Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Опять "дистанционка". Эксперт назвал последствия онлайн-обучения

  • 13:37, 11 ноября 2020
  • Комментариев[19]

Саратовцы еще в сентябре разделились на два противоположных лагеря. Одни считают, что подъем заболеваемости коронавирусной инфекцией связан именно с началом учебного года. Дети из "цветов жизни" превратились вдруг в "главных разносчиков заразы". Они якобы переносят ковид бессимптомно и заражают им родных, в том числе бабушек и дедушек. Однако есть и те, кто считает дистанционное образование большим злом, чем вирус. Поэтому с введением второго раунда "дистанционки" на этой неделе они стали протестовать и вышли с плакатами к правительству. Федеральные эксперты тем временем говорят, что нынешний формат учебы можно назвать дистанционным с большой натяжкой. Он представляет собой просто старые методы, переведенные в электронную форму. Мнения сторон изучил "СарБК".

Опять "дистанционка". Эксперт назвал последствия онлайн-обучения gorzavod.ru

Физике научит мама

Перевод саратовских школ на дистанционное обучение был вполне прогнозируемым, потому что статистика ежедневной заболеваемости коронавирусом била рекорды, а в расписании уроков одна за другой появлялись дыры из-за болезни учителей. Но в Саратове он стал неожиданным. Еще в пятницу власти заявляли, что для такого решения нет оснований. А в субботу к вопросу снова вернулись по поручению главы правительства области Романа Бусаргина. Решающими якобы стали доводы главврачей, которые подтвердили домыслы о распространении инфекции детьми.

Если отказ во введении "дистанционки" был основан на вполне конкретных данных — уровне заболеваемости среди школьников, то вот ее внедрение никакой статистикой или исследованиями не подкреплено. Именно это и заставило некоторых выступить против.

С 9 по 23 ноября, напомним, ученики 6-11-х классов школ Саратова, Балаковского, Балашовского и Энгельсского районов учатся дома. С 1-го по 5-й класс ходят, как и прежде, в школу.

Это решение сразу же вызвало шквал родительских вопросов. Почему дистанционку не ввели раньше? Ведь дети по большей части не соблюдали меры безопасности. Почему младшие классы оставили в школе? Ведь семьи, где воспитывается ученик второго или пятого классов, тоже уязвимы для коронавируса, и учителя начальных классов тоже болеют.

Этот нюанс властям пришлось объяснять отдельно. По их словам, маленьким детям сложнее заниматься удаленно, учитель у них один, контактов меньше. Пятый класс оказался в числе "очников" потому, что он — переходный между начальной и основной школой.

Особенно эмоциональны были родители, которым вновь предстоит решать задачи по физике, химии, геометрии, проходить новые темы и закреплять материал вместе со старшеклассниками. Про какие-нибудь формулы валентности или закон сохранения импульса тела. Это самая жалкая картина школьной "удаленки". Учитель назвал номер параграфа и велел ответить на вопросы в конце текста. А мамы и папы листают учебник, шерстят интернет, даже звонят знакомым с дурацкими вопросами, чтобы помочь ребенку разобраться.

Отметим, что после возникновения протеста против "дистанционки" решение властей бросились поддерживать и разъяснять функционеры разных мастей: вице-спикер областной думы Ольга Болякина, уполномоченный по правам ребенка в области Татьяна Загородняя, профессор СГМУ, доктор медицинских наук, глава фракции "Единой России" в городской думе Николай Островский, заслуженный учитель РФ Людмила Корнилова и проч.  Не будем приводить их мнения в отдельности, тем более, что они, в основном, повторяют друг друга. Общей мыслью в них является то, что "дистанционка" сегодня является вынужденный мерой, а система образования к ней готова и "переварит" еще две недели онлайн-занятий.

 Почему это не "дистанционка"

Почетный работник образования, эксперт профсоюза "Учитель" Леонид Перлов отчасти с этим согласен. Он тоже считает, что "без введения дистанционного формата сегодня не обойтись", тем более в Саратовской области.

"Профсоюз "Учитель" владеет данными о том, что в регионе с января порядка 800 педагогов покинули свои рабочие места. Они уволились, причем, это и пожилые, и молодые люди. А на замену им пришло около 500. То есть, учителей элементарно не хватает. Поэтому надо хотя бы сохранить те кадры, которые работают", - говорит эксперт.

Председатель Общественного совета при министерстве образования области Сергей Саратовский замечает: "В обычное время школы покрывают дефицит учителей. А сейчас люди уходят на больничный. То есть, проблема с кадрами обострилась на фоне пандемии. У меня много знакомых учителей, которые болеют и некоторые болеют тяжело. Но при этом высылают задания детям, контролируют выполнение". 

По данным саратовского комитета образования, в городе на больничном "по тем или иным причинам" находится 400 педагогов. В Энгельсе, по сведениям на 9 ноября, болеют 224 учителя.

При этом Леонид Перлов заявляет, что нынешний формат обучения вряд ли можно называть дистанционным образованием. "Это скорее, удаленное образование. То есть, старые методики, приемы, алгоритмы работы, перенесенные из класса на монитор. А дистанционное образование – это абсолютно новый формат. Все нужно новое. И это нужно разрабатывать, тестировать и запускать. Но это очень небыстрый процесс. И для того, чтобы его организовывать, необходимо понимание того, что ты делаешь и для чего. А сейчас, по крайней мере, на тех уровнях, где принимаются решения, организующие процесс, по моему мнению, такого представления не имеют".

Сегодня же качественная работа в режиме временной "удаленки", по мнению эксперта, невозможна из-за отсутствия работоспособной отечественной образовательной платформы: "Ее как не было, так и нет. Хотя весной было сказано, что она готова и мы ее вот-вот запустим, и всем тогда будет очень хорошо работать. Этого нет и пока не предвидится".

Нормальной подготовки учителей для работы в таких условиях, тоже, в сущности, нет, говорит почетный работник образования.

В саратовских школах на вопрос о подготовке к работе в дистанционном формате выдают два вида ответов. В первом случае рассказывают, что летом проходили курсы в Саратовском областном институте развития образования, "по специальному предложению" или просто "занимались в группе с учителем информатики". А во втором случае бросают: "Звоните в отдел образования". 

Уровень преподавания в дистанционном режиме, что вполне предсказуемо, зависит от статуса учебного заведения. В лицеях и гимназиях проходят онлайн-уроки, используются различные электронные платформы, а в общеобразовательных школах задают читать параграф и выполнять упражнения. В одной из школ Энгельса онлайн-уроки весной стали проводить только в мае и только по информатике и биологии. Все остальное – для самостоятельной работы. Впрочем, бывают печальные и приятные исключения. Директор саратовской общеобразовательной школы N5 Лариса Воеводина говорит: "Мы в 21-м веке живем. Поэтому стараемся быть современными и делать так, чтобы за этот период не было никаких потерь в образовании".

Последствия

Сергей Саратовский уверен, что многие вопросы дистанционного обучения, с которыми школа сталкивалась весной, утратили свою остроту или были решены. 

Леонид Перлов считает иначе: "Какие-то вещи, которые по весне сильно мешали процессу, сегодня выправлены. Но, во-первых, появляются другие, а  во-вторых, целый ряд проблем остается не решенным, и я пока не вижу, чтобы мы к этим проблемам хотя бы приблизились. Например, учителя и родители говорили о вопросах технического оснащения, о том, что ребенок не всегда имеет доступ к компьютеру с выходом в интернет. Но, насколько я понимаю, серьезных мер не предприняли. Да, стоит это недешево. Да, кое-где появилась возможность получить этот компьютер, но с огромным количеством сложностей, через службу опеки. А к ней люди боятся обращаться. А вдруг там заявят, что если вы не можете купить своему ребенку компьютер и обеспечить его право на образование, мы вас лишим родительских прав".

К слову, Лариса Воеводина называет огромную разницу в материальном обеспечении семей основной проблемой дистанционного обучения: "Есть дети, у которых очень упрощенная техника. И здесь приходится работать вдвое больше, чтобы связаться с ребенком, донести материал, получить обратную связь".

В министерстве образования области ответили, что "учредителями, как и в прошлом учебном году, будет рассмотрена возможность обеспечения компьютерной техникой (или ноутбуками) в случае перевода обучающихся в режим дистанционного обучения на более длительный период".

Замминистра образования области Ирина Чинаева на вопрос о выдаче ученикам ноутбуков в предстоящие недели сказала: "У нас еще в весенний период изучалась статистика по льготным, малообеспеченным. В весенне-летний период была оказана спонсорская помощь. Насколько это возможно, семьи были обеспечены. Если есть конкретный вопрос, родители должны обращаться в администрацию своей организации. Если нет, то есть смысл обратиться к учредителю, и только в том случае, если и здесь не нашли поддержки, тогда можно обращаться в министерство образования".
В комментариях под новостью на "СарБК" читатели справедливо заметили, что пока обращения будут рассматриваться, двухнедельная "дистанционка" завершится.

На вопрос "СарБК" о том, не упал ли уровень знаний по итогам прошлого дистанционного полугодия, руководитель комитета по образованию Энгельсского района Раиса Косенко заявила, что учебный год был завершен "достойно", а на ЕГЭ выпускники получили высокие результаты. "По крайней мере те, кто хотел сдать ЕГЭ и поступить, они его сдали и поступили",  - произнесла чиновница.

В министерстве образования тоже считают, что весенний "дистант" не повлиял на уровень образования. Аттестатов с отличием в этом году было на 314 больше, чем в прошлом (3%). Число 100-балльных работ на ЕГЭ уменьшилось с 90 в прошлом году до 77 в этом. Но стало больше ребят, которые набрали от 80 до 90 баллов по каждому из предметов.

Родители замечают, что результаты ЕГЭ — это, по большей части,  результат работы репетиторов, в не школьных учителей, а в этом году у тех, кто готовит выпускников к экзаменам, были дополнительные два месяца. Репетиторы даже отказывались этим летом от школьников средних классов, потому что продолжали работать с выпускниками.

Леонид Перлов также замечает: "Я считаю, что дистанционный формат сегодня необходим из-за ситуации с заболеваемостью коронавирусом. Но я против того, чтобы объявлять, что это не скажется на качестве образования. Я абсолютно убежден, что на качестве образование это скажется, причем неблагоприятно. Я считаю, что неправы те, кто говорит об отсутствии каких-либо изменений. Во-первых, что считать критерием. Как это измерить? Во-вторых, прошло слишком мало времени. В образовании любое действие имеет временной лаг от нескольких лет до 10-15 лет. Поэтому пока рано об этом судить".

Тем временем, протестующие родители по-прежнему не убеждены успокоительными комментариями чиновников и эхом одобрительных мнений. В движении "Родительский надзор" считают, что у родителей должен быть выбор — отправлять свое чадо в школу или оставлять дома. Они ссылаются на опыт других городов, где организовано смешанное обучение. В таком случае учителя будут одновременно проводить урок в классе с подключением "надомников" по интернету.

"Подчеркиваем, что выступаем против безальтернативного внедрения электронного обучения. Его высокие риски для здоровья детей исследованы и опубликованы. Считаем, что в данный период времени, на фоне продолжающейся скоро год агрессивной ковидной инфодемии и проблем с оказанием медицинской помощи, не все родители могут взвешенно оценить риски от новой коронавирусной инфекции и последствиями длительной изоляции ребёнка перед компьютером/планшетом/телефоном", — говорят противники поголовной "дистанционки".

Автор: Анна Дружинина
Похожие материалы
  • 15.10.2021, 20:08 Темы недели: опять в школу, ожидаемый QR-ход, дума о мэре

    Саратовских школьников выпустили с "дистанционки", и противников очного обучения оказалось ничуть не меньше, чем сторонников. Решение снова кажется нелогичным на фоне ежедневного роста заболеваемости ковидом и многочисленных смертей. Зато логичным и ожидаемым стало обещание ввести пропуск в места с массовым пребыванием людей по QR-кодам. Правда, уже сейчас возникает много вопросов к технической стороне. Новая гордума начала с места в карьер, но пока со стороны это кажется имитацией работы.

  • 29.01.2021, 20:10 Темы недели: ковид отступает, смерть от сосульки, ревизия "Ритуала"

    Похоже, коронавирус все-таки постепенно уходит из нашей жизни. В Саратове на этой неделе продолжили снимать антиковидные ограничения, часть из которых были с нами с самого начала пандемии. Правда, даже после ухода ковида люди не перестанут умирать, в том числе из-за нелепого равнодушия к опасности, как в случае с мальчиком, которого накрыла упавшая с балкона ледяная глыба. На такие мысли наталкивала и еще одна тема недели - в мэрии громко заявили о том, что намерены навести порядок в муниципальном "Ритуале". Правда, в том, что похоронный бизнес, большая часть которого скрыта в "тени", выведут на свет - есть большие сомнения.

  • 11.12.2020, 19:21 Темы недели: нерабочее 31-е, школа в офлайне, локомотив в тупике

    Трудно жить при демократии - всегда нужно следить, что думает большинство. Большая часть жителей Саратовской области захотели получить выходной 31 декабря без всяких переносов и условий - и получили. Губернатору для этого пришлось даже два раза подписывать документ. Подсветку на цирке сделали, не спросив жителей, и пока не совсем ясно, что они об этом думают. Но споры уже идут. А с "дистанционкой" и вовсе голову сломаешь - одни за, другие против. В чем все одинаково уверены, так это в том, что экономика региона продолжает лететь в тартарары - построенный 5 лет назад локомотивный завод признан банкротом.

  • 11.09.2020, 20:23 Темы недели: коронавирус пошел в школу, тупик для трамвая, разруха в клозетах

    Открывшиеся не так давно школы начинают потихоньку закрываться, классы уходят на "дистанционку". Чиновники утверждают, что держат ситуацию под контролем. Мэрия продолжает продавливать сокращение трамвайных маршрутов в Мирном переулке, предлагая при этом наименее реальный и самый непопулярный вариант решения вопроса. Тем временем, городским властям указали сверху, что не могут решить даже элементарный бытовой вопрос с общественными туалетами. Понадобится ли Саратову для обустройства "санитарных комнат" помощь президента?

  • 27.08.2020, 11:39 Детей отправляют в отряды. Как саратовские школы будут выходить с "дистанционки"

    За неделю до учебного года депутат Госдумы Василий Власов предложил Министерству просвещения перенести начало учебного года с сентября на октябрь. По его мнению, это позволило бы избежать новой вспышки коронавирусной инфекции. Как и ожидалось, предложение было отклонено. Но оно отразило опасения, сомнения и тревоги околошкольной общественности. Родители и эксперты задают все новые и новые вопросы к измененному формату обучения детей в школах (разработан в связи с требованиями Роспотребнадзора). Но и учителей с чиновниками от образования нельзя назвать абсолютно уверенными и спокойными перед беспрецедентным 1 сентября. Вместо праздничной линейки они проводят репетиции ежедневного приема детей по новым правилам.

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x