- A
- +A
- +A
"Кабала святош" в драме. Четыре часа совпадений
- 16:10, 3 апреля 2015
- Комментариев[5]

Строго говоря, "Кабала святош" в драме – это не только, и не столько Булгаков. В его основу легли сразу 3 произведения – собственно "Кабала", булгаковская же "Жизнь господина де Мольера" и классический мольеровский "Тартюф".
Такую многоходовку придумала Марина Глуховская, почти родной режиссер для театра драмы. За последние годы она поставила в Саратове 6 спектаклей. Судьбы у них были разные – от "Трамвая "Желание" и "Гамлета", которые были в репертуаре по несколько лет, до "Софьи Петровны", исчезнувшей, только успев появиться . Но, зная предыдущие работы Глуховской было понятно, что по проторенной дорожке она не пойдет, предпочтя классическому прочтению что-то нетривиальное.
Ожидания оправдываются в первом же действии, когда женские персонажи "Тартюфа" предстают с огромными шляпами-кораблями на головах. Вся эта "флотилия" безуспешно противостоит чарам обманщика Тартюфа. Хозяин дома, богатый господин Оргон, считает его образчиком святости, а потому готов простить ему даже амурное приключение с собственной женой.
Комедию разыгрывают актеры театра Пале-Рояль, существовавшего в реале в Париже с 17 века. Пока был жив Жан-Батист Мольер в Пале-Рояле набранная им труппа играла им же написанные произведения. "Несмотря на всю затушеванность намеков, политический смысл, который Булгаков вкладывает в свое произведение, достаточно ясен… Он хочет вызвать у зрителя аналогию между положением писателя при диктатуре пролетариата и при "бессудной тирании" Людовика 14-го", - писал председатель комитета по культуре аккурат перед тем, как пьесу и спектакль "Кабалу святош" в СССР запретили.
Тема "художник и тиран", казалось бы, является довольно избитой. Ну, кто не писал (снимал, играл) про оскорбленных цензурой и властью. Впрочем, Булгаков, а вслед за ним и Глуховская делают это тонко, старательно избегая прямых намеков. Но зритель все равно отыщет пугающие совпадения.
В сцене разбора редколлегией спектакля труппы Мольера, один из сочувствующих Людовику предлагает навсегда наказать безбожников: "Театры - закрыть, актеров - распустить, писателей - повесить на центральной площади". Согласитесь, идеальное созвучие с нашумевшей историей запрета оперы "Тангейзер" в новосибирском театре. Методы борьбы, конечно, изменились, но суть осталась прежней: все нестандартное должно ожидать забвение.
Французский король, исполненный Александром Каспаровым, являет собой удивительную квинтэссенцию образов умнейших тиранов прошлого и настоящего. На первый взгляд он дипломатичен, добр, справедлив, а еще так улыбается, что у подданных на душе всегда светло. Как только дело доходит до "закручивания гаек", его уже не узнать. Деспот разрешает играть труппе Мольера лишь легкие комедии, и то с дозволения церкви. И это тот случай, когда унижение страшнее смерти.
"Гвоздь" саратовского спектакля – Виктор Мамонов. Мастер великолепен и в ироничном Оргоне, и в трагичном Мольере. Образ великого писателя Мамонов рисует крупными мазками, не размениваясь на мелкие детали. Под стать ему и Алиса Зыкина. Стиль "на разрыв аорты", исповедуемый актрисой, как нельзя лучше подходит для воплощения на сцене нагрешившей и такой несчастной Мадлены Бежар.
"Кабала святош" претендует на звание самого масштабного спектакля саратовской драмы последних лет. За три акта и почти 4 часа на сцене появляются звезды театра прошлых лет, нынешние примы и премьеры, вчерашние выпускники театрального факультета консерватории (всего больше 20 человек). Редкое явление, но масштаб сочетается здесь не с желанием пустить пыль в глаза, а с действительно глубоким смыслом. "Кабала" не выглядит проходным развлечением, способным занять свободный вечер. Это спектакль для тех, кто способен думать и сопереживать героям, не только сидя в удобном кресле и попивая коньячок в антракте. Он про "подумать" и "почувствовать", а в идеале про "сделать" все, чтобы искать пугающие параллели больше никогда не пришлось.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
- 25.12.2018, 09:11 Гражданская война в кремовых шторах. В ТЮЗе показали другие дни Турбиных Когда Михаил Булгаков написал свой первый роман, то вряд ли мог представить, сколько восторгов, споров и легенд будет с ним связано. "Белая гвардия" стала инсценировкой под названием "Дни Турбиных" по заказу МХТ. Поговаривают, что Иосиф Сталин 15 раз смотрел этот спектакль. Документальных свидетельств этому не сохранилось, но в том, что постановка полюбилась вождю, сомневаться не приходится. В 1929 году цензоры отыскали в материале пропаганду буржуазного образа жизни и белого движения и добились снятия его с репертуара. Однако вскоре Сталин своим личным указанием вернул спектакль в афишу. С той поры на сцене легендарного московского театра она был показан почти 1 тысячу раз. Не стал пренебрегать столь значимой классикой и саратовский ТЮЗ. На Большой сцене театра состоялась премьера спектакля "Белая гвардия".
- 23.06.2015, 11:41 СМИ: Ростуризм поддержит создание духов с особым запахом регионов страны Ростуризм включит в свою программу по привлечению туристов в Россию "Visit Russia/Время отдыхать в России" новую форму сувенирной продукции - собственные ароматы регионов страны.
- 29.03.2013, 15:52 Парфюм с запахом метеорита. Коммерческие перспективы катаклизма С необычной инициативой выступили власти уральского города Чебаркуль, неподалеку от которого, в полынье одноименного озера ученые разыскивают осколки взорвавшегося над Челябинской областью болида. Глава городского округа Андрей Орлов и руководитель одной из местных компаний Сергей Андреев обсудили перспективы создания парфюмерной линии с ароматом упавшего небесного тела. Более того, для "извелечения" запаха глава города передал бизнесмену кусочек метеорита, найденный на предполагаемом месте падения.
- 07.03.2013, 14:21 Булгаков в театре драмы. "Зойкина квартира" "Это трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве". Так великий Михаил Булгаков говорил о своей новой пьесе "Зойкина квартира" в 1926 г. Комедию Булгаков писал специально для театра, заранее просчитывая какие приемы и краски могут использовать актеры и режиссеры на сцене. Фирменный юмор, тонкая ирония и трагедия страны, в которой один жизненный уклад вдруг сменился прямо противоположным. Впервые "Зойкину квартиру" показали в театре им. Вахтангова, затем в Саратове. А 7-8 марта в новой постановке этот спектакль играли ученики худрука драмы, народного артиста России Григория Аредакова.
-
21.02.2025, 17:00
"Челюскин. Первые". Заметки киномана
С 20 февраля в онлайн-кинотеатре Wink.ru можно посмотреть первую серию "арктического" проекта. Остальные эпизоды будут выходить раз в неделю по четвергам до 27 марта. Интересно, что события сериала происходили именно в это время года 90 с лишним лет назад.
-
21.02.2025, 12:14
Планы увязли в мазуте. Где будут отдыхать саратовцы после катастрофы на Черном море
Участники туристического рынка наблюдают некоторый рост ранних бронирований зарубежных путешествий на фоне укрепления рубля. Саратовские туристы таким образом пытаются снизить затраты на отдых в Турции, которая стала единственной альтернативой отечественному черноморскому побережью после разлива мазута в Керченском проливе (есть вылеты из Саратова). Наблюдатели замечают, что на берег турецкий этим летом поедут даже те, кто до экологической катастрофы отдыхал только в Краснодарском крае. Удается ли соотечественникам результативно воспользоваться ослаблением доллара - в обзоре СарБК.
- Неделя
- Месяц