- A
- +A
- +A
Много шума из-за тишины. Как в Саратове борются за комфортный сон
- 11:06, 17 сентября 2020
- Комментариев[5]
Кинофантасты давно сняли фильм о мире, где твердой валютой является время. Люди работают за минуты или часы и на них живут, в прямом и переносном смысле слова. Еще одной сценарной задумкой могла бы стать реальность, жители которой покупают за огромные деньги тишину. Впрочем, это уже стало явлением наших дней. В турсфере рассказывают, что за отдых в тишине одни выкладывают внушительные суммы, а другие готовы жертвовать всеми благами цивилизации. Без света, без связи, без горячей воды, но с минимальными децибелами. Непозволительная роскошь для мало-мальски крупного города, во всяком случае, российского. В Саратове прошедшим летом (а именно в теплое время обостряется проблема шума) громкость обсуждения этой темы несколько раз поднималась до пиковых значений. Почему на улицах и дискуссионных площадках стало так шумно - в обзоре "СарБК".
Достучаться до желудка
О том, что окружающий мир с годами прибавляет громкость, замечают и ученые, и сами городские жители. Первые проводят параллель с промышленной революцией, появлением новых двигателей, материалов, источников энергии. Вторые могут составить "поименный" перечень претензий к тому же техническому прогрессу. Громче стали ремонты в квартирах, автомобильные дороги за окном и отдых стал тоже громче. К примеру, на дачных участках, во всяком случае в Саратовской области, раньше пели птицы, а сейчас в выходные ревут газонокосилки (есть практически у каждого и все включаются по очереди).
При этом методы медицинских исследований тоже стали точнее и технологичнее. Они показывают, что интенсивный шум снижает слух, разрушает нервную и сердечно-сосудистую системы, изменяет скорость дыхания и пульса, вызывает гипертоническую болезнь и нарушает работу вестибулярного аппарата. У людей возникают головные боли, головокружение, боли в области сердца, желчного пузыря. Оказывается, под воздействием постоянных громких звуков может измениться даже кислотность желудочного сока. Комфортный шумовой фон для человека — 40-45 децибел днем и 35 ночью (громкость тиканья настенных часов — 30 дБ, человеческой речи — 40 дБ).
Подобные наблюдения проводятся вовсе не для того, чтобы удивиться результатам, а для того, чтобы убедить общество в необходимости законодательных защитных норм, разработанных для бизнеса, работодателей и властей. Процесс этот, то есть разработка и применение мер по обезвреживанию шума, как водится, выглядит в мире неравномерным. Известны самые шумные города мира (Мумбаи, Мадрид, Нью-Йорк, Буэнос-Айрес, Каир) и существует прогрессивный опыт европейских городов по распределению шумовых потоков между деловой и жилой застройкой и система жестких штрафов (в Швейцарии, например, нельзя подстригать газон в выходные).
В России тоже есть самые шумные города (Киселевск и Ленинск-Кузнецкий в Кемеровской области), но нет того ценного опыта, который бы хотелось приводить в качестве эффективных мер в борьбе с высоким шумовым загрязнением населенных пунктов.
Вот и Саратовская область пока не стала территорией ценных идей, хотя этим летом у нас пытались ввести дневной "тихий час" и запретить байкерам выезжать на дороги ночью.
Ни разу не Европа
Уже год новая версия законодательных норм о соблюдении тишины и покоя в регионе находится в статусе инициативы. Как рассказывает одна из авторов законопроекта, депутат Саратовской областной думы Юлия Литневская (соавторы — депутаты Алексей Наумов и Евгений Ковалев), поводом для работы над новой редакцией "кодекса тишины" стали обращения избирателей и резонансные случаи. Самый частый повод для жалоб жителей — автомобили, из которых через усилители транслируется музыка. От "передвижных сабвуферов" распространяется не только шум, но и вибрация, от которой срабатывают сигнализации ближайших машин. Такие "бумбоксы на колесиках" могут поднять посреди ночи жильцов целого квартала.
Вместе с членами областной Общественной палаты депутаты создали "импровизированную", как сказала депутат, шумовую карту Саратова (настоящей у нас нет и, вероятно, в ближайшее время не появится). По сути, речь идет об анализе обращений горожан, который выявил самую горячую точку — это набережная Космонавтов. Конфликт интересов там всякий раз возникает между "гостями" и "коренными жителями" территории. Одни хотят песен и зрелищ, а другие — спокойный сон.
Основные предложения авторов законопроекта — вывести требования в отдельный закон "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Саратовской области" (сегодня нормы прописаны в региональном законе об административных правонарушениях) и предусмотреть разные временные рамки тишины для жилой застройки и общественно-деловых зон (в соответствии с Генпланом города). Напомним, что по действующим нормам период тишины должен длится с 21.00 до 9.00.
"В деловых районах в пятницу и субботу мы предлагаем дать больше возможности для громкого воспроизведения музыки — на час позже, - пояснила Юлия Литневская. - Было бы правильно сделать как во многих европейских городах. Это будет стимулировать инвесторов и бизнесменов, которые работают в развлекательной индустрии и переживают сейчас не лучшие времена из-за пандемии. Тогда этот бизнес будет постепенно перемещаться в так называемые общественные, деловые зоны, на набережную и горячие точки на шумовой карте перестанут быть горячими".
Но есть, как минимум, две причины сомневаться в этом. Во-первых, Саратов не имеет четких зон жилой и деловой застройки. То есть, спальные районы в городе выделить можно, а объекты общественно-делового назначения, как правило, соседствуют с жилыми домами. Та же набережная вряд ли будет очень рада активному заселению шумных заведений. Жалоб от жителей домов на "первой береговой линии" точно не станет меньше. В прогулочной зоне по проспекту Кирова и Волжской тоже немало жилых домов.
Во-вторых, нет никаких оснований полагать, что нарушители тишины примут к сведению обновленные нормы и будут их неукоснительно соблюдать. Ведь сегодня тоже нельзя шуметь с девяти вечера до девяти утра, но владельцев навороченного автозвука, оглушающих байков, а также любителей поздних фейерверков, это не останавливает. Об этом говорил в комментарии "СарБК" член Общественной палаты, юрист Николай Скворцов: "Как этот закон массово не исполнялся, так он и сейчас не исполняется. И вопрос этот должен решаться не через новые законодательные нормы, а через правоприменительную практику. То есть, полицейские, администрации районов должны наладить эту работу по выявлению, фиксации нарушений, а не замыливать звонки и обращения граждан. Сегодня люди звонят, пишут, но хорошо, если к ним приезжают через несколько дней, когда уже никто не шумит. Может быть, нужно создавать отдельные бригады, которые будут реагировать на такие вызовы. Ведь если плотно на эту проблему налечь, можно навести порядок. Можно создать ряд серьезных прецедентов, чтобы эти люди, или организации, которые любят пошуметь, задумались и стали соблюдать действующий законодательный норматив наступления тишины — 21 час".
В ГУВД области при этом указывают на рост выявленных нарушений, предусмотренных "статьей о тишине" действующего закона Саратовской области об административных правонарушениях. Так, если в 2016 году было выявлено 333 таких нарушения, то в 2019 — 610, а за 8 месяцев этого года - 1005. Впрочем, это может говорить и о том, что в области, действительно, стало шумно, и о том, что жители региона стали более восприимчивы к громким и неприятным звукам и чаще обращались за помощью к полицейским.
К слову, авторы того законопроекта также предлагали ввести в области "тихий час" — с 13.00 о 15.00, но идея встретила такую мощную критику, что эту норму пришлось из документа вычеркнуть. Вообще, этот законопроект как-то не пришелся в думе ко двору, наверное, поэтому противникам закона не сложно было поставить подножку документу. Сегодня, напомним, "новые правила о тишине" проходят оценку регулирующего воздействия. Затем проект снова будет рассмотрен на заседании комитета и только после этого в случае положительных оценок сможет быть допущен к голосованию.
Вместе с тем Юлия Литневская дополняет: "Сейчас в Госдуме рассматривается синонимичный нашему закону проект, и мы с коллегами пока не знаем, будет ли у нас все-таки опережающее регулирование или это станет нормой прямого действия, что тоже здорово для всех субъектов страны".
Лазейка для мотохама
Этим летом у жителей Саратова лопнуло терпение из-за мотоциклетного рева по ночам, а может быть у сотрудников ГУ МВД сдали нервы из-за большого потока жалоб от населения, но, скорее всего, эти аудитории где-то пресеклись и на свет появился запрет для мотоциклистов на въезд в исторический центр Саратова. Полицейские связали ограничения с "жалобами горожан на шум мотоциклов, необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения в историческом центре, сохранности исторического, архитектурного и культурного наследия".
Читатели "СарБК" в комментариях недоумевали по поводу последнего пункта. "Как связана сохранность культурного наследия с передвижением по дорогам общего пользования на мотоцикле?", - вопрошали посетители сайта. И удивлялись выбором нескольких улиц для соблюдения тишины: "По Усть-Курдюмскому шоссе всю ночь носятся! Чем провинились жители Юбилейного?"
При этом байкеры заявили о нарушении своих конституционных прав на свободу передвижения и власти пошли на попятную. Список запретных для мотоциклистов улиц в результате был резко сокращен (с девяти до двух). ГИБДД в этом году впервые стала активно проводить рейды по проверке шума двигателей мотоциклов и автомобилей. Впрочем, пока это скорее экзотика, вызванная именно массовым недовольством горожан.
Да и днем от рокота байков уши закладывает. Как рассказывают федеральные СМИ, ежегодно в парламент вносятся законопроекты с предложениями о том, как утихомирить мотоциклистов. В частности, звучали идеи о создании "шумовой полиции". Но ни одно предложение (недавно внесен законопроект об увеличении штрафа за шумный двигатель с 500 руб. до 5000 руб.) не находят поддержки.
Может быть потому, что как и новая версия саратовского закона "о тишине", законопроект о высоких штрафах для мотоциклистов вовсе не закрывает юридические пробелы. С ревом двигателей, по словам экспертов, позволяет бороться и действующее законодательство. Дело в том, что те мотоциклисты, которые любят обращать на себя внимание, устанавливают на своего "коня" прямоточные глушители, которые двигатель не глушат вовсе. И это является внесением изменений в конструкцию и наказывается прекращением регистрации. То есть, способ борьбы с этими шумными, и даже истеричными, участниками дорожного движения есть, другое дело, что им не пользуются.
И еще одна причина. Иногда наложить штраф на мотоциклиста не представляется возможным. Эксперты "РГ" поясняют, что для мотоциклов уровень шума установлен Техническим регламентом Таможенного союза. Он не должен превышать 96 дБА. Но этот уровень шума при производстве мотоцикла измеряется в лабораторных условиях, в идеальной тишине и на не самых высоких оборотах двигателя (соответствуют движению со скоростью 50 км/ч). При этом если владелец такого идеально настроенного байка выкрутит гашетку побольше на низкой передаче или выжав сцепление, двигатель заревет далеко за пределами установленной нормы. Но если в этот момент остановить мотоциклиста и замерить шумомером, то в соответствии с инструкцией по его эксплуатации звук этого мотоцикла окажется в норме.
При этом саратовские общественники летом обратили внимание на то, что нашим полицейским нечем измерять уровень шума - они не обеспечены специальными приборами. Представители областной Общественной палаты отправились со стражами порядка в рейд и очень удивились этому обстоятельству. "СарБК" направило в ведомство соответствующий запрос, чтобы уточнить информацию, но в ГУВД ответили, что "сведения о состоянии материально-технического обеспечения органов внутренних дел являются информацией для служебного пользования".
Шум на пустом месте
По результатам опроса компании "Jabra" и телеканала "Наука", из-за постоянного шума 43% жителей крупных городов России готовы сменить адрес жительства. Судя по всему, жители Саратова тоже не прочь поискать тишины в другом городе.
"Современная территория Саратова не защищена от внешнего шума, - считает заместитель директора по науке института УРБАС, заместитель заведующего кафедрой "Экология" СГТУ имени Гагарина, кандидат биологических наук, доцент Зоя Симонова. - Вопрос шумозащиты решается, но в общем русле. На местном уровне он долгое время оставался открытым".
Эколог добавляет, что в городе должны быть разработаны технические, архитектурно-планировочные и административные мероприятия для того, чтобы создать отвечающий гигиеническим требованиям шумовой режим. Для того, чтобы решить проблему шумового загрязнения, используют различные приемы — особая планировка микрорайонов и застройка магистральных улиц, акустически непрозрачные экраны — откосы, стены, здания-экраны.
"В последнее время во многих городах устанавливают шумозащитные экраны, эффективность которых зависит от материала изготовления. Они в основном приглушают звук, но не убирают его полностью. У нас в городе такие экраны по центральным, наиболее проблемным в отношении шумового загрязнения улицам не установлены. Есть экраны на мосту через Гуселку, вдоль железнодорожных путей по большей территории города, около моста Саратов-Энгельс с Энгельсской стороны", - заметила эксперт.
Скорее всего, и мы когда-нибудь придем к идее, что шум — точно такой же загрязнитель, как химия, а тишина — такой же элемент комфорта, как ровный асфальт. Возможно, и жилые районы когда-то начнут проектировать с учетом ближайших источников шума. Но сейчас застройка во многом хаотична и точечна, и застройщики не готовы заморачиваться близостью жилых районов к шумным предприятиям, а новые высотки ставят впритык к оживленным трассам.
Зоя Симонова обратила внимание на эффективность зеленых насаждений, высаженных вдоль дорог. "Плотная зеленая стена лиственных деревьев с подростом, кустарником и травяным покровом в нижнем ярусе изолирует транспортный коридор и дает дополнительную площадь озеленения. В СНиП 23-02-2003 представлены величины снижения уровня транспортного звука полосами зеленых насаждений. Так, однорядная полоса зеленых насаждений при шахматной посадке шириной 10-15 м снижает уровень звука до 4-5 Дб, двухрядная полоса шириной 26-30 м – на 10-12 дБ. Более 50 лет назад вдоль основных автомобильных дорог города были созданы "зеленые защитные полосы", многие из которых сохранились и до настоящего времени. Однако крона деревьев в настоящее время находится на высоте более 1,5-2 м от уровня почвы, тем самым не способствует удержанию звуковой волны при ее распространении от автотранспорта. Отсутствует кустарниковый ярус, который смог бы устранить данную проблему и выступить в роли "зеленой стены"", - сказала ученый, отвечая на вопросы "СарБК". В СГТУ добавили, что на сегодняшний день эквивалентный уровень звука для условий городской застройки нормируют в соответствии со Строительными нормами и правилами "Защита от шума".
Проблемой шума в городе никто не занимается. Это и понятно — на повестке дня более актуальные темы. Тем не менее, ее периодически используют как аргумент при решении каких-то местных вопросов. Например, горожанам, живущим в районе горпарка, удалось в этом году убедить власти Саратова в том, что не стоит разрешать строительство мечети на пересечении Новоузенской и Серова. Одним из аргументов против были как раз громкие призывы на молитву (хотя сами мусульмане заверили, что строго соблюдают "закон о тишине" и не включают звукоусиление, когда это не позволено). Когда же чиновники пытались продвинуть идею ликвидации трамвайных путей в Мирном переулке, они упирали на то, что дребезжание трамваев якобы мешает жителям окрестных домов (о том, чтобы сделать трамвай менее шумным, речи при этом не велось). Это лишь еще раз доказывает, что проблема шума актуальна для горожан, но в повестке дня властей стоит даже не на втором, на десятом плане.
И каждый жителя города, наверняка, может назвать свой эпицентр шума. Саратовский блогер Денис Жабкин согласен с мнением аналитиков КБ "Стрелка" (он публиковал результаты их исследования на своей странице в LiveJournal). Зашкаливающий уровень шума эксперты отметили в районе слияния 2-го Стационарного проезда и Дегтярной улицы (объясняется близостью к железнодорожной станции) и на пересечении Тракторной и Астраханской (громкая музыка из автомобилей).
Эколог Андрей Варламов считает излишним музыкальное сопровождение в парке Победы (это мешает посетителям отдыхать от городского шума) и звуковая реклама магазинов. "Звукового мусора вокруг нас и так много", - отмечает эксперт.
Для жителей многоэтажных новостроек в Ленинском районе самым изматывающим является круглосуточный гул, который возник из-за эффекта "колодца" между домами. Какое уж там рациональное проектирование территорий с экранами-домами, если в Саратове шум может возникнуть буквально на пустом месте.
И это не единственный удивительный факт. Например, в этом же районе жители стали жаловаться на громко работающую вентиляцию Саратовского института стекла, жителей же Заводского района стали беспокоить шумы, доносящиеся с ТЭЦ. Но предприятия эти работают давным-давно и вряд ли стали за это время более шумными.
В управлении Роспотребнадзора в Саратовской области замечают, что чаще всего жители региона жалуются на шум, которое создает инженерно-техническое оборудование в подвальных помещениях многоквартирных домов, лифтов и кондиционеров.
О том, какие меры принимаются для сохранения тишины в развитых зарубежных странах, лучше и не интересоваться, чтобы не расстраиваться. Там используется специальное шумопоглощающее дорожное покрытие, для рельсового транспорта применяются звукопоглощающие колесные бленды, в некоторых странах действует запрет на авиарейсы в ночное время, где-то установку стеклопакетов а окна спонсирует военное ведомство страны.
Но и у нас вскоре проблема шумовой нагрузки будет решена. Из-за холодов мы плотно закроем окна и будем наслаждаться тишиной — до следующей весны, то есть, до следующего "шумного" сезона. Если соседи не затеют ремонт, конечно.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
28.02.2024, 11:27
Назад в гаражи. Как изменилось отношение саратовцев к ремонту автомобилей
Автомобилисты лучше остальных почувствовали на себе перемены, произошедшие на потребительском рынке в России за последние два года. Сильно изменился модельный ряд, а о ценах вообще промолчим... Серьёзно поменялись привычки и текущие траты автомобилистов, прежде всего, на ремонт. Как отмечают аналитики, водители вынуждены экономить на этой статье расходов: реже стали проводить техосмотр, чаще ремонтироваться уже после поломки, устанавливать запчасти самостоятельно или "в гаражах". Саратовские эксперты во многом соглашаются с общими тенденциями, хотя замечают, что не всегда изменения стоит связывать с экономической и геополитической ситуацией. Подробности - в обзоре СарБК.
- 02.07.2019, 12:54 Саратовские автомобилисты. Пять видов издевательств Вряд ли в России найдется сфера деятельности, которую можно было бы назвать образцом последовательности, идеальной дисциплины, ресурсного достатка и уважительного отношения к пользователям, гражданам. Планы на бумаге, их реализация и дальнейшая жизнь проекта у нас - это три большие разницы. И по поводу последней фазы у каждого из нас обязательно найдется, так сказать, пара слов. И если с банковскими "косяками", медицинским беспределом мы сталкиваемся, слава Богу, не ежедневно, то все, что касается проблем с использованием легковых автомобилей, напрягает утром, в обед и вечером по две-три дозы за раз. Предмет недовольства накопил такую раздражающую силу, что над дорогами сформировалась, кажется, критическая плотность эмоциональных междометий, емких фраз и непечатных выражений.
- 06.12.2018, 10:25 Цвет настроения - серый. Автосалон для невнимательных покупателей Широта списка сомнительных схем, способов обмана или приемов манипулирования покупателем находится в пропорциональной зависимости от стоимости товаров, для реализации которых они и создаются. Дома, квартиры и автомобили вызывают особенно продуктивный полет фантазии нечистых на руку продавцов. Еще одним источником их вдохновения, кроме цен, являются прогнозы о росте продаж.
- 23.11.2018, 12:00 Индивидуальная и справедливая. Как реформа ОСАГО изменит стоимость полисов В следующем году в стране стартует реформа ОСАГО. Она будет проходить в несколько этапов в течение нескольких лет. Рассмотрим законодательные инициативы, которые сейчас обсуждаются в Центробанке и Минфине.
- 31.10.2018, 12:00 Реформа ОСАГО. Бонус не сгорит За 15 лет российская "автогражданка" не раз меняла свои "взгляды". Если быть точными, самыми серьезными из изменений были правила прямого возмещения убытков (2009 год) и установление приоритета натуральной формы возмещения вреда (2017 год). На подходе – новая глобальная реформа ОСАГО, которая обещает сделать систему гибкой и удобной.
-
22.11.2024, 13:58
"Веном: Последний танец". Заметки киномана
В третий раз Том Харди закинул невод, простите, вернулся на экраны в качестве инопланетного паразита и его хозяина из вселенной "Человека-паука". Вернулся невод лишь с личной харизмой главного персонажа. Всё остальное в фильме только утомляет.
-
19.11.2024, 10:39
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите
Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего российского угольного саммита - это ежегодное мероприятие, собирающее ведущих игроков угольной промышленности для обмена опытом и обсуждения новых технологий.
- Неделя
- Месяц