- A
- +A
- +A
Грибоедова лишили саратовской тетки. В ТЮЗе показали эгокомедию "Без ума от горя"
- 16:15, 24 июня 2024
- Комментариев[0]
Когда пару месяцев назад саратовский ТЮЗ имени Киселева объявил, что последней премьерной постановкой сезона станет "Без ума от горя", театралы напряглись. По названию было ясно, кто классическое грибоедовское "Горе от ума" переиначат, а театр добавил масла в огонь, отметив, что постановка будет неклассической. Надо сказать, что еще до этого театр драмы взбодрил общественность спектаклями Ивана Комарова "Анна Каренина" и "Идиот", которые были крайне далеки от канонических прочтений. Поэтому от "Без ума от горя" и его режиссера Максима Меламедова ждали чего-то, как минимум, интересного, как максимум, шокирующего. И постановщик не подвел.
Перед началом премьеры в ТЮЗе собрали пресс-конференцию. Чинное и благородное обычно мероприятие на этот раз в финале превратилось в пикировку между режиссером Максимом Меламедовым и одной из журналисток. Молодой мастер, обладатель "Золотой маски", выпускник ГИТИСа и самого легендарного Леонида Хейфеца завелся после фразы, что постановщики сейчас часто "уродуют классику" и заявил, что он "не обязан никого обслуживать". Режиссера расстроило то, что такое заявление он услышал еще до премьеры. Но и журналистку понять можно, ведь "Горе от ума" - это одна из самых цитируемых пьес, любимое и актуальное во все времена произведение. В прошлом году студенты Риммы Беляковой показывали в драмтеатре классическое "Горе" и получилось это хорошо, а в ТЮЗе было не ясно, на что настраиваться.
Но надо сразу успокоить ревнителей классики — Меламедов сюжет не изменил, в джинсы героев не одел и танцевать под модные хиты не заставил. Он сместил акценты и обратил внимание на сцены, моменты, детали, которые у Грибоедова всего лишь проходные, несущественные. "Без ума от горя" - это история не про политику и дисидентство, как мы привыкли, а про любовь Софьи (Надежда Червонная) и Чацкого (Артем Яксанов).
Выросшие вместе и разлученные влюбленные вспоминают, как им хорошо раньше было вместе, и понимают, что из-за предрассудков никогда не смогут быть вместе. Трогательность действу добавляют сцены с маленькими Софьей и Чацким, которых играют Эдуард Мошкин и Дарья Парфентьева. Вот они дерутся игрушками, вот кормят друг друга вареньем, вот первый робкий поцелуй, а вот они читают друг другу стихи, закрывшись в роскошной библиотеке Фамусовых.
К слову, библиотека является центральной частью в декорации спектакля. Художник Филипп Шеин сумел по полной воспользоваться возможностями тюзовской сцены. В итоге на площадке выросла огромная конструкция из шкафа с книгами. Теплый свет пробивается сквозь корешки изданий, и словно обнимает тебя. В такой комнате хочется закрыться и читать, читать, читать. А еще это пространство очень эстетично и вполне подойдет для фотографий в соцсетях.
Что касается текста, то в целом он грибоедовский. Правда, знаменитое "В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов" вы не услышите. Наверное, это правильно. Эту фразу к нашему городу не лепил только ленивый, а производители сувениров уже напечатали ее везде, где только можно. Пусть тетка уже отдохнет, и Саратова вместе с ней. В то же время "А судьи кто?" "Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом", "Служить бы рад, прислуживаться тошно", "Карету мне, карету!" на месте. После последней фразы на сцену вообще выкатывают огромную тыкву и водружают ее на голову Чацкому.
Наличие той самой библиотеки позволило Максиму Меламедову включить в премьеру строки и других классиков. Герои, вытаскивая книги, читают и Пушкина, и Некрасова и много других стихов из школьной программы. Это не кажется отсебятиной, вполне вписывается в общую канву повествования, и укладывается в образовательную составляющую спектакля для подростков.
"Без ума от горя" определяют как эгокомедию, но еще точнее было бы назвать ее фарсовой мелодрамой. Хохотать здесь придется постоянно, актеры смешат зрителей при помощи всех доступных средств. Они смешно появляются и исчезают, смешно говорят и двигаются, смешно оказываются одеты. Все это благодаря удачным режиссерским находкам и умелой актерской игре.
При этом в откровенное лицедейство актеры не сваливаются, удерживая баланс благодаря драматическим отрезкам. Ярких персонажей настолько много, что в этом случае Артем Яксанов, то есть Чацкий, не играет первую скрипку. Стоит выделить работу Владимира Егорова. Его полковник Скалозуб получился настолько ходульным и солдафонным, что каждое его появление на сцене вызывает дикий смех у публики.
Но настоящее открытие ждало публику в персонаже Никиты Матризаева. Ему досталась роль Алексея Молчалина, скользкого подхалима и льстеца. Идея воспринять фамилию Молчалин буквально, и сделать героя немым, чуть ли не главная находка "Без ума от горя". Еще лучше оказалось актерское воплощение — Матризаев почти весь спектакль молчит, мычит, жестикулирует. Его голосом становится Софья, которая переводит окружающим все, что хочет он сказать. Молчалин меняется, когда дело доходит до его истинных мотивов, и это преображение получается у Меламедова даже ярче, чем у Грибоедова. После премьеры специально приехавший в Саратов критик Павел Руднев отдельно остановился именно на Молчалине-Матризаеве, отметив, что актер демонстрирует "невероятную трансформацию".
Впрочем, вопросы к создателям "Без ума от горя" остались. Например, зрители не поняли, почему Петрушка (Александр Степанов) все время носится с игрушечным петухом и кудахчет. Бесконечное "ко-ко-ко" и кудахтанье Лизы (Ирина Протасова) ему в ответ поначалу забавляют, но повторенные в десятый раз начинают раздражать. Оказалось, что это потому, что влюбленные встречаются в курятнике. Логика, прямо скажем, не очевидная. Такая же история со сценой с людьми, пришедшими в казенное учреждения Фамусова, и подпрыгивающими во время процедуры постановки печати в документ. Шутка, повторенная несколько раз, совсем перестает быть смешной. Спектакль идет без малого 3 часа. Второй акт в плане динамики выдержан достойно, но в первом сразу несколько эпизодов излишне затянуты.
На пресс-конференции Максим Меламедов признался, что обычно смело совершенствует свои творения. Наверняка после первых показов в Саратове он почувствует, как сделать спектакль лучше. Поэтому стоит дать премьере настояться и можно смело приходить на нее уже в новом тюзовском сезоне. Но и в первозданном виде публике очень зашло как в детском театре стряхнули пыль с классики — после премьеры актеров провожали криками "браво" и "любо".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
16.10.2024, 12:10
Захарин VS Захаров. В ТЮЗе представили свою версию "Обыкновенного чуда"
Драматург Евгений Шварц писал пьесу "Обыкновенное чудо" целых 10 лет. Он постоянно в ней что-то шлифовал, переделывал и признавался, что "прикасался к тексту только в те дни, когда чувствовал себя человеком". Изначально она называлась "Медведь". Известное всем названием сказочная история получила, когда представители Театра-студии киноактера готовили по ней премьеру и предложили Шварцу как-то иначе озаглавить свое произведение. С тех пор необыкновенную историю "Обыкновенное чудо" множество раз ставили в театрах, а в 1978 году Марк Захаров увековечил ее в своей киноновелле. Саратовский ТЮЗ имени Киселева спектаклем с одноименным названием открыл парад премьер нового сезона. Шаг это был рискованный, ведь зрители гарантированно сравнивали ли бы захаринское "Чудо" с захаровским.
-
26.02.2021, 11:10
Цветок для Ниночки, письмо для Юры. ТЮЗ представил спектакль о войне, мире и любви
У спектакля "Цветок для Ниночки" сложная и интересная судьба. По сути, он родился из работы Татьяны Чупиковой и Артема Яксанова в жанре литературной гостиной. Несколько лет проект работал только по заявкам школ и проходил в рамках экскурсии для школьников. Ее начинал вести сам Юрий Ошеров, а затем экскурсия вдруг неожиданно перерастала в постановку. В прошлом году было решено расширить эту работу до полноценного спектакля и показать в канун 75-летия Великой Победы. Из-за коронавирусных ограничений премьера состоялась только в этом году накануне 23 февраля.
-
19.11.2024, 10:39
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите
Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего российского угольного саммита - это ежегодное мероприятие, собирающее ведущих игроков угольной промышленности для обмена опытом и обсуждения новых технологий.
-
19.11.2024, 10:24
2500 детей "из пробирки". Как в регионе работает служба вспомогательных репродуктивных технологий
Российские демографы и репродуктологи констатируют рост популярности процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Это связывают с повышением возраста женщин, в котором они впервые становятся мамами, возрастающих при этом рисках бесплодия и доступностью процедуры (уже больше десяти лет выполняется в рамках ОМС). Есть мнение, что к середине 2030-х годов спрос на ЭКО увеличится как минимум в 2-3 раза. Тонкостям этой темы уделяется пристальное внимание, так как удовлетворение этого спроса может обеспечить дополнительный рост рождаемости, а в условиях демографического кризиса это является главнейшей задачей. СарБК выяснял, сколько детей в Саратовской области появилось на свет благодаря вспомогательным репродуктивным технологиям и как в регионе развивается данная медицинская служба.
- Сегодня
- Неделя
- Месяц