о целевом обучении педагогическим специальностям. Эффективными инструментами решения кадровых вопросов в школах являются также федеральная программа "Земский учитель" и аналогичная региональная программа "Сельский педагог". СарБК разыскал учителей, которые приняли предложение властей и переехали в отдаленные районы Саратовской области.

  • 27.08.2025, 09:46 Единое расписание, агроклассы и новый учебный курс. Какие изменения ждут школьников в новом учебном году

    Начало каждого нового учебного года имеет свой перечень новшеств. Словно в доказательство динамичности сферы образования предстоящий сентябрь наступит с многочисленными изменениями в самых разных составляющих процесса - от учебных программ до школьной формы, от расписания уроков до оценок за поведение. О том, что именно ждет учеников и педагогов после первого звонка-2025, в обзоре СарБК.

  • 28.07.2025, 10:01 "Феномен СПО". В колледжах объяснили причину рекордной приемной кампании-2025

    В министерстве просвещения РФ заявили о рекордном интересе к среднему профессиональному образованию, который был зафиксирован уже в первые две недели приемной кампании-2025. Число заявлений от выпускников 9-х классов выросло вдвое по сравнению с цифрами предыдущего года. Глава ведомства Сергей Кравцов назвал это не иначе, как феноменом СПО. В колледжах и техникумах Саратовской области также наблюдают активность выпускников 9-х классов. Более того, здесь замечают расширение географии абитуриентов. Заявления в местные заведения поступают из Сочи, Санкт-Петербурга, Перми. Подробности - в обзоре СарБК.

  • 07.11.2024, 10:20 Директор колледжа о проекте "Профессионалитет": "Мы перевернули систему СПО"

    Уже несколько лет в стране идет перезагрузка системы среднего профессионального образования. Самым важным моментом реформы является внедрение нового образовательного уровня - профессионалитета. В 2022 году в стране была запущен одноименный федеральный проект. Как он реализуется в Саратовской области и как развитие системы среднего профессионального образования (СПО) может быть продолжено в дальнейшем, СарБК попросил рассказать директора Энгельсского промышленно-экономического колледжа, кандидата философских наук, доцента ВАК, тьютора программы МВА, отличника среднего профессионального образования Михаила Кукушкина.

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 16 февраля 2011
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x