Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Темы недели: замерзший ребенок, лидеры по убыли, призрак "Стрелки"

  • 18:10, 5 марта 2021
  • Комментариев[4]

В Саратове снова гибнут дети. Конечно, в таких случаях всегда виноваты взрослые: где-то они недосмотрели, а где-то - и это самое страшное - сами подтолкнули детей к гибели. Все это производит крайне угнетающее впечатление на фоне статистических отчетов о "чемпионстве" региона по убыли населения. Тем временем, взгляд в будущее в области пока очень туманен и нереалистичен - и это очень хорошо видно по конкурсным архитектурным проектам развития Саратова.

Темы недели: замерзший ребенок, лидеры по убыли, призрак "Стрелки" Фото: СУ СКР по Саратовской области

Убийственный холод

От редакции

С выходных мы вернулись с двумя страшными новостями, пришедшими из Вольска. В последний день февраля на Волге провалились под лед и утонули двое детей 6 и 11 лет. Их тела так и не нашли. А через несколько часов на улице рядом с магазином в городе нашли насмерть замерзшего пятилетнего мальчика, который оказался на морозе в одном нижнем белье...

Комментировать тут по большому счету нечего. После двух этих случаев начались разбирательства по поводу того, кто виноват. На трагедии отреагировали следственные органы, прокуратура, правительство. Начали выяснять обстоятельства жизни и воспитания детей. И если в первом случае причиной трагедии вроде бы стало "оставление без присмотра", во втором просматривался некий злой умысел.

Согласно первой отрывочной информации, погибший ребенок имел некие психические расстройства (по некоторым данным, страдал лунатизмом). И это как будто давало объяснение его случайному появлению на улице без одежды...

Но все вопросы по поводу этой версии отпали, когда было возбуждено уголовное дело об убийстве. Вскоре был задержан и подозреваемый — 38-летний сожитель матери ребенка. Согласно предварительным данным следствия, этот гражданин выгнал ребенка на улицу голым, зная, что это его убьет.

Позже в СМИ появились намеки и на возможный мотив преступления. Источники ряда изданий рассказали, что мальчик якобы подвергся перед смертью сексуальному насилию. Следствие пока это не подтверждает. Прокуратура указала только, что мальчик стал жертвой неких "преступных действий". Впрочем, если вспомнить резонансное убийство Лизы Киселевой, тогда сексуальный подтекст преступления следствие также долго не признавало из-за сложностей с экспертизами и доказыванием. Так что не исключено, что здесь мы имеем такой же случай...

Не хочется выдумывать никаких тенденций, но количество зверских преступлений и вопиющих инцидентов, жертвами которых стали дети за последние несколько месяцев, очень настораживает. Не знаем, что скажет по этому поводу официальная статистика, но нам иногда кажется, что дети в нашем обществе становятся все менее защищенными от самых маргинальных его представителей.

Этот вопрос тоже поднимается после очередных резонансных событий, причем говорится много правильных слов о том, что не сработали органы профилактики, недоглядели, не вмешались... Даже возбуждено уголовное дело о халатности. Как правило, такие дела либо заканчиваются ничем, либо, если повезет, находят какого-нибудь "козла отпущения". Но тут скорее стоит вопрос о том, а есть ли вообще в нашем общества какая-то "профилактика", да и возможна ли она? Можно ли как-то изолировать подобных деградировавших до предела индивидуумов от общества? Или помешать самому процессу деградации? Боимся, что на эти вопросы как раз-таки ответов никто не ищет.

Мнение эксперта

Ольга Коргунова, председатель правления детского благотворительного общественного фонда "Савва"
Дело в том, что адресная работа очень важна, и органы опеки, как могут, выходят на адреса. Но выходят – когда есть сигнал. Я считаю, что они в целом нормально работают, но, возможно, им надо расширить полномочия. Но, если расширять полномочия, то тогда и увеличивать штат сотрудников. Например, можно было бы ввести ставку патронажного сотрудника, который бы в течение года хотя бы по разу обошел каждую семью с детьми, которая проживает на его территории. И благополучные в том числе, а не только те, которые стоят на учете. И нет так формально, как они сейчас ходят: пришли, холодильник проверили, все. А как-то по-человечески, что ли: как дела? все нормально? я вам информацию про детские кружки принесла, вот мой телефон, обращайтесь… И даже за этот разговор можно заметить, все ли в семье в порядке.

Раньше выходили – больше или меньше – но в любую семью. Например, когда учительница назначалась классным руководителем, она обходила всех детей. Поликлиника приходила ко всем семьям домой. И так или иначе кто-то что-то замечал... Сейчас такой адресной работы нет, и, как мне кажется, это основная беда. Мы, наша благотворительная организация, работаем с многодетными семьями. Стараемся их посещать. Это очень хорошее дело. Семьи от таких визитов подтягиваются, отцы пить перестают, матери окно помоют, потому что знают, что кто-то придет из общественников. И всегда глаз любого человека – соседки ли или еще кого – заметит, что что-то не так… Раньше всем до всего дело было. Зачастую идешь по улице вечером, а какая-нибудь бабушка на лавке говорит: "Чёй-то ты так поздно идешь? Где мать-то твоя, не видит, что ль?" А сейчас… Где мать этого мальчика была, когда совершалось преступление… мы не знаем ее, судьбу этой несчастной женщины. Может, она сама в такой неблагополучной семье выросла, и не знала, что мужики не пьют, что можно жить без насилия…

Я считаю, что скорее всего, профилактика этого случая могла бы быть. Эти случаи становятся известными, когда произошло уже самое страшное, а ведь таких семей в Саратовской области много. Сейчас не то, чтобы люди стали равнодушнее, просто все живут очень трудно, и, наверное, не до чужих проблем.

Ну и еще хотелось бы обратить внимание на трудоустройство мужчин особенно, семейных, в селе. Что вообще происходит, ребята? Работы нет, они пьют.

Фотобанк СарБК

Область "в минусе"

От редакции

По саратовским СМИ на уходящей неделе прокатились почти идентичные громкие заголовки о том, что Саратовская область заняла второе место в России по абсолютной убыли населения. Журналисты любят стращать. Конечно же, более адекватную картину дают только относительные показатели. Хотя и они говорят о том, что у региона усугубляются демографические проблемы.

Итак, напомним основные цифры. В прошлом году регион покинули 58 383 человека, прибыл в нее — 53 771. Всего за счет миграции и естественной убыли численность населения сократилась на 25 476 человек при общей численности в 2,4 млн (в 2019 году — на 19 тысяч). Первое место у Нижегородской области, но, если кто-то скажет, что вот, мол, есть регионы и похуже, им можно ответить: да, не на намного. В Нижнем – минус 25 810 человек при населении региона в 3,1 млн жителей. На третьем месте, по данным Росстата, находится Москва с абсолютной убылью в 24 143 человека при общей численности жителей в 12,6 млн.

А только за 2 месяца этого года естественная убыль населения региона составила 4 615 человек. Это уже "задел" на 2021 год, который тоже, судя по всему, не обещает ничего хорошего в демографическом плане.
Конечно, аналитики скажут, что показатели подкосила пандемия коронавируса. От нее в регионе на данный момент умерли 669 человек, еще почти 1,2 тысячи — скончались от хронических болезней, осложненных тем же вирусом. Сюда же стоит прибавить и граждан, состояние которых ухудшилось в связи со стрессом, самоизоляцией, невозможностью вовремя получить медицинскую помощь. Отложенный эффект пандемии еще даст о себе знать.

При этом тот же ковид понизил мобильность населения, из-за чего миграционная убыль в 2020 году сократилась. Вообще, в правительстве региона строили планы, что в прошлом году население региона сократится всего на 15 тысяч человек. Якобы должны были заработать меры, прописанные в плане по борьбе с убылью. Но, как уже мы указывали в недавнем обзоре, этот документ был составлен лишь для галочки и "на коленке" и не предлагает ничего нового, что могло бы как-то дополнительно затормозить процесс вымирания региона.

Фотобанк СарБК

Мнение эксперта

Роман Репин, члена Совета Саратовского регионального отделения "Опоры России"

У нас недостаточно внимания уделяется развитию малого бизнеса. Понятно, что на всех крупных корпораций не хватит. Но и крупные корпорации, когда приходят в регион, хотят увидеть встречное движение, условия для своего открытия. По большому счету, у Саратова могли бы быть хорошие позиции, но для развития делается недостаточно. На протяжении ряда лет у нас были самые сложные условия. Например, высокие ставки налогов. Есть немало налогов, которые вводятся федеральным законом, а ставки регулируются на местном уровне. Начните с самых доисторических времен - налога с продаж, который был ограничен ставкой 2%. И в Саратове он был 2%, а в Москве – 0,5%. Налог на имущество – все то же самое, у нас – под верхнюю притолоку. Людям, которые формируют бюджет, кажется, что с МСП деньги можно драть бесконечно. Это одна песня. Вторая – эти же предприниматели формируют рабочие места, занятость. Движения навстречу они почти не видят, а если видят – то это ритуальные шаги, щеконадувательство, поэтому они переходят в тень. По предпоследним отчетам налоговиков и прокуратуры, у нас количество ИП остается на одном уровне, а ООО – снижается. То есть легальный бизнес мельчает. Соответственно, нелегальный – ширится и растет. Появляются нелегальные предприниматели в тех отраслях, где 3-5 лет назад их невозможно было представить. Например, в общепите. Есть предприятия, которые открыто работают без кассового аппарата, без легализации. Но их никто не ищет, потому что рядом есть легальное кафе, которое ходят проверять все проверяющие. А признаком успешной проверки что является? Наказание предпринимателя. Субъектов МСП все меньше, плотность проверяющих – все больше.
Не во всех регионах такое плачевное состояние. Например, Пензенская область чуть ли не в 2 раза меньше, а экономика – не в пример нашей. Уж не говорю про Самару, где в 1990-е годы были худшие стартовые позиции. Поэтому люди уезжают. Они не могут здесь реализоваться. Легальной работы нет, а далеко не каждый может уйти в бизнес.

Голосование "наощупь"

От редакции

Над Саратовом вновь витает призрак "Стрелки". Помните такое московское консалтинговое бюро, которое 4 года назад наделало шуму своим дизайн-кодом и тестовым благоустройством? Саратовцы долго возмущались и насмехались над никчемностью столичных новомодных преобразований. Впрочем, травму те оставили глубокую: "Стрелка" уже давно ушла, а соцсетях ее ругают до сих пор.

Глебучев овраг в задумке архитекторов

Теперь "Стрелка" выступает оператором международного конкурса, в рамках которого выбирают лучший проект развития пяти территорий в центре города — территории бывшего аэропорта, Глебучева оврага, Парка Победы и двух островов — Зеленого и Покровские пески. На этой неделе два финалиста — консорциумы разработчиков под руководством российской команды Citymakers и нидерландской KARRES EN BRANDS — представили на всеобщий суд свои идеи. И снова в воздухе повеяло архитектурной модой — презентации проектов, за которые предложено проголосовать саратовцам, сделаны на английском языке.

Так, нидерландские архитекторы проектируют на месте старого аэропорта комфортный жилой район с парком, школами, детсадами, с сохранением элементов планировочной структуры, взлетных и разгонных полос, которые трансформируются в прогулочные бульвары, а ангары - в рекреационные пространства. Парк Победы они хотят превратить в зеленый сад, а Зеленый остров – "оставить в покое". Российские архитекторы в большей части солидарны с иностранными коллегами (территория бывшего аэропорта – жилой район с сохранением планировочной структуры, парк Победы – зона отдыха с сохранением мемориального ядра, Зеленый остров – максимальное сохранение природы и экологии, Покровские пески – сохранение его как острова в принципе), но Глебучев овраг они предлагают сделать парком и "музеем саратовского быта". Голосование за проекты продлится до 11 марта.

Возможный вид территории аэропорта

Конечно, все это пока очень концептуально, а иллюстрации к проектам напоминают образы рая из литературы каких-нибудь сектантов. Некоторые эксперты уже усомнились в практичности представленных на картинках построек и решений (например, деревянных пешеходных настилов). Не говоря уже о том, что у многих возникли вопросы и по поводу того, насколько эти прожекты применимы к сложному рельефу и почвам всех перечисленных территорий. А уже исходя из последнего замечания, некоторые задают вопрос — уж не правильнее ли было доверить такие масштабные преобразования местным специалистам, знакомым с "подземными камнями" местности?

Не менее интересный вопрос — что будет потом, после того, как выберут победителя. Якобы предложенные архитекторами решения должны быть обязательны вписаны в Генплан. И это забавно, потому что степень исполнения действующих Генпланов крайне низка, не говоря уже о подобных космических прожектах, реализация которых потребует десятков миллиардов рублей, а с наценкой на те же особенности местности и местных "нравов" — и сотни миллиардов.

Мнение эксперта

Дмитрий Назимов, архитектор
Мне очень сложно сформировать какое-либо мнение о проектах, потому что материалов о проектах нет в общем доступе. Те несколько изображений, вырванные из проектов и общие план-схемы, совершенно не дают никакого представления о проекте, и как голосовать за тот или иной, я не понимаю.

На онлайн встрече, которая проходила 3 марта с финалистами, были только размытые и обобщенные характеристики проектов. Они не дали мне никакого понимания "погружения" авторов в проекты.
А главное, на мой взгляд, - утрачена соучастность жителей города в этих проектах. Боюсь, что проекты без включения общества в процесс планирования обречен на отторжение обществом навязываемых решений.

Похожие материалы
  • 09.07.2024, 13:45 Усадьбу рубль не бережёт. Почему бизнесмены отказываются от льготной аренды памятников культуры

    Региональные программы для арендаторов объектов культурного наследия "за рубль" давно называют узкой нишей для энтузиастов. Эксперты уверяют, что популярной программа льготной аренды с обязательной реставрацией зданий-памятников среди инвесторов не стала. Саратовская область тоже получила негативный опыт, но все же стала развивать этот инструмент для решения проблемы разрушающихся исторических зданий. На прошлой неделе губернатор Роман Бусаргин спрашивал с чиновников за неэффективную реализацию уже обновленной программы аренды архитектурных объектов за рубль. СарБК попытался выяснить, почему бизнесмены не интересуются даже более выгодными условиями заселения в старинные особняки в центре города.

  • 29.10.2021, 09:47 Архифантазеры. Градостроительный хайп, осмысленный и беспощадный

    В октябре в Саратове была развернута дискуссия о возрождении исторических архитектурных образов. Сначала поводом для обсуждения стала идея о возвращении зданию бывшего кинотеатра "Пионер" облика костела, а позже вновь поднялся спор о воссоздании Александро-Невского кафедрального собора. Обе ветки обсуждений продолжают выглядеть довольно неуместными, так как предполагают серьезный разговор об огромных вложениях в период не самой лучшей экономической ситуации, да и тонут среди более острых проблем - пиковых значениях пандемии коронавируса, коммунальных катастрофах Саратова (люди остаются то без воды, то без тепла). Примечательно, что эта не самая изящная дискуссия стала итоговым событием первого года работы Градозащитного общественного совета при областной думе, члены которого стали инициаторами и активными участниками жарких споров.

  • 20.02.2021, 09:38 Темы недели: замена соцблока, дворец из 90-х, ларьки сдаются

    На этой неделе начался демонтаж ларьков возле Крытого рынка. Постойте, кажется, мы это уже проходили. И тогда говорили: ушла эпоха... Но эпоха решила немного подзадержаться. Своеобразным "наследием 90-х" стал и открывшийся на этой неделе Дворец водных видов спорта. За что его внешний вид и был раскритикован столичным блогером Варламовым. Тем временем, ротация руководителей в правительстве кажется окончательно превратилась из преимущества в проблему. Новым министрам придется еще несколько месяцев вникать в дела.

  • 11.12.2020, 19:21 Темы недели: нерабочее 31-е, школа в офлайне, локомотив в тупике

    Трудно жить при демократии - всегда нужно следить, что думает большинство. Большая часть жителей Саратовской области захотели получить выходной 31 декабря без всяких переносов и условий - и получили. Губернатору для этого пришлось даже два раза подписывать документ. Подсветку на цирке сделали, не спросив жителей, и пока не совсем ясно, что они об этом думают. Но споры уже идут. А с "дистанционкой" и вовсе голову сломаешь - одни за, другие против. В чем все одинаково уверены, так это в том, что экономика региона продолжает лететь в тартарары - построенный 5 лет назад локомотивный завод признан банкротом.

  • 27.11.2020, 11:04 За кулисами реконструкции. Пять вопросов о прошлом и будущем Театра оперы и балета

    Ужас, варварство, разрушение основ. Так многие обыватели восприняли демонтаж части Саратовского театра оперы и балета. При виде падающих колонн было действительно трудно удержаться от апокалиптических настроений. И сразу им на смену пришли страхи - а что если восстановить разрушенное не получится? Их активно подпитывают слухи, вплоть до самых нелепых - о том, что театр снесут и на его месте построят то ли высотку, то ли ресторан. Над этими бреднями можно смеяться, но то, что горожане действительно почти ничего не знают о том, почему сносят театр и что с ним будут делать - это факт. "СарБК" обратился к экспертам, чтобы ответить на главные вопросы о реконструкции театра.

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x