- A
- +A
- +A
Полный улет. Отчего падают самолеты
- 06:34, 23 июня 2011
- Комментариев[0]
Валерий Георгиевич, как все-таки выглядит ситуация с безопасностью полетов в России? Некоторые говорят, что мы идем едва ли не вровень с Африкой?
- Не надо посыпать "голову пеплом". После развала страны, после чехарды организационных кадровых преобразований в гражданской авиации и авиационной промышленности, наступил огромный провал в авиационной отрасли. Это не могло сказаться и на безопасности полетов. Тем не менее список авиакомпаний России, прошедших авторитетную аудиторскую проверку безопасности полетов Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA IATA) постоянно растет. И если в 2006 году это была единственная авиакомпания - "Аэрофлот-Российские авиалинии", то сегодня сложную аудиторскую проверку ИАТА прошли уже 14 наших авиакомпаний.
А есть наши компании, которые включены в "черный список" Еврокомиссии?
- Нет. Более того, Федеральная авиационная администрация США, которая много лет назад внедрила жесткую Программу оценки безопасности полетов государств, воздушные суда которых выполняют полеты в США, постоянно присваивает Российской Федерации Первую категорию (высшую). Страна отвечает требованиям международных стандартов. Ни одна российская авиакомпания участвующая в Договорных отношениях не подвергалась ограничениям.
Только что немецкий центм JACDEC (Jet Airliner Crashes Evaluation Center) составил рейтинг самых безопасных авиакомпаний мира. Там есть наши перевозчики?
- Есть. В списке 60 самых безопасных авиакомпаний - два российских перевозчика: "Трансаэро" и "Аэрофлот - Российские авиалинии". "Трансаэро" вошла в мировую десятку, "Аэрофлот - Российские авиалинии " - на 35-м месте. Первая семерка самых безопасных авиакомпаний летает без серьезных авиационных происшествий более 30 лет. Например,
Qantas Airways - австралийская авиакомпания. Имеет 133 самолета, средний возраст 11,7 лет по состоянию на 1999 год. Парк самолетов быстро обновляется. Все самолеты находятся в Государственном авиационном регистре Австралии. У авиакомпании Qantas Airways не было ни одного авиационного происшествия с человеческими жертвами со времени окончания Второй мировой войны - 65 лет! Qantas Airways возглавляет список самых безопасных авиакомпаний в мире, несмотря на недавний серьезный инцидент с новейшим лайнером А380, принадлежащим Qantas. В ноябре 2010 года у аэробуса в полете загорелся двигатель, и командир совершил аварийную посадку в Сингапуре. Никто из 433 пассажиров и 26 членов экипажа не пострадал.
Валерий Георгиевич, сейчас опять говорят о проблеме старых самолетов. Хотя я знаю, разбившийся Ту-134 выработал свой ресурс по налету часов лишь на 89 процентов.
- Валерий Шелковников: Чтобы было понятно: ресурс исчисляется в часах, полетах или дается срок службы в календарном исчислении времени. Самолет Ту-134АК с бортовым номером RA-65691 находился в эксплуатации с 7 мая 1980 года. Его ресурс по налету составлял 40000 часов, выработан на 89 процентов. Было предусмотрено, что он совершит 25000 посадок - сделано 84 процента. Срок службы ему отводился 31 год. Столько и пролетал до рокового дня.
Мог пролетать и больше?
- Проблема старых и стареющих воздушных судов актуальна не только для нашей страны. Приведу пример. Когда тринадцать лет назад президенту Клинтону доложили, что более 2500 самолетов будут летать за пределами запланированного ресурса, он поручил создать специальную программу по стареющим самолетам и их летной годности. Причем особое внимание уделялось компонентам, не входящим в конструкцию самолета: электропроводке, разъемам, проводам, кабелям и т.д. Каждый год проводятся специальные международные конференции, которые собирают более 1 тысячи участников. Но сведений о присутствии авиаторов из России как не было, так и нет. Нет и информации, что уникальные доклады форумов переведены на русский язык.
Комментируя "РГ" последние авиационные происшествия, которые случались при заходе на посадку и посадке, вы не раз говорили о том, что большинство катастроф происходит из-за того, что экипаж неспособен распознать необходимость ухода на второй круг. И, увы, это подтверждается.
- Да, это основная причина. Всемирный фонд безопасности полетов разработал руководство по снижению риска авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке. И 33-я Ассамблея ИКАО признала его одним из главнейших элементов Глобального плана обеспечения безопасности полетов. Специалисты убеждены: сегодня есть все для того, чтобы вполовину снизить количество подобных авиационных происшествий.
Не могу опять не задать вопрос, который задаю всякий раз, когда случаются подобные трагедии: следователи честно выполняют свою работу, докапываются до причин авиакатастроф, пишут свои рекомендации. Но опять все то же самое. Ну, почему?
- Это вопрос к профессиональной подготовке пилотов и диспетчеров. Хотя можно было бы провести не один обучающий семинар и изменить положение к лучшему. Подчеркну: практически во всех последних авиакатастрофах самолеты были исправны. Тот, кто игнорирует уроки истории, обречен на их повторение.
Многие считают, что отечественные самолеты значительно уступают зарубежным по показателям безопасности полетов. Так ли это?
- Для объективной оценки необходимо сравнивать типы самолетов, которые эксплуатируются не менее 20 лет. То есть условно самолеты одного поколения и самолеты, однотипные по пассажировместимости и дальности полета, включая широкофюзеляжные, магистральные узкофюзеляжные, самолеты средней и малой дальности.
Давайте смотреть. Сегодня эксплуатируется более десяти типов широкофюзеляжных самолетов фирм "Эрбас Индастри", "Боинг" и отечественных Ил-86, Ил-96 (около 3200 самолетов). Из этой группы проводилось сравнение уровня безопасности воздушных судов, аналогичных по времени начала эксплуатации: отечественного самолета Ил-86 и самолетов зарубежного производства B-747 Classic, DC-10, L-1011, A-300B2/B4.
За время эксплуатации широкофюзеляжных B-747 Classic, DC-10, L-1011, A300B2/B4 в период 1981-2000г.г. произошла 21 катастрофа с гибелью 2697 человек. При этом относительный показатель катастроф Кк (количество катастроф на 1 млн. часов налета) составил 0,1-0,3. За это же время с самолетами Ил-86 произошло только 6 авиационных происшествий без человеческих жертв с повреждением конструкции, после которых они были восстановлены, катастроф не было (Кк=0).
Сравнение уровня безопасности полетов магистральных узкофюзеляжных самолетов Ил-62(М) с аналогичными зарубежными самолетом DC-8 и В-707 показало, что в целом за период 1981-2000г.г. эти отечественные самолеты имеют показатели не хуже, чем самолет DC-8 и B-707.
Сравнение уровней безопасности полетов самолета Ту-154 с зарубежными аналогами B-727, B-737, DC-9 за период 1981-2000г.г. показало, что самолет Ту-154 близок к среднему уровню этих зарубежных самолетов. Значения показателей безопасности полетов самолетов малой дальности типа Ту-134, Як-42 и Як-40 незначительно отличаются от зарубежных F-28 и BAC-111. Таким образом, большинство типов отечественных самолетов по уровню безопасности полетов не хуже зарубежных аналогов. К сожалению, этот серьезный анализ закончился в 2000-м году.
Валерий Георгиевич, на протяжении многих лет худшими в мире были показатели безопасности полетов в Африке. А что сейчас?
- В прошлом году в Африке впервые снизилось на 17 процентов количество авиационных происшествий с человеческими жертвами. Многие аналитики отмечают, что причиной этого является многолетнее настойчивое интегрированное влияние международных, государственных, региональных и отраслевых организаций. Включая ИКАО, ИАТА и других. Сообща легче справиться с любой проблемой.
Валерий Георгиевич, так чего нам не хватает, чтобы безопасно летать в небе?
- Нужно убрать значительное количество отклонений от Стандартов ИКАО. У нас слабо ведется работа по внедрению Руководства снижения количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке (ALAR - Approach and Landing Accident Reduction). Этот документ должен быть настольной книгой от курсанта летного училища до шефа-пилота.
Слабая и неэффективная работа по снижению количества авиационных происшествий в связи с попаданием экипажей в сложное пространственное положение, которое экипаж не смог распознать и своевременно вывести самолет в нормальный полет. Ситуация, как правило, сопровождалась переходом воздушного судна в глубокую спираль с превышением предельных ограничений или срывом в штопор
Не могу не сказать о непрекращающемся "вертолетовпаде." Эта ситуация требует немедленного внедрения современного Руководства по безопасности полетов в вертолетных компаниях разработанного международной командой INTERNATIONAL HELICOPTER SAFETY TEAM (IHST) . Опыт показывает: тот кто начинает внедрение данного Руководства, за 10 лет повышает безопасность на 80 процентов.
Кроме того, необходимо ужесточать требования к владению английским языком среди российских авиаторов.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
03.09.2024, 12:58
В Саратовской области самый настойчивый мошенник позвонил 215 раз за 5 минут
С начала 2024 года* билайн в Саратовской области с помощью системы защиты клиентов "Моя безопасность" отразил почти 1 300 000 мошеннических звонков. 350 тысяч вызовов были адресованы жителям региона старше 60 лет.
-
30.08.2024, 12:49
Не попасть под удар. Что эксперты советуют делать в случае атаки беспилотника
На поврежденных при атаке беспилотников фасадах высотных домов в Саратове и Энгельсе идут восстановительные работы. Психологи уверяют, что со временем будет снижаться и уровень тревоги среди жителей области. Пока же в соцсетях сохраняется напряжение вокруг вопросов о том, где укрываться в случае очередного нападения дронов. Управление региональной безопасности правительства Саратовской области в день атаки выпустила рекомендации о том, как себя вести в подобной ситуации. СарБК изучил другие памятки и выслушал комментарии экспертов к ним.
-
27.03.2024, 20:31
Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий
После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.
-
14.09.2023, 16:12
Эксперт: использование звонков для входа на сайты и в приложения угрожает безопасности россиян
Запрет на использование email-адресов иностранных почтовых сервисов для входа в российские онлайн-площадки, который начнёт действовать с 1 декабря 2023 года, заставил компании искать альтернативные способы авторизации.
-
03.11.2022, 15:30
Защитный рефлекс. В Саратове обсуждают наличие и готовность убежищ
На фоне боевых действий на Украине, а также заявлений властей о том, что мы готовы любыми средствами защищать целостность страны, растет интерес журналистов и общества к теме бомбоубежищ. Понятно, что это связано не с паникой - вряд ли кто-то всерьез ожидает артобстрелов и бомбежек российских городов. Но многие вспоминают опыт Советского Союза, когда убежища поддерживали в рабочем состоянии, а на улицах имелись специальные указатели. В современной России эта тема во многом стала неудобной и даже секретной. Тем не менее, по данным СМИ, в некоторых регионах проверяют укрытия и приводят их в порядок. Возможно, такая работа ведется и в Саратове, но чиновники хранят по этому поводу стойкое молчание. Горожане же делятся неофициальными списками убежищ - правда, эта информация, скорее всего, будет бесполезной, а иногда и вредной. В нюансах темы разбирался СарБК.
-
27.12.2024, 11:15
"Баба Яга спасает Новый год". Заметки киномана
Можно было бы сказать, что это также уныло, как ёлка для дошкольников. Но это было бы незаслуженно оскорбительно по отношению к актерам на таких представлениях - некоторые там стараются.
- 26.12.2024, 15:02 Жители Саратовской области могут предложить, где усилить связь билайн
- Неделя
- Месяц