Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Блестки, тату, полуобнаженные танцовщики. На Собиновском фестивале показали современный балет "Паганини"

  • 16:40, 30 мая 2023
  • Комментариев[0]

На какой бы сцене ни проходил Собиновский фестиваль, саратовский театр оперы и балета старается включить в него свою собственную премьеру. Когда в приглашенных солистах сплошь звезды Большого театра, Мариинки, Новой оперы и т. д., хочется показать, что мы тоже кое-что можем. Конечно, на прежней, исторической сцене сделать это было проще. В условиях бывшего ДК "Тантал" создавать что-то масштабное, увы, невозможно, и мастерам каждый раз приходится выкручиваться. Очередной попыткой выпустить академическую премьеру на непредназначенной для этого площадке стал одноактный балет "Паганини".

Блестки, тату, полуобнаженные танцовщики. На Собиновском фестивале показали современный балет "Паганини" Фото Саратовского театра оперы и балета

Назвать "Паганини" именно академической вещью в полном смысле слова нельзя, ведь за основу постановки решили взять современную хореографию. Современный балет — это когда элементы классического балета сочетаются с модерном. В нем могут быть традиционные пуанты и пачки, а может их и не быть, хореография может включать строгие па, но она явно не будет вся слошь из них состоять.

За постановку "Паганини" отвечала 23-летняя Диана Вайлова. Она окончила наше хореографическое училище, а затем увлеклась неклассическим балетом, да так удачно, что пройдя множество стажировок, обучений и конкурсов, организовала в Саратове первую труппу современного танца. На пресс-конференции перед началом фестиваля Вайлова говорила о том, как непросто пришлось местным мастерам балета при работе над "Паганини". Человеку, которого много лет учили, что голова, руки, ноги, корпус должны иметь определенное положение и формы, сложно принять то, что в современном балете все это по сути лишь условность, и у танцовщика есть куда больше свободы.

Фото Саратовского театра оперы и балета

К раскрепощению располагала и сама музыка. Рапсодию для фортепиано с оркестром "Паганини" написал Сергей Рахманинов. Произведение состоит из 24-х вариаций на тему 24-го каприса Николо Паганини - это классика, средневековые песнопения, джаз, да много что еще. В балете размышляют о природе гения. В данном случае скрипача-виртуоза Паганини, но это в целом относится ко всем выдающимся личностям. Как к ним приходит муза? Есть ли в этом что-то божественное или, напротив, дьявольское? Талант — это награда или проклятие? Плюс в том, что никакого конкретного сюжета и тем более либретто в "Паганини" нет. Премьерный балет ориентируется на эмоции и фантазию зрителя — что в его душе отзовется при просмотре, то и будет истиной.

Фото Саратовского театра оперы и балета

Концепция современного балета еще и очень удачно совпала с потребностями театра, который вот уже 3 года вынужден ютиться на сцене бывшего ДК. И если оперы и оперетты как-то можно адаптировать под небольшую площадку, то с классическим балетом, где хореография прописана по миллиметрам, это сделать крайне сложно. В современном же балете нет декораций как таковых, профессиональный свет и звук возьмут всю нагрузку на себя. А еще в нем нет кордебалета (по крайне мере, в "Паганини"), что сейчас вдвойне ценно, потому что массовые танцевальные номера разместить адекватно на новой сцене проблематично.

Премьера может понравиться как фанатам балета, так и неискушенным зрителям. Во-первых, это быстро. Одноактный балет длится меньше часа, устать невозможно. Во-вторых, разбираться в балете вовсе не обязательно, можно просто откинуться на спинку кресла и получать удовольствие. В-третьих, даже небольшой рассинхрон в случае с современным танцем может быть вовсе не "косяком" исполнителей, а вполне себе задумкой постановщика.

Фото Саратовского театра оперы и балета

Самое главное — это было красиво, очень красиво. За костюмы отвечала художник Ольга Колесникова. Здесь ей доверили костюмы, и барышень она нарядила вполне пуритански — черные боди плюс черные прозрачные юбки в пол. Зато мужчин раздела по пояс, обнажив идеальные фигуры, а сверху для пущего эффекта посыпала блестками. Это безусловный плюс, ведь костюмы классических балетов не предполагают демонстрацию тел, и, например, не дают рассмотреть татуировки премьера театра Алексея Михеева.

Фото Саратовского театра оперы и балета

Выбирая исполнителей для "Паганини" хореограф явно делала ставку на молодость, не забыв, впрочем, и об опытных мастерах. За опыт отвечал Михеев, который уже много лет в театре как Фигаро - и тут, и там. Нет, в списке солистов всегда и кроме него были мужчины, но он, как самый мастеровитый, исполнял максимум главных партий. И вот, похоже, у него появился достойный сменщик. В "Паганини" ведущие мужские роли танцевали Алексей Михеев и 21-летний Сергей Букатин, который справился на "отлично". Букатин окончил академию русского балета имени Вагановой, и был принят в труппу саратовского театра в прошлом году. Его ввели уже в 9 балетов, но именно с этой премьеры может начаться расцвет карьеры этого молодого талантливого танцовщика. С девушками-солистками всегда было попроще, но и здесь приход молодой Алены Таценко явно освежил женский состав. В "Паганини" любовный треугольник Михеев-Таценко-Букатин был хорош как хореографически, так и драматически.

"Паганини" удался, получившись даже лучше, чем от него ожидали. Балет обещают включить в афишу и периодически показывать. А поскольку переезд в родное здание театра все откладывается и откладывается, то идею с новым современным балетом, похоже, не стоит откладывать в долгий ящик. 

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 25.12.2024, 15:40 Граффити, эмодзи и Супермен с плащом. Театр осовременил оперу по Шекспиру

    Театр оперы и балета во второй раз за месяц порадовал саратовскую публику премьерой - на Новой сцене выпустили оперу "Укрощение строптивой". Ее в 1957 году написал композитор Виссарион Шебалин, а основой для либретто стала одноименная комедия Уильяма нашего Шекспира. Это произведение стало знаковым не только для самого Шебалина, но и для всей советской классической музыки. Особенно радостно, что премьера не стала проходным спектаклем в саратовском театре, который все еще продолжает ютится на сцене бывшего заводского дома культуры.


  • 23.12.2024, 18:22 Абсурд и сюрреализм под елочку. В ТЮЗе выпустили детский спектакль с недетским сюжетом

    Эскиз спектакля "Настоящие бумажные вещи Т. Гримса" около года назад приятно удивил саратовских любителей театра. Его режиссер Екатерина Костеневская и актеры ТЮЗа имени Киселева показали на лаборатории "Планшет". Зарисовка получилась настолько необычной, сказочной и интригующей, что жюри отдало ему немало голосов. Было действительно интересно посмотреть во что может вырасти этот "пробник" спектакля. И вот, на Большой сцене состоялась премьера "Бумажных вещей", но публика прежнего восторга не испытала.

  • 06.12.2024, 16:16 "Злая: Сказка о ведьме Запада" с Арианой Гранде. Заметки киномана

    Это мы в детстве читали "Волшебника изумрудного города", а в англоязычных странах читали "Волшебника страны Оз", смотрели одноименный фильм 1939 года, а последние 20 лет ещё ходили на бродвейский мюзикл "Злая". То есть, это не очередная бессмысленная переделка сказки, а то, после чего переделки стали мейнстримом. И со смыслом там всё не так уж плохо.

  • 27.11.2024, 16:40 Классика публичного дома. В театре драмы вновь поставили "Зойкину квартиру"

    В Саратовском театре драмы имени Слонова знают и любят пьесу "Зойкина квартира". В 1984 году она появилась здесь в постановке знаменитого Александра Дзекуна и долго оставалась в репертуаре, а в 2013-м - в режиссуре худрука Григория Аредакова, когда метр создал спектакль со своими студентами. Сейчас Аредаков решил совершить еще один заход на произведение Михаила Булгакова, теперь уже с новыми дипломниками.

  • 26.11.2024, 13:40 Пушкин, Питер и заводской ДК. Театр оперы и балета показал грантового "Медного всадника"

    Премьеру балета "Медный всадник" в Саратовском театре оперы и балета очень ждали. Во-первых, потому что театр, осевший на неопределенное время на 2-й Дачной, не так часто балует публику новыми постановками. А, во-вторых, потому что впервые за долгое время учреждение получило грант на создание спектакля. В эту историю удачно вплелись сразу два юбилея - 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и 200 лет с события, которое описывает классик в поэме "Медный всадник". Ставить спектакль позвали любимого зрителями и знакомого труппе хореографа Кирилла Симонова.

Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x