Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Ольга Сокольская: Обновленная Театральная площадь - это неуважение к городу

  • 10:33, 29 августа 2019
  • Комментариев[37]
В начале лета на Театральной площади в Саратове спилили старые ели, высадили новые деревья, то есть провели некоторое обновление. Его результаты мы попросили оценить профессора СГАУ, доктора сельскохозяйственных наук, академика РАЕ, члена Союза архитекторов России, члена Саратовской городской общественной палаты Ольгу Сокольскую. Здесь же мы обсуждали городскую "озеленительную политику", позицию властей по созданию так называемой комфортной среды.
Ольга Сокольская: Обновленная Театральная площадь - это неуважение к городу

Ольга Борисовна, как, на ваш взгляд, прошла замена старых елей на площади?

- Во-первых, здесь высадили некачественные ели. У них нет нормального конуса – здесь ветви есть, а с другой стороны ствол оголенный. Они кривые и косые. Вы думаете, что эти ели вырастут и станут красавицами? Нет, они будут расти вверх такими же раскоряками. Хотя, неизвестно, вырастут ли они, судя по тому состоянию, в котором они сейчас находятся. Посмотрите, у этой елочки уже засохли нижние ветки.

Я не понимаю, почему на центральной площади – сердце города, не использовали хороший посадочный материал. Здесь должны быть, как минимум, шестиметровые деревья, для того, чтобы создать определенную атмосферу. И не ели, возможно, пихты, потому что у них правильный конус, а при правильной посадке и уходе они хорошо приживутся. Ели в Саратовской области вообще плохо растут. Раньше растения на площади хорошо поливались, была подкормка. А сейчас другая экологическая обстановка, много автотранспорта. Ведь старые ели погибали не из-за возраста, а из-за плохого полива, выхлопных газов и снега с реагентами, который к ним сгребали. Конечно, хвойные растения хороши для здоровья окружающей среды, но ели здесь сажать нельзя. По-хорошему, их надо убрать отсюда и высадить "рощицей" где-то в парке.

А какие деревья надо было здесь высадить?

- Я говорила о том, что у нас очень хорошо растет ясень. Почему бы его не высадить. Он быстро прибавляет в росте и может спасти обстановку. Или клен ясенелистный, который, я считаю, не правильно называют сорным растением. Это очень хорошее растение с пушистой кроной, которое выдерживает засуху. Без полива он даже лучше растет. А еще у клена есть разновидность – пестролистный клен Фламинго. Это очень интересная форма и он прекрасно удерживает почву от оползней. Ведь Саратовская область является сейсмической зоной с оползнями, поэтому для нас это весьма актуально.

А какое ваше общее впечатление от обновления Театральной площади?

- Я не знаю, какая компания этим занимается, но это безобразие и неуважение к городу. Что мы здесь видим? Лебеду и плешь на газоне. Посмотрите, а там кривая туя, одна одинешенька стоит. Зачем она здесь...

А на другой клумбе убогие розочки в середине газона с сорняками.

- Это не сорняки, а клевер. В принципе, клеверный газон не плох, но никак не в компании с розами. Здесь нет никакой эстетики и абсолютно никакого намёка на ландшафтную архитектуру. Михаил Александрович Исаев, как глава Саратова, должен был смотреть за тем, что делается рядом со зданием городской администрации. Но сколько я ни писала, ни говорила об этом, все бесполезно.

А какие еще виды деревьев способны выдержать жесткие экологические условия городских магистралей?

- Принято считать, что газоустойчивыми деревьями являются липы. Однако это не так. Посмотрите, сейчас активно высаживают липы вдоль дорог. Делать так нельзя. Это нонсенс. Липы очень плохо реагируют на транспорт, они хорошо себя чувствуют только на парковых территориях.

А в Москве липы хвалят.

- Там другой климат и экология. Имейте ввиду, что в Москве хорошая продуваемость – город на холмах. Саратов находится в низине, у нас вся загазованность стоит над городом. В Москве сейчас новые посадки липы погибают, потому что экология меняется из-за высокой интенсивности движения транспорта. Там они такие же рыжие стоят, как у нас каштаны.

Городские условия прекрасно выносит можжевельник. Шикарные большие можжевельники растут на углу Астраханской и Московской. Правда, после нынешней зимы кроны их распались, потому что никто с них снег не стряхивал и не обвязал на зимний период. Тем не менее, они 10 лет стояли в отличном состоянии рядом с проезжей частью. Хорошо растет в городе лиственница – здесь, на площади со стороны областной универсальной научной библиотеки она прекрасно себя чувствует.

Осень в июле

Кстати, о каштанах. Перед нами сквер с памятником погибшим сотрудникам МВД. В нем каштаны стоят такие, будто сейчас октябрь. Да у них уже в июле листва засыхает.

- Каштаны у нас расти не будут, потому что у нас сухой климат, а подпитки от полива нет. Плюс, на них нападает минирующая моль, которая потом передается на остролистные клены (кроме сахаристого клена).

По почему у нас в свое время принялись сажать каштаны?

- Увидели, что на Украине, которая находится приблизительно на одной широте с Саратовской областью, они прекрасно выглядят. Но и там они требовали подпитки. А потом у нас поменялась ситуация, полив стал требовать определенных затрат. А кто будет расходовать на деревья воду? Каштаны без увлажнения ослабели, да еще вредители сделали свое дело. К слову, на Украине (и не только – по всей Европе) они тоже стали гибнуть. Эти деревья красивые, широколистные, в настоящее время хороши только для парка, где есть полив и надлежащий уход.

Этим летом общественность живо реагировала на то, что каштаны вырубили на проспекте Кирова. Как вы оцениваете это решение?

- Я согласна с тем, что они выглядят сейчас не декоративно. Весной они радуют, но затем становиться грустно от постепенно ржавеющего вида листвы. Эти деревья с высохшей кроной уже не улучшают среду, не очищают воздух. Они бесполезны и с функциональной, и с эстетической точки зрения. Как бы не было жалко удалять в этом случае, казалось бы, здоровые деревья, но их следует заменить на крупномеры 10-15 лет с нормально сформированной кроной, которая бы давала тень. Подчеркну, что это необходимо только для этой пешеходной зоны, именно для этого объекта ландшафтной архитектуры.

А какие деревья подходят именно для нашего климата?

- Нужно учитывать местные породы деревьев. Например, вяз обыкновенный, густой, приземистый и шершавый. Его можно стричь, использовать для ограждений, делать топиарные формы. Он имеет листву, на которую оседает пыль, её следует смывать, чтобы очищение воздуха осуществлялось активнее. К сожалению, иногда на вяз нападает ильмовый листоед – необходимо проводить обработку. За деревьями надо ухаживать, как за живыми существами. У нас очень хорошо растут ивы, несмотря на невысокую влажность. При этом есть не только плакучие, но и достаточно компактные виды, которые имеют плотную крону и их её надо стричь, например, ива ломкая шаровидная "Булата". Нельзя не забывать о тополе. Он в два раза лучше очищает воздух, чем хвойные насаждения. В условиях загрязненного городского воздуха может выдержать сосна обыкновенная, береза, лох серебристый и узколистный и др. Из кустарников для посадки на загазованных участках лучше выбирать сирень (обыкновенную или венгерскую), бузину кистистую, барбарис Тунберга, карагану древовидную, дерен белый, кизильник, пузыреплодник калинолистный, розу морщинистую, снежноягодник белый, боярышник, почти все виды спиреи и др. Но нельзя увлекаться и все засаживать, например, спиреями. Нужен грамотный подход, разумный выбор. Необходимо к каждой территории относиться бережно и с любовью.

Но для этого озеленением и благоустройством должны заниматься исключительно профессионалы.

- Профессионалов у нас никто не слушает. А в фирмах, которые принимают участие в работах по благоустройству, работают все, кому не лень – от врачей до учителей, которые формируют кампании под единой вывеской "ландшафтной архитектуры", хотя многие из них и представления не имеют, что это такое. Часто под "ландшафтной архитектурой" понимают одно лишь озеленение – в корне неправильно! Ландшафтная архитектура – это прежде всего формирование комфортной городской среды, сочетает в себе: геопластик-озеленение-гидрологию-урбанизм-малые архитектурные формы-градостроительство в целом. Наш вуз – Саратовский ГАУ им.Н.И.Вавилова 20-ть лет выпускает такого рода специалистов, но многие из них уезжают из региона. Вы спросите, почему? Так, они просто не находят здесь применения, потому что не могут выйти на рынок, захваченный странными кампаниями, наверное, кем-то поддерживаемый... Наши выпускники уезжают в Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, где востребованы и успешно развиваются в профессии.

Томограф для деревьев

Часто в чиновничьих ответах можно встретить формулировку "биологическое устаревшее дерево". О чем идет речь?

- Дело в том, что можно использовать какие угодно термины. Сейчас много иностранных слов. Или вот модно говорить "урбанизм". Но это то же самое, что и "градостроительство" или то, что входит в это понятие. А что касается оценки состояния дерева, то она необходима для того, чтобы решить его судьбу – удалять или оставлять. Например, есть возрастной бурав, который применяют для исследования роста и состояния деревьев. Однако существуют более прогрессивные методы. Есть импульсный томограф или другой прибор - "Резистограф", он учитывает сопротивление при сверлении древесины. Эти устройства успешно используют соседние регионы, но в Саратовской области они так и не появились, сколько я ни говорила нашим чиновникам. Пытаюсь часто общаться в Инстаграм с Исаевым. Не знаю, общаюсь ли я лично с ним, но иногда он отвечает на какие-то не глобальные вопросы, а в большинстве случаев молчит…

Группа ландшафтных архитекторов, в которую вы входите, занимается проектами и в районах области. Там подобная позиция власти?

- Да, явлюсь руководителем небольшой проектно-творческой группы при нашем вузе. Участвуя в различных конкурсах, пришлось назвать её – назвали "ПроЦВЕТание", так как наше кредо – работа с цветом. Мы участвовали в создании второго этапа реконструкции Вольского парка. В стадии проекта, пришлось исправлять многие недочеты прошлых авторов. Очередные работы были проведены, а я вновь обнаружила много недоделок. После этого и выступила с критикой. Ведь конструктивная критика несет в себе грамотное решение проблем. Но руководству хорошо жить в каком-то своем иллюзионном мирке. Когда мы работали в Пугачеве, мне надоело бездействие чиновников, и я написала в прокуратуру. Там стали вести расследование и нашли нарушения. Это так не понравилось главе района, что он приказал вообще с нами не общаться. Более того, такая же позиция у районного собрания депутатов – им не надо ни креативных, ни грамотных градостроительных решений. "Отстаньте от нас с вашей комфортной средой!" – таков их девиз на сегодняшний день.

Давайте продолжим оценивать благоустройство Театральной площади. Вот сквер с памятником, дальше Театр Оперы и Балета …

- И между ними на площадь въезжают машины. Значит, не продуманы парковки. Деревья вырубаются для карманов, но город по-прежнему задыхается от машин. Почему бы не сделать вертикальные автостоянки. Власти будто об этом вовсе не думают. А следующей проблемной территорией для парковки машин будет пляж на новой набережной. Там для этого нет места вообще. То есть, автомобили будут стоять прямо на пляже. И никто из 60-ти человек, вошедших в Общественный совет поданной территории, не потрудился включить логику и задаться этим вопросом.

Но продолжим о Театральной площади. Дальше взгляд падает на отвратительную ель около театра, а на переднем плане театрального сквера висят провода. В других городах их давно прокладывают под землей и тогда они никому не мешают. Собственно и в новых Правилах благоустройства это прописано.

Но на все эти работы нужны немалые средства.

- Да, качественный ландшафтный проект – это дорогое удовольствие. Для понимания порядка цифр. В Москве недавно реконструировали внутриквартальную территорию площадью всего 2,7 гектара и вложили в него 252 миллиона рублей. Ведь грамотный поход требует проложить коммуникации, укрепить рельеф, завезти грунт. Это все стоит денег. А у нас ничего не делается, потому что город в нищете и в долгах, как и область. Но я приведу пример опять же из Пугачева…

Уточните, над каким проектом вы там работали?

- У нас там должны были появиться два сквера — современных, креативных. Один из них – детский сквер у школы №13. К слову, мы за этот проект получили диплом Российской Национальной премии по ландшафтной архитектуре. Так вот, там один раз положили плитку неправильно. В проекте была брусчатка, укладывать необходимо было её веерным рисунком, но ее уложили просто и с нарушениями, сказали, что по-другому не умеют. К тому же, мы задумывали плитку кирпичного цвета, а они закупили серую. На следующий год мощение провалилось, потому что брусчатка была уложена не по технологии. Закупили новую плитку, но опять серую, такого же качества и опять уложили таким же образом. А между прочим, это стоит 5, 5 миллионов рублей. Вы что, будете каждый год новую плитку закупать? Это издевательство. И такая ситуация не только там, такая ситуация везде. То есть, мы тратим деньги впустую.

Профессиональным сообществом был отмечен еще один ваш проект.

- Да, это проект спортивного парка для всех обычных людей в поселке Юбилейный. Причем, для этого проекта нашелся инвестор, готовый вложить в него в общей сложности 800 миллионов рублей. Но встречаться с ним наш мэр Михаил Исаев не захотел. Встреча должна была состояться в декабре. Бизнесмен прервал деловую поездку, прибыл в Саратов, но мэр отменил переговоры, сославшись на подготовку к Новому году. Я этого понять не могу.

Город-лес

Не могу не спросить у вас про дикую обрезку деревьев до ствола. У этого зверства, по-моему, не может быть логики. Откуда и почему в городах появилось подобное зло?

- Я попросила своих коллег из Москвы сделать видеоролик и попыталась сбросить его Михаилу Исаеву. Там говорится о том, что не все деревья подвергаются обрезке, а у нас обрезают все, вплоть до каштанов. Подвергаясь такой капитальной обрезке, дерево погибает через какое-то время. Пережить ее может разве что тополь, со временем он обрастает. Но надо проводить ее с умом. Во-первых, это надо делать поздней осенью или ранней весной, до начала сокодвижения. Во-вторых, те места, которые были обрезаны, надо обязательно обрабатывать хотя бы садовым варом. И я не видела, чтобы у нас это делали. Дело в том, что на срез, как в рану человека, может попасть инфекция, дерево окажется зараженным и погибнет.

Но раньше деревья до столбиков не обрезали.

- Такой способ обновления называется обрезка "на пень" – это очень короткая, порой почти на уровне почвы, обрезка наземной части древесных растений для стимулирования роста молодых побегов. На слишком высоком пне может образоваться больше побегов, но результат будет хуже: верхние побеги заглушают нижние, ухудшается их качество. Кардинальную обрезку применяют для тополя белого, ивы белой.

Однако, такую обрезку применяют у нас и к другим видам, что характерно для лесных культур. Возможно, это связано с работой специалистов лесного хозяйства, которые не нашли там себе применение и перешли на работу в городские службы. Ведь лесное хозяйство тоже в плачевном состоянии, где выплачивают низкие зарплаты. Но ведь городское озеленение существенно отличается от лесных культур.

Профессионалы, да не те...

- А к профессионалам у нас, как я уже говорила, никто не прислушивается. В свое время, когда на Волжской стали гибнуть высаженные растения, меня попросили оценить ситуацию. Я посмотрела, нашла способы оздоровить растения и сообщила о них властям. Но мои советы остались без внимания.

Вообще, посадки деревьев – это очень хорошее отмывание денег. Это замечательная жила, скажу я вам. То есть, посадил дерево, оно погибло, но ты здесь ни при чем. Оно было хорошее, но вы плохо за ним ухаживали. Сегодня засохло одно, завтра второе, поэтому надо же что-то еще посадить. К сожалению, все это происходит под прикрытием комфортной среды…

Мы сейчас находимся около сквера между театром оперы и Радищевским музеем. Какие у вас мысли по поводу его реконструкции? Здесь продолжаются работы.

- Сейчас здесь демонтирована ограда и, я думаю, её не надо восстанавливать. Надо сделать бордюры с сиденьями, чтобы смотреть в ту или в другую сторону. На мой взгляд, здесь надо восстановить зеркальный бассейн с небольшими ниспадающими струйками. Здесь должно быть спокойно, ведь рядом Вечный огонь. В то же время –это будет гармонировать со зданием театра. Никакой фонтан здесь совершенно не нужен, да и не было его здесь никогда. Вообще, каждый уголок требует тактичного подхода, каждая малая архитектурная форма должна обязательно иметь свой образ.

А какие материалы, приемы не используются в Саратове, но, по вашему мнению, являются доступными и достойными внимания?

- У нас, например, не используют экологичное мощение, ранее во многих парках делали дорожки из красного кирпича. Ведь что такое красный киприч? Это глина. Из него укладывали интересные узоры. И сегодня очень много площадок так оформляется. Он не выделяет испарений, поэтому его используют рядом со спортивными сооружениями, на детских площадках. Это дешевле популярной сегодня плитки. А для тротуаров можно использовать цветной асфальт. Можно применять различные компоненты этого цвета, то есть, он будет интересен. А главное, когда грузовые автомобили будут заезжать на него, мощение не будет травмироваться, обсыпаться, как это происходит с плиткой и брусчаткой, которая чаще всего выкладывается на песчаную основу.

Существует много возможностей, но в Саратове нет желания. Мы видим, как Казань или Волгоград побеждают на конкурсах по ландшафтной архитектуре. Но там руководство серьезно к этому относится – спонсируют, поддерживают, старается создать комфортную среду. Конечно, им помогли в связи с международными футбольными мероприятиями. Но у них есть стремление. У нас же правила благоустройства – вещь исключительно номинальная.

Комментарии - 37
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
  • Саратовец 938
    Саратов - сейсмическая зона???!! Мне с этим профессором все ясно. Дальше не читал. Скрыть Комментарий скрыт по результатам оценки пользователей. Показать
    29 Августа, 10:55
  • Гость
    У нас не только Театральная площадь, но и весь город - полнейшее неуважение к жителям! И зимой (снег, лед, грязь), и летом (пыль, грязь, перекопы). Город любить нужно, но многие исконные саратовцы покидают родные места (к сожалению), а понаехавшим - все равно. Главное - отбить побольше денег, любой ценой.
    29 Августа, 11:02
  • Пострелёнок
    Саратовец 938, дальше и не читай-всё равно не поймёшь.
    29 Августа, 11:17
    , ответ для Саратовец 938
  • Косой
    Вяз самое не нужное и страшное дерево
    29 Августа, 11:26
  • Горожанин 958
    29 Августа, 11:27
    , ответ для Саратовец 938
  • Сосед 436
    Вы хотите сказать что это не так? У нас постоянные оползни, об этом все уже давно знают. Видимо Вы не в курсе...
    29 Августа, 11:27
    , ответ для Саратовец 938
  • просто, ГОСТЬ
    Спасибо Вам, дорогая Ольга Сокольская!!! (извините что без отчества). За то что Вы говорите правду и остаётесь неравнодушной к городу. В руководстве городом, губернией, да и страной - место таким как Вы. К сожалению, по-факту картина прямопротивоположная.
    29 Августа, 11:35
  • Гость
    Научным языком специалиста Сокольская выразила то, что всем давно было понятно, о чём многие догадывались : для устроителей городской среды главное - не качество, не желание сделать Саратов зелёным и красивым, для них важно освоить деньги как можно быстрее. Ими не движет любовь к жителям , к городу, а без этого имеем то, что имеем : умирающие деревья , пеньки и сорную траву .И если встречаешь где клумбу с розами, то воспринимаешь это, как редкое явление и чудо.
    29 Августа, 11:50
  • Перводачник.
    Вобщем, ясен пень - сажать надо ясень, а потом обрезать его под пень и все будут счастливы.)
    29 Августа, 11:59
  • Владимир
    Дебилоубогая власть не прислушивается к экспертному мнению профессионалов, поэтому в городе все совсем тоскливо.
    29 Августа, 12:03
  • КПРФ
    Майонезники могут только пальмовое масло бадяжить, да распилом Народных денег заниматься.
    29 Августа, 12:03
  • Предпенсионер
    Клевер сажать с розами - это новое, громкое слово мировой ботаники.
    29 Августа, 12:55
  • Гость
    Хотелось бы услышать от уважаемой Сокольской и мнение о планируемом строительстве завода отходов ( смерти ) в Горном, о его влиянии на человека и природу.
    29 Августа, 13:14
  • Горожанин
    А вечный огонь надо выключить!!!!! Уже Антарктика тает...
    29 Августа, 13:19
  • Местный 885
    Тоскливо... Между театром и могилой борцов выложили из кирпича саркофаг. Для кого и на чьи деньги?
    29 Августа, 14:34
  • Ихмиллион
    Какая молодец! Ворот таких людей надо слушать и записывать за ними конспекты а потом так же делать дела. Браво, Ольга! Молодец!
    29 Августа, 16:13
  • Татьяна
    Довели до пней и коряг Саратов, все хуже и хуже улицы, скверы, аллеи... И ведь не остановить умников, кто такие распоряжения отдает. Каждый день ходят на работу и зарплату получают.
    29 Августа, 16:31
  • чуби
    какое занудство Скрыть Комментарий скрыт по результатам оценки пользователей. Показать
    29 Августа, 16:37
  • Саратовец
    Гость, снова дебилоиды активизировались, осеннее обострение грядет, блин, когда же таких уже утилизируют
    29 Августа, 17:23
    , ответ для Гость
  • Гость 360
    Гость, Вы задрюкали с этим заводом. В Саратове уже давно есть линия смерти на Химволокне и АЭС...и все нормально. Но тупым жителям даже не понять, что и как сейчас утилизируют. Зато ору и голозадый Вася готов сидеть и пробухивать пенсию матери-пенсионерки, чем поработать и получить возможность новых вакансиц Скрыть Комментарий скрыт по результатам оценки пользователей. Показать
    29 Августа, 17:38
    , ответ для Гость
  • Гость 360
    Гость, Вы задрюкали с этим заводом. В Саратове уже давно есть линия смерти на Химволокне и АЭС...и все нормально. Но тупым жителям даже не понять, что и как сейчас утилизируют. Зато ору и голозадый Вася готов сидеть и пробухивать пенсию матери-пенсионерки, чем поработать и получить возможность новых вакансий Скрыть Комментарий скрыт по результатам оценки пользователей. Показать
    29 Августа, 17:38
    , ответ для Гость
  • Гость
    Гость 360, сами - то поняли, что написали ?
    29 Августа, 17:48
    , ответ для Гость 360
  • гость
    Гость, Город любить нужно, но многие исконные саратовцы покидают родные места (к сожалению), а понаехавшим - все равно. Главное - отбить побольше денег, любой ценой. Я понаехавшая и много лет пытаюсь полюбить Саратов, но....увы такое полюбить НЕВОЗМОЖНО!!!!! А исконные саратовцы, если бы любили свой город, не покидали бы его с целью отбить побольше денег только в других местах..... Более полная информация: https://news[.]sarbc[.]ru/focus/materials/2019-08-29/7288[.]html Скрыть Комментарий скрыт по результатам оценки пользователей. Показать
    29 Августа, 20:15
    , ответ для Гость
  • Гость
    гость, Саратовцы, имеющие образование и профессию, хотят работать по специальности. Если Вы в теме, то знаете сколько заводов, НИИ и КБ закрыли в Саратове. Где работать этим людям! Таксовать, торговать, копать траншеи... Численность Саратова уменьшилась за эти годы почти вполовину. Экология ухудшилась в разы. Не знаю, кем Вы приехали работать сюда - продавцом, парикмахером, таксистом. Но точно не конструктором, не программистом, не инженером. Удачи Вам! Когда Вы выучите детей, кем и где они будут работать здесь?
    29 Августа, 20:46
    , ответ для гость
  • гость
    Гость, Не угадали....именно "программистом и конструктором"!!!! я приехала работать и много лет здесь работаю и ничто не экология, не понаехавшие, не сложная политическая обстановка не мешает мне отдавать все свои силы на благо Саратова!
    29 Августа, 21:01
    , ответ для Гость
  • гость
    Как говорила моя бабушка, которая в войну подняла шестерых детей одна без мужа "ПЛОХОМУ ТАНЦОРУ ВСЕГДА БОТИНКИ ЖМУТ!!!!!"
    29 Августа, 21:12
  • Гость
    Воровство и кумовство, главные проблемы нашей страны , а не Обамы
    30 Августа, 06:29
  • колхозник
    гость, бабушка, родившая шестерых детей, хорошо разбиралась в обувном вопросе...
    30 Августа, 08:58
    , ответ для гость
  • Ванга
    Чувствую я - еще одна дама в ближайшем будущем лишится профессорства. Вслед за Афанасьевой.
    30 Августа, 11:01
  • Саратовец 650
    просто, ГОСТЬ, ее надо судить за правду,борзота,только хвалебные оды,город лгунов,страна лгунов
    30 Августа, 11:06
    , ответ для просто, ГОСТЬ
  • житель Саратова 995
    Согласна с Сокольской. НО! В своей речи так незаметно унизила врачей и учителей.
    30 Августа, 11:10
  • Слушатель
    житель Саратова 995, где Вы увидели унижение? Она просто написала, что люди, не имеющие специального образования, занимаются не своим делом.
    30 Августа, 11:26
  • Аноним
    > клен ясенелистный ___ калифорнийский клён занесён в "чёрной книге инвазивных видов" и подлежит повсеместному истреблению, это растение одно из самых аллергенных, выделяет канцерогенные вещества для подавления конкурентов, растёт на 2-3 метра в год, всегда кривое, пожранное жуками, но обрастает снова с такой скоростью что в итоге это уродище успевает нарастать быстрее, чем его сжирают жуки-древоточцы
    30 Августа, 16:16
  • Аноним
    кстати "кривая туя" упомянутая в статье за 2 года уже обросла и выпрямилась сама, не спросив чиновников.
    30 Августа, 16:57
  • Аноним
    Саратовец 938, >Саратов - сейсмическая зона???!! ___ Бред, мы в центре литосферной плиты, все сотрясения на краях. Уверяю вас, трамвай на кривых рельсах или забивщик свай гораздо больше трясут Саратов, чем трение краёв плиты на Кавказе
    30 Августа, 17:04
    , ответ для Саратовец 938
  • Горожанин 531
    Саратовец 938, Да. Это действительно так и есть.
    31 Августа, 10:18
    , ответ для Саратовец 938
  • Сосед 241
    Уважаемая Ольга Борисовна! Большое спасибо за преподанный всем нам: великим и не очень значимым гражданам - хороший профессиональный и жизненный урок. Ваши лекции должны слушать все главы городов. Должна вырасти культура этого класса управленцев. К сожалению, сейчас термин,,Ландшафтный дизайн" понимают разве что профессионалы или жены владельцев коттеджей/ тех же управленцев, упомянутых выше/. Учиться надо. Учиться. И учиться. Спасибо Вам , Ольга Борисовна!
    31 Августа, 15:12
  • житель Саратова 995
    Слушатель, у нас на каждой должности сидят люди, не имеющие специального образования!!! Так что же она не написала про парикмахера, повара, строителя?? Но так уничижительно про врачей и учителей?! Сами-то вузовские деятели чем занимаются?! Каких специалистов готовят?! А уж сколько статей про взятки за экзамены...
    2 Сентября, 13:39
    , ответ для Слушатель
Добавить комментарий
Похожие материалы
  • 07.07.2020, 19:57 Не нужен нам берег простецкий. Эксперты — о том, как сделать набережную удобной для саратовцев

    Состояние набережной Саратова вызывает все больше вопросов. Туристическая витрина города, несмотря на ежегодные усилия по благоустройству, все больше приходит в запустение и разрушается. К сожалению, не лучше обстоят дела и с новыми участками, которые тоже разваливаются из-за некачественных работ. На проблемы променада обратил внимание и мэр Саратова Михаил Исаев. Он заявил о необходимости "обновить" набережную, в том числе удалить там "устаревшие" деревья, а также предложил превратить верхний ярус в пешеходную зону. "СарБК" попросил экспертов оценить идеи градоначальника и поделиться собственным видением того, как можно было бы улучшить любимое место горожан.

  • 22.11.2019, 15:24 Темы недели: Трофимовский мост, цирк-долгострой, предсказуемое благоустройство Главные, на наш взгляд, темы этой недели связаны с реконструкцией. Для нее, реконструкции, закрыт Трофимовский мост. Она же продолжается в цирке имени братьев Никитиных уже третий год, и пока четкого конца ей не предвидится. Администрация Саратова сегодня проводит "выборы" мест для благоустройства (и реконструкции) в 2020 году, которые, как и их политический аналог, тоже вполне предсказуемы и создают скорее иллюзию того, что горожане могут повлиять на решения властей.
  • 12.09.2019, 11:14 Пилят стволы и бюджеты. Как снос и посадка деревьев помогают муниципалам осваивать миллионы Городской комитет по благоустройству упорно продолжает борьбу с деревьями: их пилят, варварски обрезают, кронируют, превращая живые растения в столбы. Проспект Кирова, сквер между музеем Радищева и театром оперы и балета превратились в пыльную строительную площадку с минимумом зеленой растительности. Уничтожение деревьев затронуло Мирный переулок, а так же улицы Дзержинского, Рахова, Чапаева, Волжскую, Симбирскую, Аткарскую и другие. Власти Саратова утверждают, что спиленные деревья - больны, а некоторые достигли предельного возраста, и соответственно, подлежат уничтожению. Дабы не быть угрозой жизни и здоровью граждан. Местные экологи и общественники уверены в обратном: большинство деревьев, которые были спилены, являлись здоровыми, а вырубка и опиловка - лишь повод освоить выделенные на благоустройство средства.
  • 12.04.2019, 13:15 Агломерационное громадье. Пляж, трамвай, объезд, кольцо В музее "Россия - моя история" прошло совещание, где шла речь о развитии Саратовской агломерации. В обсуждении принял участие спикер Госдумы Вячеслав Володин, первые лица областного правительства, администрации Саратова, районов региона. Вниманию участников были представлены масштабные планы, которые, по мнению разработчиков, способны снять острые вопросы территорий, сделать их более комфортными и привлекательными. Перечень проектов объединил обещания чиновников разной давности. Какие замыслы пока не сошли с повестки дня местных властей, а значит, по-прежнему готовы служить ожиданиям жителей агломерации?
  • 02.04.2019, 10:21 Сборка австрийских самолетов и третий мост через Волгу. Самые громкие несбывшиеся надежды Саратовской области. Часть 2 С приходом Валерия Радаева на губернаторский пост амбициозные проекты, которые оказывались на поверку мыльными пузырями, посыпались как из рога изобилия. Если во времена двух предыдущих губернаторов большая часть планов была реализуемой и не состоялась по каким-то экономическим или политическим причинам, то правительство Радаева иногда бралось за идеи, отдающие настоящей маниловщиной. "Фокус города" продолжает вспоминать самые громкие обманутые ожидания Саратовской области.
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 29 августа 2019
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x