Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Блестки, тату, полуобнаженные танцовщики. На Собиновском фестивале показали современный балет "Паганини"

  • 16:40, 30 мая 2023
  • Комментариев[0]

На какой бы сцене ни проходил Собиновский фестиваль, саратовский театр оперы и балета старается включить в него свою собственную премьеру. Когда в приглашенных солистах сплошь звезды Большого театра, Мариинки, Новой оперы и т. д., хочется показать, что мы тоже кое-что можем. Конечно, на прежней, исторической сцене сделать это было проще. В условиях бывшего ДК "Тантал" создавать что-то масштабное, увы, невозможно, и мастерам каждый раз приходится выкручиваться. Очередной попыткой выпустить академическую премьеру на непредназначенной для этого площадке стал одноактный балет "Паганини".

Блестки, тату, полуобнаженные танцовщики. На Собиновском фестивале показали современный балет "Паганини" Фото Саратовского театра оперы и балета

Назвать "Паганини" именно академической вещью в полном смысле слова нельзя, ведь за основу постановки решили взять современную хореографию. Современный балет — это когда элементы классического балета сочетаются с модерном. В нем могут быть традиционные пуанты и пачки, а может их и не быть, хореография может включать строгие па, но она явно не будет вся слошь из них состоять.

За постановку "Паганини" отвечала 23-летняя Диана Вайлова. Она окончила наше хореографическое училище, а затем увлеклась неклассическим балетом, да так удачно, что пройдя множество стажировок, обучений и конкурсов, организовала в Саратове первую труппу современного танца. На пресс-конференции перед началом фестиваля Вайлова говорила о том, как непросто пришлось местным мастерам балета при работе над "Паганини". Человеку, которого много лет учили, что голова, руки, ноги, корпус должны иметь определенное положение и формы, сложно принять то, что в современном балете все это по сути лишь условность, и у танцовщика есть куда больше свободы.

Фото Саратовского театра оперы и балета

К раскрепощению располагала и сама музыка. Рапсодию для фортепиано с оркестром "Паганини" написал Сергей Рахманинов. Произведение состоит из 24-х вариаций на тему 24-го каприса Николо Паганини - это классика, средневековые песнопения, джаз, да много что еще. В балете размышляют о природе гения. В данном случае скрипача-виртуоза Паганини, но это в целом относится ко всем выдающимся личностям. Как к ним приходит муза? Есть ли в этом что-то божественное или, напротив, дьявольское? Талант — это награда или проклятие? Плюс в том, что никакого конкретного сюжета и тем более либретто в "Паганини" нет. Премьерный балет ориентируется на эмоции и фантазию зрителя — что в его душе отзовется при просмотре, то и будет истиной.

Фото Саратовского театра оперы и балета

Концепция современного балета еще и очень удачно совпала с потребностями театра, который вот уже 3 года вынужден ютиться на сцене бывшего ДК. И если оперы и оперетты как-то можно адаптировать под небольшую площадку, то с классическим балетом, где хореография прописана по миллиметрам, это сделать крайне сложно. В современном же балете нет декораций как таковых, профессиональный свет и звук возьмут всю нагрузку на себя. А еще в нем нет кордебалета (по крайне мере, в "Паганини"), что сейчас вдвойне ценно, потому что массовые танцевальные номера разместить адекватно на новой сцене проблематично.

Премьера может понравиться как фанатам балета, так и неискушенным зрителям. Во-первых, это быстро. Одноактный балет длится меньше часа, устать невозможно. Во-вторых, разбираться в балете вовсе не обязательно, можно просто откинуться на спинку кресла и получать удовольствие. В-третьих, даже небольшой рассинхрон в случае с современным танцем может быть вовсе не "косяком" исполнителей, а вполне себе задумкой постановщика.

Фото Саратовского театра оперы и балета

Самое главное — это было красиво, очень красиво. За костюмы отвечала художник Ольга Колесникова. Здесь ей доверили костюмы, и барышень она нарядила вполне пуритански — черные боди плюс черные прозрачные юбки в пол. Зато мужчин раздела по пояс, обнажив идеальные фигуры, а сверху для пущего эффекта посыпала блестками. Это безусловный плюс, ведь костюмы классических балетов не предполагают демонстрацию тел, и, например, не дают рассмотреть татуировки премьера театра Алексея Михеева.

Фото Саратовского театра оперы и балета

Выбирая исполнителей для "Паганини" хореограф явно делала ставку на молодость, не забыв, впрочем, и об опытных мастерах. За опыт отвечал Михеев, который уже много лет в театре как Фигаро - и тут, и там. Нет, в списке солистов всегда и кроме него были мужчины, но он, как самый мастеровитый, исполнял максимум главных партий. И вот, похоже, у него появился достойный сменщик. В "Паганини" ведущие мужские роли танцевали Алексей Михеев и 21-летний Сергей Букатин, который справился на "отлично". Букатин окончил академию русского балета имени Вагановой, и был принят в труппу саратовского театра в прошлом году. Его ввели уже в 9 балетов, но именно с этой премьеры может начаться расцвет карьеры этого молодого талантливого танцовщика. С девушками-солистками всегда было попроще, но и здесь приход молодой Алены Таценко явно освежил женский состав. В "Паганини" любовный треугольник Михеев-Таценко-Букатин был хорош как хореографически, так и драматически.

"Паганини" удался, получившись даже лучше, чем от него ожидали. Балет обещают включить в афишу и периодически показывать. А поскольку переезд в родное здание театра все откладывается и откладывается, то идею с новым современным балетом, похоже, не стоит откладывать в долгий ящик. 

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 25.11.2025, 10:50 Идальго, сеньориты и интриги. В театре драмы студенты показали "Изобретательную влюбленную"

    Комедия Лопе де Вега "Изобретательная влюбленная", датированная началом 17 века, считается классикой европейской литературы. Это легкая, изящная история про молодых и не очень людей, попавших в любовный многоугольник. Плюс испанские пейзажи, дуэли на шпагах и бесконечные интриги. Пьесу очень уважают в театральной среде, и ставят часто. Только в Саратовском театре драмы имени Слонова в ней в свое время блистали Татьяна Родионова и Эльвира Данилина. Правда, было это аж 20 с лишним лет назад. Новую "Изобретательную влюбленную" в драме сыграли студенты курса народного артиста России, худрука театра Григория Аредакова, а режиссером выступила Родионова.

  • 21.11.2025, 15:49 Новый "Франкенштейн". Заметки киномана

    Гильермо дель Торо мечтал снять экранизацию романа Мэри Шелли примерно с начала карьеры, и по его творчеству это очень заметно. Это одновременно и плюс, и минус.

  • 14.11.2025, 15:41 "Бугония". Эмма Стоун и теории заговоров

    Сезон кинонаград плавно начинается, а значит, пришло время смотреть фильмы, которые, скорее всего, будут претендовать на разные золотые статуэтки в этом году. Например, новую работу Йоргоса Лантимоса с Эммой Стоун в главной роли.

  • 02.10.2025, 15:45 Вдарили по классике. Театр драмы начал сезон с мелодрамы Островского

    Саратовский драмтеатр имени Слонова последним открыл новый сезон. На пресс-конференции перед его началом было озвучено много интригующих новостей, но первой премьерой года решили сделать старую добрую классику - очередную постановку по Островскому. Худрук драмы, народный артист России Григорий Аредаков рассказал, почему в театрах так любят творчество Александра Николаевича. В них все уже готово для спектакля - бери и ставь. Да, режиссеру и актерам при желании будет, где разгуляться, но в целом можно просто довериться гениальному драматургу. Довериться на этот раз Григорий Анисимович и труппа решили мелодраме "Без вины виноватые".

  • 23.09.2025, 14:04 Опера для героя. В театре поставили грантовую "Повесть о настоящем человеке"

    Весной стало известно, что Саратовский театр оперы и балета выиграл грант Правительства России на новую постановку. Особое значение при отборе жюри уделяло проектам, посвященным 80-летию Победы. Наш театр решил, что самым беспроигрышным вариантом будет опера "Повесть о настоящем человеке" на музыку Сергея Прокофьева. Бывалые театралы удивились такому выбору, потому что даже в советское время эта, казалось бы, очень патриотичная и героическая вещь, так и не смогла толком прижиться в репертуаре ни одного из театров огромной страны. Но саратовский оперный был настроен преодолеть это "проклятье" и 20 и 21 сентября открыл этой премьерой новый сезон.

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x