Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Ректор консерватории Лев Шугом: мне жалко тех, кто живет без музыки

  • 10:55, 3 марта 2010
  • Комментариев[0]

В 2012 году саратовская государственная консерватория отмечает 100-летний юбилей. Это один из крупнейших художественно-музыкальных вузов России. Ректор СГК Лев Шугом рассказал о сегодняшних задачах культуры, работе своего учреждения и его источниках финансирования.

Лев Исаевич, в вашем вузе немного коммерческих отделений, тогда как в остальных преобладает именно платная основа обучения. С чем Вы это связываете?
- Консерватория все-таки отличается от других саратовских вузов. Мы количественно меньше, у нас хотя и присутствуют те формы обучения, которые популяризируются, но не преобладают. Поэтому как таковых коммерческих отделений нет, есть платные формы обучения. На некоторые специальности бывает очень серьезный конкурс: на фортепианный, вокальный факультеты. Поэтому, нет смысла в платных отделениях, тем более в свете установок правительства о переводе платников на бюджетные места. В консерватории учатся иностранные студенты, но для этого есть одно условие: вуз должен обеспечивать их общежитием. Естественно, что мест там не всегда хватает. В скором времени мы будем делать надстройку - 5-й этаж. Это, надеюсь, увеличит наши возможности по части приема иностранцев.

Каковы основные источники финансирования консерватории, помогают ли вам спонсоры, меценаты?
- Нас финансирует Министерство культуры РФ. Но, как известно, на культуру в России всегда не хватало средств. Ну а в кризис финансирование сокращено в 2-2,5 раза по многим статьям. К счастью, это не отражается на зарплатах педагогов, т.к. вуз вот уже второй год получает гранты. Также в дополнительные заработки входит деятельность концертного отдела наших педагогов и студентов. Плюс сдаем помещения консерватории в аренду.
В 2012 году саратовская консерватория отмечает столетний юбилей. Она - первая в провинции и третья в России. Постоянных спонсоров у нас нет, но одна стройфирма иногда помогает нам в организации поездок артистов за рубеж. Сами понимаете, просто так деньги никто не дает. Если все-таки дают, то требуются какие-то ответные ходы, которые не всегда приемлемы для вуза. В преддверие юбилея мы создаем попечительский совет, который, возможно, окажет нам и финансовую поддержку. Фамилии участников совета пока не готов сказать, т.к. еще до конца не ясно с их членством.

Как, на ваш взгляд, должен оцениваться труд педагогов и артистов?
- Консерватория получила гранты за 2009-2011 гг. Но как только они закончатся, вновь будем жить на одних зарплатах. А они, конечно, не большие. Что будет в 2012 году - пока не определенно. Думаю, ситуация не будет критической, но трудное положение сохранится. Что касается в целом оплаты труда творческих работников, то конечно, сегодняшний уровень явно недостаточен. Это же касается большинства работников сферы культуры.

Входите ли Вы в совет ректоров Саратовской области? Что можете сказать об этой организации?
- Я являюсь членом Совета ректоров области. Систематически бываю на его заседаниях. Есть общие для всех проблемы, но есть и те, которые в прямую к нам не относятся. Поэтому, иногда читая повестку дня, понимаю, что моих вопросов здесь нет. Тем не менее, я прихожу на совет, чтобы быть в курсе событий. У меня нормальные отношения с коллегами, довольно тесные с СГСЭУ, СГУ.

Сейчас большинство ректоров саратовских вузов активно занимаются политикой. Вы находитесь несколько в стороне от этого. Почему? 
- Вы знаете, я работаю в консерватории, стараюсь не упускать концертную деятельность, занимаюсь со студентами. Все это требует много времени и сил. Поэтому увлечение политикой для меня не стоит на первом месте. Но я стараюсь быть в курсе политических событий.

Как бы Вы охарактеризовали культуру и образование в области? Что можете сказать о работе областного минкульта?
- Несмотря на то, что Саратов - город небольшой, тем не менее, здесь культура на весьма высоком уровне. Это объясняется тем, что он - студенческий, здесь несколько прекрасных театров с традициями, которые воспитали не одно поколение актеров и зрителей. Министерство культуры, с моей точки зрения, работает эффективно, по-новому. Хотя не всегда и все приемлют какие-то начинания и новации. Мы работаем с ними в тесном контакте. И с министром Владимиром Синюковым очень приятно общаться чисто по-человечески, он деловой человек, открыт для всех наших устремлений.

Ваша оценка сегодняшнего состояния культуры с точки зрения финансирования, идейности, доступа для граждан России?
- Я не думаю, что стало хуже по сравнению с советским периодом. Таланты в России всегда были, есть и будут. Их не стало меньше. Другое дело - форма обучения, привлечения к культурной деятельности. Основной акцент, к сожалению, сейчас делается на элитарных исполнителях и телеэстраде, не уделяя внимание массовому развитию. Отсюда многие проблемы связанны с времяпровождением молодежи. Идти им некуда, все стоит дорого, нет достаточного финансирования массовой культуры, кружков, художественных школ. Необходимо популяризировать академическое направление в искусстве, классическую музыку. В дни моей молодости сколько было передач только на радио, трансляций концертов. Сейчас этого нет, разве только телеканал 'Культура'. Более того, я убежден, что некоторые программы просто наносят вред молодежи и бездарно сделаны. Когда в основе лежит голая коммерция, ничего хорошего ожидать не приходится. Поэтому очень многое зависит от СМИ, государственной политики. Ведь все установки спускаются в регионы.
Обратите внимание, в школах Китая все занимаются музыкой. У нас же в лучшем случае есть урок пения, к которому никто серьезно не относится. А ведь стране необходимы зрелые слушатели, творчески активные люди. В этом трудно переоценить значение художественных учреждений. Все музыкальные школы выведены из ранга спецзаведений, они носят статус дополнительного образования. А если так, то к нему и относятся не серьезно. Академическое искусство не может быть всенародно доступным. И для этого необходимо увеличивать поддержку со стороны государства.

Вы гастролируете во многих регионах России и за рубежом. Где, на ваш взгляд, публика лучше всего чувствует музыку?
- За рубежом даже в маленьких городах есть свои духовые оркестры, музыкальные школы. Я играл во многих странах Европы. Там не бедное общество. Что меня всегда поражало, там всегда играют на потрясающих инструментах. Даже в церквях помещения часто используют под концертные залы. И гонорары совсем другие, и отношение к музыкантам, и рекламная политика. Конечно, в этих аспектах мы отстаем. Но если говорить о квалифицированности публики, я должен сказать, что наша российская публика для меня выше. И играть перед ней почетно, но и сложно. Для меня самые трудные концерты здесь - в большом зале консерватории. У нас есть и завсегдатаи концертов. Хотя и нашу публику нужно воспитывать. Ведь нередко приходят не вовремя, опаздывают, проходят в первые ряды. Концерт еще не закончился, а многие бросаются в гардероб. Хотя есть довольно мощная прослойка, которая предана искусству.

Лев Исаевич, расскажите о ваших увлечениях. Чем занимаются родные и близкие?
- Спортом в свое время увлекался, кино, автомобилями. Но сейчас катастрофически не хватает времени. Утром занимаюсь со студентами, потом административная работа, занятия по специальности для концертов.
Мои родные - музыканты. Жена работает в музыкальном училище, дочь - в консерватории на кафедре фортепиано, внук занимается в колледже. Зять в прошлом тоже был музыкант. Все мы работаем в одной отрасли. Так что здесь можно говорить о преемственности поколений.

Фридрих Ницше сказал: "Без музыки жизнь была бы ошибкой". Вы согласны?
- Некоторые люди живут без музыки и прекрасно себя чувствуют. Как они говорят: "Что она есть, что ее нет". Мне жалко таких людей, они сами обедняют свою жизнь. Конечно, за уши не потащишь на концерт. Здесь должна быть потребность, а для этого необходима база, мотивация, воспитание. Духовное составляющее в человеке имеет колоссальное значение, хотим мы этого или нет.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Еще новости - Интервью
Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений С начала этого года в стране заработала программа долгосрочных сбережений (ПДС). Создатели нового накопительного инструмента стремились таким образом обеспечить приток долгосрочных инвестиций в экономику. Для этого предусмотрели такие серьезные стимулы для...
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 3 марта 2010
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x