- A
- +A
- +A
Стандарты человека будущего. Ларек с формулами
- 13:09, 16 февраля 2011
- Комментариев[0]
"Ребенка обучают наукам, имея в виду воспитать из него не столько ученого, сколько просвещенного человека, не ради заработка и не для того чтобы были соблюдены приличия, но для того чтобы он чувствовал себя тверже, чтобы он украсил себя изнутри". Это мы с Монтенем так думаем. Между прочим, чувак родился раньше Шекспира. То есть прошло почти полтысячелетия, а ничего не изменилось. Ведь и сегодня говорят: без высшего образования тебя никуда не возьмут, учи английский язык – это поможет тебе устроиться на работу. Про то, что инглиш украсит тебя изнутри, забывают напрочь.
Оживленная дискуссия развернулась в отношении проекта нового закона «Об образовании». Еще более жаркие споры идут по поводу федеральных образовательных стандартов. Даже Путин высказался, как Гиппократ. Мол, не навредить бы. А то в старших классах предлагают к обязательному изучению только физкультуру, ОБЖ и нечто аморфное под названием "Россия в современном мире". Степень глубины познания остальных дисциплин ученик должен выбрать сам. Набор, весьма показательный. Выпускник должен быть крепким физически, знать, куда бежать при пожаре, и быть убежденным в том, что Россия – это круто, но у нее много внешних врагов.
Любопытно, что при поднявшемся и легко объяснимом вое противников такой системы (ректор СГТУ Игорь Плеве назвал разработчиков стандартов "людьми, близкими к преступникам"), по большому счету, именно по этой методе и готовится большинство старшеклассников. Держа в уме те результаты ЕГЭ, которые понадобятся им при штурме конкретного вуза. Химия, физика, биология и прочие науки при нынешнем уровне преподавания в школе даже при наличии железных пятерок по данным предметам не гарантируют поступления в наиболее престижные университеты. Потому родители нанимают репетиторов, собственно тут и начинается углубленное изучение предмета.
Что там, кстати, пишут? Каковы предлагаемые стандарты? Каким ученые от образования видят человека будущего? Язык циркуляров, как водится, незатейлив, но способен заворожить. Красиво формулируют черти! Вот, например, что написано о физкультуре. В результате освоения предмета на базовом уровне ученик должен знать "роль и значение регулярных занятий физической культурой и спортом для приобретения физической привлекательности, психической устойчивости, повышения работоспособности, профилактики вредных привычек, поддержания репродуктивной функции человека". Еще? "Уметь применять средства физической культуры и спорта в целях восстановления организма после умственной и физической усталости, демонстрировать здоровый образ жизни".
Прошедшие курс "Природоведение" должен уметь ориентироваться на местности, определять стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды, измерять рост, температуру и массу тела, адаптироваться к особенностям природы своей местности. Получивший пятерку по географии должен знать, "как пользоваться приборами и инструментами (барометром, термометром, гигрометром, флюгером) для наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности". Отличник ОБЖ обязан уметь "подавать сигналы бедствия, добывать огонь, воду и пищу, строить укрытие (жилище) в случае вынужденного (автономного) пребывания в природной среде".
Стандарты хороши. Фигура человека двадцать первого века грандиозна. Он может спать на снегу, параллельно измеряя свой рост и релаксируя. Он способен добыть огонь и пищу, и все это с помощью флюгера. Найдет Большую медведицу, перемножит семь на девять, расскажет по памяти "Кому на Руси жить хорошо". Вот только покамест все школьные преобразования не приводили к резкому росту прекрасных людей, обладающих великолепными торсами и мыслями. Но если не верить в лучшее, то стоит ли вообще браться за дело?
Монтень, правда, словно предвидя введение стандартов обучения, сказал следующее: "Если учителя, как это обычно у нас делается, просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, но отличаются и по силе и по своему характеру, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания". То есть весьма не глупый человек наоборот предлагает не ребенка под программу подгонять, а искать подходы к каждому конкретному дитяте. Но это, по нынешним временам, непозволительная роскошь. Сколько часов придется ухлопать на то, чтобы каждому оболтусу объяснить, как решаются квадратные уравнения или как важно читать хорошие книги. Портфолио писать некогда будет!
Много говорят об оборотнях в погонах, и почему-то никогда не предостерегают от опасности, исходящей от оборотней с указкой. Хотя хапуг, негодяев и законченных подонков среди педагогов ничуть не меньше, чем в правоохранительных органах. Хорошо помню, как классная руководительница нашего старшего 1 сентября позвонила моей жене и сладким голосом сообщила, что выгнала парня с урока. За то, что отказался заправить кофту в джинсы. Очень гордилась собой, между прочим. Вот как бы от таких дурищ избавить наше образование? Где федеральные стандарты, в которых было бы записано, что учитель не должен быть идиотом? Нет таких стандартов. Есть ориентиры, причем весьма сомнительные.
Нынешняя реформа образования, как и все предыдущие, педагогов никак не задевает. Только в том, что касается увеличения зарплаты и способов достижения оного. Но так называемые стимулирующие выплаты в большей степени стимулируют не креативные способности педагога, а готовность подсидеть коллегу и умение пускать пыль в глаза. Поэтому троечника не подтягивают после занятий, а старательно выжимают из класса и школы. Он им не нужен, ибо портит успеваемость и прочие показатели. А с каким иезуитством способны издеваться преподаватели над учеником, вы и сами знаете.
Не хочу сказать, что в современной школе совсем нет талантливых педагогов, любящих свою профессию и детей. Они есть. Но уживаться с молодыми, зубастыми коллегами им все труднее. На последнем заседании областного правительства бойкая учителка ругала родителей за то, что те требуют от образовательных учреждений не только знаний, но и воспитания их детей. Нет, товарищи, школа сегодня – это ларек, где отоваривают древними формулами и свежими стандартами. В общем, устарел Монтень с его занудством. "Наставником должен быть человек скорее с ясной, чем напичканной науками головой, ибо, хотя нужно искать такого, который обладал бы и тем, и другим, все же добрые нравы и ум предпочтительнее голой учености".
Не знал мыслитель, что в третьем тысячелетии образовательная наука шагнет так далеко, что добрые нравы и ум совершенно обесценятся, а на смену им придут умение скачивать рефераты и готовить презентации. Где вы, отличники ОБЖ? Почему не подаете сигналы бедствия?
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
07.11.2024, 10:20
Директор колледжа о проекте "Профессионалитет": "Мы перевернули систему СПО"
Уже несколько лет в стране идет перезагрузка системы среднего профессионального образования. Самым важным моментом реформы является внедрение нового образовательного уровня - профессионалитета. В 2022 году в стране была запущен одноименный федеральный проект. Как он реализуется в Саратовской области и как развитие системы среднего профессионального образования (СПО) может быть продолжено в дальнейшем, СарБК попросил рассказать директора Энгельсского промышленно-экономического колледжа, кандидата философских наук, доцента ВАК, тьютора программы МВА, отличника среднего профессионального образования Михаила Кукушкина.
-
23.10.2024, 14:31
Колледжи выигрывают у вузов. Почему новое поколение выбирает СПО
По мнению экспертов, безусловный выбор вузов среди выпускников школ остается в прошлом. Уже 56-60% из тех, кто заканчивает 9-й или 11-й классы, выбирает систему среднего профессионального образования (СПО). Наблюдатели считают, что явный перекос в сторону институтов и университетов сократился из-за того, что подготовка к ЕГЭ, как и обучение на коммерческой основе, стали еще дороже, а возможности колледжей и техникумов - намного шире. Этому способствовала запущенная в стране реформа СПО (цель преобразований - снижение остроты дефицита кадров). Следуют ли тренду выпускники Саратовской области и как теперь в регионе выглядит система среднего профессионального образования, выяснял СарБК.
-
17.07.2024, 15:01
Покорители ЕГЭ. Куда поступают саратовские стобалльники
В расписании ЕГЭ на 2024 год заканчиваются резервные даты. Подводить окончательные итоги нынешней кампании пока рано, но основной период уже принес громкую новость о выпускнице саратовской гимназии N3, которая получила 100 баллов по трем предметам. Кроме высоченных результатов удивили планы вчерашней школьницы - она не планирует подавать документы в столичные вузы (это кажется самым логичным и самым ожидаемым решением), а намерена учиться в Саратове. СарБК попытался разыскать стобалльников прошлых лет и выяснить, где продолжили обучение они и какую роль в их жизни сыграли максимальные результаты единого экзамена.
-
15.08.2023, 13:16
Беспилотники, культура, коррупция. Что нового ждет школьников с 1 сентября
Судя по многочисленным анонсам, начало учебного года школы встретят с целым рядом изменений в учебный процесс. Кажется, что школьники с 1 сентября будут целиком погружены в повестку нынешнего дня. Как сообщалось, они будут учиться управлять беспилотниками и бороться с коррупцией, изучать основы духовно-нравственной культуры народов России, участвовать в развитии инженерного образования, чтобы восполнить дефицит кадров для высокотехнологичных отраслей производства. Такой парад новшеств приветствуют не все учителя. Опасения касаются необходимого внимания школьников к основным предметам и разумной степени погружения детей во внешнеполитическую ситуацию и внутренние проблемы страны. СарБК попытался перечислить все обновления образовательного процесса, запланированные на учебный год 2023/2024.
-
10.08.2023, 12:31
Приемная кампания-2023. Поступление в наказание
Завершился самый волнительный этап приемной кампании нынешнего года - вузы зачислили абитуриентов на бюджетные места. Зря выпускники школ и их родители надеялись на отмену единственной волны приема, которая уже третий год является главной причиной вступительной нервотрепки. В очередной "валидольной" битве за бюджет повторилась и история со сбоями в работе суперсервиса "Поступи в вуз онлайн". Положительные оценки абитуриентов получило лишь введение системы приоритетов, хотя поступающие к позитивным выводам пришли очень не сразу. Подробности - в обзоре СарБК.
-
27.12.2024, 11:15
"Баба Яга спасает Новый год". Заметки киномана
Можно было бы сказать, что это также уныло, как ёлка для дошкольников. Но это было бы незаслуженно оскорбительно по отношению к актерам на таких представлениях - некоторые там стараются.
- 26.12.2024, 15:02 Жители Саратовской области могут предложить, где усилить связь билайн
- Неделя
- Месяц