Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Директор "Саратовских тепловых сетей" Парвиз Абдушукуров: Если председатель ТСЖ показал людям акт готовности к зиме, значит, он провел лето не зря

  • 10:41, 9 сентября 2006
  • Комментариев[0]
Энергетики считают, что в календаре есть лишь два времени года - отопительный сезон и подготовка к нему. До нового года, таким образом, осталось чуть больше месяца. Можно ли при ремонте теплотрасс обойтись без разрытых дорог, что нужно сделать с домом, чтобы не замерзнуть зимой, и как жильцы могут это проконтролировать, нашему агентству рассказал директор филиала "Саратовские тепловые сети" ОАО "Волжская ТГК" Парвиз Абдушукуров.

Ваше предприятие работает в Саратове по трем направлениям: это обслуживание магистральных трубопроводов, внутриквартальных тепловых сетей и ЦТП, 174 котельных. Какое из них самое неблагодарное?
- В техническом плане самым запущенным участком является комплекс котельных со своими сетями. По внутриквартальным сетям и ЦТП - напомню, что в пользование нам их передали лишь осенью прошлого года, ситуация более или менее выровнялась. Я надеюсь, что в течение года-двух мы доведем их до уровня магистральных сетей. А вот ситуация с котельными усложняется идущим сейчас банкротством МУПов, в собственности которых они находятся. Это МУП "КТС" и МУП "ТСиК". И там, и там есть кредиторы - поставщики газа, воды, электроэнергии, налоговые органы. По закону только кредиторы определяют, на каких условиях арендуются эти котельные и сколько денег отпускается на их содержание. Приведу пример по 143 котельным МУП "КТС" - в год на их капитальный ремонт, техперевооружение и реконструкцию нам выделяют лишь 13 млн. рублей. То есть, меньше 100 тысяч на каждую котельную! И на эти деньги нужно провести капитальный ремонт и подготовить и саму котельную, и ее сети к зиме. Бесконечные обращения к власти, кредиторам, к другим структурам, результатов пока не дают. Я понимаю кредиторов, у них свои задачи и цели. Но надо помнить, что это социально-значимые объекты.
Вкладывать в реконструкцию свои средства энергокомпания не может - имущество-то муниципальное. Уже год мы говорим об этом. Все как-то быстро забыли о том, что прошлой осенью, когда энергетиков уговаривали взяться за обслуживание котельных, власти обещали - такая ситуация ненадолго, уже летом котельные обретут хозяина, который, засучив рукава, возьмется за их обустройство. К сожалению, проведение тендера все время откладывается.

Означает ли это, что сейчас вы обслуживаете котельные, готовите их к зиме, а в итоге можете не стать их собственником?
- Абсолютно точно. У нас сейчас заключен обыкновенный договор аренды. По этому договору мы выполняем только те обязанности, которые на нас возложил собственник.

Есть ли кто-то, кто может прийти на ваше место и обслуживать эти котельные, если ситуация с их продажей быстро не решится?
- За последние 7-10 лет в городе уже 3-4 организации сменились, которые говорили, что они будут занимать этот рынок. Но проходило время, и организации исчезали, оставив долги за свет, воду и газ. К слову сказать, у нас таких долгов нет.

Вы уже почти год эксплуатируете муниципальные внутриквартальные сети и ЦТП. Можно подвести какие-то итоги?
- Все предыдущее время звучала одна и та же фраза: тех денег, которые сидят в тарифе на содержание внутриквартальных сетей и ЦТП, катастрофически не хватает, поэтому невозможно ничего там делать. Этот миф нами развеян. Достаточно денег для того, чтобы содержать это имущество в нормальном состоянии. Но мы тоже не волшебники. Нельзя то, что десятилетиями не делалось, исправить за год. Что можно отметить? В 24 ЦТП проведен ремонт кровель, ремонт самих зданий, сделаны отмостки. До конца сентября будут полностью переложены 3,5 км сетей. Запланирована установка счетчиков, замена бойлеров. Много внимания уделяется оптимизации режима теплоснабжения потребителей: так, по зоне ТЭЦ-5 - в основном, это Ленинский район, заметно улучшился гидравлический режим и высвободилось около 60 дополнительных гигакалорий нагрузки. Для примера, одной гигакалории хватает для обогрева стандартной трехподъездной 9-этажки.

Как, на ваш взгляд, должна выглядеть идеальная городская система теплоснабжения? И, если брать Саратовскую область, хоть в каком-то городе такая система выстроена?
- Я думаю, идеальная система теплоснабжения - это финская система. Закрытая независимая схема, круглогодичная работа магистральных сетей, распределительных, насосных. И от источника до батареи - одна организация, которая занимается этим бизнесом. Тогда пропадает много вопросов. Жители снабжаются горячей водой круглогодично и без отключений. Все городские коммуникации - не только горячая, но и холодная вода, свет, связь забраны в единый проходной канал под землей, по которому можно ходить пешком. Вскрышные работы там в принципе не ведутся - все аварии устраняются непосредственно в проходном канале. Если принимать эту систему как базисную, то такой системы в области нет. Насколько мне известно, что-то подобное пытаются реализовать то ли в Башкорстане, то ли в Татарстане.

Мы стремимся к этому?
- Ну, отказ от вскрышных работ для нас пока утопия. Отключений воды нам пока не избежать, а вот минимизировать их время можно. В идеале, если что-то делается в головном участке тепломагистрали, то ремонты должны идти одновременно везде - на распределительных, внутриквартальных сетях, на ЦТП. Один раз сделали, и все - весь остальной год масштабные отключения на людей не влияют. За исключением, конечно, аварий. Эта схема сейчас реализована в Энгельсе. Надеюсь, что в ближайший год проблему удастся решить и в Саратове. За этот год нам удалось определить фактически все бесхозные сети, выстроить отношения с большинством наших потребителей - ТСЖ, ЖСК, ДЕЗами. Я надеюсь, что в дальнейшем все работы будут проводиться совместно. В принципе, здесь особых усилий не надо, просто нужна организация.

К зиме должна быть готова не только большая энергетика, но и дома. Отслеживаете вы как-то этот процесс? Можно ведь подать в дом идеальное по параметрам тепло, а в квартирах все равно будет холодно.
- Абсолютно верно. У нас есть такой термин: регулировка системы начинается с хвоста. То есть, если у потребителя не выполнены технические мероприятия, предусмотренные расчетом, наладкой или проектом, распределительная магистральная сеть начинает работать с перегрузкой и, естественно, ухудшается теплоснабжение всего комплекса. Поэтому мы всегда говорили о том, что нужно замкнуть цикл - от производителя до потребителя. К сожалению, большинство наших потребителей - те же ЖСК или управляющие компании, с технической точки зрения недостаточно компетентны. Иногда председателям сложно объяснить, для чего нужны элеваторы, регуляторы, балансировочные клапаны, приборы учета, закрытая схема. Мы вынуждены были создать абонентскую службу, насчитывающую сегодня более 100 человек, которые занимаются работой с потребителями и выдачей актов готовности их систем теплопотребления к зиме.

Вот конкретный вопрос от жителя ТСЖ "Дружба": "Живу в трехкомнатной квартире на первом этаже. Отопление есть только в двух комнатах. Стояки текут, менять их никто не собирается, ссылаясь на отсутствие денег. При этом деньги с жителей за отопление берут с каждого жилого метра и отказываются делать перерасчет". Как быть?
- Это то, о чем мы только что говорили - обслуживать внутридомовое имущество обязано ТСЖ, ведь ТСЖ оказывает коммунальные услуги, а мы - нет. Мы энергоснабжающая организация. Наше дело довести до элеваторного узла или индивидуального теплового пункта тепловую энергию с определенными параметрами. А вот развести ее по квартирам, доставить каждому, организовать режим - это функция управляющей компании, которую сегодня жильцы выбирают сами. Это два разных вида деятельности, которые часто путают.

То есть ответственность за температуру батарей в конкретных квартирах вы не несете?
- Совершенно верно. Только до стены дома. И об этом же говорится в договорах энергоснабжения между нами и потребителями: абонент обязан обеспечивать безопасность эксплуатации своего теплового оборудования, его исправность, соответствие техническим требованиям и проектной документации. К сожалению, есть потребители, не обращающие внимания на эту фразу. Например, по проекту должна быть закрытая независимая схема, т.е. отопительный контур нашей схемы должен быть не связан с отопительным контуром жилого дома. Если схему не закрыть, температура воды в батареях может быть выше предельно допустимой и при разрыве человек может обвариться. Это очень серьезно.

В городе существует три формы управления жилым фондом - это ДЕЗы, ТСЖ и ЖСК. Где лучше всего обстоят дела с подготовкой к зиме?
- Либо ТСЖ, либо ЖСК. ДЕЗы в этом плане отстают. Наверное, именно из-за того, что это бюджетная организация, и любое свое действие ей нужно согласовывать, получать разрешение на финансирование. Председателям ЖСК и ТСЖ проще выполнять какие-то мероприятия. До прошлого года безусловным лидером была ленинская АТСЖ. В этом году у них что-то случилось, работы затормозились на некоторых участках. Сейчас очень активен Заводской район. И ДЕЗ, и ТСЖ Заводского района рассчитались практически полностью по долгам за прошлый отопительный сезон, достаточно активно ведется подготовка домов к зиме: устанавливаются регуляторы температуры, дающие дому возможность экономить тепло по ночам, монтируются элеваторы. Сейчас мы с руководством Заводского района проводим конкурс на лучшую подготовку к зиме среди жилищных организаций, учреждений соцсферы, промышленных абонентов. В качестве призов с нашей стороны бесплатная опрессовка сетей, выдача техусловий на установку счетчиков и т. д.

Какие обязательные мероприятия должен проводить абонент по подготовке к зиме, чтобы получить паспорт готовности?
- Их много. По окончании отопительного сезона каждый абонент получает предписание, в котором написано, что ему необходимо сделать. В нем около 17 пунктов - промывка, опрессовка, подготовка и аттестация персонала, установка регистрирующих, контролирующих, технических и хозрасчетных приборов. Специально подчеркиваю для жителей - когда руководители управляющих компаний рапортуют, сколько денег потрачено на подготовку к зиме, и что сделано, проверить их очень легко - надо лишь потребовать показать вам акт готовности. Если директор или главный инженер компании вам его покажут, можно утверждать, что эти люди лето провели не зря. Если такого акта нет, все разговоры о готовности не имеют под собой оснований. Акты готовности выдаются нами сразу же после проведения всех необходимых мероприятий. Некоторые абоненты получают их даже в июле.

Вы в числе лидеров подготовки к зиме называете ЖСК. Но ведь бывает, что председатели не очень хорошо разбираются в технических вопросах. Они могут как-то повысить свою квалификацию?
- Наверное, могут. Вот на Западе для того, чтобы стать руководителем управляющей компании, надо пройти специальное обучение и получить специальную лицензию. На таких курсах преподают азы, которые необходимо знать этим людям, и в техническом, и в экономическом плане. Со своей стороны, если мы видим искреннюю заинтересованность людей, то всегда готовы ответить на их вопросы.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Еще новости - Интервью
Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений С начала этого года в стране заработала программа долгосрочных сбережений (ПДС). Создатели нового накопительного инструмента стремились таким образом обеспечить приток долгосрочных инвестиций в экономику. Для этого предусмотрели такие серьезные стимулы для...
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 9 сентября 2006
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x