- A
- +A
- +A
Город неформалов. Каналы, велосипеды, кофе-шопы
- 06:00, 1 мая 2011
- Комментариев[0]
Дамба на реке Амстел
Амстердам – это город, построенный на воде. На месте будущего города когда-то были только острова, море и озера, а в XII веке появилась небольшая рыбачья деревушка. Название можно буквально перевести как "дамба на Амстеле": Амстел – так называется река, на которой стоит город, а "дам", соответственно - "дамба, плотина".
К слову сказать, дамбы и плотины в Голландии – дело обычное. Само слово "Голландия" в дословном переводе означает "страна в низине", так же, как и "Нидерланды" - это "низкие земли". Большая часть территории Нидерландов находится на 3-5 метров ниже уровня моря, выше уровня моря – 30%, а выше 50 метров – 2%.
У голландцев есть поговорка: "Бог создал море, а голландцы - берег". И они действительно создали сами свою землю – на месте морского дна. Первые земляные плотины сооружены в Нидерландах в начале XI в., а первый участок земли отвоеван у моря при помощи ветряной мельницы в XIII в. - после чего голландцы стали осушать озеро за озером.
Голландию часто называют "страной мельниц" - именно их голландцы изначально использовали в осушительных мероприятиях. Поскольку страна расположена в низине, ничто никогда не преграждало путь многочисленным ветрам, дующим с Северного моря. Расположенные на дамбах ветряные мельницы приводили в движение насосы; на одной дамбе зачастую можно было увидеть вереницу из 5-6 мельниц. Со временем ветряные двигатели были вытеснены насосами с паровыми двигателями, а затем с электродвигателями. Впрочем, сами мельницы тоже никуда не исчезли – сегодня они привлекают многочисленных туристов.
Амстердам, как и многие другие города в Нидерландах, тоже строился с помощью описанной технологии. Чтобы создать твердую почву, построили дамбу, с помощью ветряных мельниц откачали воду, освободившееся пространство забросали камнями, песком, привозной землей, а затем забили сваи. Впрочем, вода в виде грунтовых вод всегда поступала вновь и вновь - и продолжает поступать, и ее снова откачивают в каналы.
Каналы Северной Венеции
Из-за множества каналов Амстердам часто называют "Северной Венецией". Однако в Амстердаме канал – это, прежде всего, дренажная система, позволяющая контролировать уровень грунтовых вод. Кроме того, практичные голландцы всегда использовали каналы как удобный водный путь для перевозки грузов (ведь Амстердам и несколько сотен лет назад являлся одним из крупнейших "перевалочных пунктов" для всей Европы). Верхние этажи построенных по берегам домов обычно служили складами; часто фасады этих домов немного выступали вперед – то есть строились относительно земли не перпендикулярно, а с небольшим уклоном. Такая конструкция позволяла, с помощью специальных блоков и лебедки, безопасно поднимать груз на верхние этажи – ведь во время подъема он не касался стен здания. У туристов, не догадывающихся о голландской предусмотрительности, часто складывается впечатление, что большинство домов в историческом центре Амстердама покосились от времени, и вот-вот рухнут.
У берегов каналов в центральных районах Амстердама пришвартованы живописные плавучие дома, представляющие собой небольшие баржи, переделанные в жилища – со всеми удобствами и коммуникациями. В Амстердаме таких домов около 2500; они стали популярными после Второй мировой войны, когда в разбомбленном городе не хватало жилья, а в настоящее время являются одним из наиболее престижных и популярных мест жительства у горожан.
Всего каналов в Амстердаме 165, из них 4 - основные, а остальные (вспомогательные) соединяют между собой главные каналы, окутывая город подобно нитям паутины. Через амстердамские каналы перекинут 1281 мост (для сравнения: в Венеции около 400 мостов).
По образу и подобию амстердамских каналов Петр I, очень любивший этот город, строил каналы Санкт-Петербурга.
Местный колорит
Амстердам стал столицей Нидерландов в 1884 году (голландцы настаивают, что их страна называется именно Нидерланды, а Голландия - это лишь название двух провинций – Южной и Северной). Тем не менее, правительство страны и королевская резиденция размещаются в Гааге.
Впрочем, расстояния в Нидерландах между городами совсем небольшие, особенно по российским меркам. Если ехать на поезде, то от Амстердама до самой северной точки страны вам потребуется всего лишь два часа, а до самой южной – два с половиной.
Плотность населения в Нидерландах - самая высокая в Европе, однако, несмотря на это, в столице королевства нет суеты, свойственной большим городам - особенно столицам. По размерам Амстердам можно сравнить с Саратовом, так же, как и по численности населения: в исторической части города - около 750 тыс жителей, с пригородами – около 1,5 млн.
Амстердамцы производят на приезжих впечатление очень доброжелательных, вежливых и общительных людей, а атмосфера в городе кажется весьма и весьма позитивной.
Жители Амстердама - очень открытые люди. В городе, например, не принято задергивать шторы на первых этажах жилых домов - каждый прохожий с улицы может наблюдать за тем, как типичная городская семья ужинает или смотрит телевизор. Внутри все всегда будет сиять чистотой, а жильцы, если они дома, будут хорошо одеты, словно они собрались выйти в город. К людям, которые не открывают свои окна для всеобщего обозрения, все относятся с опаской.
Амстердамцы любят посидеть в многочисленных городских кафе - особенно в хорошую погоду, когда столики выставляются на улицу. Здесь утоляют жажду и голод, встречаются с деловыми партнерами и друзьями, устраивают семейные праздники. Практически у каждого жителя Амстердама есть "свое" кафе - фактически, второй дом. В типичном амстердамском кафе уютно по-домашнему. Некоторые заведения существуют, без преувеличения, сотни лет, являясь памятниками истории.
Велосипед – символ Амстердама
В Амстердаме, особенно в историческом центре, трудно найти место для парковки автомобиля, кроме того, на дорогах часто возникают пробки. Практичные горожане поэтому предпочитают ходить пешком или пользоваться общественным транспортом (особенно любимы трамваи, есть и метро "о трех линиях"). Но чаще всего амстердамцы, включая детей и пенсионеров, ездят на велосипедах.
Поскольку велосипед в Амстердаме есть практически у каждого (около 90% жителей Нидерландов имеют собственного двухколесного коня), то для велосипедистов здесь предусмотрено все. Велосипед считается видом городского транспорта, а велосипедист - равноправным участником дорожного движения (во многих случаях именно велосипед будет иметь преимущество перед всеми другими транспортными средствами).
Большинство дорог в Амстердаме имеет велосипедную дорожку с четкой разметкой, для велосипедистов установлены и специальные светофоры, и знаки с обозначением класса и номера дорог. Существуют велосипедные парковки, где можно не просто оставить велосипед, но и пристегнуть его на замок.
На улочках Амстердама можно наблюдать самый настоящий "велосипедный цирк". Здесь на велосипедах развозят газеты, делают покупки, даже перевозят мебель; во время езды читают, целуются, прыгают. Велосипеды выигрывают в лотереях, дарят коллегам по работе; с ними разрешено входить в метро и некоторые кинотеатры. На велосипедах ездят монахини и священники, хозяйки с корзинами фруктов, пожилые дамы, почтальоны…
Амстердамцы, несмотря на огромный штраф, отжившие свой срок велосипеды не выкидывают на помойку, а по невесть когда сложившейся традиции отправляют на дно каналов, причем иногда можно наблюдать целое шествие с цветами и слезами. А как же иначе? Велосипед для амстердамца – член семьи.
"Злачные места"
В Амстердаме, конечно, есть и традиционные кафе, в которых можно отведать кофе с пирожными. Но есть и другие заведения: кафе игровые, ночные, кафе для геев, "коричневые кафе" и кофе-шопы.
Стены "коричневых кафе" потемнели от табачной копоти, оседавшей на них не одну сотню лет. Как правило, здесь за неспешной беседой пьют пиво и много курят: делать это в публичных местах – дурной тон.
В кофе-шопах тоже курят, но не табак, а легкие наркотики. Здесь можно побаловаться "травкой", а также попробовать кондитерские изделия с начинкой из гашиша. Эти заведения часто посещают туристы из тех стран, где отношение к наркотикам гораздо более суровое.
Необходимо, впрочем, учитывать, что легкие наркотики в Нидерландах не легализованы, а лишь декриминализованы. Каждый гражданин или турист вправе носить в кармане до 30 граммов марихуаны или гашиша, а также курить свободно даже на улицах. Однако затягиваться в присутствии большого скопления народа считается дурным тоном, поэтому любители покурить и собираются в кофе-шопах.
В кофе-шопы не допускаются дети до 18 лет, там не продают более 5 граммов конопли в день на человека, а также не продают тяжелых наркотиков – за всем этим следит полиция. Количество кофе-шопов регулируется властями.
Не стоит, впрочем, думать, что в отношении наркотиков в Амстердаме царит полная вседозволенность. Распространение тяжелых наркотиков по голландским законам карается очень сурово, равно как и вывоз любых наркотиков, даже самого ничтожного (с вашей точки зрения) количества "травки".
Квартал красных фонарей
Представительницы древнейшей в мире профессии занимают древнейший район Амстердама – Де Валлетьес (Стеночки). Расположен он в самом центре города и является одной из главных достопримечательностей Амстердама - вполне респектабельным аттракционом для скучающих туристов, куда водят официальные экскурсии.
С наступлением темноты на узких улочках зажигаются красные фонари и витрины с неоновой подсветкой и строгими надписями "Не фотографировать!". В витринах стоят девушки в нижнем белье, а за витринами есть небольшие комнатки, где происходит обмен женских прелестей на деньги. Если витрина занавешена шторой, значит, владелица комнаты нашла очередного клиента.
Секс-работницы – полноправные члены общества, они заключают контракты, им выдают лицензию на коммерческую деятельность и начисляют пенсию. Комнатки они берут в аренду - каждое помещение работает в три смены.
Амстердамские ночные бабочки исправно платят налоги, у них есть и свой профсоюз. Все женщины состоят на учете и регулярно проходят медицинский контроль, как и положено работникам "вредных профессий".
К проституткам в Амстердаме относятся с уважением; в городе даже установлен памятник проститутке с надписью на табличке: "Respect sexworkers all over the world".
Цветущее королевство
В Нидерландах обожают цветы. Их выращивают и в крошечных горшочках, и на огромных полях. Цветы (и молочные продукты) составляют основу голландского экспорта.
Говоря о столице королевства, нельзя не упомянуть о тюльпанах. Правда, культом они являются, пожалуй, лишь для туристов, но эти цветы придают и балконам домов, и сувенирным лавкам (деревянные тюльпаны, керамические, нарисованные), и главному цветочному рынку в Амстердаме особую магическую притягательность.
Цветочный рынок – это одно из необыкновенных зрелищ Амстердама. Здесь можно увидеть и местных жителей, покупающих охапки свежих цветов, и туристов, старательно торгующихся о цене за луковицу тюльпана. Потратив около двух часов на то, чтобы обойти такой рынок вдоль и поперек, можно познакомиться со всеми видами и расцветками тюльпанов, какие только существуют. Говорят, что даже самый безразличный к цветам человек "сдается", попав на традиционный Цветочный парад, ежегодно проходящий в апреле.
Город контрастов
Беззаботный Амстердам никогда полностью не терял свою репутацию пристанища хиппи, города свободной любви, свободных наркотиков и прочих свободных удовольствий. "Дети цветов" и в наши дни считают его весьма привольным местом.
Однако сегодня стереотип "города свободных удовольствий" заметно пошатнулся.
Последние десятилетия власти усердно трудятся над преобразованием Амстердама в международный деловой центр. Их усилия имеют успех - множество иностранных компаний стремятся обосновать здесь свои головные офисы и использовать преимущество центрального положения Амстердама в Европейском союзе.
Амстердам - город неформалов всех мастей, Амстердам - современный европейский деловой центр... И при всем и при этом Амстердам - тихий, уютный, "компактный" город, чистый и ухоженный, доброжелательный и открытый. Гостеприимный город, в который хочется вернуться.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
23.07.2024, 13:23
Гламур смешали с баней. Как в регионе развивается глэмпинг и сколько это стоит
По данным российских сервисов бронирования, в этом году повысился интерес туристов к отдыху в глэмпингах. Одновременно поднялась и цена. Причем ценник на "гламурные палатки" рос в два раза быстрее, чем в обычных отелях. В Саратовской области новый формат тоже пользуется спросом. Но эксперты предупреждают, что классический глэмпинг надо отличать от других форматов - тех же привычных турбаз. Как выглядит идеальная формула глэм-тура, сколько стоит такой отдых и снизится ли цена с увеличением числа площадок, попытался выяснить СарБК.
-
11.04.2024, 18:40
Завтраками кормят. Саратовский общепит переживает стагнацию
С начала года в стране открылось на 40% меньше заведений общепита, чем за первые три месяца прошлого года. Саратовские рестораторы также куда реже отмечали новоселье. Как и в стране, снижение числа новых заведений объясняется дороговизной заемных средств в условиях высокой процентной ставки ЦБ, увеличением арендных ставок, ростом цен на оборудование, продукты питания, дефицитом кадров. Региональный перечень причин замедления активности ресторанного бизнеса дополняет и отсутствие высокого спроса со стороны потребителей на новые направления, форматы и вкусы. В области рассчитывают, что спрос на услуги общепита вырастет с появлением устойчивого турпотока, но не все в это верят. Подробности - в обзоре СарБК.
-
26.03.2024, 12:20
Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм
В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.
-
11.03.2024, 09:36
По плану "России". Как Саратовская область участвует в выставке-форуме на ВДНХ
Пятый месяц на ВДНХ в Москве продолжает работать выставка-форум "Россия", где представлены экспозиции 89 регионов страны, федеральных ведомств, корпораций, общественных организаций. Павильоны уже посетили восемь миллионов человек. Организаторам удается сохранять необыкновенно высокий темп работы, ведь каждый день на выставке - это виртуальные экскурсии, мастер-классы, квесты, шоу, диспуты, лекции, викторины, акции. В первую неделю весны, например, все гости вязали общий шарф как символ безграничной дружбы посетителей выставки и любви к своей стране. Как в этом калейдоскопе была представлена Саратовская область - в следующем обзоре.
-
15.06.2023, 12:56
Туристическое лето-2023. Как поддержка бизнеса расширяет предложение для путешественников
В Москве, на площадке ВДНХ, завершился третий Российский туристический форум "Путешествуй", участие в котором принимала делегация Саратовской области. На форуме говорилось о развитии регионального туризма, о важности государственной поддержки бизнес-идей, о решении проблем отрасли. Событие словно дало старт новому летнему туристическому сезону. О том, как в сфере туризма будут решаться задачи и куда можно будет отправиться этим летом, в следующем обзоре.
-
27.12.2024, 11:15
"Баба Яга спасает Новый год". Заметки киномана
Можно было бы сказать, что это также уныло, как ёлка для дошкольников. Но это было бы незаслуженно оскорбительно по отношению к актерам на таких представлениях - некоторые там стараются.
- 26.12.2024, 15:02 Жители Саратовской области могут предложить, где усилить связь билайн
- Неделя
- Месяц